Классный час "Сила слова НЕТ""
классный час (8 класс) по теме

Тетерина Светлана Петровна

Классный час в рамках районного смотра-конкурса «Здоровьесберегающие технологии в процессе учебной и внеучебной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Мирненская  средняя общеобразовательная школа» Томского района

634539, адрес: п.Мирный, ул. Трудовая, 4,

тел./факс 955-199, тел 955-360, Е-mail: mirnensk@mail.ru

СИЛА  СЛОВА  «НЕТ»

Классный час в рамках районного смотра-конкурса «Здоровьесберегающие технологии в процессе учебной и внеучебной деятельности».

                                

                                Учитель русского языка и литературы

                                Первая квалификационная категория

                                        Тетерина С. П.

Классный час «Сила слова «Нет».

        Задача классного часа дать понять ученикам, как важно говорить «нет» занятиям, которые могут нанести им физический, эмоциональный или психологический вред. Ученики должны понимать, когда они могут сказать «нет», и как трудно справляться с теми ситуациями, в которых «нет» сказать трудно. Некоторые учащиеся должны научиться сказать «нет» так, чтобы их услышали.

        Цели: к концу занятия ученики должны:

1. Твёрдо знать, что «нет» можно сказать не только словами, но и действиями.

2. Описать, как сложно бывает противостоять групповому давлению.

3. Придумать сценки, иллюстрирующие значение слова «нет» в определённых ситуациях.

Материалы и подготовка.

  1. Фасоль, по 10 штук на каждого ученика в классе.
  2. Подготовка сценки «Искушение выпить». Сценка готовится по заранее заданному сценарию:
  • Боря принял приглашение пойти в гости к своему другу Валере, чтобы посмотреть у него дома футбольный матч. Время действия – суббота. Валериных родителей нет дома.
  • В перерыве Валера идёт к холодильнику за бутербродами и находит несколько бутылок пива, купленных родителями. Он зовёт Борю и говорит: «Смотри, что я нашёл».
  • Валера предлагает Боре пиво. Боря отказывается, а Валера всё же решается выпить.
  • Боря понимает, что если он задержится у приятеля дольше, он не сможет устоять перед искушением выпить пива, тем более что Валера продолжает его уговаривать.
  • Чтобы противостоять искушению и не портить дружбу, Боря решает уйти и досмотреть игру дома.
  1. Написать плакаты с правилами отказа.

Ход занятия.

        Учитель. (3 минуты).

Мы знаем, как средства массовой информации пытаются навязать нам идеи, способные разрушить наши мечты (реклама пива, сигарет, фильмы-боевики и т.д.). Мы знаем, как могут на нас давить наши друзья: одноклассники, сверстники. Поэтому очень важно развить в себе один из самых полезных навыков, который помогает людям противостоять внешнему давлению. Сегодня мы будем с вами учиться говорить очень важное слово – «НЕТ».

        Вряд ли кто из нас согласится добровольно войти в клетку с голодным медведем или выбежать на дорогу перед быстро идущем автомобилем. ( Не исключено, что многие могут сказать «да», чтобы доказать свою мужественность).

        В подобных обстоятельствах просто сказать слово «НЕТ» бывает недостаточно. Иногда «НЕТ» приходится подтверждать делом. Поэтому сегодня мы и поговорим о том, как выразить «НЕТ» не только словами, но и поступками.

        Когда вы были маленькими, мамы часто говорили вам «НЕТ», чтобы вы не могли причинить себе вред. Однако сейчас вы уже достигли такого возраста, когда вам пора научиться самим себе говорить «НЕТ».

        Немногие понимают, как  легко нас уговорить с чем-то согласиться, даже если мы этого не хотим.    

Игра «Скажи да»  (около 7 минут).

        Сейчас каждый из вас получит по 10 фасолин (стеклянных шариков, камешков, или других предметов). Теперь, сев в пары, вы должны с партнёром начать разговор на любую тему. Цель игры – сохранить фасолины. Каждый раз, когда партнёр вынудит вас сказать слово «ДА», вы должны отдать ему свою фасолину.

ПРИМЕР:         Учитель спрашивает любого ученика: «Ты был вчера в школе?»

                 Ученик скорее всего ответит: «Да».

                Учитель забирает у него фасолину и говорит: «Прости, я, похоже, тебя         перехитрила?»

                Ученик отвечает: «Угу».

                Учитель: «Давай ещё одну фасолину. Тебе их вернуть?»

                Ученик: утвердительно кивает головой.

                Учитель: С тебя ещё одна фасолина. Теперь вы поняли, как играть в эту игру         (к классу)?

                Ученики: кто кивнёт, кто скажет «Да».

                Учитель: «Вы все должны мне по фасолине».

Игра продолжается в течение 3-х минут. Побеждает тот, у кого осталось больше фасолин.

(Как вариант игры, ученики могут свободно ходить по классу и спрашивать разных учеников, а не конкретного партнёра. Побеждает так же тот, у кого останется больше фасолин).

Учитель. Вы увидели, как легко мы произносим различные формы слова «ДА», даже не задумываясь об этом. Поделитесь, как вам удалось во время игры заставить партнёра сказать слово «ДА». (Выслушиваем несколько примеров).

Учитель. Следующее задание покажет вам, как легко ваши друзья поддаются на уговоры и отвечают «ДА», даже если знают, что лучше отказаться.

