Воспитательная программа "Я гражданин России"
рабочая программа (11 класс) по теме

Мусифулина Марина Шайхуловна

Программа расчитана на 7  лет работы с детьми с 5 по 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptualnaya_chast_ispravlennoe.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания.

                                                                                                     

«Нет опаснее человека,

которому чуждо человеческое,

 который равнодушен к

судьбам родной страны,  

к судьбам ближнего».                                            

                                                                                                                     А.Салтыков – Щедрин

             Последнее десятилетие XX и начала XXI века для России время формирования гражданского общества и правового государства, перехода  к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

         Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

              В настоящее время граждански-правовое воспитание находится на этапе становления, который включает разработку содержания граждански-правового воспитания, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. 

         Главной целью гражданско-правового воспитания является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

         Гражданско-правовое воспитание направлено на формирование гражданской компетентности личности.  Граждански-правовая компетентность личности  это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в  демократическом обществе, применять свои знания    и умения на практике.

              Становление граждански-правовой компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих граждански-правовое самосознание.

            В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социо-культурных и исторических достижений многонационального народа Российской Федерации, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

         Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное  воспитание, реализуемое проведением внеклассной и внеурочной работы, а также создания демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами  учебных дисциплин.

Реализация свободной, разумной жизни возможна только через опыт общественной, групповой, личной жизни каждого человека, в том числе и подростка. При всей важности конкретных знаний, приобщения к мировой и отечественной культуре, сама жизнь ребенка в школе должна быть устроена так, чтобы давать ему этот опыт свободы, ответственности и самостоятельности.

             Сам стиль школьной жизни, её уклад должен быть толерантным, гуманистическим и демократическим. При этом создание такого уклада невозможно стараниями только педагогов, он должен строиться вместе с родителями и детьми. Необходим опыт управления школьным сообществом, опыт создания правовых  норм, приобщение всех участников образовательного процесса к обсуждению проекта школьного закона и его принятие демократическим путем. 

     Одним из непременных условий подлинно граждански-правового воспитания является внесение демократических отношений в саму  школьную жизнь. Иными словами — создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

  • идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу — как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;
  • демократизация школьного управления, усиление его педагогического потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллектива в управлении школой, создание возможностей для гражданской деятельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;
  • превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;
  • широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;
  • создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога,   согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;
  • создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;
  • учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

Воспитательный потенциал содержания гражданского образования, реализуемый в учебном процессе, при всей своей значимости все-таки недостаточен для формирования социально активной, компетентной личности.  Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в моделировании социальных явлений, практически осваивает навыки ведения дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у   детей такие навыки, следует «включить» школьника в окружающий мир во всем его многообразии.

На современном этапе, когда в России  происходит объединение вокруг идеи  национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие  истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурное достижение своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты  интересов своей группы.

В основу работы по самоопределению школьников  я отношу  идею сохранения и развитие традиций, которые предполагают:

-  организация поисковой и исследовательской деятельности через школьный музей,

-   историческое и литературное краеведение.

Исходя из вышеперечисленного, была создана программа воспитательной деятельности «Я гражданин России» Которая рассчитана на обучающихся 5-11 классов и призвана способствовать формированию личности, способной действовать как в коллективе, так и самостоятельно; формировать культурный уровень личности, развивать коммуникативные умения ребенка, должна создать такие условия и такое содержание деятельности, которые в наибольшей степени содействовали бы гражданско-правовому воспитанию становлению личности. Программа разработана по циклическому принципу и рассчитана на семь лет, начиная с пятого класса и заканчивая в 11 классе. Приоритетными направлениями программы являются: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного  подхода, использование всего образовательного арсенала для достижения основных учебно-воспитательных целей

Программа составлена на основе:  

  1. Программа развития школы на 2005-2010 годы
  2. Устав школы
  3. Федеральная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы»
  4. Приказ Министерства Образования  РФ  от 03.02.2006г. № 21 «Методические рекомендации функций классного руководителя  педагогическими работниками   государственных  общеобразовательных учреждений  субъектов  РФ и  муниципальных  общеобразовательных учреждений».
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
  6. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Министерства образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).
  7. Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Министерства образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

Основная цель программы: является  создание  педагогических  условий  формирования  социально-активной  личности  гражданина  и  патриота, обладающий  чувством  национальной  гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему  народу  и   готовности  к  его защите. Подготовка   учащихся  к  ответственной  и  осмысленной  жизнедеятельности  в  гражданском  обществе  демократического  правового  государства.

