Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»
методическая разработка

Дашиева Гэрэлма Николаевна

Семинар-практикум

«Конструктивное взаимодействие классного руководителя

с родителями учащихся категории "группа риска"»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Конструктивное взаимодействие классного руководителя

с родителями учащихся категории "группа риска"»

Дашиева Г.Н.

Данный семинар-практикум для классных руководителей позволит педагогам увидеть и почувствовать вербальные и невербальные барьеры во взаимодействии с родителями группы риска, понять их причины и научиться психологическим методам и приемам эффективного общения с данной категорией родителей. Важная часть семинара - практические упражнения, которые дают возможность классным руководителям, анализируя собственные эмоции и чувства, понять и увидеть их у родителей «группы риска» и научиться новым приемам взаимодействия с ними.

Цель - повышение профессиональной компетенции классных руководителей.
Задача - актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям «группы риска»:

  • обратить внимание педагогов на типологию родителей группы риска;
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями группы риска;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями группы риска, развитию эмпатии по отношению к ним.

Оптимальное количество человек – 18-21. Предварительной работы с участниками семинара не проводится кроме информирования о теме, дате и месте проведения семинара. Семинар состоит из 2 частей с перерывом 5-7 минут, каждая из которых имеет продолжительность от 50 мин. до 1 часа.
Общее время проведения семинара - 2 часа.
Необходимые материалы:

1). презентация

2). бланки для упражнения «Продолжи предложение» (по кол-ву групп),

3). бланки для упражнения «Бег ассоциаций» (для 3 групп)

4). карточки на доску

5). маленькие листочки по кол-ву участников

6). демонстрационные листы (А4) с кругами

7). ситуации (2 шт.)

8). карточки со словами к упр. «Здравствуйте» (по кол-ву участников)

9). бейджи с ролями «Кл. руководитель» (2шт.), «Родитель ГР» (2 шт.), на стол - «Эксперты» (2 шт.)

10). тексты с инструкцией к упр. «Уважаемая Мария Ивановна!»

11). памятка «Работа с Я-сообщением» (на столы)

12). «Техника активного слушания» (на столы)

13). Памятка «Техники поддержания контакта и снижения напряжения собеседника» (по кол-ву участников)

14). «Листок обратной связи» (на столы по кол-ву участников)

Формы работы: мини-лекция, "мозговой штурм", работа в группах, практические упражнения.

Ход семинара-практикума
I. Организация пространства. Размещение прибывающих участников семинара за столами, заранее поставленными в 
форме квадрата, чтобы педагоги оказались лицом друг к другу и видели всех участников.
II. Приветствие ведущего. Введение в тему

1. Упражнение "Настроение руками"
Инструкция. Ведущий показывает настроение, в котором он пребывает в данный момент, с помощью рук, без слов. Следующий за ним участник, показывает собственное настроение. И так - до последнего участника.

2. Упражнение "Продолжи предложение"

Инструкция. Участникам в группе раздаются карточки с началом фразы: "Родители группы риска - это...". Задача - быстро, не раздумывая, по кругу в течение 
1 минуты написать продолжение фразы, согнуть лист, чтобы ответ был не виден. Представитель группы зачитывает получившиеся варианты и, посовещавшись с участниками, выбирает 1-2 ответа.

Ведущий обобщает (выписывает на доску) представления участников о родителях группы риска: распределяя их, посовещавшись с участниками, на три группы - "нейтральное отношение", "негативное отношение", "позитивное отношение" (карточки на доске).
*Как правило, негативного восприятия родителей группы риска бывает в разы больше, чем остального.
Далее обсуждаются результаты выполнения задания и причины негативного восприятия большинством педагогов родителей группы риска.

III. Основная часть

ПЕРВЫЙ БЛОК
1. Упражнение «Бег ассоциаций»
Инструкция. Каждой группе необходимо сформулировать и записать ассоциации, вызываемые фразой "родители группы риска" в сочетании с определенным словом;

  • первая группа - ассоциация со словом "растения": "Если бы родители группы риска были растениями, то это были бы…";
  • вторая группа - ассоциация со словами "транспортное средство": "Если бы родители группы риска были транспортными средствами, то это были бы...";
  • третья группа - ассоциация со словом "животное": "Если бы родители группы риска были животными, то это были бы...".

Время выполнения - 2 минуты.
После выполнения задания представитель каждой группы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет причины подобного сравнения. Далее, ведущий предлагает участникам проанализировать, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных - и почему.
Обобщение: все родители разные. И даже родители группы риска при однозначном, казалось бы, критерии отнесения к этой группе - тоже разные.

