Родительское собрание "Быть всегда рядом с детьми"
материал (7 класс)

Коннова Наталья Борисовна

Предлагается  тематика одного из родительских собраний   в рубрике "Работа с родителями". Доклад классного руководителя,  проведение анкетрования,  обсуждение наболевших проблем в отношениях родителей и детей, а также советы психолога во взаимоотношениях с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byt_vsegda_ryadom_s_detmi_i_roditelyami.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

"Быть всегда рядом с детьми и родителями"

 У меня за плечами 37 лет педагогического стажа.  Являюсь классным руководителем в 7 классе. Накоплен уже достаточно большой опыт работы в школе с детьми и их  родителями. Всякое пришлось повидать на своем  педагогическом  А вот и по сей день актуальной остается задача  организации педагогического сотрудничества педагогов и родителей. Одна из проблем во взаимоотношениях педагога  с родителями заключается в том, что они попросту не могут найти общий язык с педагогом или им не нравится классный руководитель   сына или дочери. А поэтому они не  ходят на родительские собрания, игнорируют их, а также все убедительные просьбы прийти в школу  просто  для беседы. Ведь классный руководитель не обязательно должен только жаловаться на детей, ведь ему всегда есть что сказать хорошего, даже  про  любого ученика. Родители  не участвуют в жизни школы и класса, а также  совсем и не интересуются успехами и неудачами  своего ребенка, а это очень отрицательно сказывается и на психике ребенка и на воспитании. Видя такое негативное отношение к школе, педагогам, у ребенка складывается такое же. Он все впитывает, как губка и переубедить его в чем-то очень и очень трудно, а порой и даже невозможно.

Работа с родителями включает в себя много этапов, различных форм и методов. Это и  "Родительский лекторий",  "Час открытого урока", работа родительского комитета, родительские собрания, совместные  внеклассные мероприятия  детей и родителей: праздники, походы, концерты, акции, экскурсии, поездки  и т.д. Очень важно совместно с родителями и учениками составлять план воспитательной работы класса,  проводить анализ учебно-воспитательной работы за год, выслушивать все их комментарии, замечания и предложения.  Пусть они почувствуют свою надобность, что  от предложения каждого- к общему делу.

 Особое внимание уделяю  проведению родительских собраний и совместных мероприятий с родителями. К собраниям нужно тщательно готовится, а не сводить их к тому, что  ты будешь говорить о  детях, о дисциплине, учебе и поведении. Такие собрания вряд ли кто будет посещать. Может быть, на первое и придут, а потом сделаю выводы, что все будет одно и то же и перестанут приходить совсем. Практикую и совместные  разнообразные по тематике собрания с детьми. Поверьте, они нужны и важны. Это   служит хорошей мотивацией для сплочения ученического и родительского коллективов,  а также  мотивирует  обучающихся на положительные  поступки, самооценку,  хорошее поведение, а также учебу. Прислушиваться нужно и к мнению родителей, и к мнению учеников. Тематику собраний выбираем вместе с родителями, чтобы им было интересно.  Приглашаем психолога, медицинского работника и других специалистов по возможности, чтобы разговор вели компетентные специалисты и могли ответить на любые вопросы родителей в зависимости от темы собраний.

В этом учебном году был "Час открытого урока"  по обществознанию в 7 классе. Пришли родители, чему я была несказанно рада. Для них тоже нашлась минутка на уроке. Внимание, которое им уделялось, было  приятно. Прошли совместные мероприятия с родителями: "Суд над наркоманией". Родители принимали участие в качестве свидетелей обвинения. Игра "Что? Где? Когда?, в которой участвовали сборные команды  учеников и родителей 8-10 классов, а также в акции "Блокадный хлеб", "Помним и чтим", "Бессмертный полк".Ребята сами  готовят приглашения для своих родителей на мероприятия, что особенно ценно.  Они знают, что их всегда в школе ждут и им рады.

Я уверена в том, что только в тесном союзе учеников, педагогов и  родителей  можно добиться успехов в учебно-воспитательном процессе. И здесь нужно очень осторожно и умело строить "мосты", подбирая каждый кирпичик и аккуратно его закладывать  в только что  строящиеся взаимоотношения родителей  и педагогов.

