методическая разработка классного часа Путь к духовности
план-конспект урока по теме

Кузнецова Людмила Сергеевна

Конспект урока «Духовность как часть нашей жизни» является актуальным на сегодняшний день для проведения классного часа в направлении духовно-нравственного воспитания. Он может быть использован для проведения урока для учащихся средней и старшей ступени обучения. На уроке рассматриваются и сравниваются понятия «Душа» и «Дух», «Духовность» и «Нравственность», выявляются наиболее важные духовные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Духовность как часть нашей жизни»

Цель: формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.

Задачи:

  • Определить понятие слова «Духовность»;
  • Определить различие понятий «Душа»  и «Дух», «Духовность» и «Нравственность»;
  • Формировать у учащихся представления о духовно-нравственных качествах, системы духовных ценностей;
  • Убедить учащихся в том, что человек должен самосовершенствоваться, осознать себя как личность.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал (половинки пословиц).

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас  сегодня на нашем уроке. А начать я хочу его с высказываний известных людей. Прочитайте их, пожалуйста, и скажите, как вы их понимаете.

Слайд 1. Духовность есть раскрытие врожденного благородства.(Инаят Хан Хидаят)

Бренное тело дух вечный двигает.(Цицерон)

Слайд 2. Духовные ценности приемлются труднее, чем материальные (И. Швелеев)

Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях.(Милетский, Фалес)

Учащиеся читают и комментируют высказывания.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить на нашем уроке?

Учащиеся делают соответствующие предположения.

Учитель: Верно, сегодня мы с вами будем говорить о духовности, духовных ценностях и качествах человека.

Учитель: В Христианстве и других религиях выделяют следующее триединство человека (слайд 3):

ТЕЛО (физ.)          ДУША (черты характера)                  ДУХ (ценности)

Какое определение вы можете предложить этим компонентам? Чем Они отличаются?

Учащиеся отвечают, учитель при необходимости корректирует ответы.

В разных интернет-источниках даются следующие определения:

тело - это материальное природное
душа - нематериальное природное
дух - сверхприродное

Свщмч. Ириней Лионский ("Против ересей", 5-я книга) говорит: "Совершенный человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) — спасает и образует, другая (плоть) — соединяется и образуется, а средняя между сими двумя (т. е. душа) тогда, когда следует духу, возвышается им, а когда угождает плоти, ниспадает в земные похотения".

Душа - личность человека, то, что определяет его подсознательное, неявное ощущение "Я". Дух - степень присутствия души в теле - степень самоидентификации и цельности личности. Если человек ясен внутри целен и собран, то и его дух (можно сказать еще "воля") собраны и концентрированы.

Таким образом, Тело – это материальная оболочка человека, Душа – внутренне содержание, а дух (духовность) это определенная система ценностей, мировоззрений по которым живет человек.

Учитель:  Следует также разграничить понятия духовность и нравственность. Для этого я предлагаю вам ознакомиться с отрывком лекции «Нравственность и духовность» из православной энциклопедии «Азбука веры». (Приложение 1).

Слайд 4.

Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, внешнее проявление такого отношения.

Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем.

Учитель: Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

- Какие бывают ценности?

Учащиеся отвечают на вопрос.   

Учитель: Выделяют 2 вида ценностей:

1.Материальные (способствуют жизни):

  • Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);
  • Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства)

2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

Какие ценности вы отнесли бы к духовным?

Учащиеся отвечают на вопрос.   

 Учитель: (слайд 5) Духовные ценности, по сути, выгодно отличают любые другие живые формы существования от человека, который явно отличается обусловленностью своего особого поведения и жизнедеятельности. К подобным ценностям относятся следующие качества: ценность самой жизни, деятельности, сознания, силы, предвидения, силы воли, целеустремлённости, мудрость, справедливость, самообладание, смелость, правдивость и искренность, любовь к ближнему, верность и преданность,  вера и доверие, доброта и сострадание, смирение и скромность, ценность хорошего обращения с другими и тому подобное.

Учитель: А сейчас я хочу попросить кого-нибудь из вас прочитать одну притчу (Приложение 3).

Учитель выбирает хорошо читающего учащегося.

