Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
методическая разработка по теме

Воропинова Наталья Сергеевна

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс

«Патриотическая личность»

Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья Сергеевна

Сроки реализации: 2005-2010 уч. годы

В рамках своей воспитательной системы класса «Я - гражданин» мною была разработана данная программа патриотического воспитания учащихся «Патриотическая личность». Программа рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2005-2010 уч. годы).


Цель программы: формирование и развитие у учащихся  патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на  воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.

 

Задачи программы:

  • изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;
  • знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;
  • формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;
  • формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;
  • воспитание у детей готовности к защите Отечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_patrioticheskaya_lichnost_shuvalova_n.s.rar50.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальнейшая тема для нашей страны, для русского народа – это тема патриотизма. В каждой душе ребёнка есть чувство любви к Родине. Нужно только его «пробудить», и сделать это так, чтобы ребёнок не думал, что его заставляют любить Отечество. Это чувство надо воспитывать.

На сегодняшний день очень остро ощущаются проблемы духовно-нравственного и физического существования народа. Современное молодое поколение, к сожалению, оторвано от духовных корней отечественной культуры. Наблюдается утрата культурных традиций, падение уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованность духовного потенциала русской культуры, утрачены семейные формы культурного сотворчества, нет взаимопонимания «детей» и «взрослых», подростки негативно относятся к традициям и ценностям «отцов».

Необходимо передать подрастающему поколению уважение и особое отношение к историческому прошлому и культурному наследию своей страны, своего народа, сориентировать будущую деятельность маленьких граждан на возрождение и сохранение традиций и обычаев своей малой и большой Родины.

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляются чувства ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранении материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Патриотизм - есть «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней Любви и верности, осознание и переживание ее величины и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами, укреплять могущество и независимость». Это определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому народа;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа их будущее, выраженное в стремлении посвятить свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Как видно, патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознавшей свою нераздельность и неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь играет семья, средства массовой информации, общественные организации, учреждения социальной защиты, культуры и другие. Все это необходимо нам, педагогам, учитывать.

Поэтому, считаю, что нужно, прежде всего, восстановить в своём высшем гражданском достоинстве понятия «патриот» и «патриотизм». Эти благородные понятия неразрывно и действенно связывают человека со своей землёй, на которой будущему поколению строить свою жизнь.

В рамках своей воспитательной системы класса «Я - гражданин» мною была разработана данная программа патриотического воспитания учащихся «Патриотическая личность». Программа рассчитана на осуществление воспитательной деятельности с 5 по 9 классы (2005-2010 уч. годы).


Цель программы: формирование и развитие у учащихся  патриотического сознания и активной гражданской позиции, направленных на  воспитание личности, сопричастной к истории и культуре своей страны, готовой к участию в делах на благо Родины.

Задачи программы:

  • изучение государственной символики и культурного наследия Отечества и родного края, обычаев и традиций;
  • знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие страны;
  • формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  • развитие творческих способностей учащихся на примере жизни и деятельности творческих людей родного края, страны;
  • формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, физическое развитие учащихся;
  • воспитание у детей готовности к защите Отечества.

Направления патриотического воспитания

Направление

(название блока)

Основное содержание

Формы работы

«Я живу на родной земле»

Знакомство с историей Тульского края, своего города, школы, семьи, жизнью и творчеством знаменитых людей.

Деятельность по благоустройству школьных дворов, школы, парков и скверов города.

Возрождение и развитие культурных традиций своей страны и родного края.

Тематические классные часы, игры, викторины. Посещение выставок, музеев, театров. Экскурсии, праздники, встречи с интересными людьми, вечера.

Субботники, трудовые десанты и акции.

«Здоровый гражданин – здоровая нация!»

Пропаганда и формирование здорового образа жизни ученика -  гражданина России.

Приобщение учащихся к различным формам физической культуры.

Развитие экологической культуры.

Организация интересного и плодотворного досуга учащихся, отдыха во время каникул.

Пропаганда занятий в спортивных секциях, кружках, клубах.

Тематические и  проблемные классные часы, дискуссии, диспуты. Участие в спортивно-массовых мероприятиях: спортивных соревнованиях, военно-спортивных праздниках, конкурсах.

