«Листая страницы истории. Вторая мировая война»
материал

Нижельский Алексей Владимирович

Конспект классного часа 1 сентября

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chasa.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Листая страницы истории. Вторая мировая война»

Ход занятия

  1. Подготовительный этап

Приветствие. Настрой на занятие. Погружение в тему. Постановка проблемы.

Основная часть. Короткий рассказ о Александре Розенбауме.

        Александр Яковлевич Розенбаум  — советский и российский певецавтор-исполнительпоэтмузыканткомпозиторгитаристпианисткиноактёрврач[4]Народный артист РФ (2001). Член партии «Единая Россия».

Слушаем песню «А может, не было войны», исполнитель Александр Розенбаум, альбом «Эпитафия», 1986.

        Звучит песня. Перед глазами черно-белая фотография.

        

        У учащихся на столах раздаточный материал:

  • Текст песни «А может не было войны».
  • Глоссарий (напомнить, что это такое)
  • Бланк письма

        Из раздаточного материала берем текст песни «А может не было войны».

        Начинаем работать с текстом. На экране учитель включает слайды, соответствующие строчкам песни (работаем медленно, если есть не понятные слова, останавливаемся, обсуждаем).

        Постановка проблемного вопроса:

        - Почему мы должны помнить, что война была?

        - Почему всё чаще переосмысливаются итоги войны?

        Вводим фразу: «Не сфотографировал — значит, не было» - известная фраза журналистов. Подтверждаем историческими документальными фотографиями* слова песни.

                А может, не было войны...

                И людям всё это приснилось:

                Опустошённая земля,

        - Разрушения коснулись не только России: столицы Европы…

                Расстрелы и концлагеря,

                Хатынь и братские могилы?

        Работаем с Глоссарием.

        Концентрационные лагеря Третьего рейха.

        Детский концентрационный лагерь Саласпилс - пожалуй, самый жуткий из фашистских концлагерей. За три года его существования здесь убили и замучили до смерти тысячи детей. Это было не просто лагерь смерти – это был банк крови. Её выкачивали из маленьких узников, пополняя запасы немецких госпиталей. Изможденные и заморенные голодом малыши, некоторым из которых не было еще и пяти лет, цинично рассматривались как живые контейнеры, полные крови, либо как объекты медицинских экспериментов.

        Лагерь начали строить в Латвии в октябре 1941-го. Рядом располагался поселок Саласпилс – отсюда и одноименное название, которое получил лагерь в народе, хотя официально он именовался Кайзервальд. Строили его евреи, в том числе из Рижского гетто.
        Как позже показал на суде генерал СС Йекельн, еженедельно в концлагерь прибывало по два-три эшелона с евреями. В каждом – примерно тысяча человек. «Мы расстреляли, предположительно, около 87 тысяч евреев, прибывших в лагерь Саласпилс из других стран», – уточнил он

        Хотя официально Латвия не признает факта столь массового убийства детей в Саласпилсе, сохранилось немало воспоминаний очевидцев и других доказательств этим общеизвестным преступлениям.
        В основном сюда привозили малышей из Белоруссии и северо-западных областей России – Псковской, Калининской, Ленинградской.
«Лагерь трудового воспитания» (так официально в документах именовался Саласпилс) на самом деле был банком крови и местом проведения изуверский медицинских экспериментов. В этом так называемом «трудовом» лагере держали и двух-, и трёхлетних детей, и даже грудничков. Вместо имени у каждого ребенка был номер, выбитый на жетоне.
        