 В качестве примера хочу привести родительское собрание" Быть всегда рядом со своими  детьми"

Добрый день, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех здоровыми, веселыми в нашей школе.  Начинаем наше очередное родительское собрание. (Тема написана на доске)Сегодняшнее собрание мне хотелось бы начать словами, взятыми в качестве эпиграфа к собранию: «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий». Вот если бы так считал каждый родитель и учитель, было бы здорово. Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем – кропотливый, нелегкий труд. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». Наш сегодняшний разговор посвящен проблемам воспитания подростков в семье. Для начала я Вас попрошу ответить на некоторые вопросы анкеты, которая нам  и поможет понять свое отношение к воспитанию ребенка. Анкеты  и ручки находятся у Вас на столах.

Анкета для родителей

1. Вы заняты своими делами, а у ребенка возникли какие-то проблемы. Вы: а) Оставите свои дела и займетесь им; б) Попросите подождать; в) «Не лезь с пустяками, некогда».

2. Если вы совершили ошибку по отношению к ребенку, то: а) Признаете это и извинитесь; б) Скажете, что ошиблись; в) Сделаете вид, что вы правы.

3. Считаете ли вы , что с детьми надо советоваться по разным вопросам? а) Да; б) Иногда; в) Нет.

4. Ребенок своим поступком вывел вас из себя. а) Вы сохранит самообладание; б) Покажете свое недовольство; в) Накричите и накажете.

5. Ребенок совершил проступок. Ваша реакция: а) Поставите себя на его место; б) Разберетесь и накажете; в) Накажете без разговоров.

6. Всегда ли вы воздерживаетесь от слов, которые могут ранить ребенка? а) Да; б) Иногда; в) Никогда.

7. Выделяете ли вы день, когда ребенок делает, что хочет? а) Да; б) Иногда; в) Никогда.

8 Можете ли вы устоять против слез, просьб, если видите, что это каприз? а) Да; б) Иногда; в) Никогда.

Уважаемые родители! Я уверена, что Вы не по наслышке знаете о проблемах подросткового возраста, как порой нелегко бывает понять повзрослевшую дочь или сына и как мы сгоряча порой, сами того не замечая, отдаляем ребенка от себя, не уделяя ему должного внимания. А ведь ребенку так мало нужно: ласковое слово, улыбка, чуть-чуть внимания и всего-то. За быстрым ритмом жизни, своей загруженностью на работе , за стремительным ростом и темпом обрушивающей на нас информации, мы перестаем видеть главное: свою семью и замечать детей, как они растут, что делают, чем живут, а потом разводим руками, дескать когда мне было. Некогда, а локоточки приходится кусать нам, и ничего назад уже не вернуть. Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются и, как правило, большинство не в лучшую сторону. Из ласковых, спокойных и послушных они вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых, непослушных. Они переговариваются с педагогами, родителями, выражают свой протест, не хотят ничего делать, у них царит вседозволенность и свобода...И мы начинаем сетовать, откуда все это в них только берется. Я в них всю душу вкладываю. А они, как они так могут со мною поступать Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем подросткового возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Они остаются один на один со своими проблемами, которые они не в силах решить. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых, стать мнимо самостоятельными. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет. Психологи посвятили много исследований проблемам подросткового возраста. Он самый сложный и даже опасный. В таком возрасте легко попасть в какую-то сомнительную кампанию, пристраститься к вредным привычкам. Специалисты доказали, что на жизнь человека сильно влияет чувство самоценности, проще – самооценка. Так, подростки с низкой самооценкой – вполне способные! – хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, да и потом, во взрослой жизни, не преуспевают. Они теряют интерес к жизни, в семье не ладится, конфликты, ссоры, скандалы...

Все дело в том, что подростки склонны к переживаниям, которые на профессиональном языке называются сверхценными. Самые смехотворные и нелепые коллизии они склонны рассматривать чрезвычайно серьезно, как вопрос жизни и смерти. Если вы вместе с ним сумеете обнаружить смешное в происходящем, мы поможем им выбраться из кризиса. Но не будем забывать, как бы искусственны и преувеличенны ни казались нам переживания подростка, угрозу его жизни они могут создать самую настоящую. Любому человеку, особенно подростку, так как он становится очень уязвим в этом возрасте, нужно, чтобы его любили, ценили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Это один из главных принципов жизни. «Уважай других, и люди будут уважать тебя». Все зависит от обстановки, в которой воспитывается ребенок, от атмосферы, от психологического климата. Очень отрадно, если в семье доверительные отношения, если отец и мать уважают друг друга, воспитывают детей в любви, в ласке, уделяют им как можно больше внимания. Очень важно, чтобы дети не видели ссор и разладов в своей семье, чтобы у них был наглядный положительный пример отношения мужчины к женщине, мужа к жене, отца к матери. Вот тогда и дети друг к другу будут дружелюбно относится. С любовью и уважением.

Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, принимают его таким, какой он есть, то есть обыкновенные родители, толерантные, терпеливые, то он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной. Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к себе близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким его видят другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем. Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». «Я нужен, я желанный ребенок, меня любят» И это хорошо. Плохо обратное, когда родители начинают попрекать ребенка куском хлеба, называют его дармоедом, лентяем, лоботрясом и т.д. Будьте осторожны в выражениях и словах, помните, что словом можно обидеть гораздо страшнее, нанести травму ребенку, душевная рана от которой может долго не заживать и болеть сердце ребенка, и он будет т это помнить всегда. Говорят, если все время смотреть на рану, она не будет заживать. Так вот, если всегда помнить только плохое, все вокруг станет плохим. А постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более самонаказание, самобичевание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастности, ненужности причем во всем и везде. Он начинает себя винить, понимать, что он такой, сякой и т.д. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!» Хорошим я уже не стану. Нельзя допустить, чтобы ребенок смирился и свыкся с такой ситуацией, с таким положением дел. Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Не отдаляйтесь от ребенка, ваша задача: быть всегда и во всем вместе, рядом. А уж это зависит напрямую от вас, дорогие родители, помните это, пожалуйста. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство  нужности и самоценности, вселять в него уверенность, дать ему право стремиться, идти к намеченной цели,  помогать решить проблемы совместно. считаться с его мнением и  чаще советоваться с ним. Будьте всегда рядом со своим ребенком, говорите с ним по душам, интересуйтесь его успехами в школе, отношениями с товарищами, одноклассниками. Вам должно быть все интересно о вашем ребенке и не надо искать отговорки, что вам некогда, что вы все время проводите на работе, что вот вы в его время так не делали и не поступали. Чаше советуйтесь с дочерью или сыном. Покажите, что вам их (его или ее) мнение небезразлично, а очень важно. Что это ребенок  вам посоветовал. А очень нужно и важно. Как же найти золотую середину, как избежать конфликтов с собственным ребенком? Что для этого нужно. Оказывается следовать простым человеческим правилам. Вот, например, специалисты дают советы.

Психологи советуют:

1. Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

2.Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3.Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4.Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5.Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

6.Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

Попробуйте последовать примерам и советам специалистов-психологов и увидите разительные перемены в положительную сторону. Конечно, все сразу не получится, поэтому не следует торопиться, а постепенно, следуя каждому совету, убедитесь на своем примере. Наберитесь терпения, его нам так часто, к большому сожалению, не хватает и сильно постарайтесь. Ведь от этого зависит будущее вашего ребенка, не упустите его, будьте всегда с ним рядом! Желаю удачи и успеха в нелегком деле воспитания детей-подростков. А у кого возникнут серьезные проблемы в отношениях со своими детьми, рекомендую обратиться незамедлительно к психологу или по телефону "горячей линии". Я для вас приготовила листочки с полезной информацией, в конце собрания раздам. Вопросы есть ко мне? Нет. Благодарю всех за внимание! Всего доброго! До свидания. И приходите почаще в школу на мероприятия и уроки, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9 классе «Быть всегда рядом»

Материал содержит выступление учителя по ходу собрания, анкету для родителей, памятку семейного воспитания....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 9 КЛАССЕ «БЫТЬ ВСЕГДА РЯДОМ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 9 КЛАССЕ «БЫТЬ ВСЕГДА РЯДОМ»Октябрь 2012 Повестка собрания:« Быть всегда рядом»- кл.рук. Шишкова Е.А.Разное ( выступление учителей предметников).Цель: обсудить с родителям...

Родительское собрание на тему "Всегда рядом"

Методическая разработка собрания,  целью которго является обсудить с родителями проблемы воспитания подростков в семье, обменяться опытом семейного воспитания....

Родительское собрание "Быть всегда рядом с детьми"

Подростковый возраст- это самый сложный  период в жизни подростков, происходят разительные перемены  в детях, иногда и не в лучшую сторону. Почему наши дети так неузнаваемо и быстро менятся ...

Цикл уроков "Истина всегда рядом". Предмет: русский язык

Цикл состоит из 9 уроков, на которых используется технология к.п.н. О.Орловой "Педагогическая мастерская". Данный цикл уроков поможет в подготовке к ОГЭ и устному экзамену по русскому языку....

Родительское собрание на тему:"Быть всегда рядом."

Родительское собрание на тему:"Быть всегда рядом."...

Родительское собрание в 9 классе «Быть всегда рядом»

Родительское собрание в период подготовки учащихся к ОГЭ...