Чья линия длиннее?    (5 минут)

Одного ученика отправляем в коридор. Пока его нет, на доске учитель проводит две линии так, чтобы они не пересекались. Первая линия – вертикальная – должна быть около 1 метра. Вторая – горизонтальная – 90 сантиметров. Не надо рисовать линии слишком близко друг к другу или так, чтобы они соприкасались. Предупреждаю класс, чтобы, когда спрошу их, какая линия длиннее, они указали на вторую. Зовём учащегося из-за двери.

        - Поднимите руку, если вы думаете, что первая линия длиннее. Выходивший учащийся поднимает руку.

        - А кто думает, что вторая линия длиннее? Все остальные поднимают руку. Обращаемся к выходившему:

        - Не хочешь ли ты изменить свой ответ? В большинстве случаев он присоединяется к большинству, к мнению класса.

Учитель: (Имя ученика или ученицы) изменил (или чуть не изменил) свой ответ под влиянием группы. Часто друзья или знакомые уговаривают нас сказать «ДА», когда на самом деле лучше сказать «НЕТ». Ответить «НЕТ» можно словами, делами или словами и  делами одновременно.

Сценка «Искушение выпить». Обсуждение сценки.       (10 минут)

        Учитель задаёт вопросы, ученики высказывают своё мнение.

  1. Как ещё мог Боря отреагировать на предложение друга?
  2. Если бы вы оказались в такой ситуации, поступили бы вы как боря или сделали бы ещё что-то?
  3. Что облегчило бы вам решение не оставаться у Валеры и не пить? (Звонок в дверь, телефонный звонок, наличие ещё одного приятеля, который тоже собрался бы уходить…)
  4. Что осложнило бы принятие такого решения? (большая компания, поддерживающая Валеру).
  5. Как ещё мог Боря сказать «НЕТ» спиртному, не рискуя потерять дружбу с Валерой?

Учимся говорить «НЕТ».   (7 минут)

         Учитель. Умение делать это пригодилось бы не только Боре, но и Валере. Настоящий друг умеет любить, делиться и не старается манипулировать другим человеком. Помните, что когда мы любим, мы желаем любимому человеку самого лучшего. Тот, кто манипулирует людьми, просто использует их, чтобы получить желаемое. Рано или поздно разрушительный характер такого манипулирования обязательно проявится.

        Открою вам один секрет. Он настолько прост, что поначалу вы даже мне не поверите. Вот в чём он заключается: простое «НЕТ» гораздо эффективнее многочисленных оправданий и объяснений. Скажу почему. Когда вы пытаетесь оправдаться или объяснить почему не хотите что-то делать, вы как будто даёте человеку, пытающемуся убедить вас, дополнительное приглашение с вами поспорить. С другой стороны, простое «НЕТ» не оставляет оппоненту оснований для продолжения спора.

        Назову несколько правил, которые желательно соблюдать, когда кому-нибудь в чём-нибудь отказываешь (эти правила написаны на полосках бумаги и прикрепляются к доске по мере называния):

  • Говорите «НЕТ» спокойно и прямо. Не повышайте голоса, не кричите, но и не говорите слишком робко. Уверенности вам предаст заранее принятое решение говорить «НЕТ» в подобной ситуации.
  • Будьте вежливы. Ваша задача – не обидеть, а просто отказаться.
  • Выражайтесь проще. Не пытайтесь придумать слишком сложное объяснение вашего отказа.
  • Повторите своё «НЕТ» столько раз, сколько потребуется. Варианты тоже могут пригодиться, но если вы не можете придумать других слов, просто повторяйте «НЕТ». В конце концов человек, пытающийся вас убедить, скорее всего, устанет и отступит.

ГОВОРИМ  «НЕТ».     (8 минут)

        Класс делим на несколько разных по количеству участников групп. Например: по два, три, четыре и пять человек. Каждой группе даётся задание приготовить коротенькую (не больше 1 минуты) сценку, иллюстрирующую различные ситуации, в которых можно вежливо сказать «НЕТ», не навредив отношениям в компании.

После минутной подготовки каждая группа показывает сценку. Обсуждается, как влияет размер группы на ситуацию  Предложенный способ сказать» нет» записывается на доске.

РЕФЛЕКСИЯ. Ученикам раздаются листочки, на которых предлагается выполнить два                          задания:

  1. Составьте список удачных способов сказать «НЕТ».
  2. Дополните следующее предложение: «Ситуация, в которой мне трудно сказать «НЕТ», это ….
  3. Подумайте, что фраза «Мы наполовину поддаёмся искушению, когда проводим слишком много времени с людьми, которые занимаются тем, чего мы хотим избежать» может означать в жизни современного подростка. Свои размышления запишите и принесите классному руководителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный часс

Классный час из цикла "Здоровый образ жини" для учащихся 5 класса....

Классный час "Слово о родном крае"

Человек без Родины, как птица без крыльев....

Мастерская классного руководителя "СЛОВО"

Классный час в форме мастерской.Цель: пробуждение благоговейного отношения к слову, языкуЗадачи: создание условий для осмысления ценности слова в жизни человека, для творческой деятельности.В ходе мас...

Методическая разработка классного часа «Слово надо спасать» (беседа о чистоте русского языка и сквернословии в подростковой среде)

Возвращение к истокам родной культуры и духовности начинается со знакомства с родным языкам, его богатством и возможностью в полной мере пользоваться им. Обращение к этой теме вызвано прежде всего тем...

Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса

Классный час  по  теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...

классный часс "День космонавтики"

Классный час: «День космонавтики»Цель  мероприятия: Познакомить  учащихся  с  историей  развития  отечественной  космонавтики,  с  теми,  кто  вн...

Классный часс "Я и мир прфессий"

Познакомить ребят с многообразием мира профессий, оказать помощь в профессиональном самоопределении. ...