Более чем за три года существования концентрационного лагеря было выкачано в общей сложности три с половиной тысячи литров детской крови. В большинстве случаев её брали до тех пор, пока ребенок не умирал. Кровь эта была нужна офицерам СС, поправлявшим свое здоровье в госпиталях.
        Момент, когда в бараке появлялся немец в белом халате и выкладывал на столе свои медицинские инструменты, был для каждого маленького пленника самым страшным. Врачи-изверги приказывали детям лечь и вытянуть руки. Большинство ребят покорно слушались, а тех, кто отказывался, крепко привязывали к столу и выкачивали кровь насильно. Обессиленных детей, которые выглядели уже умирающими, уносили из барака – как правило, чтобы сжечь в лагерной печи либо убить и бросить в общую канаву. Остальных оставляли, чтобы потом производить забор крови снова и снова.
        
Кроме того, известно, что в Саласпилсе на детях испытывали всевозможные яды, добавляя малышам в пищу мышьяк, делая им смертельные инъекции либо отправляя узников в газовые камеры. Некоторым подопытным фашистские врачи ампутировали конечности.
        
Согласно статистике, из 12 тысяч советских детей, используемых в лагере Саласпилс в качестве доноров, погибло больше половины, однако фашисты всеми силами постарались скрыть следы массовых убийств.
        Известно (опять же из показаний фашистов на суде), что под руководством сотрудника гестапо Блобеля было уничтожено множество массовых захоронений пленных – в том числе узников Саласпилса. Заметая следы, фашисты раскапывали могилы и сжигали тела. Для таких раскопок использовали труд евреев, которых по окончании работ также убивали и сжигали.

        Осенью 1944-го при наступлении советских войск концлагерь Саласпилс (опять же, чтобы замести следы) фашисты уничтожили, а его персонал (немцев и латышских полицейских) спешно эвакуировали.
        Согласно акту судмедэкспертизы массовых детских захоронений концлагеря Саласпилс (28. 04. 1945), в 54 оставшихся на его территории могилах было обнаружено 632 тела. Из них 114 малышей – грудного возраста, 106 – дети от года до трех лет, 91 – от трех до пяти лет, 117 – от трех до восьми…
        В память о погибших детях-донорах и других убитых в Саласпилсе после войны был установлен мемориал. Кажется, что в этих местах до сих пор витают души маленьких изможденных узников, отдавших свою кровь фашистским изуверам.
                А может, не было войны,

                И у отца с рожденья шрамы,

                Никто от пули не погиб,

                И не вставал над миром гриб, ( слайды 21-22)

        Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) — два единственных в истории человечества случая боевого применения ядерного оружия. Осуществлены Вооружёнными силами США на завершающем этапе Второй мировой войны.

Утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29 «Enola Gay», названный так по имени матери (Энола Гей Хаггард) командира экипажа, полковника Пола Тиббетса, сбросил на японский город Хиросиму атомную бомбу «Little Boy» («Малыш») эквивалентом от 13 до 18 килотонн тротила. Три дня спустя, 9 августа 1945, атомная бомба «Fat Man» («Толстяк») эквивалентом в 21 килотонну тротила, была сброшена на город Нагасаки пилотом Чарльзом Суини, командиром бомбардировщика B-29 «Bockscar». Общее количество погибших составило от 90 до 166 тыс. человек в Хиросиме и от 60 до 80 тыс. человек — в Нагасаки. Ещё 60 тысяч умерли от лучевой болезни, ожогов и ранений.

        Шок от атомных бомбардировок США оказал глубокое воздействие на премьер-министра Японии Кантаро Судзуки и на министра иностранных дел Японии Того Сигэнори, которые склонились к тому, что японское правительство должно прекратить войну[1].

        15 августа 1945 года Япония объявила о своей капитуляции[2][3]Акт о капитуляции, формально закончивший Вторую мировую войну, был подписан 2 сентября 1945 года.

Роль атомных бомбардировок в капитуляции Японии и этическая оправданность самих бомбардировок до сих пор вызывают острые споры

                И не боялась гетто мама?

        Работаем с Глоссарием –

Понятие «ГЕТТО»

                

                А может, не было войны,

                И у станков не спали дети,      26слайд

                И бабы в гиблых деревнях

                Не задыхались на полях,

                Ложась плечом на стылый ветер?     30 слайд

Последнюю фразу можно объяснять, если дети постарше, а можно упустить - я рассказываю только в 10 и 11 классе.