2. Мини-лекция "Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей группы риска"

Презентация СЛАЙД 1.

Неблагополучные семьи - это семьи имеющие, трудноразрешимые проблемы, ограничивающие её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех её членов. К неблагополучным семьям мы относим: семьи алкоголиков, наркоманов, психически неуравновешенных людей, неполные и малообеспеченные, многодетные и нетрудоспособные семьи, имеющие детей или родителей инвалидов, молодые и безработные семьи, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми, а также семьи, в которых родители заняты индивидуальной трудовой деятельностью, сопряжённой с разъездами.

Неблагополучная (асоциальная )семья- это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

СЛАЙД 2. Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Cемьи с явной (открытой) формой неблагополучия: конфликтные семьи;·проблемные семьи;·асоциальные семьи; аморально-криминальные семьи; семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия: формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне); проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье, ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

СЛАЙД 3. Типы неблагополучных семей

По материалам книги В.М. Целуйко «Психология неблагополучной семьи»:

Педагогически несостоятельная

Конфликтная семья

Асоциальная семья

Занимается воспитанием детей, но для нее характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главной целью воспитательных усилий родителей нередко становится лишь достижение послушания.

Воспитательная функция деформирована. Условия жизни в такой семье могут вызвать хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к бегству из дома, бродяжничеству.

В таких семьях ребенок растет в крайне неблагоприятной для его воспитания обстановке.

У членов такой семьи отмечаются асоциальные формы поведения и негативные ориентации.

СЛАЙД 4. Основными принципами работы с семьей ГР являются:

- приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

- соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

- обоснованное использование власти и контроля;

- учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
СЛАЙД 5. 
Индивидуальная работа с семьёй ГР включает:

  1. Установить шефство за трудновоспитуемым учеником.
  2. Наблюдения за трудновоспитуемыми детьми
  3. Систематическое отслеживание посещаемости занятий трудновоспитуемыми учениками
  4. Совместно с учителями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
  5. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса.
  6. Индивидуальные беседы, как с родителями (отдельно), так и с ребенком из этой семьи, как наиболее эффективный способ взаимодействия.
  7. Проведение профилактических классных часов.  
  8. Консультации по решению текущих проблем: успеваемость, агрессивное поведение, пропуски уроков.
  9. Привлечение специалистов к работе с семьями данной категории, обучение детей методам саморегуляции поведения.
  10. Приглашение семьи на Коррекционный совет школы.
  11. Своевременное реагирование и оформление документов
  12. Социальный патронаж семей 

В этом учебном году силами классных руководителей, инспектора по опекаемым, зам. директора по ВР обследовано  12 семей, четыре из которых соответствуют категории «ГР».

Хочется поблагодарить тех педагогов, которые в течение всего учебного года проявляли неравнодушие, наблюдательность и вовремя направляли родителей и детей с проблемами к педагогу–психологу.

3. Упражнение "Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска"
Инструкция. Каждому участнику предлагается на маленьком листе с помощью двух кругов изобразить себя (Я) и типичного (в собственном восприятии) родителя группы риска (Р) во взаимодействии.
*Примечание. Как правило, на выполнение данного задания дается от 
3 до 5 минут, не более! И это важно, т. к. реальное отражение типичной для педагога позиции во взаимодействии с родителем выявляется на уровне подсознания в первые минуты.
Далее ведущий предлагает участникам объединиться 
в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия классного руководителя с родителем группы риска.
*Рассмотреть и объяснить, что дают нам взаимоотношения в каждой из позиций.

- Какая из позиций подходит для наиболее эффективного взаимодействия? (пересечения кругов, общение на равных)

4. Упражнение в группах "Чувства родителей группы риска при взаимодействии с классными руководителями, педагогами"

Инструкция. Участники в 2-х группах распределяют роли: в каждой будет один - "классный руководитель" и один - "родитель группы риска". Группе дается карточка с описанием своей ситуации, которую необходимо проиграть, согласно ролям.
Задача 3-ей группы (экспертов): со своей позиции (часть – кл. руководители, часть – родители ГР) понять, какие чувства в данной ситуации испытывает кл. руководитель или родитель ГР, предположить причину. На проигрывание одной ситуации дается до 5 минут.
По завершении проходит обсуждение.
Примеры ситуаций
Ситуация 1. Классный руководитель после долгих попыток повлиять на поведение ребенка из семьи группы риска (который всегда пропускает первые два урока, на занятиях невнимательный и шумный, домашние задания выполняет редко и небрежно, с одноклассниками ссорится, с учителями оговаривается) пригласил одного из родителей ребенка на разговор.
Ситуация 2. Ребенок в школе - новичок. Из прежней школы в данную пришел по причине трудностей в обучении и конфликта с классным руководителем. Педагоги прежней школы сообщили классному руководителю, что семья ученика - неблагополучная, находится на учете во многих структурах, родители на контакт не идут. Классный руководитель решил пригласить одного из родителей для знакомства.