Центральное место в воспитательном направлении класса  занимает формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе,  как составной  части  природы и общества, к окружающему нас вещественному  миру, к живым существам вокруг нас. Эти  ценности могут быть привиты школьникам, при  воплощении следующих идеи:

  1. идея согласования  ценностей  поколений,
  2. идея  приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности
  3. идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель, это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать, он  должен  действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности  в   гражданском обществе.

Основные задачи программы:

  1. Воспитание гражданина  и  патриота  России  через  изучение  ее  правовой и государственной  систем,  символики,  жизни и  деятельности  выдающихся  личностей.
  2. Формирование  осознанного  отношения  к  ценностям  Отечества: его  прошлому,  настоящему  и  будущему.
  3. Формирование чувства  собственного  достоинства,  самостоятельности,  начиная  с  умения  использовать  свои  права  и выполнять  обязанности.
  4. Формирование  социально-активной личности, имеющей  активную  гражданскую  позицию, способной  к  принятию  самостоятельных  решений.
  5. Формировать  рациональные  взаимоотношения  подрастающего человека  с  окружающим  миром, формировать  личную  установку  на  собственную  точку  зрения, свободу  слова, чувство  собственного  достоинства.
  6. Формирование  патриотического  мировосприятия  на  основе  исторической  памяти.
  7. Использование  отечественных   традиций  и  современного  опыта  в  области  патриотического  воспитания.
  8. Привлечение  учащихся  к  исследовательской,  научно-практической,  творческой  деятельности.
  9. Привлечение  родителей,  представителей  различных  организаций  к  решению  проблем  духовно-нравственного,  патриотического  и  правового  воспитания  подрастающего поколения.

 

Формы работы с учащимися в процессе реализации программы.

  • Классные часы, беседы, «круглые» столы, устные журналы, диспуты, деловые и ролевые игры гражданско-патриотического направления.
  • Разнообразные виды творческой деятельности детей.
  • Проведение совместных общешкольных праздников, соревнований, конкурсов.
  • Просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной аппаратуры.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические  и творческие вечера, концертные программы гражданско-патриотического направления.
  • Организация выставок, ярмарок, распродаж творческих работ, художественных изделий, произведённых учащимися.
  • Родительские собрания.
  • Анкетирование и тестирование.
  • Семейный клуб.
  • Тематические вечера

Все  воспитательное  воздействие на ученика осуществляется  посредством  создания  единого  воспитательного  пространства  из  взаимодействующих  и  взаимопроникающих  сред:  развивающей,  адаптивной,  оздоровляющей,  организующей. Каждая  среда  имеет  свои  цели  и  задачи, согласованные  с  целями  развития  школы  и направленные  на  воспитание  гражданственности,  формирование  гражданской  зрелости. Целью  развивающей  среды  являются  условия  для  личного  развития  и  самореализации  школьников,  граждански-правового  образования  и  социализации;  задача  оздоровляющей  среды - воспитание  волевых  качеств,  формирование  потребности в здоровом  образе  жизни; Адаптивная  среда -  ставит задачи  сформировать  активную  жизненную  позицию,  правосознание,  учить  отстаивать  свои  права.  Наиболее  полно  раскрывается  возможность реализации участников образовательного процесса в гражданском становлении в организующей среде, цель которой: Создание условий для самореализации участников образовательного процесса в соуправлении школой, овладение системой современных демократических и правовых ценностей, навыками общественной деятельности.

Реализация модели гражданско-правового воспитания в рамках воспитательной системы школы будет способствовать формированию и развитию гражданской ответственности, социальной активности подрастающего поколения.

Принципы  гражданского воспитания.

  1. Принцип  гуманизации.

Означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбии, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

  1. Принцип  развития.

Основывается на взаимосвязи социального и индивидуального развития. Оно  обеспечивает согласование развития общества и личности.

  1. Принцип  уважения индивидуальности личности.

Если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, ее склонности и способности не разовьются.

  1. Принцип  коллективной  деятельности.

Личность должна уметь согласовываться с другими. В правильно организованной коллективной деятельности формируется чувство ответственности за порученное дело, его качество; реализуются лидерские качества, умение подчиняться другим

  1. Принцип  разумной  требовательности.