        А может, не было войны?

        Не гнали немцев по этапу,

        И абажур из кожи - блеф

        А Муссолини - дутый лев,

        В Париже не было гестапо?

        Информация о Муссолини – 33 слайд

        Бенито  Амилькаре  Андреа Муссолини — итальянский политический и государственный деятель, публицист, лидер Национальной фашистской партии (НФП), диктатор, вождь («дуче»), возглавлявший Италию как премьер-министр в 1922—1943 годах. Первый маршал Империи (30 марта 1938). После 1936 года его официальным титулом стал «Его Превосходительство Бенито Муссолини, глава правительства, Дуче фашизма и основатель империи»[1]. После свержения в 1943—1945 годах возглавлял марионеточную Итальянскую социальную республику, контролировавшую при поддержке немцев часть территории Италии.

        Муссолини был одним из основателей итальянского фашизма, включавшего в себя элементы корпоративизмаэкспансионизма и антикоммунизма в сочетании с цензурой и государственной пропагандой[2][3].

        В период правления Муссолини была ограничена часть прав и свобод населения, был установлен тоталитарный режим. Известны случаи применения политических репрессий. Возглавляя семь министерств (включая министерства обороны и внутренних дел) и будучи одновременно премьер-министром, ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство. По его приказу на Сицилии была практически разгромлена мафия.

                А может, не было войны?

                И "шмайсер" - детская игрушка,

Информация о «Шмайсер» - пистолет- пулемет, стоявший на вооружении германской армии во Второй Мировой войне -

                Дневник, залитый кровью ран,

                Был не написан Анной Франк,

Анна Франк —

еврейская девочка, автор знаменитого «Дневника Анны Франк»

Аннели́з Мари́я (А́ннаФранк (нем. Anneliese Marie «Anne» Frank12 июня 1929 — февраль 1945[7]) — еврейская девочка, уроженка Германии, после прихода Гитлера к власти скрывавшаяся с семьёй от нацистского террора в Нидерландах. В итоге была схвачена и отправлена в Освенцим, а оттуда в Берген-Бельзен, где умерла в конце войны от тифа. Автор знаменитого «Дневника Анны Франк» — документа, обличающего нацизм, который переведён на многие языки мира. Эта книга сразу стала мировым бестселлером — не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с Холокостом. Анна Франк и её семья считаются одними из самых известных жертв нацизма.

                Берлин не слышал грома пушек?

                А может, не было войны,

                И мир её себе придумал?

                ...Но почему же старики

                Так плачут в мае от тоски? –

         Однажды ночью я подумал.

В 1941—1944 годы стало местом массовых захоронений.

В братских могилах захоронены жертвы блокады Ленинграда и воины Ленинградского фронта (всего около 470 тысяч человек; по другим данным, 520 тысяч человек — 470 тысяч блокадников и 50 тысяч военнослужащих).

Исследователь блокады писатель Михаил Стрыгин оспаривает количество захороненных и предполагает, что в действительности захоронено около 3 миллионов человек.

Там лежат и мои родные...

  1. Рефлексия.
  •  Можем        ли        мы, пользуясь        документальными фотографиями, глоссарием,

подготовленными сообщениями учителя и одноклассников дать ответ на поставленные вопросы?

  •  Почему мы должны помнить, что война была?
  •  Почему всё чаще переосмысливаются итоги войны?

                                                                                Приложение №1

Исполнитель: Александр Розенбаум Альбом: Эпитафия, 1986 А может, не было войны?

А может, не было войны...

И людям всё это приснилось:

Опустошённая земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

А может, не было войны,

И у отца с рожденья шрамы,

Никто от пули не погиб,

И не вставал над миром гриб,

И не боялась гетто мама?