♫ Перерыв 5 минут
.

ВТОРОЙ БЛОК
6. Упражнение "Разгоняем паровоз"
Упражнение направлено на снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Инструкция. Участникам предлагается по очереди хлопнуть в ладони по два раза так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков.

Мини-лекция с презентацией "Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска"

СЛАЙД 6. Эффективное общение - это принятие того, что сообщает партнер по общению; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае - родителю группы риска), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства.
СЛАЙД 7. Принятие можно продемонстрировать невербально (мимикой, жестами, позой, тоном) и вербально (словами).

7. Упражнение "Здравствуйте!"
Инструкция. Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которые может испытывать любой человек.

Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово "здравствуйте", пытаясь изобразить предложенную эмоцию.
Задача остальных: понять, какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданное слово.
СЛАЙД 8. Слова для карточек: подозрение, злость, крайняя усталость, истерия, грусть, уверенность, доброжелательность, вредность, отвращение, страх, превосходство, раздражение, ярость, осторожность, самодовольство, подавленность, скука, удивление, беспокойство (тревога), понимание чувств другого, сочувствие, радость, обида, гнев, досада, обвинение, сердитость, строгость.

Вопросы участникам: А что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?

СЛАЙД 9. Этапы взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска: 1) установление контакта; 2) прояснение предмета разговора; 3) обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.
*
Вопрос: Какой из этих этапов для педагога, как правило, самый сложный?(установление контакта)

Установление контакта. Обычно встреча "среднестатистических" педагога и родителя группы риска происходит примерно так: минуя установление контакта ("чего это я перед ним буду прыгать?"), педагог начинает сразу со второго этапа ("так, я вызвал(а) вас потому, что ваш ребенок опять не учится, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый!.. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?" и т. д.).

8. Упражнение "Уважаемая Мария Ивановна..."
Инструкция. Среди участников выбираются 5 человек, которые будут играть роль классных руководителей. Их задача - произнести предложенную фразу так, как написано в карточке.

Остальные участники представляют родителей группы риска. Их задача - отслеживать свои эмоции и чувства и записывать их после каждого произнесения фразы.

Текст фразы: "Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас, как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".
Варианты произношения:

  1. доброжелательная интонация; руки скрещены на груди; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть в глаза родителю;
  2. доброжелательная интонация, родитель сидит, вы стоите, время от времени прохаживаясь по кабинету; руки сцеплены за спиной; сверлите глазами родителя;
  3. улыбка, но тон очень строгий; жестикуляция почти на каждом слове ладонью вверх-вниз, вторая рука на поясе; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть ему в глаза;
  4. доброжелательная интонация, руки повернуты ладонями к родителю, тело также повернуто к нему; стараться смотреть в глаза;
  5. доброжелательная интонация; вы стоите за столом, опершись на него обеими руками; родитель сидит; тело несколько наклонено над родителем; стараться не смотреть ему в глаза, взгляд устремлен мимо, за его плечо.

*Отреагировать чувства, которые испытывали «родители ГР»
Вопрос: Какой из вариантов произношения фразы на ваш взгляд более эффективен для установления контакта? (4)

СЛАЙД 10. Для установления контакта хорошо использовать правило "трех П": ПРИНИМАЕМ - ПОНИМАЕМ - ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные и вербальные средства общения.

СЛАЙД 11. Методы и приемы прояснения предмета разговора.

  • "рефлексивное" или "активное слушание";
  • "обратная связь";
  • «Я-сообщение» ;
  • приемы снижения эмоционального напряжения.

Рефлексивное или активное слушание (в психологии его называют эмпатийное) требует от педагога понимания многообразия чувств родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. Оно состоит из 3 стадий: сопереживание, сочувствие и симпатия (3 «С»).

Суть метода в умении слушать, а главное слышать больше, чем собеседник устно сообщает.

