Воинская слава России
классный час

 

«Воинская слава России»,  Бородинское сражение

Цели и задачи:

  • расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года; показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа с использованием регионального компонента и межпредметных связей
  • формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; священного чувства любви и уважения к Родине и своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам, бережного отношения к своей семье и своему здоровью как великой ценности державы.
  • побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Оборудование:

•          компьютер;

•          проекционный экран;

•          приложение (Презентация Microsoft Power Point)

            песня «Я не хочу войны» , «Я люблю кровавый бой» (стихи Д.Давыдова) из к/ф «Эскадрон гусар летучих»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voinskaya_slava_rossii.doc74.5 КБ
Office presentation icon borodino_opendocument.ppt2.41 МБ

Предварительный просмотр:

«Воинская слава России»,  Бородинское сражение

Цели и задачи:

  • расширить представление детей об Отечественной войне 1812 года; показать воинскую доблесть, несгибаемое мужество и стойкость русского народа с использованием регионального компонента и межпредметных связей
  • формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; священного чувства любви и уважения к Родине и своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам, бережного отношения к своей семье и своему здоровью как великой ценности державы.
  • побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Оборудование:

•        компьютер;

•        проекционный экран;

•        приложение (Презентация Microsoft Power Point)

            песня «Я не хочу войны» , «Я люблю кровавый бой» (стихи Д.Давыдова) их к/ф «Эскадрон гусар летучих»

Ход классного часа:

I.        Вступительное слово  «Русское поле»

 (слайд 1)

Классный руководитель: Русское поле… Привычный мирный пейзаж: холмы, перелески, белые церковки, речушки и озера, заросшие камышом, желтая нива, тихий перезвон кузнечиков и птиц.

А ведь когда-то многие русские поля были аренами крупнейших военных сражений…

Жесткое противостояние огромных масс вооруженных людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мертвых тел…

Каждая пядь этой мирной земли буквально полита кровью ее защитников. И бывает, что поле становится национальной гордостью народа, символом ее величия.

В истории России есть 3 поля: Куликово поле, Бородинское поле и Прохоровское.  Великие битвы, подвиг во имя будущего, тяжелый ратный труд….

Слайд 2  Куликово поле: Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды.

Слайд 3  Бородинское поле: 7 сентября 1812 года положило начало изгнанию с земли русской французских захватчиков и вошедшее в историю великим подвигом и примером самопожертвования русских воинов.

Слайд 4  Прохоровское поле:  КОНТРУДАР в ходе Курской битвы 12 июля 1943 г. под Прохоровкой - самое большое встречное танковое сражение Второй мировой войны, которое было выиграно советскими войсками. 12 июля 1943 г. - переломный день в ожесточенных боях на южном фасе Курской дуги и в целом во всей Курской битве.

Слайд 5, 6  

На одном из таких полей мы сегодня побываем.

На этом поле два века назад развернулась битва, которую назвали «битвой гигантов». А день этой битвы – 8 сентября – стал Днем воинской славы России. Как вы думаете, о какой битве идет речь?

1 –й ведущий:        

II. Битва гигантов

Действительно, мы сегодня будем говорить о Бородинской битве. Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция, Кутузов и Наполеон)

Слово «гигант» имеет значение «великан». В чем же можно было увидеть величие этих двух стран  к началу Отечественной войны 1812 года? И что такое Отечество? Гражданин? Патриот? Проблемные вопросы ответы на которые мы дадим в конце нашего классного часа

(Лист с вопросами для письменных ответов)

•        Франция была самой передовой страной Европы, там свершилась революция, которая освободила людей.

•        Франция переживала подъем.

•        В армии Наполеона служили свободные люди, а не крепостные, как в армиях других стран.

•        В армии Наполеона каждый солдат мечтал стать генералом.

•        Наполеон не боялся продвигать талантливых людей, делать их военачальниками.

•        Во многих странах на солдат Наполеона смотрели как на спасителей от местных феодалов.

•        А Россия была отсталой страной.

•        Только по территории можно было назвать ее великой.

•        Ее армия состояла из крепостных, из рабов.

•        В русской армии солдат должен был служить 25 лет, но он так и оставался крепостным.

•        Народ в России не имел никаких прав и свобод, почти все крестьяне были крепостными.

Гигантами называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий. Наполеон и Кутузов. Постараемся выяснить, справедливо ли это утверждение?

2 –й ведущий:        

III.        Наполеон и Кутузов – анкеты полководцев

Слайд 8  Наполеон: Наполеону было 43 года. Он родился в семье мелкого корсиканского дворянина. Учился в Парижской военной академии. Потом самообразование – все свободное время проводил за книгами. Начинал службу во французской армии с чина младшего офицера, в 24 года стал генералом, а в 35 лет – императором Франции.

