Я патриот
методическая разработка (5 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_patriot.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района  Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель РМО

__________ Волобуева Р.В..

Протокол №______ от

«_____»__________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора гимназии по ОВР МБОУ

 «Прохоровская гимназия»

____________ГлазуноваЛ.Ю.

«_____»___________2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Прохоровская гимназия»

__________Пономарёва О.А.

Приказ № ________от

«_____»___________2013г.

                                                             Рабочая программа

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Растим патриотов»

                                Немыкиной Светланы Леонидовны

Классный руководитель

6б класса

                                                                    п.Прохоровка

                                                                2013 – 2014 учебный г

                                                 Пояснительная записка

    Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

   Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования под редакцией А.Я.Данилюка, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Белгородской области.

                     Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.

     Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

          Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина  становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает   широкое развитие  интеллекта и самостоятельности личности.

             

        В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»). При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

    Нравственный аспект указанного направления воспитания (раздел «Азбука нравственности»)  способствует формированию   у школьников  таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.

Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет  школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего поселке, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Вопросы безопасности рассматриваются в разделе «Азбука  безопасности».

 Цель программы –  способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными

ситуациями.

         Основные задачи:

      1)        формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка.

    2) формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и        жизненных ситуациях;

   3) способствовать   социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;

В результате  работы по данной программе учащийся  демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, области, города;  

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

-  прав и обязанностей обучающихся;  

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Требования к уровню подготовки уч-ся

 - выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы и воспитанников детского дома.

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностная составляющая –проявлять личностные свойства и

качества в решении жизненно важных задач:

-  чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.

Формы и виды деятельности

игровая;

        •        познавательная;

        •        краеведческая;

        •        сюжетно - ролевые игры;

        •        просмотр мультфильмов;

        •        посещение выставочных залов и музеев;

        •        походы в кинотеатр;

        •        конкурсы;

        •        посещение библиотек;

        •        праздники.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

            В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об  нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

     сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям духовно-нравственного воспитания, нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

        •        Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной  среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

        •        Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

               Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его  достижения необходимо:

        •        сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

        •        на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

        •        на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

        •        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

        •        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

        •        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

        •        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

        •        уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

        •        знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

        •        Личностные универсальные учебные действия:

У ученика будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

 Ученик гимназии получит возможность для формирования:

- морального сознания , способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- симпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

        •        Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

        Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

        •        Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Формы учета оценки планируемых результатов

        •        Опрос

        •        Наблюдение

        •        Диагностика:

        •        нравственной самооценки;

        •        этики поведения;

        •        отношения к жизненным ценностям;

        •        нравственной мотивации.

        •        Анкетирование учащихся и родителей

                     

                                         

                                   Содержание программы.

                     Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.

        •        Программа выполняет две функции:

         - информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;

        - организационно - планирующая  функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

        -реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

        - признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своей области, района, населённого пункта, рачительных хозяев;

      - выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.

                В содержании:

    - изложение содержания с территориально - хронологических позиций;

       - понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.

        Следовательно, курс данной программы должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;

        •        - несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения региона как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;

        •        - принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;

        •        - пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, посёлка, улицы, дома;

        •        - опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона

        •        - обращение к реалиям повседневной жизни , решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.

        •        В организации:

        - реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;

         - придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

        - вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

        Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности средних школьников детского клуба «Я патриот», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.

        •        1.  Азбука гражданина.(24ч.)

        •         2.Азбука нравственности(44ч.)

               Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает практическую часть.

                 Планируемые результаты.

       В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:

        •        Знать/понимать:

        •         Историю Русского государства.

        •        Свою страну

        •        Значения официальных символов

        •        основные этапы и ключевые события истории  с древности до наших дней

        •        специфику географического положения и административно-территориального устройства

        •        конституцию Российской Федерации

          права и обязанности ребенка

          О дружбе, товариществе          

        •        Уметь:

        •        рассказывать о важнейших событиях, истории своей Родины

        •        выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы

        •        работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию

        •        описывать традиции народов своей Родины

        •        показывать на карте Россию

        •        приводить примеры использования и охраны природных ресурсов

        •        составлять краткую характеристику своей Родины

        •        работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их

        •        Использовать приобретённые знания  и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

        •        проведения самостоятельного поиска информации

        •        понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни

        •        ориентирования на местности и чтения карт

        решения практических задач по определению качества          окружающей среды

        •        высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов

        •        использования знаний об историческом пути и традициях народов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

                

        •            Тематическое планирование.