Походы, экологические экспедиции.

«Красота и гармония

в творчестве»

Приобщение учащихся к творческой деятельности, в которой дети развивают творческие способности, формируется художественный вкус, стремление к красоте во всём, происходит творческая самореализация, приобщение к духовным ценностям.

Развитие творчества учащихся неразрывно связано со знакомством с жизнью и творчеством интересных людей своего края, страны.

Классные часы, конкурсы, «Огоньки», смотры, творческие отчёты, фестивали патриотической песни, праздничные акции, выставки,  концерты.

Экскурсии, посещение художественных музеев, театров. Заочные и очные, встречи. Просмотр видео фильмов. Знакомство с патриотическими песнями.

«Защитники Отечества – истинные сыны России»

Знакомство и изучение военной и трудовой истории Отечества, жизни и деятельности истинных сынов России.

Благотворительная деятельность в адрес ветеранов, пострадавших от различных событий. Пропаганда героических профессий.

Тематические классные часы, уроки мужества, конкурсы, Вахта Памяти, акции «Ветеран», «Посылка солдату», «Милосердие».

Участие в митингах.

Просмотр документальных и художественных фильмов о войне, о защитниках Родины.

Встречи с ветеранами войны, Афганистана и чеченских событий – нашими земляками. Празднование дня Победы, Защитников Отечества.

Экскурсии в музей Боевой славы.

«Жить в XXI веке!»

Расширение знаний и представлений о достижениях человеческой цивилизации за прошедшее тысячелетие и  в начале нового тысячелетия, направленных на воспитание ответственности, гражданской активности, стремлению к самореализации. Адаптация учащихся к современным условиям жизни в XXI веке.

Проектирование своего будущего в системе будущего страны, живущей в новом XXI веке.

Классные часы, дискуссии, проблемные столы.

Проведение конкурсов по теме «Я – гражданин третьего тысячелетия».

Организация научно-исследовательской деятельности. (Разработка и защита проектов)

Участие в общественных программах.

Формы работы:

  1. Классные часы, беседы, дискуссии, диспуты.
  2. Уроки мужества.
  3. Митинги, торжественные линейки.
  4. Вахта памяти.
  5. Акции «Ветеран», «Посылка солдату», «Школьный двор», «Милосердие».
  6. Спортивные игры, викторины.
  7. Фестивали, конкурсы, концерты.
  8. Выставки рисунков, поделок.
  9. Экскурсии, поездки, походы, экспедиции.
  10. Встречи с интересными людьми.
  11.  Исследовательская и проектная деятельность.
  12.  Просмотр документальных и художественных фильмов, фильмов – хроник с последующей дискуссией о проблеме, изложенной в фильме.

Циклограмма мероприятий

по патриотическому воспитанию

Лозунг

года

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Класс, учебный год

5 класс, 2005-2006 уч.г.

«Мой дом – Россия»

1.Классный час «Государственная символика»

2.Классный час «Символы России»

3.Беседа «О правах ребёнка»

4.Классный час «Семья в моей жизни»

5.КТД «Герб нашего класса»

6.Творческий конкурс на лучший гимн класса.

7. Викторина «О символах России»

8. Посещение краеведческого музея в городе Суворове

9.Экскурсия в музей Космонавтики, планетарий г. Калуга

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

в течение I полугодия

октябрь

октябрь

май

6 класс, 2006-2007 уч.г.

«О доблести, о героизме, о славе…»

1.Классный час «Что такое Армия, её история»

2.Классный час- размышление «Земля – наш общий дом»

3.Литературно-музыкальная композиция «Цветы России и война…»

4. Документальный фильм (хроника) дней войны 1941-1945 г.г.

4. Экскурсия в краеведческий музей села Песковатское.

4.Экскурсионная поездка в Тульский Кремль, музей оружия.

5. Классный час-рассказ «Как рождалась Тула оружейная»

6. Классный час «Суворов против фашистов»

сентябрь

ноябрь

май

апрель

январь

сентябрь

октябрь

январь

май

7класс, 2007-2008 уч.г.

