Статья на тему "Формирование и развитие коллектива в образовательном процессе школы"
статья

...

В науке проблема коллектива является одной из важнейших ключевых проблем отечественной педагогики, теорию коллектива разрабатывали многие авторы (А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, И.П.Иванов, Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Г.Казакина, К.Д.Радина, Е.В.Титова и др.). В основном, она успешно сложилась и используется и в современной школе. Например, концепция коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Но, сегодня, в связи с изменением социальной ситуации, с изменением характеристик подрастающего поколения, поколения Z, изменились и вызовы современной школе, поэтому нужно определить, что сегодня мешает развитию и полноценному использованию возможностей коллективного воспитания в современной школе, какие существуют проблемы в развитии классных коллективов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елизаров Максим Игоревич

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

В данной статье мы рассмотрим понятие «образовательный процесс», основные вопросы, связанные с развитием классного коллектива в образовательном процессе школы: роль коллектива в развитии личности, подходы к определению понятия коллектива, признаки коллектива, его структура, стадии его развития, роль педагога на каждом этапе развития коллектива.

С начала своего основания советская школа была ориентирована на создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. Свой вклад в развитие теории коллектива внесли выдающиеся педагоги начала XX века: А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.М.Пистрак, П.Н.Лепешинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др.

По мнению А.В.Луначарского, «ведущей целью воспитания должно служить всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, содружествовать и проникнута сочувствием, которая жила бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами» [9].  Также он видел ценность коллектива, в создании условий для наиболее полного формирования и раскрытия творческого потенциала личности ребенка.

Широкий круг различных аспектов формирования детского коллектива в своих работах рассмотрела Н.К.Крупская: «об активной позиции ребенка; о связи детского коллектива с широкой социальной средой; о самоуправлении в детском коллективе; методические основы его организации» [8]. Свое практическое воплощение теория коллективного воспитания приобрела в опыте первых школ-коммун. Руководителем одной из таких школ выступил талантливый педагог С.Т.Шацкий. Ему удалось перейти от теории к практике и наглядно продемонстрировать возможность организации жизни коллектива, тем самым подтверждая действенность первичного коллектива как эффективную форму организации воспитанников, которая раскрывает перспективы всестороннего развития личности каждого ребенка.

По мнению специалистов ЮНЕСКО четыре педагога в мире, в числе которых А.С.Макаренко, Д.Дьюи, М.Монтессори и Г.Кершентейнер, определили облик образования во всем мире в ХХ веке. Наиболее весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес виднейший представитель отечественной педагогики А.С.Макаренко, учение которого стало известно во всем мире. Труды педагога содержат подробную технологию поэтапного формирования коллектива. В «Педагогической поэме» он сформулировал «принцип параллельного действия», который гласит, что воздействовать на отдельную личность возможно лишь воздействуя на коллектив, членом которого является эта личность. Разработанные А.С.Макаренко принципы были пронизаны гуманистическими идеями, а воспитание человека он трактовал как способ реализации его перспективных линий.

Последователем идеи А.С.Макаренко в своих педагогических разработках выступил В.А.Сухомлинский. Примечательным в его деятельности стало то, что он небезуспешно реализовал попытку построения целостного педагогического процесса при рассмотрении обеспечения в развитии творческого потенциала школьника в коллективе в качестве одной из школьных задач. Самой важной задачей воспитателя В.А.Сухомлинский считал вдохновить школьников на труд для коллектива. По мнению педагога, такой труд способен обогатить духовную жизнь учеников, сформировать чувство долга перед коллективом. В процессе достижения общей цели, «ребенок должен вкладывать как можно больше личного, таким способом через развитие индивидуальных возможностей происходит развитие коллектива в целом» [16; С.209].

В.А.Сухомлинский сформулировал такую систему принципов, которые должны быть заложены в основу формирования школьного коллектива, как «организационное единство школьного коллектива, руководящая роль школьного коллектива, руководящая роль педагога, ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным коллективом и другими коллективами нашего общества, дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение» и многие другие [15].

