Разработка классного часа на тему: «О воспитании интернационализма, толерантности и терпимости»
классный час по теме

Сомова Юлия Юрьевна

Тема классного часа «Воспитание интернационализма, толерантности и терпимости». Студентам вместе с классным руководителем предстоит побеседовать об этих понятиях, выяснить, как каждый из нас относится к интернационализму, терпим ли он к окружающим его людям, как каждый из нас относится к людям другой национальности, другого социального положения. Как каждый из нас относится лично к себе.

Цели урока:

  1. Поговорить с учащимися об отношениях их друг с другом и окружающими их людьми;
  2. Определить понятия толерантность и интернационализм;
  3. Попробовать с помощью простых тестов выявить характер каждого из учащихся группы;
  4. На основе беседы и тестирования определит психологическую обстановку в группе.

Материал этог классного часа актуален в настоящее время в свете последних событий в мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и культуры Тульской области

ГОУ СПО ТО «Новомосковский строительный техникум»

Классный час

гр. С-12-2

Тема: «О воспитании интернационализма, толерантности  терпимости»

 

Классный руководитель: Сомова Ю.Ю.

Новомосковск – 2012г

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР

ФИО (полностью): Сомова Юлия Юрьевна

Место работы: Государственное образовательное учреждение среднего специального образования Тульской области Новомосковский строительный техникум, г.Новомосковск

Должность: преподаватель, классный руководитель

Предмет: классный час

Группа С-12-2

Тема и дата проведения: «О воспитании интернационализма, толерантности и терпимости в учащихся», 18.10.2012г.

Электронные ресурсы, применяемые на данном занятии:

  • А: Материалы в портфолио\Классный час Воспитание толерантности и интернационализма\ Толерантность.pptx
  • Видеоролик с передачей «Тем временем» по теме Толерантность (первые 5 минут записи) (ссылка на url-адрес)
  • Тест on-line «Толерантен ли ты» http://ezoterik.org/tests/tolerance.php

Цели урока:

  1. Поговорить с учащимися об отношениях их друг с другом и окружающими их людьми;
  2. Определить понятия толерантность и интернационализм;
  3. Попробовать с помощью простых тестов выявить характер каждого из учащихся группы;
  4. На основе беседы и тестирования определит психологическую обстановку в группе.

Задачи урока:

Образовательные:  

  1. Сформировать понимание интернационализма и хорошего отношения к окружающим людям;
  2. Освоить методику определения своих внутренних качеств характера и умение владеть собой.

Развивающие:

  1. активизация познавательной деятельности;
  2. сформировать потребность в получении знаний не только в традиционной форме, но и в повседневной практической деятельности;
  3. формирование видения изученной закономерности в различных ситуациях;

Тип урока:

Классный час

Структура классного часа:

1. Организационный момент (3 минуты)

2. Вводное слово классного руководителя (3 минуты)

3. Сообщение на тему «Интернационализм и его проявления» (5 минут)

4. Сообщение на тему «Толерантность и терпимость»  (5 минут)

«Презентация к докладу»

5. Оценка личности по методике Дембо-Рубинштейна (описание методики)

6. Прохождение теста «Толерантный ли ты?»

Адрес  теста на толерантность (:  http://ezoterik.org/tests/tolerance.php)

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (3 минуты)

Студенты: занимают свои места, встают, приветствуют преподавателей.

Преподаватели: «Здравствуйте, садитесь», отмечаются отсутствующие.

2. Вводное слово классного руководителя (3 минут)

Классный руководитель: Тема нашего классного часа «Воспитание интернационализма, толерантности и терпимости». Нам предстоит побеседовать об этих понятиях, выяснить, как каждый из вас относится к интернационализму, терпим ли он к окружающим его людям, как каждый из нас относится к людям другой национальности, другого социального положения. Как каждый из вас относится лично к себе.

http://video.yandex.ru/#search?text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5%20%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&where=all&id=37565190-02-12 –Видеоролик передачи «Тем временем» по теме Толерантность (первые 5 минут передачи, всю передачу можно просмотреть по желанию)

Нам предстоит заслушать сообщения на тему  «Воспитание интернационализма», «И что такое толерантность и терпимость». После этого пройдем тест «Толерантен ли ты».

3. Сообщение на тему «Интернационализм  

Трактовка понятия «Интернационализм» в различных словарях

Политический словарь

— 1) концепция наднациональной общности интересов;

— 2) политика, опирающаяся на объединение интересов государств, наций, народов или классов, социальных слоев и групп.

Политический словарь

Взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий разных государств, наций народов или их отдельных социальных слоев, групп.

Политический словарь

Международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; противоположен национализму.

Большой энциклопедический словарь

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; противоположен национализму.

Социологический словарь

— англ. internationalism; нем. Internationalismus. Идеология и политика, провозглашающая равноправие и общность интересов соц. групп, принадлежащих к различным нациям.

Социологический словарь

— политика и практика, идеология и психология международного взаимодействия и солидарности различных стран, наций, социальных групп и организаций, политических партий и движений, отдельных людей на основе совпадения их коренных интересов и целей.

Международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. Противоположен национализму. В СССР и затем в Российской Федерации идеология интернационализма взята на вооружение действующей властью в качестве официальной доктрины. По словам тех, кто это придумал, только идеология интернационализма позволит сохранить межнациональный мир и согласие в таком многонациональном государстве, как Россия.  Читать сообщение полностью.

4. Сообщение на тему «Толерантность и терпимость»  

16 ноября 1995 года  - государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности которая провозгласила, что все люди на земле по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому  мировая общественность выбрала толерантность (терпимость) основополагающими принципами морали.