Для Наполеона солдаты – и свои, и чужие – это пешки на шахматной доске. Он никогда не жалел о погибших. Его войны буквально опустошили Францию и Европу. В результате этих войн погибли 1 млн 200 тыс. французов и 1,5 млн человек в других странах Европы. В Россию он ввел 600-тысячную армию, а вывел из России всего лишь 10 тыс. голодных, больных, обмороженных людей. Но, тем не менее, Наполеон никогда не сожалел о погибших.

Он стремился к мировому господству, упивался своей славой. Наполеон говорил: «Еще три года, и я господин всего света».

Слайд 10  Кутузов: Кутузову было 67 лет. Принадлежал к старинному русскому дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых.

Михаил Илларионович окончил Дворянскую артиллерийскую школу, был учеником и соратником Суворова. Принимал участие в штурме Измаила, во многих битвах. Дважды был тяжело ранен. Прошел армейскую службу от капитана до генерал-фельдмаршала. Во время Отечественной войны был в опале. Но по требованию армии и народа за 2 недели до Бородинского сражения был назначен главнокомандующим русской армией.

Кутузов всегда берег солдат, поэтому предпочитал отступать. Даже Бородинское сражение он дал потому, что этого ждала русская армия. И Москву он отдал, потому что хотел сохранить армию, солдат.

К власти и чинам Михаил Илларионович никогда не стремился. И слава ему была не нужна. Главное для него было освободить Россию от нашествия. И он выполнил свой долг до конца.        

Итак, Наполеон и Кутузов – два гиганта – столкнулись на Бородинском поле. Наполеон находился в зените своей славы – вся Европа уже лежала у его ног. Он сын мелкого дворянина сделал головокружительную карьеру – вознесся на самую вершину власти – стал императором Франции. У него была лучшая армия Европы. Кроме французов в ней воевали итальянцы, немцы, поляки, швейцарцы, бельгийцы, голландцы, хорваты. Он мечтал о господстве над миром. Для этого он двинул свою армию к границам России.

Победно шли его полки,

Знамена весело шумели,

На солнце искрились штыки,

Мосты под пушками гремели -

И с высоты, как некий бог,

Казалось, он парил над ними

И двигал всем и все стерег

                                                      Очами чудными своими…

Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что равного ему полководца в России нет.      

  3-й ведущий:        

И в самом деле он почти не встретил сопротивления. Русские отступали, не давая генерального сражения.

Впрочем, главная беда русской армии заключалась тогда не в малочисленности, а в феодальной системе ее комплектования, содержания, обучения и управления.

Рекрутчина, 25-летний срок военной службы, непроходимая пропасть между солдатской массой и командным составом, муштра и палочная дисциплина, основанная на принципе "двух забей - третьего выучи", унижали человеческое достоинство русских солдат. Виктор Гюго едва ли преувеличивал, когда говорил, что солдатская служба в России "более тягостна, чем каторга в других странах". Об этом говорится и в песне, сочиненной русскими солдатами как раз перед войной 1812 г.:

Я отечеству - защита,

А спина всегда избита...

Лучше в свете не родиться,

Чем в солдатах находиться...

Русский командный состав, хотя в целом и уступал наполеоновскому, был представлен к 1812 г. не только высокородными бездарностями, но и талантливыми генералами, которые могли поспорить с маршалами Наполеона.

Первыми в ряду таких генералов стояли Барклай и Багратион, не считая оказавшегося в начале войны не у дел М.И. Кутузова.

Неизвестная в Российской армии система оборонительной войны была впервые введена Барклаем де Толли.

Во время боевых действий, например, город Малоярославец 8 раз переходил из рук в руки.

Ожесточенные бои шли под Смоленском и Тарутино, но Российская армия отступала.

И вот уже армия Наполеона стоит перед самой Москвой. Тут и назначен был главнокомандующим русской армией фельдмаршал Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон уже предвкушал победу, представляя, как эта дикая, отсталая страна будет восторженно приветствовать его. Но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть.

  1. Репортаж с поля боя

4-й ведущий:

Слайд 12  Бородинское поле, 124 км от Москвы. Здесь в августе 1812 года выстроились две армии. Силы были приблизительно равными: русские – 112 тыс. солдат и 640 орудий; французы – 130 тыс. солдат и 587 орудий. Давайте мысленно перенесемся в тот день, 26 августа 1812 года, когда над Бородинским полем прогремели первые залпы исторического сражения.

Слайд 13 Багратионовы флеши

Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Наполеон действовал по привычной схеме. Он решил, что самое слабое место у русских – левый фланг, поэтому главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал любимый ученик А. Суворова, любимец солдат генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши.