Более поздние педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов формирования воспитательных коллективов, развитие воспитательных функций и самоуправления в них (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц, В.М.Коротов, И.П.Иванов, Е.В.Титова и др.). В ряде работ исследователей (Т.А.Куракин, Л.И.Новикова, А.В.Мудрик и др.), коллектив рассматривается как своеобразная модель общества, акцент которой сосредоточен не столько на форме его организации, сколько на свойственной ему атмосфере, и принятой в нем системе человеческих ценностей. Детский коллектив в данной системе рассматривается как модель, служащая отражением того, как представлены реалии общества, и каковы тенденции его развития. В свою очередь, для общества детский коллектив выступает как будущая его ячейка и служит средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач. Работами современных деятелей было доказано, что «в основе сплочения детского коллектива лежит не только труд, но и общение, познание, игры и многие другие виды деятельности, организацию которых не стоит упускать из внимания» [3].

«Когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, - писал советский педагог Е.А.Аркин, - тогда всплывают такие стороны детской индивидуальности, которые при всевозможных других условиях не могут проявиться или быть обнаружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон» [1].

Таким образом, в отечественной педагогике коллектив рассматривался как средство воспитания личности, как наиболее благоприятная среда для развития личности и индивидуальности каждого ребенка. В настоящее время педагогику интересуют вопросы формирования и развития коллектива в образовательном процессе школы и использование его возможностей, как способа целенаправленного влияния на личность, опосредованно через коллектив.

Рассмотрим основные подходы к определению понятия «коллектив». Слово «коллектив» происходит от латинского «collido», что в переводе означает «объединяю», а латинское «collektivus» — собирательный.

Н.К.Крупская говорила, что коллектив, и только коллектив помогает детям уничтожить в себе чувство беззащитности и одиночества. Для того чтобы стать коллективистом, надо приобрести опыт жизни в коллективе [8].

Давая определение воспитательному коллективу Е.В.Титова отмечает, что «воспитательный коллектив – это создаваемая в воспитательных целях особым образом организованная группа воспитанников, обладающая основными сущностными признаками (коллектива)» [17]. Затем автор раскрывает основное назначение коллектива: «Чем лучше организуется целесообразная деятельность коллектива, тем больше возможностей для самоактуализации открывается перед личностью в процессе ее формирования. В этом и состоит основный смысл методики воспитания в коллективе» [18].

На данный момент образовательная система не стоит на месте: появляется огромное количество новейших методов работы и взаимодействия с детьми. В зависимости от этого можно заметить, как модифицируются задачи и цели обучения и воспитания. Нельзя представить современный образовательный процесс без непрерывного усовершенствования идей трудов ученых, поиска наиболее эффективных методик и элементов образования, которые бы целенаправленно расширяли творческий потенциал учащихся и закладывали в них основы для таких навыков, как саморазвитие и самообразование.

Итак, остановимся на подходах к трактовкам понятия «образовательный процесс».

В отечественных словарях педагогической направленности присутствует множество трактовок исследуемого понятия. Однако в некоторых словарях они отсутствуют вообще. Например, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» [12].

В «Педагогическом словаре» Коджаспирова Г.М. исследуемое понятие трактуется, так

«Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности, в соответствии с государственным образовательным стандартом» [6].

Автор словаря «Системы основных понятий» Новиков А.М. используют такую формулировку данного понятия:

«Образовательный процесс – это совокупная деятельность обучающегося (образовательная деятельность) и педагога (педагогическая деятельность)» [11].

Таким образом, сущность образовательного процесса заключается в трансляции социального опыта от старшего поколения к младшему для последующей его передачи путем их взаимодействия.

Основными функциями образовательного процесса являются [13]:

 «Образовательная (предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности);

Воспитательная (предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека);

Развивающая (предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека)» [13].

Таким образом, образовательный процесс являет собой специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, учащихся между собой, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Результатом решения этих задач могут послужить качественные преобразования  в уровне развития учащихся, их ценностных ориентиров, а также степени обученности и обучаемости школьников.