Основывается на развитии правового самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса. Можно  все, что не противоречит закону, правилам  школьного распорядка,  не вредит  здоровью, не  унижает  достоинство других.

  1. Принцип  связи  с  реальной  жизнью.

Дела,  организуемые  и  проводимые  в    школе,  должны  соприкасаться  с  реальными  делами  города,  района,  области,  страны.  Дети  должны  чувствовать  себя  гражданами  России,  действовать  на   ее  благо.

Пользуясь программой «Я - человек», классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми обучающимися класса. Они помогут обучающимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.

Данная программа поможет учителю и воспитателю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет.

Вся воспитательная работа планируется по направлениям, взаимосвязанным между собой:

Направления деятельности программы:

«Шаг навстречу»

Задачи блока:

  • Развитие личности ребенка, воспитание добросердечности и позитивного мировоззрения.
  • Воспитание и образование поколения, которое хочет и умеет творить добро и привлекать к этому других.
  • Формирование у детей понимания сущности основных социальных ролей в семье.

«Я – россиянин!»

Задачи блока:

  • Воспитание гражданского  сознания и самопознания.
  • Воспитывать политическую  и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
  • Воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны.

«Моя малая Родина»

Задачи блока:

  • Развивать общественную активность учащихся.
  • Воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, верность трудовым и общественным традициям старшего поколения.
  • Воспитывать познавательный интерес к историческому прошлому страны, гражданскую ответственность за настоящее и будущее России.

 

  «Азбука права»

  • Воспитание гражданского  сознания и самопознания.
  • Воспитывать политическую  и гражданскую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
  • Воспитывать готовность защищать свободу и независимость своей страны.

 

   

Исполнители основных мероприятий программы:

Классный руководитель, учащиеся данного класса, психолог школы, социальный педагог школы, уполномоченный по правам человека в городе Тайшете, работники детской комнаты милиции, работники библиотеки

Контроль за ходом реализации программы:

Директор, завуч по УВР. Критериями достижения прогнозируемых результатов являются важные показатели готовности молодежи к самостоятельной жизни, а именно: устойчивость нравственных качеств ученика (выпускника); наличие базы знаний, умений и способности их переноса в новые виды деятельности; умение не только активно использовать запас знаний, но и потребность обогащать его, стремление к непрерывному образованию; быстрота адаптации к новым видам деятельности, новым условиям труда, общественному мнению коллектива, трудовому режиму.

Анализ деятельности классного руководителя проводится ежегодно, по результатам анализа в механизм реализации Программы вносятся коррективы.

Ожидаемые конечные результаты программы:

В результате реализации программы будут получены следующие результаты:

1 .Создание  в классе  системы   патриотического  и  гражданско-правового воспитания.

2. Формирование  образа  выпускника- социально-значимой  личности.

3. Готовность  подрастающего  поколения  к  защите  Отечества, к  сохранению  и  развитию его  славных  боевых  и  трудовых  традиций.

4. Осознанное  отношение  учащихся  к  истории  нашей  страны  и  уважение  к  ее  участникам.

5. Формирование  системы  ценностей  у  учащихся,  основанной  на  любви  к  Родине, уважении  к  окружающим  людям, осознание  ценности  собственной  личности, как  гражданина

страны.

6. Стремление  подрастающего  поколения  вести  здоровый  образ  жизни.

Ожидаемые результаты

  Выпускник школы демократического государства в процессе обучения должен овладеть знаниями о правах человека, о государственных и общественных институтах, овладевать умением критически мыслить, анализировать политическую  ситуацию, сотрудничать с другими людьми, приобщаться к ценностям  современной цивилизации, включая уважение к правам других и терпимость, воспитывать в себе желание учувствовать в общественно- политической  жизни.

Процесс граждански-правового воспитания может быть представлен как процесс правовой  социализации, обеспечивающий присвоение индивидом социального опыта, в результате которого личность приобретает социальные ценности, осваивает способы социально-адаптированного поведения.

    Педагогическая деятельность по организации социальной практики и опыта с учетом национальных и культурных особенностей позволяет ребенку познавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственное отношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмысливать личный опыт толерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми.

    Гражданско-правовое воспитание является основной частью в воспитании подрастающего поколения, ее ядро – люди и их потребности,  мотивы, интересы, ценностные ориентации,  действия, отношения. Все  это работает на воспитание гражданина и прослеживается  через идеи и принципы граждански-правового воспитание.

