"Кто час Победы приближал"
классный час (9 класс) по теме

Чупикова Раиса Ивановна

Классный час в 9 классе к 70-летию битвы на Курской дуге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_chas_pobedy_priblizhal.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                         Р.И. Чупикова,

                                                                                учитель математики,

                                                                               классный руководитель

                                                                              9 класса

                                                                              МКОУ «Ржавская ООШ»

«Кто час победы приближал…»

Классный час в 9 классе.

Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Форма: тематический устный журнал.

Подготовительный этап: временный Совет дела определил количество страниц устного журнала, распределил их между творческими группами, в состав которых вошли одноклассники и их родители. Страницы журнала подготовили творческие группы и представили  их  в форме презентации.

Ход классного часа

Просмотр видеоролика «Герои живут рядом»

Учитель: - Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эти кадры?

- А еще и горечь утраты, гордость за наших соотечественников, победивших в той Великой войне. Гордость за то, что любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей.

На примере жизни наших соотечественников, земляков, внесших значительный вклад в историю России, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

2013 год – год 70-летия  Курской битвы. Сколько бы не исполнилось лет Великой Победе, каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших победу в жестокой битве с фашизмом.

- А что такое война для нашей малой родины -  Курской области?

Сообщение  творческой группы, подготовившей первую страницу журнала.

История не знала такого массового варварства и бесчеловечности. Хотелось бы привести основные цифры.

  • Оккупация Курской области  продолжалась от 7 (в восточных районах) до 23 месяцев (в западных);
  • Общий ущерб составил 1488973,3 тыс. руб;
  • Захватчики убили 18 099 мирных граждан и 9826 военнопленных;
  • Было сожжено 65 064 жилых домов и 53 129 построек;
  • Полностью сожжено 157 сел;
  • Уничтожено и разрушено 706 больниц и 387 амбулаторий.

Война для курян – это более 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же мальчишек и девчонок, как ты.

Просмотр фрагмента документального фильма «На Курской дуге»

Историческая справка.  «На днях, – писала газета «Курская правда» от 3 августа 1943 г., – по району была организована массовая сдача молока в «Фонд здоровья». За один день сдано 14 000 литров, но колхозники обязались до 10 августа сдать ещё 60 000 литров» В период жарких боев на Курской дуге свой вклад в общее дело восстановления сельского хозяйства внесли школьники. Большую помощь они оказали колхозам Стрелецкого района. В этом районе в с/х работах участвовало 40 школ. Были организованы 92 отряда, в которые входили 1617 детей. Кроме того, 832 учащихся работали пахарями, конюхами, водовозами, пастухами. Только за 12 дней июля школьники района выработали 9 500 трудодней.

25 апреля 1943 г. была опубликована телеграмма Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина: «Передайте трудящимся Курской области, собравшим 18 743 000 рублей и облигациями госзаймов 11 000 000 рублей на строительство танковой колонны и эскадрильи самолетов "Курский партизан" и сдавшим в фонд Красной Армии 558 000 пудов зерна, 303 000 пудов картофеля, 130 000 пудов мяса, мой братский привет и благодарность Красной Армии».

К сожалению,  нет точных сведений сколько и чего было отправлено на фронт из нашего села Ржава, но и наши односельчане отдавали все для фронта, все для победы.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, кто же это все давал для   фронта?

- Вы правы, это старики, женщины, дети – одним словом, труженики тыла. И сегодняшний классный час хотелось бы посвятить нашим односельчанам, тем, кто помогал фронту ковать победу над фашизмом.

Сообщение творческой группы, подготовившей вторую страницу журнала.

В первые месяцы войны наше село, как и все города и села Родины,  стало единым боевым лагерем. Мужчины ушли на фронт, а их рабочие места заняли женщины, старики и дети. Работали на пределе сил, иногда падая в обморок от недоедания и переутомления. Люди жили бедно, была введена карточная система, однако, любовь к Родине, вера в победу и ненависть к врагу наталкивали народ на трудовые подвиги.

Из воспоминаний Спицына Ивана Михайловича, который был 13-летним подростком в годы войны: « К тому времени начался сенокос, поэтому в работу по заготовке сена включились все мальчишки и девочки моего возраста и моложе. Девочки сгребали сено, а мальчишки косили траву  и складывали готовое сено в стога. Когда созрели хлеба, женщины и девушки садились на трактора, которых было очень мало. Убирали практически вручную. Работа была и для первоклассников, они собирали колоски.  В поле работали звеньями. В звене объединялось по 10 дворов, за ними закреплялось по 4 коровы, на которых отвозили зерно в заготовку. Между звеньями организовывались соревнования, передовиков премировали. Лучшим подарком был килограмм соли. Никаких выходных не было,  работали круглосуточно и  за трудодни, затем на них начислялось небольшое количество зерна. Не хватало самых элементарных вещей. Например, мыла. Стирали мелом».

Сообщение творческой группы, подготовившей третью страницу устного журнала.

Когда мы говорим о трудовом подвиге тыла, особенно хочется выделить самоотверженный труд наших женщин. Вашему вниманию представлены фотографии наших односельчанок, чей труд золотом вписан в страницы  истории. Среди этих женщин ваши бабушки и прабабушки, ваши соседки и просто  знакомые.