Наполеон приказал стрелять по позициям русских, потом послал в атаку лучшие свои дивизии. И стал ждать вестей о победе. Вместо этого прискакал гонец с просьбой подкрепления.

Слайд 14  Наполеон 8 раз бросал на штурм этих флешей свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя атака длились целый час. Русские дрались врукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Командование принял другой генерал, и бой продолжался. Багратионовы флеши стоили наполеоновским войскам очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты».

5-й  ведущий:

Слайд 15 Батарея Раевского

Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. В центре поля был высокий холм, который назывался Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление – батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне.

Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой полтора метра, перед насыпью был ров глубиной более 2 метров. Также  перед батареей была вырыта цепь волчих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрестным огнем. Оборону укрепления возглавил генерал Николай Раевский.

Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы: пехоту, конницу, артиллерию. Но русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Лишь один раз они отступили и сдали высоту, но потом вновь отбили ее у французов. Французам все-таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления. Почти все защитники батареи Раевского погибли.

Слайд 16  Ночь после битвы        

Бой продолжался до самой ночи. Но даже усиленная французская канонада не смогла прорвать оборону русского войска. Уменьшенное наполовину, оно стояло также грозно, как и в начале сражения. И это вызывало чувство ужаса у французов. Впервые в своей жизни Наполеон не разбил противника и не продвинулся со своим войском вперед. Он был мрачным, нерешительным, угрюмым. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы все не было.

После боя Бородинское поле представляло собой жуткое зрелище – все были потрясены и подавлены количеством убитых и раненых. Потери в обеих армиях составляли примерно половину войск. Армия Наполеона потеряла 50 тыс. человек. Потери русской армии достигали 44 тыс. человек.

Наполеон потом так скажет об этом сражении: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска «одержали победу», однако на следующий день главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии. Вследствие такого решения русская армия сохранила боеспособность и моральный дух. 

6-й ведущий:

Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным изо всех, бывших до него.

        По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2500 человек.

В 1962 году открыт музе́й-панора́ма «Бороди́нская би́тва», на территории бывшей деревни Фили (ныне Кутузовский проспект).

Основу мемориального комплекса составляет изба совета в Филях, восстановленная после пожара в 1887 году, и сама панорама Бородинской битвы

В 1839 году, на Курганной высоте был поставлен 27-метровый монумент героям Бородинского сражения. А у его подножия был перезахоронен прах полководца Багратиона, погибшего во время легендарной битвы.

Почти все советское время торжества на Бородинском поле не проводились, вплоть до 1975 года, а уже потом традиция празднования дня Бородинского сражения постепенно возвращалась в Россию. В 1995-ом эта дата обрела официальный статус, став Днем воинской славы России.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

7 -й ведущий:

Кутузов оставил Москву. Наполеон захватил ее на 38 дней. Захват священного для русских города, кроме решения ряда важных стратегических задач означал, прежде всего, крупную моральную победу неприятеля.

Однако Наполеону не удалось воспользоваться ее результатами, еще до вступления неприятельских войск в Москву она запылала.

На картинах многих художников отражена трагедия Московского пожара 1812 года.

Пожар Москвы можно рассматривать как главный акт пропагандистской работы среди простого народа. Широкий размах народной партизанской борьбы имел один из главных своих источников ненависть к неприятелю, уничтожившему древнюю русскую столицу.

 Жители покинули столицу. Наполеон  стоял на Поклонной горе и ждал делегацию с ключами от Москвы. Но ключей он не дождался.

Слайд 17  Наполеон будет предлагать Кутузову перемирие, но не получит ответа. Он побоится зимовать в Москве и поведет свою армию на родину. Ему не удастся повернуть на Калужскую дорогу, где есть продовольствие и свежие лошади. Ему придется вести армию по Смоленской дороге, где деревни и села разорены его же солдатами. На протяжении всего пути его армию будут преследовать партизаны. По дороге французы будут бросать все, что награбили в Москве.

Общая численность народного ополчения в Отечественную войну 1812 года составила свыше 300 тысяч человек. Ополченцы участвовали в Смоленском и Бородинском сражениях, боях под Полоцком, Чашниками и на р. Березине, заграничных походах.

Знаменитыми руководителями партизанской войны считаются крестьянка Василиса Кожина, Герасим Курин, гусар Денис Давыдов. В войне с партизанами «Великая армия» потеряла около 30 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными.

8 –й ведущий:

Окончательный разгром французской армии на территории России произошёл на реке Березине.

Вечером 23 ноября 1812 г. император покинул остатки своей армии.