                

        •          1. Азбука гражданина(24 часа).

        •         Из истории Русского государства.        

        •          Моя страна.        

        •          Москва-столица России.

        •         Россия-Родина моя.

        •         Символы государства.

        •         История флага.        

        •        Школа – наш дом                                          

        •         Ты ученик

        •        Будем знакомы

        •         Конституция Российской Федерации

        •         Наши защитники

        •        Права и обязанности ребенка.                                    

        •        Азбука нравственности

        •        О дружбе, товариществе                

        •        Хлеб – всему голова.

        •        Право на труд.

        •        Мой друг светофор.                    

        •         Моя безопасность.

        •        Доброе дело – великое счастье.

        •        Хочу и нужно.                

        •         Умел ошибиться - умей и поправиться.                

        •         Наши меньшие друзья.

        •        Тебе смешно, а мне до сердца дошло.

        •        Знай и люби родную природу.

        •        Покормите птиц зимой.

        •        Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

        •        Неразлучные друзья                

        •        Этот день Победы

        •         Удивительное рядом.

                    Экологическая тропа

                         

                       Календарно-тематическое планирование

       

№  п/п

Название темы

Кол-во

часов

Дата по плану

фактическая

Азбука гражданина.

1-2.

Из истории Русского государства.

2 ч.

3-4.  

Моя страна.

2 ч.

5-6.

Москва-столица России.

2 ч.

7-8.

Россия-Родина моя.

2 ч.

9-11.

Символы государства.

3 ч.

12.

История флага.

1 ч

13-14.

Школа – наш дом

2 ч

15-16.

Ты ученик

2 ч.

17-18.

Будем знакомы

2 ч.

19.

Конституция Российской Федерации

1 ч.

20.

Защита государства – один из законов Конституции.

1 ч.

21-22.

Наши защитники

2 ч

23-24.

Права и обязанности ребенка.

2 ч.

Азбука нравственности

25-26.

О дружбе, товариществе

2 ч.

27-28.

Хлеб – всему голова.

2 ч.

29-30.

Право на труд.

2 ч.

31-33.

Мой друг светофор.

3 ч.

34-35.

Моя безопасность.

2 ч.

36-38.

Доброе дело – великое счастье.

3 ч.

39-40.

Хочу и нужно.

1 ч.

41-42.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

2 ч.

43-46.

Наши меньшие друзья.

4 ч.

47-48.

Тебе смешно, а мне до сердца дошло.

2 ч.

49-51.

Знай и люби родную природу.

3 ч.

52.

Покормите птиц зимой.

1 ч.

53.

Не стыдно молчать, коли нечего сказать.

1 ч.

54-55.

Неразлучные друзья

2 ч

56-58.

Наше село.

3 ч

59-60.

Этот день Победы

2 ч

61-62

Удивительное рядом.

2 ч

63-66

Экологическая тропа

4 ч

67-68

Встреча с ветеранами ВО войны

  2

69-70

Посещение музея Звоници

2

Учебно-дидактическое обеспечение. 

А: История военного искусства: Учебник для высших военных учебных заведений. Под общ. ред. И.Х.Баграмяна. М., Военное издательство минобороны СССР, 1970.

Б: Великая Отечественная война, 1941-1945. События. Люди. Документы: Краткий ист. Справочник. Под общ. ред. О.А.Ржешевского. Сост. Е.К.Жигунов. М.: Политиздат, 1990.

В: Сборник материалов по истории военного искусства в Великой Отечественной войне. Выпуск V. Том второй. Под ред. А.И.Готовцева. М., Военное издательство минобороны СССР, 1955.

Г: Жуков Г. К., Воспоминания и размышления. Том второй. М., Издательство Агентства печати Новости, 1974.

Д: Энциклопедия для детей. Том 5. Часть третья. История России. ХХ век. Под ред. А.Майсуряна. Сост. С.Т.Исмаилова. М., «Аванта+», 1996.   Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.А.Шаповалова.- Белгород:Изд-во БелГУ, 2002.

 Очерки краеведения Белгородчины: Учебное пособие.-Белгород,2000

  Экология Белгородской области/ Под редакцией А.Н.Петина.-2003г

  Экология в вопросах и ответах:Учебное пособие./В.И.Коробкин, Л.В.Передельский/ Ростов н/Д: Феникс,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть патриотом и гражданином

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы

Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...

Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь

Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...

Программа "Патриоты России"

Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...