А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

Люди, одним себя мы кормим хлебом,

Одно на всех дано нам небо,

Одна земля взрастила нас.

Люди, одни на всех у нас дороги,

Одни печали и тревоги,

Пусть будет сном и мой рассказ.

Пусть будет сном и мой рассказ...

А может, не было войны?

Не гнали немцев по этапу,

И абажур из кожи - блеф,

А Муссолини - дутый лев,

В Париже не было гестапо?

А может, не было войны?

И "шмайсер" - детская игрушка, Дневник, залитый кровью ран, Был не написан Анной Франк, Берлин не слышал грома пушек?

А может, не было войны,

И мир её себе придумал?

...Но почему же старики Так плачут в мае от тоски? - Однажды ночью я подумал.

...А может, не было войны,

И людям всё это приснилось?..

Приложение №2

КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ (определения даны в сокращенном и упрощенном виде)

АГРЕССИЯ (от лат. аgressio — нападение) — незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого-либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН. Субъектом агрессии является государство, которое посягает на суверенитет другого государства. Агрессия может быть прямой и косвенной. Но в любом случае она способствует росту международной напряженности, приводит к человеческим жертвам, дестабилизации политической и иной обстановки. Поэтому в международном праве существует принцип международной правовой ответственности за агрессию. Он включает в себя различные принудительные меры, направленные на пресечение агрессии и ее проявлений в будущем. Цивилизованные формы человеческого общежития осуждают агрессию, но полностью избавиться от нее сегодня не в состоянии. Политология: Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.

ГЕНОЦИД. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид — тягчайшее преступление против человечества. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

ГЕНОЦИД (от греч. genos — род, племя и лат. caedo — убиваю) — одно из тягчайших преступлений против человечества. Это истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время Второй мировой войны. Международная конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» (1948 г.) устанавливает международную уголовную ответственность лиц, виновных в совершении геноцида. Энциклопедический словарь. 2009. ГЕТТО (от итал. ghetto nuovo «новая литейная») — части крупных городов, отведенные для добровольного или принудительного проживания меньшинств, в современном мире в результате социального, правового или экономического давления. Изначально термин употреблялся только для районов проживания людей дискриминируемых по национальному, расовому или религиозному признакам (напр. евреи). Википедия.

ГЕТТО В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ — жилые зоны на подконтрольных немецким нацистам и их союзникам территориях, куда насильственно перемещали евреев в целях изоляции их от нееврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса»[1][2][3][4][5], в рамках которой было уничтожено около 6 миллионов евреев. Википедия.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio — различение) — ущемление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — это предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. Большой Энциклопедический словарь. 2000. «...Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам...». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.20

Концентрационные лагеря Третьего рейха — места массового заключения и уничтожения властями гитлеровской Германии гражданских лиц по политическим или расовым соображениям; осенью 1941 г. в концлагерях стали массово убивать военнопленных советских командиров и политработников. Концентрационные лагеря существовали до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории. Множество узников концентрационных лагерей было убито, погибло от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, голода, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов. Википедия.

НАЦИЗМ. Германский фашизм. Толковый словарь Ожегова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. НАЦИЗМ (от назв. Национал-социалистской партии Германии) — название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933-1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальное разделение всех наций по степени их «полноценности». Средством реализации идей нацизма стали военная агрессия и геноцид. В ряде своих существенных черт сходен с фашизмом. Большой юридический словарь / А.Я. Сухарев, В.Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.: Инф ра-М., 2003. НЕОНАЦИЗМ. Общественно-политическое течение, проявляющееся в оправдании и возрождении нацизма. Заимствует элементы основ нацистской политики, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию и антисемитизм. Характерная черта — использование нацистской символики и воспевание Адольфа Гитлера. (Использование нацистской символики законодательно запрещено в странах Европы в целях борьбы с неонацизмом.) Энциклопедический словарь. 2009.