Толерантность – это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением.

Толерантность – стремление к взаимопониманию и мирному сосуществованию.

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: латинское — tolerantia; английское — tolerance; немецкое — Toleranz; французское — tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.

Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям, или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости.

Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М.В.Семашко, понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века.

В отличие от «терпимости» (терпеть — «не противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Характеристика определения толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).

По мнению писательницы Людмилы Улицкой:

 

...если мы не научимся пониманию того, что люди могут по-другому выглядеть и есть другую еду, по-другому устраивать свои семьи и реагировать на множество бытовых вещей, мы все время будем находиться в состоянии самой ужасной войны, которая может быть, — войны у себя дома.

Демонстрация презентации и комментарии к ней классного руководителя

«Презентация к докладу»

5. Оценка личности по методике Дембо-Рубинштейна (описание методики)

Студенты заполняют выданные анкеты и с помощью комментариев к методике определяют степень самооценки себя, как личность.

Далее учащиеся заполняют анкету «Нравится – не нравится».

Материалы сдаются классному руководителю, систематизируются На основе этих материалов выявляется методы общения классного руководителя с учащимися и общения ребят между собой.

6. Прохождение теста «Толерантный ли ты?»

По результатам каждый ознакамливается с резюме, отражающее черты его характера, обеспечивающие взаимоотношение индивидума с обществом.

Ответив на вопросы, узнаете диагноз вашей толерантности.

Тест содержит 11 вопросов, "популярность" - 23137

Тест на толерантность, терпимость

1. Ваш знакомый (знакомая) обещали пойти с Вами в кино (...) и у него (нее) появилась причина не идти. Вы?

расстанетесь;
выговорите;
поймете без объяснений.


2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?

чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
чтобы играли и те, кто еще не знает правил.


3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?

нет;
да.


4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать;
если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.


5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми с иной чем у вас профессией, положением, обычаями?

мне не трудно это сделать;
я не обращаю внимания на такие вещи.


6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.


7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело?»

да;
нет.


8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
я лишь радуюсь за него (нее).


9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете:

вступаете в спор;
уходите пораньше под благовидным предлогом.


10. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

да;
нет.


11. Вы переплатили за покупку, как поступите?

начнете рвать и метать;
особо переживать не станете;
что отдал, то твое.


Список литературы

1. http://www.slovari-online.ru/cat.htm - Словари on-line.

2. http://www.onlinedics.ru/slovar/pol.html - Словарь политических терминов. Политическая энциклопедия онлайн

3. Адрес теста на толерантность (:  http://ezoterik.org/tests/tolerance.php)

4. http://newgoal.ru/issledovanie-samoocenki-po-metodike-dembo-rubinshtejn/  - Исследование самооценки по методике Дембо – Рубинштейн


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВВЕДЕННИЕ 16 ноября 1995 года - государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов толерантности которая провозгласила, что все люди на земле по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности . Толерантность – стремление к взаимопониманию и мирному сосуществованию.

Слайд 2

Толерантность или терпимость? ТОЛЕРАНТНОСТЬ - особое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. Слово «терпимость» присутствует практически во всех словарях русского языка. В частности, словарь В. И. Даля трактует «терпимость» как способность что-либо терпеть только по милосердию или снисхождению. Другие словари дают похожее толкование. По мнению М.В.Семашко , понятие «терпимость» содержит в себе пассивное принятие окружающей реальности, непротивление ей, способность подставить вторую щёку.

Слайд 3

Значение «Толерантность» в различных языках народов Историческая справка На рубеже XVIII - XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор князь Беневенский . Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во всех областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Слайд 4

В русском языке слово “толерантность” обозначает способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).

Слайд 5

В переводе с французского языка: отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам.

Слайд 6

В английском языке это слово означает готовность быть терпимым, снисходительным

Слайд 7

А в арабском языке слово “толерантность” обозначает прощение, снисходительность, милосердие, расположенность к другим.

Слайд 8

Функции толерантности Мирообеспечивающая – определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона. Регулирующая - позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

Слайд 9

Психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

Слайд 10

Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Слайд 11

Коммуникативная - развивает готовность к общению , сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Слайд 12

Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности , творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения. Фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.

Слайд 13

У человека есть качества, которые позволяют ему жить в мире с собой и с другими . Одним из таких качеств является – терпимое отношение к другим людям, непохожим на тебя. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью. Такую личность можно определить по следующим признакам : уважение мнения других людей, доброжелательность, желание что-либо делать вместе, понимание и принятие себя, умение сохранить свои особенности и понять особенности других.

Слайд 14

Л. Моругина Я рисую человечка. Я рисую человечка, Вышел он прямой, как свечка. На кого же он похож? Посмотрите, как хорош ! А у Нади и Аркаши Человек объелся каши – Круглый, добрый и веселый, Очень сильный и здоровый . Петин мальчик – великан. У Алеши – атаман. У Сергея же худой, С ярко рыжей головой . А у Славика девчонка, Словно Быхова Аленка, Паша негра – рисовал – Сам от краски черным стал. Люди разные на свете, Словно человечки эти.

Слайд 15

Если каждый будет уважать каждого, то тебя будут уважать все! Пройти тест на толерантность: http://ezoterik.org/tests/tolerance.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политичес...

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Методическая разработка классного часа по гражданско правовому воспитанию в 10 классе

Школа – наш второй дом. И всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в ор...

Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...