Путешествие в страну Законию
классный час (5 класс) по теме

Чупикова Раиса Ивановна

Классный час в 5 классе, посвященный 20-летию Конституции РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_puteshestvie_v_stranu_zakoniyu.rar1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Чупикова Р.И.

МКОУ «Ржавская ООШ»

Большесолдатского района

Курской области

Путешествие в страну Законию.

(Классный час для обучающихся 5 класса)

Цель: Формирование представлений учащихся о Конституции как об Основном законе Российской Федерации, правах и обязанностях гражданина России.

Задачи:

1. Изучить содержание второй главы Конституции России.

2. Научить соотносить полученные знания с конкретными жизненными ситуациями.

3. Привлечь социальный опыт обучающихся для обсуждения проблемы безграничности свободы (права) человека.

4. Создать условия для формирования личностной позиции обучающихся по проблеме соблюдения прав и свобод.

Форма: Классный час с элементами игры.

Эпиграф классного часа:

                                Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

                                               использующее опыт людей на благо общества.

                                                       С. Джонсон

Подготовительный этап. Необходимо подготовить к классному часу текст Конституции Российской Федерации.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

1.Этап формирования мотивации.

Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно.

Жители страны Законии — люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда.

Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай, хочешь оскорблять человека — пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?

  • Жители стали жить по законам.
  • Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Учитель прикрепляет к доске табличку со словом «закон».

Закон — нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным (представительным) органом государства или непосредственно гражданами путем референдума.

А что мы можем рассказать жителям Законии о наших законах?

Обобщая ответы учащихся, учитель говорит о том, что самый главный Закон нашей страны — Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г.

Слово «Конституция» произошло от латинского «constitutio» — установление.

В Конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица и т.д. Все другие законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией.

2.Этап усвоения знаний об основных правах и обязанностях граждан России.

Работа в микрогруппах

Учитель предлагает учащимся одной группы, поработав с главой 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», определить права, а другой группе — обязанности граждан. По ходу выполнения задания фиксирует на доске основные права, свободы и обязанности граждан России.

Каждый гражданин имеет право

На равенство прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, религии, и др. Ст.19

На равенство перед законом Ст.19

На свободу и личную неприкосновенность Ст.22

На неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени Ст.23

На свободу передвижения Ст.27

На свободу совести, вероисповедания Ст.28

На свободу мысли и слова Ст.29

На получение, производство и распространение информации Ст.29

На объединение Ст.30

На собрания Ст.31

На участие в управлении государством Ст. 32

На предпринимательство Ст. 34

На частную собственность Ст. 35

На свободный труд Ст. 37

На отдых Ст. 37

На семью Ст.38

На социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности и т.д. Ст. 39.

На жилище Ст. 40

На охрану здоровья и медицинскую помощь Ст.41

На благоприятную окружающую среду Ст.42

На образование Ст.43

На творчество Ст.44

Обязанности граждан:

Забота родителей о детях и детей о родителях Ст. 38

Уплата налогов Ст. 57

Охрана окружающей среды Ст. 58

Защита Отечества Ст. 59

Учитель обращает особое  внимание учащихся на те права, которыми они пользуются как юные граждане России, находящиеся под защитой законов своей страны, и на то, что в полном объеме самостоятельно осуществлять свои права и обязанности гражданин Российской Федерации может с 18 лет (статья 60 Конституции РФ).

4. Этап осмысления причин нарушения прав человека и гражданина.

Предлагается небольшой эксперимент. Участвующим в эксперименте учитель ставит задачу – в течение одной минуты крутить гимнастический обруч. Обучающимся выдаются обручи. Засекается время. По сигналу дети начинают пытаться вращать обручи, но недостаток места у доски приводит к тому, что они мешают друг другу. Возможно, кто-то сразу обратит внимание на малое пространство для этого занятия. Детям  ничего не объясняется до того момента, пока не начнется выполнение задания. Учитель организует так эту часть упражнения, чтобы никто не смог выполнить задание.

«Почему вам, ребята, не удалось крутить обручи?» Дети ответят, что было тесно, мало места, мешали друг другу.

«Хорошо, я изменю условие эксперимента. Вы можете отойти в ту часть кабинета, какая вам необходима для выполнения задания». Дети расходятся в разные места. Засекается время и обучающиеся вращают обручи (возможно это получится не у всех, но, скорее всего, у большинства.) По команде упражнение прекращается.

 « Почему теперь задание удалось выполнить?» Дети ответят, что никто никому не мешал, было свободно, просторно, не боялись задеть кого-либо. Учитель благодарит за участие, обучающиеся возвращаются в группы.

« А теперь представьте, что вместо обручей наши права, которые мы хотим реализовывать постоянно. Что же получится?» В общем обсуждении дети пришли к выводу, что часто бывает так, когда кто-то пользуется каким-либо правам без оглядки на других людей, то он нарушает их права. «Как же нам, реализуя свои права, не нарушать прав других людей?» Дети говорили об уважении к другим, о необходимости компромисса.

«Предлагаю вашему вниманию ситуации из жизни, когда кто-то нарушает права других людей. Внимательно смотрите на иллюстрации и пытайтесь ответить какие права и кем они нарушены. (Приложение №1 Презентация «Какие конституционные права нарушены?»)

«А вы, ребята, сталкивались ли в жизни с нарушением ваших прав?» Обучающиеся приводили примеры жизненных ситуаций. Учитель помогает с комментариями и выводами, предостерегает от повторений. Совместно  подводится итог сказанному.

5. Заключительный этап

 В заключение нашего классного часа учитель предлагает ребятам придумать слоган на тему соблюдения прав человека и гражданина в рамках обсуждаемых сегодня проблем. Ребята предлагают слоганы, вместе их корректируют (при необходимости) и записывают на доске. Например, учащиеся могут предложить следующее: «Требуешь прав своих – не забывай о других!» «Права есть - так и обязанностей не счесть!» «Хочешь счастливо жить – умей другим уступить!». «Гражданином стать – законы соблюдать»

Учитель благодарит за работу и выражает уверенность в том, что дети сумеют воспользоваться своими правами, не нарушая прав других людей и не забывая о своих обязанностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие в страну законию"

Конвенция провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь. Семья есть основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия ее членов и особенно детей. Семья дол...

Профилактика правонарушений. Путешествие в страну "Закония"

Цели: 1.     Дидактические: познакомить воспитанников  с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», пок...

Профилактика правонарушений. Путешествие в страну "Закония"

Цели: 1.     Дидактические: познакомить воспитанников  с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», пок...

Путешествие в страну "Закония"

Цели: 1.     Дидактические: познакомить воспитанников  с содержанием статей «Конвенции о правах ребенка», «Семейным кодексом», «Конституцией Р.Ф.», пок...

Коррекционно-развивающее занятие на тему «Путешествие в страну Законию»

Цель занятия: формирование представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России....

Путешествие в страну Законию

  Люди чувствуют себя в безопасности, когда уважают права других людей  и выполняют свои обязанности. Но когда свобода одних людей нарушает права и интересы других, в обществе утвержд...

Сочинение "Путешествие в страну Законию"

Сочинение ученика 5 класса - лауреата  конкурса сочинений Парламентский урок-2015...