Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся
методическая разработка

Баянова Анастасия Александровна

Формы и методы работы по развитию критического мышления на уроках истории 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с художественными кинофильмами на уроках истории как способ формирования критического мышления учащихся

XXI век это эпоха кинематографа и телевидения, и от этого ни куда не деться, и мы постоянно сталкиваемся с ними как в повседневной жизни, так  и в учебном процессе. А в последнее время очень активно снимаются киноленты основанные на реальных,  а парой и не совсем реальных исторических событиях.  И парой даже взрослый человек не может отделить вымысел от правды, что же говорить о подрастающем поколении, которое, к сожалению, смотрит все без разбора и воспринимает все в серьез.

Мне пришлось столкнуться с такой проблемой:  ученики, услышав то или иное историческое события, начинали ассоциировать его с кинолентами, которые когда-то видели, и которые, к сожалению, не всегда были исторически точными, следовательно у ребенка складывается  ложное представление об исторической действительности. Другими словами  его восприятие истории будет зависеть от просмотренного кинофильма.

И я подумала, почему бы вместо того что бы просто сказать ученику, что в фильме много домыслов и художественных уловок  для привлечения зрителя, дать ему самому разобраться где есть правда а где художественный вымысел.

Тем более современная система образования дает нам такую возможность.

Итак, объектом реализации методической идеи выступили умения учеников критически мыслить при работе с художественными кинолентами.

Основным методом идеи стали  разработки  в области технологии критического мышления, сделанные  еще  в 1980 г. Воганом Эстесом, и доработанные уже нашими ведущими специалистами в этой области - Муштавинской И.В. и Чернявской А.П.

Цель: сформировать  у обучающихся умения  критически мыслить при работе с художественными фильмами.

Задачи:

  1. Выяснить какие художественные фильмы исторической направленности были  просмотрены учениками и какие они хотят посмотреть.
  2. Составить перечень кинолент необходимых для работы на уроках по определенным темам
  3. Составить задания по каждой киноленте для дальнейшего использования на уроке, соблюдая определенный алгоритм.
  4. Сформировать у обучающихся навыки работы с художественными фильмами, развивая способность критически мыслить и отделять вымысел от реальности.

Новизна методической идеи заключается не в использовании кинохроник на уроках истории, а именно работа с художественным фильмом, как с одним из средств развития критического мышления.

Прежде чем взяться за работу с художественными фильмами, необходимо было выявить кинематографические предпочтения обучающихся, в этом мне помогло небольшое анкетирование. Анкета состояла  из небольшого количества вопросов, по которым можно было легко определить жанровую направленность фильмов, которые дети смотрят. Анкетирование проводилось в трех параллелях классов с 5 по 7,что позволило выявить как общие предпочтения обучающихся в области кинематографа, так и по отдельности в каждой параллели. Таким образом анкетирование показало: в 5 классах предпочтение отдается мультипликационным фильмам – 68 %, на втором месте идет кино -15% и на третьем сериалы. Большинство детей если и смотрят фильмы, то это комедии -53%, затем идет фентази – 33%, историческое кино смотрит лишь 2-3 % обучающихся 5 классов. С возрастом их предпочтения немного меняются. Так результаты анкетирования в 7 классе показали:  сериалы – 63% , кино – 35% , из них российскому кинематографу отдано всего 5%,  остальные 95% были отданы американскому кинематографу.

Таким образом, необходимо было изменять сложившуюся ситуацию и попробовать сделать акцент на историческом кино.  

Прежде чем внедрять данную систему уже непосредственно в работу на уроке, необходимо было составить перечень кинолент, которые бы подходили под определенные тематики и возрастные ограничения.  Так для каждого класса, с 5 по 7, был разработан список кинолент, с которыми нам предстояло работать.

Но тут же мы столкнулись с первыми трудностями. Протяженность многих фильмов не входит в рамки урока, а следовательно, не хватает времени на то чтобы его посмотреть и тут же разобрать, поэтому было решено большую часть фильмов просматривать дома или же во внеурочное время, а на уроке использовать лишь небольшие фрагменты и кадры из киноленты, что намного упростило нам работу.