Из воспоминаний Мечиковой Марфы Кузьминичны: «Самое трудное в войну досталось нам, женщинам. Пахали на быках и коровах. Утром коров доили, днем на них работали, используя вместо лошадей, ночью пасли на лугу.  Первый год коровы никак не могли привыкнуть к пахоте. Запряжешь ее, бедолагу, в плуг или борону, а она ни с места!

Возили на коровах свеклу под «Кучугуры», там было приспособленное хранилище, где мы и разгружали подводы.

Сообщение творческой группы, подготовившей четвертую страницу журнала:

Образцы патриотизма куряне продемонстрировали в ходе строительства железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава, длиной 95 км, которое велось в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны. На строительство дороги прибыло 25 тысяч жителей Курска и районов области. Работы начались с середины июня 1942 года и завершились в рекордно короткие сроки – 32 дня, почти вдвое быстрее, чем намечалось.

О днях тех давних память не остыла.

И подвиг ваш в ней будет жить всегда.

О, женщины! О, труженицы тыла!

Подростками лишь были вы тогда.

Кирка да лом, носилки да лопата -

Вот был, пожалуй, главный инструмент,

Которым так вы помогли когда-то

Сломать фашистской нечести хребет.

От Старого Оскола и до Ржавы

Тех трудных верст не насчитать и ста,

Но сколько вашей доблести и славы

В себя вместила каждая верста!

А вас все меньше…Вас уже немного,

Уходите, как вас не береги.

Вам памятник – железная дорога

В победных залпах Огненной дуги.        (Е. Прасолов)

В строительстве этой дороги, ребята, принимали участие и наши односельчане.

Из воспоминаний Котовой Александры Петровны и Овчаровой Александры Ивановны:

«Отправили нас 12 июня 1943 года. Пешком добирались через Любостань в Сулу. В Любостани ночевали в палатке. Вещи и лопаты везли на лошадях. Шли босые, обувь  жалели. Работали в селе Кривец Мантуровского района. Строили насыпь, грунт носили на носилках. Работы продолжались весь световой день. Жили на частных квартирах, по нескольку человек в одном доме. С продуктами было очень трудно. Утром давали 100 г хлеба, 15 г масла и маленький кусочек сахара. Это -  все. Хозяева нашего дома чем могли, подкармливали нас. Работам часто мешали немецкие авианалеты. Мы прятались тут же, за свежей насыпью.

 В каждом трудовом отряде была звеньевая, у нас – Таратайко Наталья Васильевна из Волоконска.  По окончании работ ее наградили медалью «За трудовую доблесть». 15 июля на построенной железной дороге открылось пробное движение. Нас провезли на поезде до станции Ржава, а 20 июля по ней проследовали на фронт эшелоны с техникой и боеприпасами».

К 65-летию Победы в битве на Курской дуге в  Старом Осколе был сооружен памятник строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава». Композиция посвящена женщинам, совершившим подвиг, который невозможно повторить даже сегодня при современном уровне развития техники. Памятник воплотил в себе идею величия русской женщины – труженицы».

Сообщение творческой группы, подготовившей сувениры для тружеников тыла. Ребята решили завтра сходить с этими сувенирами к односельчанам и поздравить их с наступающим праздником.

Учитель: - Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.

Сегодня мы прикоснулись к истории, героическому прошлому нашего народа, нашей малой Родины.

Закончите фразу: «Я хочу навсегда запомнить…»

Спасибо всем за работу!

Литература:

  1. А.Н. Бочаров, Г.М. Богданов и др. Край наш Курский. Книга для чтения по истории и природе Курской области. Центрально-Черноземное издательство. Воронеж – 1978.
  2. Интернет-ресурс http://maxpark.com/community/2694/content/2073448 

Resource id #2238

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Они приближали Победу"

Презентационное сопровождение к классному часу о эскадрилии Нормандия Неман базировавшейся  в нашем районе....

Тема: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Курская битва. Наши земляки приближали Победу»

Цель: показать ход и раскрыть значение Орловско - Курской битвы как завершающего этапа коренного перелома в ходе войны. Воспитать чувства патриотизма, самопожертвования на примере героизма советских в...

Мои родные приближали великую ПОБЕДУ.

Нет в нашей огромной стране ни одной семьи, которой бы не коснулась страшная война 1941-1945 годов.Великая Отечественная война с каждым годом – всё более далекая Наша история.И ЕСЛИ ГОВОРЯТ : " ...

Радиорепортаж "Их труд приближал победу"

Радиорепортаж "Их труд приближал победу" посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работа подготовлена на основе воспоминаний жителей села Бирюч....

Они приближали победу

Цели конференции:1.Рассказать о значении физической науки.2) Развить интерес  учащихся к ней.3) Духовно нравственное развитие учащихся...

«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

Методическая разработка  урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....

Исследовательская работа по теме "День Победы приближали как могли"

   Актуальность исследования в том, что сегодня осталось очень мало ветеранов Великой Отечественной войны - участников трагических событий, внёсших свой вклад в защиту Отечества. Цель...