Легко ли быть учеником?
статья на тему

Каримова Флида Фагимовна

Легко ли быть учеником? Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon legko_li_byt_uchenikom.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Легко ли быть учеником?

Выступление на педагогическом совете

                                             МОБУ СОШ№4 г. Баймака

                                                                  Каримовой Ф.Ф.

   Есть странная фантастическая повесть Герберта Уэллса. Мальчик живёт в маленьком городке. Однажды в длинной глухой ограде, идущей вдоль улицы, он обнаруживает зелёную калитку и проникает в сказочный сад – подобие земного рая. Потом в течение своей жизни он не раз бродит вдоль ограды, мучительно ищет эту калитку, но её нет. И мне кажется, что эта притча про нас – взрослых, побывавших когда-то в сказочном раю детства и позабывших туда дорогу. Там совершается какая-то своя, чудесная, неповторимая жизнь, но мы не знаем, как отыскать тропу к ней, как открыть калитку в заветный сад.

   Как нам войти в этот мир, чтобы не затоптать подснежник, не сломать воздушный замок? Как вступить сюда, чтоб жители нежной страны, в данном случае ученики, не приняли нас за чужака, случайно вторгнувшегося в заповедные пределы? Как нам понять, легко ли быть учеником?

   Ребёнок живёт сложной духовной жизнью. Наставники, что населяют весь мир ребёнка баллами, оценками, упражнениями, для которых единственный критерий подхода к личности – сделал или не сделал уроки – кажутся ему наиболее «вредносными». Именно мы, учителя, прививаем ребёнку отвращение к книге, к культуре, к науке, которые прежде всего призваны дать личности радость творчества.

   Разве не так? Взрослый видит в школьнике будущего человека. Набирай знаний! Они пригодятся в дальнейшем. Готовься к будущей жизни! Очень понятно, что нужна математика, физика и инженеру, и учёному, и токарю. Правда, не каждому очень ясно, для чего, к примеру, литература, рисование. Но тут на помощь приходит спасительный довод: чтобы быть развитым, грамотным человеком, культурно пообщаться. Словом, необходимо к той, взрослой (предполагается – главной) жизни накопить много всяких навыков и умений. Но как успеть всему – вот главный вопрос!

    С 13-14 до 20-21 часа у детей младших классов и с 14-15 до 21-22 часов у ребят постарше – в такие временные рамки надо включить обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия по интересам, занятия в школе после обеда (факультативы, подготовительные курсы) плюс дорога домой и обратно, домой. Если учесть контингент учащихся нашей школы, которые ходят в школу с ГРП, с улиц Крестьянская, Мерясовская и т.д., то получается довольно-таки внушительное количество времени.

   Как видим, бюджет времени очень ограничен: 7-8 часов на всё. Возьмём, к примеру, типичного десятиклассника и проследим его путь в школу и домой. В 13-50 часов заканчивается шестой урок, в 14-00 выходят из школы. Дорога домой занимает 30-40 минут. К 16-00 часам начинаются курсы. Значит у школьника есть 40 минут на обед и послеобеденный отдых. Курсы продолжаются 1,5 часа. В 17-30 ученик выходит из школы, в 18-00 ----18-30 – он уже дома. И остаётся до 21-00 (время сна) 2 часа. 50 минут – это время на подготовку домашних заданий, на ужин. Если учесть количество уроков на следующий день, то становится ясно, что домашние задания по всем предметам выполнить хорошо за это время нельзя, значит ученик будет занят до 11-12 часов, а, может, и до часа ночи.

   Это день некоего ученика-робота. А их личные интересы? Встречи с ровесниками, прогулки на свежем воздухе? В конце концов просмотр телевизора и т.д. и т.п.? Об этом и речи не может быть.

   И так каждый день. Дети переутомляются. Каждый день уносит много сил, истощает нервную систему, и как следствие ослабленного организма – повышенная заболеваемость.

   В наше время врачи всего мира отмечают рост нервно-психических расстройств среди детского населения. И одной из основных причин неврозов детей и подростков является нервное переутомление. И связано оно с непосильной нагрузкой организма, с переутомлением мозговых функций.

   Дело не только в школьной программе, в сложном изложении учебников, в новой, непонятной для родителей терминологии разных учебных предметов, но и в общей информационной нагрузке. Доступность информации учебной, специально-научной, научно-популярной, развлекательной бесконечно загружает мозг детей.

   А если ученик серьёзно подходит к освоению того или иного предмета, то возникает ситуация «объять необъятное». Необходимо вовремя направить школьника, не дать ему утонуть в глубинах научных изысканий, порой довольно противоречивых. Но даже если имеется прекрасный учебник и замечательная голова, которая его изучает, всё равно надо помнить, что возможности  человека ограничены. Надо помнить, что усвоить всё, что хотелось бы, научить всему, о чём   мечтают взрослые, не всегда возможно.

   Как сберечь психическое здоровье, душевное равновесие детей? Семья и школа должны позаботиться об этом. Но основное тепло, заботу ребёнок получает в семье. И родительский дом – «начало начал».

   Не буду останавливаться на том, что именно родители должны контролировать соблюдение ребёнком режима дня, норму сна, питание и т.д. Но это не значит, что мы, учителя, должны оставаться в стороне от забот о здоровье школьников. Именно школа стремится дать необходимое физическое развитие ребёнку, помочь ему в выборе тех или иных предметов, которые нужны будут школьнику в дальнейшем. Традиционные физминутки во время уроков, активные большие перемены, занятия в спортивных секциях, внеклассных мероприятиях – всё это «разгружает» мозг ученика, снимает усталость. Но этого мало! Что делать? Как помочь ребёнку не потерять детство? Об этом должен думать весь взрослый мир.

   Фантасты представляют человека будущего с большой головой, с неразвитым телом, с ослабленными мышцами. Прогнозировать такое будущее их заставляет мысль о главенствующей роли умственного труда по сравнению с физическим, когда мышечная работа будет максимально заменена машинами, механизмами, компьютерами. Хорошо это или плохо? Нужно нам такое потомство или нет?

   Давайте постоянно помнить о том, как трудно быть учеником в современной школе, и помочь детям по мере своих сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

презентация " Легко ли быть молодым "

We discuss What is Hot with young generation?How do teens express their individuality?Why do teens choose a subculture?How much are teens in Russian liketeens in other countries?...

Легко ли быть сегодня заместителем директора по УВР?

Менеджмент, мотивация к профессии учителя, воспитание...

Урок в 9 классе "Легко ли быть подростком?""

Данный урок предназначен для проведения в 9 классе школ с углубленным изучением иностранных языков,работающих по УМК "Английский язык" О.В.Афанасьевой,И.В. Михеевой.Тип урока:Урок обобщения и применен...

план конспект открытого урока на тему: "Легко ли быть репортером?"

Урок английского языка на тему: "Легко ли быть репортером?"...

[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?

Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым  - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...

Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"

Классный час  на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...