Некоторые педагоги считают, что понятия «класс» и «классный коллектив» синонимы. Рассмотрим данные понятия.

«Класс – постоянная в пределах учебного года группа учащихся, работающая по единой учебной программе» [6].

«Классный коллектив – группа учеников, объединенная общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью» [13; С.47].

Таким образом, понятия «класс» и «классный коллектив» не являются синонимами. Возможен исход событий, при котором класс так и не становится полноценным коллективом вовсе, что связано с непостоянством состава учеников в классе и частой сменяемостью классного руководителя, или же, что встречается чаще, высока вероятность низкого уровня классного развития.

А.С.Макаренко писал, что «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении… В школах наших такие коллективы, естественно существуют: это класс, и недостаток его в нашей школе, пожалуй, заключается только в том, что он не играет роли первичного коллектива, то есть связующего звена между личностью и целым коллективом, а очень часто является и последним коллективом» [3].

Юридическая трактовка Закона РФ «Об образовании» гласит, что коллектив обучающихся может присвоить звание «ученический», в связи с тем, что понятию «обучающийся» синонимичны «ученик», «учащийся», соответственно тот, кого учат.

По определению И.П.Подласого: «Коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях» [14].

Отмечая необходимость коллективного воспитания в современных общеобразовательных организациях И.А.Фархшатова [20] говорит, что «следует признать наличие существенных противоречий, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами развития образования на современном этапе между:

  • государственно-административной декларативностью о приоритете и важности воспитания обучающихся и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности педагогических средств воспитания ученического коллектива;
  • социальным заказом, нормативными документами, определяющими целостность и многоаспектность воспитания и недостаточным использованием воспитательного потенциала ученического коллектива;
  • необходимостью выявления ценностных ориентиров воспитания ученического коллектива и отсутствием научно-теоретического обоснования их выбора для использования в практике школ;
  • необходимостью оценки результатов воспитания ученического коллектива и не разработанностью системы унифицированных критериев, методик оценки воспитательного процесса» [20].

Следующий аспект анализа понятия связан с тем, что существуют две точки зрения на класс как коллектив. Одни исследователи считают, что класс необходим только для обучения, так как воспитание должно осуществляться в разновозрастных клубах, кружках, во внешкольных учреждениях. Бытует и иное мнение: не только обучение, но и весь процесс воспитания должен осуществляться в классе.

 Большой проблемой педагогической практики является то, что многие педагоги не могут отличить хорошо организованную группу от коллектива и искренне убеждены, что их класс является коллективом.  Например, можно сравнить основные свойства группы и основные свойства коллектива. Основной механизм действия у группы – заражение, у коллектива – организация.  Подчинение лидеру, борьба за лидерство, потеря индивидуальности, эмоциональная возбужденность – это все свойства группы. А равноправие, полномочность, взаимообогащение личного опыта, индивидуальность – это свойства коллектива. Также сказывается неграмотное заимствование иностранных терминов, например, использование вместо понятия «коллектива» термина «корпорация». Появилась даже своеобразная мода на понятие «корпоративная культура». Тем не менее, если сравнить признаки группы «корпорация» и группы «коллектив», то разница между ними становится очевидной.

В отличие от коллектива, который определяется в словаре системы основных понятий А.М.Новикова как «совокупность людей, объединенных совместной работой, общими интересами» [11], то корпорация – «это субъект права, она обладает экономической самостоятельностью, имеет устав, приобретает черты и качества инициатора социального взаимодействия» [11].

Таким образом, коллектив – это особый вид группы, то есть коллектив является группой, но не каждая группа – коллектив, а только обладающая следующими признаками, которые выделил ещё А.С.Макаренко [15]:

1)        «Общая общественно значимая цель;

2)        Совместная деятельность, направленная на ее достижение;

3)        Наличие структуры и органов самоуправления;

4)        Отношение ответственной взаимности;

5)        Связь с другими коллективами» [15].

