растём здоровыми
статья (5 класс) по теме

статья об использовании туристской деятельности для всестороннего развития личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastyom_zdorovymi.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      «Растём здоровыми»

                          ( деятельность по сохранению и укреплению здоровья)

Единственная красота, которую

                                                                                                    я знаю – это здоровье.

                                                                                                                 Генрих Гейне

        Здоровье – бесценный дар, который преподносит природа человеку.

Среди специалистов используется более 300 определений понятия «здоровье». На бытовом уровне понятием «здоровье» обозначают обычно отсутствие болезни. По определению Всемирной Организации Здравоохранения  (ВОЗ) под здоровьем понимается физическое, психическое и социальное благополучие. Учёными установлено, что здоровье человека на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 70% - от самого человека. Таким образом, здоровье зависит от образа жизни человека, который он выбирает себе сам. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов  в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.

Взяв детей в 5-м классе, я как классный руководитель определила для себя следующие педагогические цели и задачи по формированию навыков здорового образа жизни:

  1. Создание условий для организации образовательного процесса способствующих сохранению здоровья учащихся;
  2. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре;
  3. Сохранение, укрепление и коррекция отношения к здоровью у детей на каждом возрастном этапе их развития;
  4. Использование интерактивных форм и методов воспитательной работы, направленных на формирование  и развитие у детей основ здорового образа жизни,  и опирающихся на самостоятельную, творческую деятельность самих учащихся:
  5. Воспитание здорового образа жизни семьи, включение родителей в использование здоровьесберегающих технологий;

Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности в классе я выбрала детско-юношеский туризм, так как этот вид деятельности имеет «трехгранный объект воздействия»[1] - ум, душа и тело растущего человека. Любой вид путешествия - от простой прогулки до многодневной экспедиции оказывает оздоровительное воздействие на ребенка и обогащает его новой информацией, развивая его интеллект. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству этому способствуют естественные движения и физический труд в природной среде.

Процесс воздействия на ребенка в туристическом походе идет параллельно по всем направлениям воспитательной работы, при этом это разностороннее, комплексное влияние на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы с детьми. Воспитательная роль детско-юношеского туризма заключается не только в благотворном оздоровительном влиянии на детей, но и в формировании более демократичных, творческих взаимоотношений педагога и ребенка, в становлении педагогики сотрудничества.

Таким образом, детский туризм решает одновременно важнейшие педагогические задачи комплексного воздействия на ребенка: воспитание, обучение, оздоровление, социальная адаптация и профессиональная ориентация.

                Воспитание в туристическом походе

      Организуя с детьми туристско-краеведческую работу, я стараюсь создать  такую воспитательную среду, которая воздействует на детей в позитивном направлении.

Вхождение ребенка в туристическую группу является добровольным и свободным для всех. Нельзя отказывать в приеме ни «трудным», ни неуспевающим, ни физически ослабленным, потому что каждому  ребёнку найдётся дело по его возможностям..  Моя педагогическая практика показывает, что туристические походы очень способствуют не только укреплению здоровья, но и исправлению недостатков характера, поведения плохо воспитанных детей, углублению познавательных интересов ребят

 Основой воспитательной работы в походе является деятельность детей как в период подготовки, так и во время самого путешествия.  По видам эта деятельность очень разнообразна. Например: готовясь к сплаву по рекам Чаньве – Яйве, я предложила найти материал ребятам в интернете об истории этих рек. Устроили в классе конкурс среди участников сплава: кто больше найдёт описаний пещер, расположенных на реке Чаньве.    Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь как нигде подходит выражение: «Кто не работает, тот не ест». Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). И, наконец, самодеятельный поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность.

В походе почти все его участники получают определенную должность (командир, казначей, завхоз и т.п.) и каждый несет ответственность перед коллективом за выполнение своей работы. «Трудные» подростки в моём классе имеют разные характеры, очень часто это озорники, «шкодники», у которых отсутствует «тормозная система», но ни один их них, за редким исключением, не страдает отсутствием честолюбия. Наоборот, это энергичные, «моторные» люди, рвущиеся к первенству во всем, желающие быть главными, очень чуткие к похвале. Часто в поход со мной отправляются и дети с проблемами здоровья, с ними в походе надо поступать так же, как с физически более развитыми детьми, — надо их чаще поощрять доверием. Например: во время сплава Настя научилась колоть дрова, а Даша самостоятельно готовить суп.

