Классный час."Общения. Правила общения"
классный час

Назмиева Флуза Зиннуровна

 для классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Час общения19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Общение. Правила общения»

Задачи: расширять знания учащихся по вопросам общения; дать возможность ребятам разобраться в себе с целью коррекции своего поведения в процессе общения; развивать речь учащихся и их творческие способности.

Подготовительная работа: собеседование с учащимися с целью изучения интереса к данной теме; подбор литературы и стихотворений для подготовки ребят к выступлению; подготовка пословиц о речи и слове для конкурса налучший комментарий, призов (слоеные «языки»); предварительная работа классного руководителя с психологом (собеседование, анкеты); взаимодействие с руководителем кружка «Родное слово»; организация выставки литературы по теме (работа с библиотекарем); привлечение к работе учителя - предметника.

Участники: классный руководитель; учащиеся класса; учитель русского языка и литературы.

Ход мероприятия

Общение — взаимные сношения, деловая или дружеская связь.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка

Классный руководитель. В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия — общение. Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать, или наоборот, противоречить собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. А какой смысл вы, ребята, вкладываете в понятие «общение»?

(Ответы учащихся)

Классный руководитель. Да, человек — существо общественное. И он постоянно находится в многочисленных и разнообразных отношениях с другими людьми, а значит, вступает с ними в общение. При этом общение бывает разным: деловое (учитель — ученик; директор - учитель; мастер — рабочий; и т. д.); личностное (друзья, враги, знакомые, приятели). А что же является главным средством общения в человеческом обществе? (Это наш язык и наша речь.)

(Классный руководитель обращает внимание учащихся на плакаты с изречениями, которые размещены на классной доске:

«Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».

«Речь — конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или в письменной форме. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые письмом» (Русский язык. Энциклопедия. М., 1979).)

Классный руководитель. Далеко не каждый умеет правильно реализовать, использовать язык в своей речи. М.В. Ломоносов говорил, что не язык, а именно речь говорящего, а значит, сам говорящий, виноват в том, что «ежели чего точно изобразить не может». Как вы думаете, к чему нас подводит это высказывание? (ответы уч-ся)

Классный руководитель. А что вы понимаете под культурой речи?

Тест «Приятно ли с вами общаться?»

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли вы показывать это собеседнику?

6. Вы раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам не знакома, станете ли вы ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Учитель.  Если вы ответили положительно на 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 11 вопросы, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, а порой - даже тяжело. Вам бы следовало над этим задуматься.

4-9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

9-11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сиене?

Классный руководитель. Итак, предположим, что вас считают общительным человеком. У вас богатый лексикон. Но довольно часто богатство вашего лексикона увеличивается за счет сленга. Как вы сами относитесь к употреблению сленга?

.Классный руководитель. Я согласна, что это, скорее всего, особенности вашего возраста. И большей частью такая лексика безобидна, хотя и не совсем вписывается в нормы грамотности и культуры речи. А вот что вы скажете о детском мате, который мы все чаще слышим и который просто шокирует многих взрослых?

Конкурс на лучший комментарий пословиц о речи и слове

1. Учащиеся делятся на три команды. Участники каждой команды подготовили для своих соперников пословицы и поговорки о речи и слове. Пословицы и поговорки могут быть подобраны классным руководителем заранее и отпечатаны на полосках бумаги. Полоски можно просто тянуть, тогда у команд не будет повторений.

2. Гость классного часа, учитель русского языка и литературы, оценивает ответы и выбирает лучший комментарий. Ребята комментируют согласно теме.

3. В качестве приза победившая команда может получить коробку с «языками» (из слоеного теста) и пригласить всех на чай в конце классного часа.

4. Русские народные пословицы и поговорки о слове и речи.

Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.

В добрый час молвить, в худой — промолчать.

Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Говорить умеет, да не смеет.

Доброе слово железные ворота отопрет.

Долго думал, да хорошо сказал.

Доброе слово сказать — посошок в руки дать.

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Лишнее говорить — себе вредить.

На добром слове кому не спасибо?

Не шути с таким шуток, кто на всякое слово чуток.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

Слово - не воробей, вылетит — не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

Складно бает, да дела не знает.

На великое дело — великое слово.

Классный руководитель. Ребята, в пословицах и поговорках вы затронули многие аспекты общения: чувство юмора, конфликтность, тон разговора, пустословие и другие. Предлагаю вам продолжить работу по этой теме на следующих классных часах.

В конце классного часа ребята читают стихи (могу быть представлены и свои работы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять важных правил общения с детьми

Простые правила общения с ребенком....

Золотые правила общения

Правила общения для детей и родителей во избежании конфликтов....

Правила общения -материал для классного часа

"Как аукнется, так и откликнется"- очень известное выражение. Что стоит за этой фразой? Как правильно общаться с людьми? О некоторых секретах общения- в этой беседе...

Классный час в 5 классе "Правила общения в коллективе"

Цели: дать детям представление о хорошем психологическом климате в коллективе; напомнить об основных правилах общения; развивать умение правильно оценивать себя и других; формировать навыки культуры о...

Классный час "Правила общения" 5 класс

Тип занятия: проблемно-ценностное общение.Цель: создание условий для формирования навыков ведения беседы.Задачи: формирование способности обучающихся к новому способу действия;выявление поня...

Час общения на тему «Какие правила общения ты знаешь?»

Час общения на тему «Какие правила общения ты знаешь?»...