Остановимся подробнее на этих признаках.

1. Общая общественно значимая цель. Школьный класс – это особый коллектив, который изначально создан по формальному признаку (например, когда ребенок достигает 7-летнего возраста, родители его приводят в школу, точно так же, как и других детей, проживающих в этом же микрорайоне). Даже случайный набор таких детей в классе способен объединить их в небольшие группы по интересам и схожим характеристикам. Однако ничто так не сплачивает коллектив, как установка и стремление к общей цели. А.С.Макаренко считал, что «Целенаправленность воспитательного процесса ставит перед классным руководителем цель и определение стратегических и тактических задач воспитания, для достижения которых необходимо участие самих учеников. Кроме того, эту цель и задачи необходимо грамотно расположить в логике перспектив для учащихся: близких, средних, дальних» [15].

2. Организация совместной деятельности, направленной на достижение общественно значимых целей, способна включить в социум каждого индивида, раскрывая его как личность с неповторимыми чертами. Лучше всего общее дело дает почву к проявлению организаторских способностей учащегося, склонность к новаторству и творческое видение ребенка, а также умение и готовность нести социальную ответственность. Сластенин В.А. отмечал, что «Поддерживать межличностное общение детей и реализовывать как фактор развития представляется возможным в разнообразных видах деятельности, так как именно в деятельности формируется отношение детей к окружающему миру и закладываются основы становления личности. Единственное условие: любая деятельность должна быть общественно-полезной и значимой и приносить личностное удовлетворение каждому ее участнику» [15; С.56].

3. Наличие структуры и органов самоуправления. Важнейшим условием формирования и развития классного коллектива выступает организация самоуправленческой деятельности. Педагогу необходимо знать, что создание органов самоуправления происходит с самоорганизации тех или иных видов деятельности. Необходимо полностью отказаться от назначения членами актива класса «удобных», послушных ребят, не пользующихся авторитетом среди сверстников. Организация самоуправления не может создаваться «сверху», она естественно должна вырастать «снизу».

4. Отношения ответственной зависимости. Такие отношения выделял А.С.Макаренко как проявление функционально-ролевой структуры коллектива. Выстраивание отношений ответственной зависимости вовлекает в процесс весь класс, а не только органы самоуправления; подразумевает наличие системы поручений и обязанностей (при распределении обязанностей и поручений важно учитывать интересы и способности каждого члена коллектива), что позволяет создать в коллективе условия для самовыражения каждого его члена – как школьника, так и взрослого. При этом важно соблюдение двух условий: научение исполнения поручений (выстроить четкий алгоритм действий и проинструктировать ребят) и контроль (чтобы начатое дело довести до конца, важно поэтапно осуществлять контроль, следить за тем, как протекает процесс).

5. Связь с другими коллективами. Педагог в данном случае должен выступать в роли регулировщика, чтобы взаимообмен происходил в равной степени с обеих сторон взаимодействия:

– с одной стороны, школьный коллектив принимает выгоды от взаимодействия (материальные и духовные ценности: финансовая помощь спонсоров, обмен информацией и опытом, взаимопомощь и моральная поддержка в процессе общения и пр.);

– с другой стороны, коллективу точно также стоит эти выгоды «отдавать» другим (социальная помощь, проведение различных акций и благотворительных концертов, волонтерство, подарки, сделанные своими руками, забота о тех, кто младше, в случае, если это разновозрастные коллективы, и, конечно же, передача каких-то уникальных навыков коллектива).

Под данным признаком понимается открытость коллектива, которая характеризуется в способности создавать и поддерживать теплую дружественную атмосферу при взаимодействии с: другими коллективами или их представляющим лицом, ребятами-новичками, еще не адаптированными в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование классного коллектива будет происходить при условии обретения и наращивания признаков, отличающих коллектив от любой другой группы.