Как направление воспитательной работы туризм - это постоянная, напряженная деятельность по воспитанию и обучению ребят. Здесь  нет специального «рабочего времени» -  на работе всегда, эта деятельность продолжается все дни похода круглосуточно. В туризме общие интересы, радости и тревоги, совместное преодоление трудностей сближающие меня и моих ребят, позволяющие нам лучше узнать друг друга. В походах ярко проявляются как достоинства, так и недостатки каждого, здесь, в необычных, зачастую экстремальных условиях выявляется, кто чего стоит.

 Обучение через туризм

  Помимо воспитательного воздействия зачастую поход меняет отношение ребёнка к учёбе, так как в походе они имеют возможность применить на практике знания, полученные в школе на уроках.

Я раньше думала, что краеведческий принцип деятельности можно использовать лишь в предметах гуманитарного цикла: сходили в поход – описали свои впечатления и всё. Мой опыт говорит о другом: часто в походах детям нужны знания, полученные  на уроках математики, химии, биологии, анатомии. Во время подготовки к походу дети вспоминают уроки математики, где они решали задачи на проценты для того, чтобы произвести расчёт количества необходимых продуктов на группу.

Перед  походом мы вспоминаем с ребятами о кострах, их видах, безопасности устройства костровых мест, что так необходимо в туристических походах. Из курса химии они знают о том, какие лучше дрова подготовить для костра.

 Перед каждым походом с ночёвкой я организую проектную деятельность по группам. Ребята, используя свои знания по теме «Гигиена питания» составляют меню на все дни похода, и каждая группа защищает свой проект. Питание должно быть рациональным, вкусным, сытным. Победившая группа и отвечает за питание в нашем путешествии.

 В походах крайне важно контролировать состояние своего здоровья. Эти умения даются на уроках анатомии. Сидя у костра вечером я ставлю перед ребятами познавательную задачу: «Почему в походе, ночуя в палатке и промочив ноги, мы не заболеваем, а дома иногда достаточно постоять на сквозняке минуту, чтобы появился насморк?». Каждый высказывает интересные версии, используя знания по анатомии. Такие вечера вопросов и ответов на природе способствуют углублению знаний учащихся, иногда мы проводим интеллектуальные игры

( приложение 4).

  В походе расширяется возможность воспитания любознательности, стремления к познанию окружающего мира. Я использую эти возможности с целью обучения и умственного развития детей.

Богатство и разнообразие впечатлений и эмоций, получаемых в походах, побуждает некоторых школьников к литературному творчеству. На последней нашей стоянке на сплаве мы объявили конкурс на лучшее стихотворение о походе. Приз – банка сгущёнки. Победителем стал Трушников Юра (приложение 5). 

                                          Оздоровление через туризм

      Одной из важнейших сторон детско-юношеского туризма является оздоровление. Даже однодневный туристический поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся,  соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

К.Д.Ушинский писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». И я согласна с его высказыванием.

 Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.

Мой опыт показывает, что всякий туристический поход предполагает серьезную двигательную работу - прохождение намеченного маршрута. Во время похода в «Каменный город» ребятам предстояло пройти с рюкзаками  на спине 5км в ночное время. Шли медленным шагом, останавливаясь, время от времени, чтобы дождаться отстающих. Загадочный каменный город – творение самой природы. Лес вдруг расступился, и перед нами встали камни-исполины. За тысячелетия ветер, вода и песок отточили их формы, отполировали стены. Усталость у всех « как рукой сняло», и «юные исследователи» стали постигать новые и новые тайны  развалин  каменного города (приложение 6).

 В походе «спортивным соперником» детей выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным помощником педагога в воспитании и обучении детей. Километры, преодолеваемые ребятами с грузом на плечах, движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер (приложение 7).