Примерный план воспитательных мероприятий:

Мероприятие

Сроки

   Цель

Ответственный  

                                  Первый  и второй год обучения 5 -6 класс.

Направление  шаг на встречу.

1.

ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ

(Ролевая игра)

определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; развивать коммуникативные возможности учащихся, умения правильного общения в обществе.

2.

РЕПОРТАЖ ОТ ОДНОКЛАССНИКА

(Психологическая игра-проект)

Расширение личностных перспектив; Создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.

3.

БУДЕМ ЗНАКОМЫ, БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ

знакомство детей, родителей, классного руководителя с новым коллективом. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

4.

Шаг навстречу

необходимый компонент жизни личности, средство самоосуществления, психологической помощи другим, развития доверия, открытости, умения слушать и понимать других.

Учащимся раздается тест «Приятно ли со мной общаться?», содержащий инструкцию и утверждения.

5.

Цена минуты

Расширение кругозора учащихся.

 Воспитание бережного отношения ко времени.

6.

счастливый случай

(Интеллектуальная игра)

Развитие познавательных способностей учащихся.

 Формирование умения работать в группе.

7.

Остров невезения

(Конкурсная программа)

способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, сообразительности, умения работать в группе.

8.

КРАСОТА ВНЕШНЕГО ОБЛИКА.

МОИ ЖЕСТЫ

создать условия для воспитания нравственной культуры, формирования у школьников представления о влиянии внешней культуры на контакты между людьми; способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов; содействовать пробуждению желания и стремления познавать себя, учиться жить в согласии с людьми.

9.

День здоровья

напомнить детям, какую опасность хранит в себе наркомания; показать, что  без употребления наркотиков можно интересно  и с пользой проводить свое свободное время; призвать соблюдать здоровый образ жизни.

10.

МОЙ ДОМ

(Создание проекта)

Познакомить учащихся с группами профессий: человек – человек, человек – природа, человек – техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система.

На практическом занятии раскрыть значение таких профессий, как архитектор, озеленитель.

Стимулировать детей к самопознанию.

11.

Моя семья

формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.

                                             Направление я Россиянин.

12.

Символы России

формировать чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважение к государственным символам.

13.

Покорение космоса

прививать чувство патриотизма, показывая великие свершения русских людей.

14.

Олимпийские игры

познакомить с особенностями Олимпийских игр, формировать стремление вести здоровый образ жизни.

15.

Турнир – «Герой дня»

(Мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества)

Развитие умений работать в команде, сплочение классного коллектива.

Укрепление благоприятного психологического климата в классе, гуманизации отношений.

Воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине.

16.

Браво, мальчики!

(Конкурсно-игровая программа)

Воспитание у школьников общечеловеческих и нравственных ценностей, духа патриотизма и любви к Родине.

17.

«Не забыть нам этой даты, что покончила с войной»

расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства.

18.

ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свой народ.

                                                   Направление азбук права

19.

Моя конвенция

Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.

 Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

20.

« ПРАВА ДЕТЕЙ ЗАБОТА ГОСУДАРСТВА» классный час.

ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних

способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

21.

 НАРКОТИКИ-ПУТЬ В НИКУДА.

дать учащимся информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, учить позитивному общению с окружающими людьми, уметь разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к наркотикам, ознакомить со статьями УК РФ, касающимися приобретения, употребление, хранение и сбыт наркотиков.

22.

ТАБАКОКУРЕНИЕ.

выработать у учащихся негативное отношение к курению, разъяснять какой вред организму человека наносит табачный дым;

развивать умение противостоять давлению среды в приобщении к курению;

воспитывать желание подростков вести здоровый образ жизни.

23.

О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ

(Ролевая познавательная игра)

в игровой форме познакомить учащихся с историей возникновения табакокурения, его отрицательным воздействием на организм человека; воспитывать у учащихся негативное отношение к курению.

                                         Направление моя малая Родина.

24.

ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ ТАЙШЕТУ.

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории Московской области.

25.

КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ».

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных промыслов и традиций.

26.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЫБОРЫ В КЛАССНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ».

27.

КОНКУРС РИСУНКОВ «ОСЕНЬ В ТАЙШЕТЕ».

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных промыслов и традиций.