То не были бойцы, идущие походом,

То плыли призраки под черным небосводом,

Бредущая во тьме процессия теней.

Слайд 18 Его доблестные солдаты будут тысячами сдаваться в плен обычным русским мужикам. Российскую границу пересечет только 10 тыс. голодных, замерзших людей – это все, что осталось от 600-тысячной армии. Против него восстанут все завоеванные им народы. Он будет сослан, ненадолго вернет себе власть и бесславно закончит свои дни на острове в Атлантическом океане.

Сами россияне были потрясены грандиозностью своей победы.

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. И поэтому, поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы:

русские Михаил Кутузов, Денис Давыдов, братья Тучковы, Николай Раевский,

грузин Петр Багратион,

немец Александр Фигнер,

турок Александр Кутайсов

и многие другие – России верные сыны.

Прозвучала песня на слова Дениса Давыдова, муз А.Журбина «Я люблю кровавый бой к к/ф «Эскадрон гусар летучих».

  1.         О Михаиле Илларионовиче.Кутузове расскажет …..
  2. Чем отличился на поле боя Петр Багратион (1765 - 1812) расскажет…
  3. О Барклайе де Толли 1761 - 1818 расскажет……
  4. О подвигах Дениса Давыдова (1784 - 1839) расскажет……
  5. Об Александре Ивановиче Кутайсове 1784 - 1812 расскажет……
  6. О Николае Николаевиче Раевском (1771 - 1829) расскажет……
  7. О братьях Николае Алексеевиче (1761 - 1812) и Александре Алексеевиче Тучковых(1777 - 1812) расскажет……
  8. О Федоре Павловиче Уварове (1769 - 1824) расскажет……
  9. Об Александре Самойловиче Фигнере (1787 - 1813) расскажет……

Отрывок из стихотворения М.Цветаевой от 26 декабря 1913:

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.

Вы, чьи широкие шинели

Напоминали паруса,

Чьи шпоры весело звенели

И голоса…

..Одним ожесточеньем воли

Вы брали сердце и скалу, -

Цари на каждом бранном поле

И на балу….

…Вас охраняла длань господня

И сердце матери, - вчера

Малютки-мальчики, сегодня –

Офицера!...

…Три сотни побеждало – трое!

Лишь мертвый не вставал с земли.

Вы были дети и герои,

Вы все могли!...

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

Идя на подвиги,

Не алчут орденов,

Не бредят

Благодарностью державы,

Не узнают примерный вес чинов,

Достойных стать

Эквивалентом славы.

Идя на подвиги,

Не ведают о том,

Насколько щедрость родины огромна,

И называют чрезвычайно скромно

Все то, что станет подвигом потом.

Классный руководитель:

V. Выводы и рефлексия:

Нелегко давалась победа нашим воинам. Но и в мирное время есть место подвигу. Ваше поле боя сейчас – это учеба. Тысяча возможностей проявить себя, сжав силу воли в кулак, подняв себя над ленью, над недальновидными сверстниками, над множеством трудностей и соблазнов современного мира. Стремясь к победе, наши прадеды не думая о себе неслись под пули, не щадили своей жизни ради своих жен, матерей, детей, ради мирного будущего.

Что можете сделать вы, ради своих родных? Может не обязательно ждать, когда станете взрослыми, может быть можно и сейчас найти повод хорошей учебой, вниманием, заботой поднять настроение маме, папе, бабушкам, дедушкам, сестрам, братьям и т.д. Это уже будет ваш маленький жизненный подвиг. Я думаю, вы будете достойны подвигов героев войны 1812 года.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"

Рабочая программа элективного куса "Дни воинской славы России"  для учителей ве дл      дл Предназначена для ведения предпрофиля в 9 классе. ...

Интегрированный урок ОБЖ в 10 классе.Памяти поколений - дни воинской славы России.

А.Невский Тема урока:    Памяти поколений - дни воинской славы России. Тип урока: интегрированный (интеграция знаний учащихся по истории России, литературе, МХК (музыка, живоп...

Воинская слава России

Методическая разработка классного часа для основной школы  «Воинская слава России», посвященный 200-летию Бородинского сражения в Отечественной  войне 1812  года с презентаци...

Урок-конференция "Дни воинской славы России"

Ознакомление учащихся с установленными Федеральным законом № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России” днями славы русского оружия – днями воинской славы, проиллюстр...

Сценарий мероприятия "27 января- день воинской славы России"

материал включает в себя сценарий мероприятия " 27 января- день воинской славы России"...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 8 сентября - Дню воинской славы России — Дню Бородинского сражения (1812 год)

Цель: Создание условий для самореализации, воспитание патриотических качеств учащихся ,исследование и знакомство  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это времяОформлен...

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...