НЮРНБЕРГСКИЙ процесс — судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками. Проводился в г. Нюрнберге в Международном военном трибунале (20.11.1945-1.10.1946). К ответственности были привлечены высшие военные и государственные деятели фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, В. Кейтель, Э.

Кальтенбруннер, А. Йодль, А. Шпеер, Я. Шахт, Г. Крупп. 12 человек приговорены к смертной казни, 7 — к длительным срокам или к пожизненному тюремному заключению. Были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистской партии и охранные (СС) отряды этой партии, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (гестапо). Нюрнбергский процесс разоблачил сущность германского фашизма, его планы уничтоже ния целых государств и народов, опасность фашизма для всего человечества. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества. Большой Энциклопедический словарь. 2000. ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) — эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Политическая наука: Словарьсправочник / сост. И.И. Санжаревский, 2010.

ПАТРИОТИЗМ. Всегда определяется как любовь к своей стране или горячая защита ее интересов. Патриотизм не требует программы действий; он активизирует и вдохновляет национализм, но сам не всегда носит националистический характер. Политика: Толковый словарь / Дж. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл и др.; под ред. А. Маклина. — М.: ИНФРАМ: Весь Мир, 2001.

РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ Дискриминационное или оскорбительное поведение по отношению к людям, принадлежащим к другой расе. ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА № 2 2014 «Расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или пред почтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью либо следствием уничтожение или умаление призна ния, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни» (ст. 1(1) Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965 г.) Международное миграционное право: глоссарий терминов / Р. Перрушу. — Женева : Международная организация по миграции, 2005.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia — терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. Философский энциклопедический словарь. 2010.

ФАШИЗМ — бесчеловечная идеология, преступная политика.

ФАШИЗМ (итал. fascismo — от fascio — пучок, связка, объединение), социальнополитические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В узком смысле фашизм — феномен политической жизни Италии и Германии 20-40х гг. II века. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя», «фюрера». Непременные элементы идеологии и политики — всесторонний, массовый террор, шовинизм, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации. Большой Энциклопедический словарь. 2000.

ШОВИНИЗМ (фр. chauvinisme) — разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям. Основными положениями политической идеологии шовинизма являются: утверждение превосходства одной нации над другой; распространение в массовом сознании и психологии людей идеи исключительного превосходства одной нации над другими нациями и народами. Во внешней политике шовинизм проповедует агрессию как основную форму общения с другими государствами. Это приводит к развязыванию войн, возникновению вооруженных конфликтов между государствами или внутри многонациональных государств. Отсутствие политической, правовой и общей культуры делает шовинистов очень опасными субъектами общественнополитической жизни. Политология : Словарь / под ред. В.Н. Коновалова. — М.: РГУ., 2010. Шпак В.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Мультимедийный интерактивный учебный материал по истории Второй мировой войны для студентов и старшеклассников

Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании молодежи. С целью  повышения заинтересованности молодежи в самостоятельном изучении...

Классный час, посвящённый истории второй мировой войны

Материал составлен в виде викторины для нескольких команд в 6-8 классах. Необходимо предварительно дать детям несколько ломашних заданий....

Викторина "По страницам истории. Первая мировая война"

Презентация посвящена истории первой мировой войны....

вопросы к зачёту по истории "Вторая мировая война. Великая Отечественная война"

Подготовка к зачёту поможет учащимся 11 классов более глубоко знать материал, связанный с Великой Отечественной войной. Это особенно актуально в год 70-летия Великой Победы....

«Почему и как западные историки переписывают историю Второй мировой войны?»

9 мая наш народ будет отмечать знаменательную дату – День Победы.Прошло 69 лет с того дня, когда мир  узнал  о Великой Победе нашего оружия, нашего духа. Пройдет еще 100, а может быть и тыся...

Конспект классного часа "Листая страницы истории. Вторая Мировая война"

Материал  поможет учителю провести внеклассное мероприятие, посвященное памяти событиям Великой Отечественной войны...