                  Третий, четвертый и пятый год обучения 7-9 класс.

                                     Направление шаг на встречу.

28.

Человек и его манеры.

расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

29.

Как завоевать друзей.

углубить понимание нравственного смысла дружбы, товарищества, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания; формировать навыки и правила поведения в общении с друзьями, ровесниками, старшими товарищами.

30.

Откуда ты родом.

формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.

31.

Общение и развитие
коммуникативных умений
(практикум)

овладеть социально-психологическими знаниями, практическими приемами построения общения в различных условиях; развивать способности анализа ситуаций, характерных при общении с людьми, и понимание того, что успешность общения обеспечивается межличностным взаимодействием, а не индивидуальными усилиями; отработать приемы, позволяющие осуществлять деловой контакт с партнером, выслушать и понять его, построить беседу; способствовать созданию климата сотрудничества.

32.

Экология и здоровье

(брейн-ринг)

формировать оптимальные отношения со средой обитания, воспитывать экологическую культуру у участников игры.

33.

Сценарий классного часа «Шоу именинников»
(
для учащихся 7–9 классов)

способствовать сплочению коллектива, развивать интерес к различным дисциплинам посредством решения заданий на смекалку.

34.

«СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ»

(калейдоскоп знаний)

установление благоприятного психологического климата в классе перед началом нового учебного года; формирование навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества; выявление интеллектуальных способностей учащихся.

35.

«ПО ЛАБИРИНТАМ ЗНАНИЙ» (путешествие)

развитие мышления, познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся; выявление интеллектуальных способностей детей; создание атмосферы взаимовыручки.

36.

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОЗАИКА» (викторина)

способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, созданию атмосферы взаимовыручки; выявлять интеллектуальные способности детей.

37.

«НА ЛЕСНЫХ

ТРОПИНКАХ…» (турнир знатоков природы)

расширение знаний школьников о природе; воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому; формирование навыков поведения в лесу, умения оказывать помощь природе.

38.

«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ» (игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)

приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

39.

«СОСУД ОНА, В КОТОРОМ ПУСТОТА, ИЛИ ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ?»

(ток-шоу о девушке-современнице)

ненавязчивое формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников в условиях духовного возрождения нации.

40.

Что такое этикет?
(«О, времена, о, нравы!»)

познакомить учащихся с понятием «этикет», происхождением этикета, развитием этикета в различных странах мира.

41.

«Ты» и «Вы» в общении

познакомить учащихся с основами речевого этикета, стилями общения; дать представление, каково должно быть обращение к людям в зависимости от ситуации.

42.

Вы любите театр?

познакомить учащихся с правилами поведения в театре, с основами этикета для женщин и мужчин.

43.

О поведении в общественных местах.

познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах: на вернисаже, в музее, в кинотеатре, на улице.

44.

«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ!» Классный час

раскрыть понятие духовности и поработать над его осмыслением с детьми; дать возможность ребенку выразить свои мысли вслух; учить вести дискуссию.

45.

Дудьте  добрыми и человечными. Классный час

человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрение многих выдающихся мыслителей.

46.

Откуда ты родом.

формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.

47.

Проект семьи XXI века (игра).

актуализировать сложившиеся представления о семье, ее роли в жизни человека, особенностях семейных взаимоотношений; определить причины конфликтов, возникающих между детьми и родителями, конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, особенности адекватного выражения своих чувств и переживаний; развивать социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; создать проект.

48.

Проект школы XXI века (игра).

обсудить различные аспекты жизни школы; определить причины возникающих разногласий, конфликтов, конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций, особенности адекватного выражения своих чувств и переживаний; развивать навыки конструктивного взаимодействия друг с другом, взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия; создать проект.

49.

Школа самоуважения
(
игра).

познакомить учащихся с общими принципами, на которых основано уважение к себе и к другим, с элементами, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих; обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.

50.

«О МИЛОСЕРДИИ». Классный час.

усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди; формирование культуры ведения беседы.

51.

История одной семьи. Классный час.

В истории ласкового березового есенинского края случались кровавые и горькие страницы, а земля вместе с ее обитателями переживала трагедии нескольких поколений. В основу стихотворения «Расстрелянная Родина» легла подлинная история семьи Маргариты Штурбиной.

                                            Направление я Россиянин.

52.

Я – Гражданин России.

Воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание, развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.

53.

День народного единства.

содействовать  формированию  определенных качеств личности – мужества, смелости, патриотизма.

54.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ. (литературно-музыкальный вечер)

воспитание любви к родине, чувства патриотизма.

55.

ГРАЖДАНИН НОВОГО ВЕКА –ЗДОРОВЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ ЧЕЛОВЕК.

суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к дому, в котором они живут, положительное отношение к здоровому образу жизни.

56.

Конституция Российской федерации.

познавательная игра.

воспитание любви к родине, чувства патриотизма.

57.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИИ
(беседа с элементами практической работы)

воспитание осознанного уважительного отношения к государственной символике.

58.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИИ
(классный час)

рассмотреть роль президента и органов власти в управлении государством, выявить качества, которыми должен обладать кандидат на пост президента; назвать избирательные цензы для кандидата на пост президента, установленные российским законодательством.

59.

Никто низабыт, ничто  не забыто.

Воспитание чувства патриотизма, эстетическое воспитание, развитие речи, памяти и логического мышления учащихся.

60.

мы будем помнить.

Воспитывать чувства гордости за страну, уважение к ветеранам.

61.

«а зори здесь тихие»

Воспитывать чувства патриотизма.

62.

конкурс « а ну-ка, парни».

Воспитывать чувства патриотизма.

63.

военно-спортивное мероприятие.

Воспитывать чувства гордости за страну, уважение к ветеранам.

64.

ПИСЬМО НЕИЗВЕСТНОМУ СОЛДАТУ

Воспитывать чувства патриотизма.

                                      Направление моя малая Родина.

65.

ИСТОРИЯ ГОРОДА ТАЙШЕТА.

Посещение городского музея, краеведческая работа классных краеведов и их выступление на классном часу.

66.

УЧАСТИЕ В ЯНКОВСКИХ ЧТЕНИЯХ ПО ТЕМЕ КРАЕВЕДЕНИЕ.

Воспитывать чувства гордости за малую  Родину.

67.

ИСТОРИЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ.

Участие обучающихся в собрании материала для школьного музея.

                                            Направление Азбука права.

68.

ТРИ СТУПЕНИ, ВЕДУЩИЕ ВНИЗ

Показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, используя научные данные в борьбе с этим злом.

69.

ИМЯ бЕдЫ – НАРКОТИКИ

Классный час пресс конференция

70.

МИЛОСЕРДИЕ

Формирование чуткого отношения к окружающим.

71.

Я И ЗАКОН

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

дать учащимся информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, учить позитивному общению с окружающими людьми, уметь разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к наркотикам, ознакомить со статьями УК РФ, касающимися приобретения, употребление, хранение и сбыт наркотиков.

72.

Правовая игра
«Суд над хулиганством»

способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру; навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; познакомить с одним из юридических институтов общества; эмоционально воздействовать на участников игры; стимулировать творческую активность учащихся.

73.

ПРОСТУПОК. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

Дать представление о проступке, правонарушении, преступлении, развивать представление о том что, они плохо влияют на окружающих людей.

74.

ШАЛОСТЬ. ЗЛОНОМЕРНЫЙ ПОСТУПОК. ВАНДАЛИЗМ.

Дать представление о шалости, злонамерном поступке, вандализме,  развивать представление о том что, они плохо влияют на окружающих людей.

75.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ БЕЗ НАСИЛИЯ.

Учить школьников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.

                             Шестой, седьмой год обучения 10/11 классы.

                                     Направление шаг навстречу.

76.

ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ.

дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

77.

СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

актуализировать и проработать чувства, которые возникают у учащихся при встрече с непохожими на них людьми; дать им возможность увидеть положительные стороны такой встречи.

78.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ.

осознать культуру как совокупность норм и запретов; осознать относительность этих норм и их разнообразие в разных культурах; дать участникам возможность испытать ощущения чужака в незнакомой культуре.

79.

ПРЕДРАССУДКИ.

познакомить учащихся с различными видами предрассудков.

80.

ДИСКРИМИНАЦИЯ.

привлечь внимание учащихся к различным видам дискриминации в нашем обществе; дать им возможность испытать чувства дискриминируемых членов общества.

81.

НАСИЛИЕ.

показать учащимся, как стереотипы и предрассудки приводят к насилию; выработать негативную установку по отношению к насилию.