 Работа с фильмами шла по определенному алгоритму :

  • подготовка учеников к восприятию кинофильма;
  • обмен впечатлениями о кинофильме после его просмотра;
  • создание проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;
  • сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста на уровне либо эпизода, либо целого;

Итак, о каждом шаге по отдельности. Прежде чем взять тот или иной фильм, мы проходили тему: например в 5 класс тема «Илиада» Гомера.  На уроке мы подробно разобрали тему, и домашним заданием было просмотр кинофильма «Троя». Но прежде чем начать работу с фильмом необходимо задать  проблемный вопрос, от которого бы мы отталкивались и выстраивали бы дальнейший алгоритм работы. Проблема может быть следующей: Троянская война шла целых десять лет, как же этот огромный период времени был отражен в кинофильме «Троя».  Просматривая фильм, обучающиеся пытались самостоятельно выявить исторические неточности, что конечно удается не всем. Поэтому им заранее раздавался перечень вопросов, по которым необходимо было провести сравнительный анализ «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и фильма «Троя». И конечно акцент делался на том, что ребятам будет недостаточно того материала, который был пройден на уроке и им необходимо  обратиться к дополнительным источникам, чаще всего к Интернет-ресурсам.

На урок ребята приходят с небольшой копилкой: просмотренный фильм, небольшой сравнительный анализ и дополнительный материал, как по киноленте, так и по историческому событию (иллюстрации, документы, карты и т.д.). И уже с этим материалом идет непосредственная работа.  

Учителем заранее делается презентация и сравнительная таблица, которую ребята заполняют по ходу обсуждения фильма.

Сравнение происходит по следующим направлениям:

  1. работа с персоналиями:

- выяснить, существовал ли персонаж в реальности;

- сравнить внешний облик представленный в киноленте с обликом в реальности;

- найти прототипов персонажей, если их не существовало в реальности.

  1. Работа с историческими объектами:

- сравнение одежды, вооружения, быта, облика городов: соответствие  объектов представленных в кино с реалиями исторического периода.

  1. работа с историческими фактами:

- сравнение временных рамок и их соответствие исторической хронологии;

- вымысел и реальность: наличие вымышленных персонажей в киноленте, которые не имеют исторических прообразов;

- преувеличение событий: несоответствие масштабов представленных в фильмах, реальным  масштабам;

- географические рамки.

К концу обсуждения ребятами заполненяетс сравнительная таблица, в которой отражалась вся работа над  фильмом.

Данная работа занимает большое количество времени для подготовки как учителя, так и ученика, но это того стоит. Кругозор учащихся значительно расширяется, им интересно работать с кинолентами, они ищут новые источники знаний и это немаловажно.

 В конце года опять было проведено анкетирование, которое показало, как изменились предпочтения в области кино у обучающихся. Таким образом, в 5 класса кино отдали предпочтение 38% обучающихся, причем исторической направленности 43%, но к сожалению пока только иностранному кинематографу.  В 7 же классах кино вышло на первое место, набрав 67% , сериалы отошли на второй план.

Пусть результаты небольшие но они есть,  ученики научились работать с художественными кинолентами исторической направленности, отделять вымысел от реальности, обращаясь к историческим источникам и их предпочтения так же изменились, теперь они не тратят свое время на просмотр сериалов,  а  замещают его просмотром качественного кино.  

Данная методика имеет междисциплинарную направленность, так как использовать работу с кинофильмами можно на уроках литературы, географии,  МХК и т.д.

Анкета

  1. что ты предпочитаешь:

а) кино

б) мультфильмы

в) сериалы

2. какие фильмы ты чаще всего смотришь:

а) комедии

б) военное кино

в) историческое кино

г) документальное кино

д) другое (напиши жанр)

3. каким фильмам ты отдашь предпочтение?

А) российские

Б) советские

Г) американские

В) европейские

Г) другое

4. напиши три своих любимых фильмы

5. напиши три фильма которые ты бы хотел(а) посмотреть в ближайшее время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках английского языка как способ формирования критического мышления.

в данной статье автор описывает свой опыт работы по технологии проектной деятельности на уроках английского языка в старшей профильной школе....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Формирование критического мышления учащихся на уроках истории при работе с текстом.

В данной статье освещаются различные методы работы с текстом (кластер, синквейн, ПОПС и др.), технологии  применения и их значение при работе с учебником, документами, дополнительной литературой ...

«Использование печатных изданий на уроках истории и обществознания как один из способов формирования критического мышления»

На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:1.    учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;2.    не умеют ис...

Смысловое чтение чертежа на уроках технологии, как способ формирования критического мышления.

(Слайд 2) В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задач...

Реферат «Современные способы формирования критического мышления учащихся»

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который ...