В данном параграфе мы рассмотрели вопросы, необходимые для дальнейшего исследования тех проблем, которые могут возникать в процессе развития коллектива класса: понятие «образовательный процесс», основные вопросы, связанные с развитием классного коллектива в образовательном процессе школы, роль коллектива в развитии личности, подходы к определению понятия коллектива, признаки коллектива, его структуру, стадии его развития, роль педагога на каждом этапе развития коллектива.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения школьного коллектива. – М. – Л., 2007.

2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2004.

3. Баранов С.П., Болотина Л.Р. Сластенин В.А. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин // М., 1987. - 356 с.

4. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.- 76 c.

5. Грохольская О.Г. Гуманистическая направленность стратегии развития образования сегодня // Педагогика. 2016. №8 С.31-38.

6. Ивашкина О.А. Проблемы формирования классного коллектива // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/probliemy-formirovaniia-klassnogho-kolliektiva.html/, свободный – (дата обращения 02.12.2019).

7. Каргополов И.С. Формирование классного коллектива // Интернет-журнал «Молодой ученый №12», номер 250, 2019 https://moluch.ru/archive/250/57353/ (доступ свободный).

8. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 719 с.

9. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е.Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С. 53-58.

10. Коновалов М.Н. Теория коллектива: наследие отечественной педагогической науки // Интернет-журнал «Научный вестник Крыма» 2018, №18 https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-kollektiva-nasledie-otechestvennoy-pedagogicheskoy-nauki/viewer (доступ свободный).

11. Крупская Н.К. Дети – наше будущее: Сборник статей и речей о дошкольном воспитании. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

12. Луначарский А.В. О народном образовании. – М., 1958. – С.445.

13. Лутошкин А.Н. Как вести за собой [Текст] / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2002. - 514с.

14. Новиков А.М.: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.

15. Педагогический энциклопедический словарь / Науч. ред., М.: Дрофа, 2008. - 527 с.

16. Писарева Т.А. Общие основы педагогики: конспект лекций: Научная книга, 2009.

17. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Кн.1: Учебник для студ. Пед. Вузов. – м.: Владос, 2000. – 256 с.

18. Селюкова Е.А., Козак Е. Формирование коллектива учащихся в школьной среде // Интернет-журнал «Символ науки» №6, 2018 https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kollektiva-uchaschihsya-v-shkolnoy-srede (доступ свободный).

19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1981.

21. Титова Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания [Текст]: книга для учителя – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

22. Титова Е.В. Концептуальная модель педагогической теории коллектива // Письма в Эмиссия. Оффлайн http://www.emissia.org/offline/2011/1657.htm. Поступила в редакцию 26.02.2014 г. ISSN 2305-8420.

23. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980.

24. Фархшатова И.А. Воспитание ученического коллектива: результаты исследования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/32PDMN216.pdf (доступ свободный).

25. Шепель, В.М. Понятие психологического климата [Текст] / В.М. Шепель // Вопросы психологии. - 2002. - №3. - С. 17-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

«Толерантность, взаимоотношение в коллективе в образовательном процессе».

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям....

Статья "Проблемы личности в педагогике и психологии образовательного процесса"

Общее направление психического развития человека есть всеобщее свойство материи и осознания. Оно характеризуются одновременно тремя свойствами: направленностью и закономерностью происходящих в развива...

Статья: "КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК КЛЮЧ К УСПЕШНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"

Данная статья посвящена уроку иностранного языка, направленного на развитие у учащихся критического мышления. Автор рассматривает роль критическое мышление как неотъемлемую часть  современного об...

Инновационное развитие в образовательном процессе школы

В статье отражено мнение , что целью инновационной  политики   МБОУ "СОШ №5"  , да  и   остальных школ  города  Адыгейска   является  построение...

Статья в сборнике "Информационные технологии в образовательном процессе школы и вуза"

Статья Пацевой Е.В., Богдановой М.В. на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РОБОТОТЕХНИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ"...

Статья. Модель внедрения элементов робототехники в образовательный процесс школы.

В статье раскрывается необходимость внедрения робототехники в образовательный процесс школы....