Факторы движения (километраж, спуск и подъем по склонам), физических нагрузок (балансирование под тяжелым рюкзаком) в сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимости обходится малым, терпеть неудобства, лишения, жажду - это обычные составляющие туристского похода. И при этом, как ни странно, обычно в походах дети не болеют. Ни один сплав по Койве не проходит без попадания катамарана на мель. Так как Койва-река горная, вода в ней даже летом холодная. Чтобы стянуть катамаран с мели ребятам приходится вставать в ледяную воду. Ветер, дождь, снег - все факторы, вызывающие заболевания в домашних условиях, в природной среде становятся как бы сторонниками туризма. Чаще всего в домашней обстановке мокрые ноги вызывают температуру, а в походе брод по пояс в ледяной воде не вызывает даже насморка. Сами условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок даже и не подозревал.

Еще основоположник научной системы физического образования в России П.Ф.Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж.Ж.Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Социальная адаптация средствами туризма

     Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. Непосредственное знакомство с природой, историей и культурой родины пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладывает основы деятельного патриотизма.

                   В процессе туристско-краеведческой деятельности ребята приобретают навыки социального взаимодействия, накапливается положительный опыт поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это-коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

                       Туристический поход позволяет каждого ребёнка поставить в уникальные, с точки зрения воспитания условия, так как деятельность каждого члена туристической группы тесно переплетена и взаимообусловлена деятельностью, поступками других членов группы и группы в целом. Подросток учится соотносить свои поступки, удовлетворение потребностей с благополучием своих товарищей.

                  В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных «надо». А между тем детский самодеятельный туризм - великолепное, чудодейственное средство воспитания основы основ - трудолюбия. Мне не так важно, какую профессию изберут для себя мои воспитанники; важно в первую очередь, чтобы они умели и любили трудиться и стали достойными гражданами своей страны.

                Отправившись в поход, дети фактически вступают в некое новое социально-экономическое образование - временное сообщество семейного типа, у которого большое и сложное хозяйство. Здесь каждый быстро уясняет: чтобы жить, надо работать. Хочешь есть – принеси брёвна, наколи дрова, разведи костёр и приготовь обед.

Когда в многодневном походе группа уходит далеко от обжитых мест, приходит понимание, что теперь можно надеяться только на себя и на своих спутников. Это сознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Детскую беззаботность как рукой снимает, рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям.

                              Туризм и профессиональная ориентация

        Туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся. Походы помогают моим воспитанникам найти своё дело в жизни. Именно в походе проявляется талант настоящего командира, экономиста, мастерового человека. И даже пусть они не станут специалистами - эти таланты нужны и в личной жизни. В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому содействует специфика туристической деятельности в походе: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них.

      Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края, ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события. Один из важнейших навыков, полученных ребятами в ходе туристско-краеведческой, поисково-исследовательской работы, - навык общения с людьми. Учащиеся моего класса- постоянные участники НПК, различных конкурсов, олимпиад и т.д.Они умеют «говорить», выслушивать, находить материалы, активные, инициативные. Эти навыки необходимы для многих профессий, особенно для журналистов, тем более, что почти после каждого похода, слета, соревнований мы с ребятами выпускаем туристические газеты, делаем презентации и фильмы (приложение на диске).

    От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества

      Самодействие ребёнка – основа технологии моей воспитательной работы. А вот этого-то и не приемлет авторитарная педагогика.

  Взявшись за проведение туристического похода, я как учитель объективно ставлю себя в такие условия, которые приближают меня к педагогике сотрудничества. То есть туризм приносит пользу, положительно влияет не только на воспитание и обучение детей, но помогает и мне самой в самосовершенствовании, он изменяет меня. Почему?

    Здесь играют роль два фактора, выгодно отличающих туристическую работу от любых других форм внеклассной воспитательной деятельности:

— значительный объем конкретной работы, которая практически реализуется (приносит осязаемую пользу) при подготовке и во время проведения похода;

- изменение социального статуса учителя во временном автономном сообществе участников похода.

      Первое. Если грамотно и добротно вести подготовку даже однодневного похода, то участникам потребуется проделать очень большой объем работы. При проведении же многодневного, а тем более сложного категорийного похода этот объем возрастает в несколько раз. Педагог, привыкший работать с детьми в императивном ключе, будет стараться каждым из учеников руководить, каждому давать задания, за каждого все решать, но вскоре убедится, что это ему невмоготу. Так было у меня в 5 классе, когда для меня эта форма была новой. Но год от года, набирая опыт и сотрудничая с людьми, для которых туризм является основным делом жизни, я стала перестраиваться – постепенно я отказалась от чрезмерных властных функций и перешла к педагогике сотрудничества.