«Я – гражданин России»

  1. Классный час «Гражданин нового XXI века»
  2. Экскурсия в музей Боевой Славы  МОУ «Чекалинская СОШ»
  3. Игра-викторина «Героические страницы нашей истории»
  4. Классный час «О красоте и мужестве»
  5. Родительское собрание «Воспитание гражданина в семье»
  6. Классный час «Русская масленица».
  7. Поход в г. Чекалин к реке Оке

сентябрь

ноябрь

декабрь

декабрь

ноябрь

апрель

июль

8 класс, 2008-2009 уч.г.

«Путешествие по родному краю»

1.Посещение музея усадьбы «Ясная Поляна».

2. Поездка на спектакль в драматический театр г. Тулы

3. Заочные путешествия по залам и музеям Росси.

4.Участие в выставках художников и фотографов родного края.

5. Классный час «Тула мастеровая»

6. Классный час «Ими гордится Тульская земля»

октябрь

октябрь-ноябрь

май

в течение года

ноябрь

январь

9класс, 2009-2010 уч.г.

«Современный Россиянин»

  1. Конкурс «Я - гражданин третьего тысячелетия» (разработка проекта)
  2. Поездка-экскурсия по Золотому кольцу.
  3. Посещение выставок художников и фотографов Суворовского района.
  4. Исследовательская работа о жизни ветеранов труда и ветеранах боевых действий Суворовского района.
  5. Классный час «Помни корни свои»

сенябрь-октябрь

апрель-май

в течение года

в течение года

ноябрь

Мероприятия,

проводимые каждый учебный год

  1. Классный час «Я – гражданин России»
  2. Классный час «Я и моя семья»
  3. Классный час «Традиции нашего края»
  4. Субботники по благоустройству школьного двора, парков, скверов города.
  5. Трудовая вахта Памяти «Уход за памятниками и обелисками»
  6. Акция «Ветеран»
  7. Акция «Милосердие»
  8. Акция «Посылка солдату»
  9. Вахта Памяти
  10. Митинг, посвящённый Дню Победы 9 мая
  11. Конкурс плакатов на военную тему
  12. Конкурс патриотической песни
  13. Военно-спортивный праздник, посвящённый Дню Защитников Отечества
  14. Конкурс плакатов ко Дню здоровья
  15. Цикл бесед «Курение, алкоголь, наркотики – это враги здорового гражданина России» с приглашением специалистов.
  16. День земли
  17. День космонавтики
  18. Концерт ко Дню матери
  19. День народного единства
  20. День Конституции
  21. Походы по родному краю
  22. Экскурсии в краеведческие музеи нашего края
  23. Экскурсии в музеи Боевой славы
  24. Встречи ветеранами ВОВ 1941-1945 г.г.
  25. Встречи с ветеранами-афганцами, ветеранами чеченских событий.
  26. Изучение патриотических песен
  27. Родительские собрания на тему патриотизма.

сентябрь

октябрь

октябрь, март

октябрь, май

в течение года

февраль, май

февраль, май

февраль

февраль

май

май

февраль, май

ноябрь, февраль

апрель

в течение года

апрель

апрель

ноябрь

ноябрь

декабрь

июнь-август

в течение года

апрель-май

в течение года

апрель-май

в течение года

в течение года


Адресная направленность программы

Данная программа может быть адресована учителям, классным руководителям, работающим в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания

Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребенок должен воспринимать их как ценности, и как средство для создания ценностей новых, своих. Для этого он должен науч...

Программа патриотического объединения "Славяне"

В школе с 1995 года работает кружок учащихся  "Славяне", направление патриотическое. В программе изложены цели, задачи, список мероприятий, прогнозируемые результаты и критерии...

«Создание оптимальной воспитывающей среды через реализацию программы патриотического воспитания»

Методическая тема классного руководства реализованная в 2005-2009 гг....

Программа патриотического воспитания учащихся 5-11 классов.

Становление  демократического  государства,  возрождение  России,  курс  на  гуманизацию    общества   требуют  решения  очен...

Проектная деятельность по программе патриотического воспитания 1-4 классов «С чего начинается Родина»

Гражданско-патриотическое воспитание - сегодня одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.Данная программа - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели ...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Программа «Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»

«Патриотическое воспитание учащихся кадетских классов средствами физической культуры и спорта»...