82.

ДОБРО И ЗЛО.

попытаться вместе с учащимися исследовать природу добра и зла вообще и в человеке в частности; рассмотреть мотивы поведения относительно добра и зла.

83.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

определить различия между свободой и вседозволенностью.

                                         Направление я  россиянин.

84.

ВСЕ О ГИМНЕ.

расширять знания о государственной символике; воспитывать патриотические чувства у школьников; развивать музыкальный вкус.

85.

КРУГЛЫЙ СТОЛ « ОТ БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ ДО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОДИН ШАГ».

Выяснить, какую ответственность несут люди друг перед другом, развивать умение вести дискуссию, высказывать свое мнение.

86.

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ

познакомить со становлением русской и российской армии, с крупными победами русского оружия; развивать чувство патриотизма.

87.

ЗДЕСЬ ПОБЕДА НАЧИНАЛА СВОЙ ПУТЬ

воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Великой Отечественной войне.

88.

«Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!»

воспитание чувства патриотизма; пополнение знаний о Второй мировой войне, об ужасах войны.

89.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.

раскрыть содержание понятий «дружба», «единение», «гражданская солидарность», «благотворительность», «терпимость»; привить учащимся уважение к ценностям дружбы; способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить учащихся стать добрее и более внимательными друг к другу; формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимопонимание.

90.

О ГРАЖДАНСКОМ ДОЛГЕ,
МУЖЕСТВЕ И ГЕРОИЗМЕ.

формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны и в мирное время; показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту.

91.

ГРАЖДАНИН НОВОГО ВЕКА –
ЗДОРОВЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ ЧЕЛОВЕК.

суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут; воспитывать любовь к дому, в котором они живут, положительное отношение к здоровому образу жизни.

                                              Направление азбука права.

92.

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕБАТЫ».

Моделирование учениками собственного поведения в юридически значимых ситуациях, дать возможность ученикам овладеть навыками уверенного поведения.

93.

РОЛЕВАЯ ИГРА «МЫ БУДУЩИЕ ИЗБИРАТЕЛИ».

Показать смысл и значение демократических выборов, особенности предвыборной кампании, процедуры голосования в демократическом обществе.

94.

КЛАССНЫЙ ЧАС «НЕТ ДОРОГИ В АД».

Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности и общества, воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к совершенствованию и борьбе против негативных явлений.

95.

ИГРА «ТУРНИР ЗНАТАКОВ ПРАВА».

Закрепление знаний, полученных на уроках правоведения, через решение практических задач.

96.

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗАКОН И ПРАВОПОЛРЯДОК».

Ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества, воспитывать чувства ответственности за свои поступки, воспитывать уважительное отношение к закону.

97.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОВЕРЬ В СЕБЯ».

Формирование позитивного отношения к жизни и здоровью, формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, развитие интеллектуальных способностей подростков, обучение навыков совместной работы.

                                    Направление моя малая Родина.

98.

КОНКУРС СТЕНГАЗЕТ «ЗЕМЛЯКИ ЗАЩИЩАВШИЕ НАШУ РОДИНУ».

Воспитывать чувства гордости за малую  Родину.

99.

ПРОЕК «ДЕНЬ ГОРОДА». (распространение  весёлых листовок в школьном микрорайоне)

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории города Тайшета.

100.

ПРОЕКТ «ЗАГАТКИ РУССКИХ УЗОРОВ» (изучение народных промыслов, защита работ)

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных промыслов и традиций.

101.

КОНКУРС ДИЗАЙНЕРОВ «УКРАСИМ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК» (оформление пришкольной площадки)

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города

102.

КОНКУРС ПРЕЗИНТАЦИЙ «народные традиции народные праздники»

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение народных  традиций.

103.

КОНКУРС РИСУНКОВ И ФОТОГРАФИЙ «мой родной город»

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города

104.

КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ «Я мэр города»

Воспитание гражданской ответственности за свою Родину. Изучение истории родного города

Механизм реализации:

1.   Краеведческая работа

2.        Работа над совместными проектами

3.        Проведение встреч с выпускниками, празднование юбилеев школы, Дней учителя, ученика.

-        совместные собрания с родителями  «Родительское вече»

-        работа с приемными семьями

Совместная деятельность в Совете класса, школы.

Работа по формированию стремления к здоровому образу жизни.