   Второе. Походная обстановка сближает людей. Здесь я не только руководитель, здесь я — участник общего дела. Если группа, класс отправляется в поход, чтобы изучить какой-то район, то и я тоже его изучаю: я также впервые в жизни вижу эти места. А в школе я никогда не буду в прямом смысле участником совместного с детьми изучения основ наук, я науку уже изучила в институте.

   В условиях школы все внеурочные контакты между мной и ребятами ограничены рамками малых плановых дел - провести классный час, обсудить успеваемость, выпустить стенгазету, провести вечер. Там мало живой человеческой связи. Внутренний мир, личностные качества не раскрываются до конца. Иное дело туристический поход. Здесь я перестаю быть только учителем-наставником, я становлюсь товарищем в деле и сама раскрываюсь перед детьми как человек. Тут я попадаю в зависимость от детей, как и они от меня.  Наступает братство, единство, наподобие большой семьи. Ведь случись что-либо со мной - кто меня здесь может выручить? Только дети.

И дети по-новому видят и по-новому начинают относиться ко мне. Они делают неожиданное для себя открытие: оказывается, строгая учительница - обычная женщина, как мама, как бабушка. Она вместе со всеми ест, спит, идет по маршруту, тащит рюкзак, мокнет под дождем. Она, как все, устает, чувствует голод, мерзнет, обливается потом, ее так же кусают комары...  В походе участников связывают узы некоего братства в борьбе с силами природы, ее естественными препятствиями. Братства в достижении общей цели, в выполнении задач похода. Такое братство никогда в обыкновенной жизни класса не встречается.

       А вот что уж совсем удивительно для ребят, это то, что они в походе могут даже кое-чему научить свою учительницу,т.е. меня. Например - ловить рыбу или рубить дрова. Не стыдно - не знать, не уметь, стыдно - не хотеть узнать, не желать научиться.

    Нередко в отношениях педагога с детьми и их родителями происходят недоразумения от незнания учителем ученика. Со мной этого не происходит, так как мы с детьми часто путешествуем. Совсем по-другому я вижу своих учеников в походе. Здесь в моём распоряжении  все 24 часа для изучения своих воспитанников. Я вижу их в разных ситуациях, во взаимоотношениях с товарищами. Здесь они раскрываются быстрее и во всей глубине и нередко самым неожиданным образом.

    Каковы критерии педагогического сотрудничества в туристско-краеведческой работе?

1. Позитивная взаимозависимость - каждый добивается успеха, что и определяет успех всей группы.

2. Взаимодействие «лицом к лицу» (взаимность в действии) подразумевает установление правил, которым все должны следовать. Ещё в 5 классе мы разработали свод законов для туристов и перед каждым путешествием вывешиваем их в классе.

3. Индивидуальная ответственность ребенка и педагога - каждый не только стремится добиться успеха, но и несет ответственность перед другими за свои действия. В этом году на сплаве ребята, которые шли на  последнем катамаране решили остановиться у деревни. Они были новички и забыли о нашем законе. Пришлось сделать вынужденную стоянку и поменять состав ребят на катамаранах. На следующий день они обратились к нам с просьбой вернуть им на катамаран прежний состав. При этом они извинились и признали свою вину.

4. Социальные навыки общения - это навыки организовывать свою жизнь в коллективе так, чтобы не мешать, а помогать другим. Мальчики в походах всегда помогают девочкам нести тяжёлые рюкзаки, подают руку при переходе ручья и т.д.

5. Обсуждение групповой работы -обсуждается работа группы, а каждый переносит это на себя, отмечает свой вклад в общее дело. Вечером у костра мы заканчиваем каждый день рефлексией.

     Таким образом, используя потенциал туризма и краеведения, я с успехом решаю педагогические проблемы, которые не всегда можно решить в рамках традиционного школьного обучения.

       Традиционно мы с ребятами каждое лето ходим на сплавы. Сначала продолжительность сплавов составляла 2-3 дня, в этом году наш сплав длился 7 дней. Какие же мероприятия мы провели с 5-го класса по оздоровлению учащихся?