Притча о духовной пустоте...

Печально доброта шагала по дороге,
Её из сердца выгнала душа.
Взывала:- не нужны мне слёзы и тревоги,
Ведь жизнь без них, легка и хороша.
Пойми, сказала, времена, тревожные и злые,
Мне не к лицу, сентиментальность, грусть.
К чему растрачивать тепло, на действия благие,
Бери Любовь и  Веру в дальний путь.
И я с тобой:- сказало сострадание,
От лжи и алчности меня изводит страх.
Ведь со времён созданья мироздания,
Я у Любви играло на губах.
Сердце покинули они, послушавшись напутствия,
А чёрствость хохотала им вослед.
Холодное и мрачное вползло туда бесчувствие,
Закрыло равнодушьем БОЖИЙ свет.
Пустилась *во все тяжкие*, душа опустошённая,
Забыв про Совесть, отметая Честь.
Без покаянья серая, пред БОГОМ непрощённая,
В ней завелись предательство и спесь.
*Бал правило* стяжательство, царила вседозволенность,
А мир казался призрачно хорош.
Как только сердце глупое, в зазнайстве успокоилось,
Беда всадила в душу острый нож.
Из раны кровь холодная, хлестала неприкаянно,
Но нечем врачевать кругом враги.
И вот осипшим голосом душа кричит отчаянно,
Любовь, Надежда Вера помоги…
Добро призыв услышало, шепнуло покаяние,
Целящий, хлынул слёз живых поток.
Прощение и искренность не знают расстояния,
Если надёжно выучен *урок*.
        *   *   *
От комы зла очистившись, душа едва поправилась,
Не оскверняйте пустотой сердца.
Любовь храните с верою, простое жизни правило,
Чтоб избежать *нелепого* конца.

Учитель: А как вы считаете, нужны ли современному человеку нравственность и духовность и почему? Достаточно ли быть только нравственным?

Учащиеся отвечают на вопрос.   

Учитель: Сегодня на уроке мы назвали много духовных ценностей и определили значение некоторых слов. Я предлагаю вам решить небольшой кроссворд, чтобы еще раз их вспомнить.

Учащиеся решают кроссворд в парах, затем проверяют.

 Учитель: Ребята, наш урок подошел к концу, и я хочу пожелать вам духовного роста и всего наилучшего и подарить песню в исполнении группы Русавуки «Счастья в жизни вам желаем» (Слайд 6).

Информационные ресурсы

http://light-of-angels.ucoz.ru/_fr/20/4769710.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/53/415/53415494_19491otkrytkihristianskie.jpg

http://m.cdn.blog.hu/ho/homeomami/image/iStock_000004171786Small.jpg

http://wiki.iteach.ru/images/3/35/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0_%D0%B2_%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B0.jpg

http://img69.imageshack.us/img69/9817/25256306.jpg

http://www.crystalinks.com/heartenergy400.jpg

http://www.dezvoltarium.ro/images/evenimente/vindecare-si-transformare-prin-reiki.jpg

http://vinilo.ucoz.ru/_si/0/95656219.jpg

http://duhovnymir.ru/viewpage.php?page_id=3

http://www.voskres.ru/army/spirit/slovar.htm

http://miryasnosveta.ru/news/pochemu-duxovnoe-vyshe-materialnogo/

http://www.foru.ru/slovo.43295.3.html

http://www.aphorisme.ru/by-themes/duhovnost/?q=673

http://www.wisdoms.ru/49.html

http://icite.ru/163/theme/dukhovnost#ixzz2If7qQHVk

http://www.pravask.ru/ask/?ID=24440

http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=23127c22b2bbf2e0

http://otvet.mail.ru/question/74485523

http://ohriste.ru/?page_id=400

http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/2g1-all.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политичес...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Разработка классного часа "Путь в профессию"

Классный час "Путь в профессию" проводится на 4 курсе перед преддипломной практикой, на котором подводятся итоги всех видов практик за 4 года и напутствия перед преддпиломной практикой....

Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"

Методическая разработка  классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...

Методическая разработка классного часа "Конфликт и пути его преодоления"

Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами  его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости  людей договариваться между собой, соблюдать о...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...