4.        Работа по литературному краеведению

5.        Участие традиционных делах и праздниках школы (Вахта памяти, День школы и др.)

6.        Работа клубов, кружков и спецкурсов.

Работа по созданию условий для общения учащихся, педагогов и родителей и их совместной деятельности.

Развитие самоуправления школьников в малом коллективе, в классе и школе.

Проведение традиционных праздников, соревнований, дней здоровья, кроссов.

Изучение и сохранение народных традиций и методов укрепления здоровья.

Диагностика и самодиагностика.

«Школа Лидера», школьные олимпиады, творческие конкурсы, соревнования.

Составление индивидуальных программ личностного роста.

Создание условий школьникам и педагогам для участия в самоуправлении и организации коллективных творческих дел.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.

Интеграция урочной деятельности и дополнительного образования

Создание условий для общения

Создание институтов для развития организаторских способностей

Участие  различных секций, клубов оздоровительного и спортивного характера.

Участие в молодежном движении «Новое поколение за здоровый образ жизни»

Диагностическое сопровождение программы:

  Главными аспектами диагностического сопровождения является изучение личности и коллектива подростков, не секрет, что успех воспитания во многом зависит от знания конкретного человека и процессов, происходящих в коллективе. Чтобы педагог работал профессионально, нужно знать методы изучения и правильно их применять.

  Основные методы изучения личности:

- наблюдение:

- беседа:

- анализ продуктов творческой деятельности ( рисунок, чертеж, макеты)

- анкеты и тесты.

  Изучение личности и коллектива подростков, а также их воспитание – единый процесс, поэтому педагогу надо знать: что изучать, как изучать, для чего изучать. Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание, позволит управлять учебным процессом.

Диагностические методики в 5 классе.

  1. Социометрия. ( приложение № 5)
  2. Мы коллектив (приложение № 5 )
  3. Недописанный тезис ( приложение № 5)
  4. Тест на конфликтность ( приложение № 5)
  5. Диагностический тест «Способности школьника» ( приложение № 5)

Диагностические методики в 6 классе.

                 

  1.  Тест «Тематический рисунок»  ( приложение № 5)
  2. Какой у нас коллектив. ( приложение № 5)
  3. Физическое развитие школьника. ( приложение № 5)
  4. Характеристика развития интеллектуальных способностей ученика и мотивация в обучении. (приложение № 5)
  5. Справедливость. ( приложение № 5)

Диагностические методики в 7  классе.

     1.Психологическая атмосфера в коллективе. ( приложение № 5)

     2.Анкета «Определения уровня комфортности в коллективе».

     3. Методика « Тревожности и депрессии». ( приложение № 5)

     4. Что такое счастье. ( приложение № 5)

     5. Методика « Мотивы учебной деятельности» ( приложение № 5)

Диагностические методики в 8-9  класс.

      1.Анкета « Познавательная потребность подростков». ( приложение № 5)

                  2. Изучение мотивов участия подростков в деятельности. ( приложение № 5)

                  3. Профориентация подростков. ( приложение № 5)

                  4. Анкета « Моя семья» ( приложение № 5)

                  5. Анкета « Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

                      ( приложение № 5)

                  6. Психологическая  атмосфера в коллективе. ( приложение № 5)

Диагностические методики в 10-11  класс.

                 

       1.Психологическая атмосфера в коллективе. ( приложение № 5)

                   2. Акция « Добровольцев». ( приложение № 5)

                   3. Анкета для старшеклассников. ( приложение № 5)

                   4. Анкета «Зеркало». ( приложение № 5)

                   5. Патриотизм как я его понимаю. ( приложение № 5)

                   6. Личностный рост. 9 приложение № 5)

Перспективный план мероприятий.

                   

       

Используемая литература:

Серия дисков: Воспитание в школе / Издательство «учитель» 2008 г; www.uchitel-ixd.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

"Я – гражданин России" - воспитательная программа

"Я – гражданин России" - программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 5-б класса МБОУ "Лицей №1 городского округа г. Волгореченск" на период 2012-2017 г.г. ...

Воспитательная программа для учащихся 8-9 классов «Я – гражданин России»

Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...

воспитательная программа "Будущее России"

"Будущее России" - программа созданная для работы в классе( учитывая особенности класса), большая помощь классному  руководителю!...

воспитательная программа " Я гражданин России "

Программа разработана для учащихся 5 -9 классов....