Это и пешие прогулки, и экскурсии, однодневные походы и с ночёвкой. Каждый год мы осваиваем всё новые маршруты с целью изучения родного края. Мы побывали на Греховских горах, в Пашийской пещере, на Голубом озере, в Каменном городище, на лыжной базе «Огонёк» г. Чусовой, сплавились по рекам Усьве, Койве, Чаньве, Яйве. Ездили на рыбалку в Пальники, дважды проводили туристическую полосу на 30-ом км, весёлые старты в  берёзовой роще. Зимой мы катаемся на коньках и лыжах, играем в пейтбол, весной - в футбол. Везде с нами наши родители.

  В своей работе по туризму мы тесно сотрудничаем с  городским детским центром «Восхождение».  Претворяя в жизнь программу «Здоровье», мы постоянно расширяем круг наших социальных партнёров. Это в первую очередь ПДЦ «Восхождение»,  ОДН Кировского района ( проводят лекции о социально-значимых заболеваниях, принимаем участие в городском конкурсе по правилам дорожного движения.), сотрудничаем с городскими молодёжными организациями «Вектор Дружбы» и «Союз друзей» ( принимаем участие в коммунарских сборах, слётах и различных мероприятиях), заключили договор с районной библиотекой имени А.П.Чехова ( подбираем нужную литературу для докладов, выступлений и т.д.).

Каковы же наши результаты?

1. 5 класс - класс года .

   6 класс – самый здоровый класс.

   7 класс – класс года.

   8 класс – самый здоровый класс

   9 класс – класс года.

2. 17 человек из 27 занимаются в кружках и спортивных секциях.

3.  6 класс -  3 место в районной игре «Зарница»

4.  7-8 класс – участники городской игры «Зарница» в рамках проекта « Тетрадка «Вектор Дружбы».

5. Учащиеся класса постоянно входят в сборную команду школы по лыжам и лёгкой атлетике, которая на районных  соревнованиях занимает призовые места

6. Значительно снизилось количество уроков, пропущенных по болезни:

7. Но главным результатом считаю то, что у нас сложился  здоровый сплочённый коллектив учащихся и родителей.

Молодое поколение – это будущее нашей страны и от  него зависит здоровье нашей нации.

 Тем, кто хочет заняться туризмом, я хочу дать несколько советов:

• Помните, что поход - это педагогическая возможность мобилизовать детей на большую и многоплановую работу.

•  Ничего не делайте за ребят.

• Уважайте детей, считайтесь с их мнением, всемерно развивайте их творческую инициативу.

• Не будьте назидателем, не командуйте ребятами, а руководите и воспитывайте их через актив и коллектив группы.

• Не нарушайте самостоятельности коллектива.

• Помните, что труд подростка - основа его воспитания.

А закончить  работу мне хочется стихотворением поэта Острового С.Г:

                                 В жизни по-разному можно жить:

                                 В горе можно и в радости,

                                 Вовремя можно есть и пить,

                                 Вовремя делать гадости.

                                 А  можно и так: на рассвете встать

                                  И, помышляя о чуде,

                                  Рукой обнажённой солнце достать

                                  И подарить его людям


        -  -


[1] Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы растём патриотами!

  23 февраля – день Защитника Отечества. В этот день мы поздравляем мужскую половину населения нашей страны. Тех, кто уже служил в армии и тех, кто ещё только собирается встать на за...

Классный час "В семейном кругу мы с вами растём"

Классный час "В семейном кругу мы с вами растём"  о семье, о традициях в семье, об уважении и любви всех родственников...

программа "Растём патриотами"

Воспитательная программа школы по направлению "Патриотизм"...

Инновационный проект классного руководителя 5 класса "Растём патриотами"

Современная школа призвана средствами учебного предмета и внеучебной деятельности воспитывать лучшие нравственные качества человека: любовь к Отечеству, доброту, толерантность. Именно это послуж...

Программа воспитательной работы «Растём вместе» 5 -8 классы

Сегодня трудно воспитывать детей, они приходят к нам уже со своим опытом, который заложен семьей, а  в каждой семье есть свои особенности, свои взгляды на жизнь, которые должен учитывать педагог....

Растём здоровыми

Презентация на тему "Растём здоровыми"...

Устный журнал «Растём здоровыми»

Устный журнал для обучающихся начальной школы...