СЛАЙД 12. Методы активного слушания:
- перефразирование или эхотехника

- резюмирование

- эмоциональный повтор

- уточнение

- логическое следствие

- невербальное сопереживание (знаковое, жестовое)

- вербальное сопереживание (словесные восклицания)

- зеркальное отражение

В результате использования данного метода родитель чувствует, что его слушают, становится более открытым и искренним, стремится продолжить разговор.
Важно: желание выслушать родителя группы риска (может быть, его больше и некому выслушать!), уделить ему достаточно времени, принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Применяйте вербализацию (словесное выражение) чувств: "вы чувствуете... потому что..."; "вы огорчены!... потому что..."
Предупреждение: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (в этом случае данный метод не приведет к успеху).

Раздать памятки «Техника активного слушания»

Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику, а пользуемся вербальными средствами общения, интерпретируем его сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно использовать обратную связь (проговаривать, что именно вы услышали).

10. Упражнение «Техника «Я-сообщение»
В психологии такие фразы, типа «Ты опять опоздал! Ты ничего не делаешь! Ты постоянно поступаешь по своему!» и т.п. называются 
Вы-сообщениями. Все эти фразы объединяет то, что они начинаются с обвинения в адрес другого человека, ставят его в оборонительную позицию, т.к. у него подсознательно возникает ощущение опасности. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.

Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование техники Я-сообщений

Фраза должна составляться из четырех основных частей:

1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…». (а не «Ты опоздал!» – почувствуйте разницу)

2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».

3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.

4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».


Раздать технику «Я сообщения» и ситуации для работы в группах
.


Раздать памятки «Техники эмоционального контакта и снижения напряжения собеседника»,

«Памятка по работе с семьёй категории «группа риска».

Заключение: взаимодействие с родителями ГР может стать эффективным, если мы будем учитывать чувства родителя, его настрой на общение с классным руководителем, которые с вою очередь зависят от нашего настроя (принятие - понимание - поддержка), профессионализма (умение использовать различные коммуникативные техники), невербального и вербального поведения.

И я искренне желаю, чтобы наше общение не только с учениками, с родителями, но и с коллегами в коллективе было всегда только позитивным!
И в завершении прошу написать всех участников нашего практикума несколько слов в 
«листке обратной связи».

СЛАЙД 13.Спасибо за работу, понимание и внимание!!!

Упражнение «Продолжи предложение»

Родители группы риска - это...

Родители группы риска - это...

Родители группы риска - это...

Родители группы риска - это...

Родители группы риска - это...

Родители группы риска - это...

Упражнение «Бег ассоциаций»

  • первая группа - ассоциации со словом "растения": "Если бы родители группы риска были растениями, то это были бы…

Упражнение «Бег ассоциаций»

  • вторая группа - ассоциации со словосочетанием "транспортное средство": "Если бы родители группы риска были транспортными средствами, то это были бы..."

Упражнение «Бег ассоциаций»

  • третья группа - ассоциации со словом "животное": "Если бы родители группы риска были животными, то это были бы..."

Памятка по работе с семьёй категории «группа риска».

1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных
примерах.


2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, внося поправки в услышанное.

4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они сами делились с вами своими неприятностями.

5. Не ставьте на ребенке крест, не вещайте ярлыков, шанс исправиться есть у каждого.

6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

8. Диалог с ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают.

9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка. Не грех иногда и встать на его место, чтобы лучше понять его мотивы.


Памятка по работе с семьёй категории «группа риска».

1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных
примерах.


2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.

3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, внося поправки в услышанное.

4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они сами делились с вами своими неприятностями.

5. Не ставьте на ребенке крест, не вещайте ярлыков, шанс исправиться есть у каждого.

6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

8. Диалог с ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым у вас совпадают.

9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.

10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка. Не грех иногда и встать на его место, чтобы лучше понять его мотивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся (презентация)

Данная презентация может быть использована на заседании методического объединения классных руководителей, посвященному вопросу "Работа с родителями"...

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Стасья содержит правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся, формы работы с родителями...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

В помощь классному руководителю для проведения родительских собраний...

Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся. Опыт работы.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:1.     Психолого - педагогическое просвещение родителей;2.     В...

Коллективные и групповые формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это ...

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лу...

План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ классного руководителя 11 класса  с родителями учащихся МБОУ СОШ№4 имени Л.И.Золотухиной на 2022 - 2023 учебный год...