Диагностика воспитанности
статья по теме

Материал для классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_vospitannosti.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика воспитанности

школьников классным руководителем

 В теории и практике педагогики довольно часто используется термин «воспитанность», под которым, как правило, понимается нравственность личности. Но до сих пор нет единого мнения о том, какие показатели определяют воспитанность школьника. Исходя из работ ведущих специалистов России по вопросам воспитания, опыта педагогов и моей собственной практики, можно выделить несколько составляющих воспитанности:

1.      Наличие социально значимых качеств, таких как трудолюбие, ответственность, гуманность, дисциплинированность и т.д.

2.      Уровень сформированности различных личностных качеств.

3.  Направленность личности:

•  положительная — на добро и отрицательная — на зло;

•  общественная направленность (на себя, на объект,

на других людей — альтруизм, эгоизм).

4.  Отношение к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, школе, к прекрасному, природе, к самому себе.

5. Поведение, поступки учащихся (ведущие мотивы поведения детей, ценности и ориентации).

Классному руководителю нужно помнить: что диагностика важна не сама по себе, а с целью коррекции воспитательной деятельности. Определить уровень воспитанности школьника можно только после полностью проведенного исследования, когда есть возможность сравнить ответы, суждения, устные и посменные высказывания школьника, его поведения и реакции в различных жизненных ситуациях. Умный педагог любое дело в классе, любую индивидуальную беседу использует, как своеобразный тест для изучения уровня воспитанности в зависимости каким содержанием заполнены эти дела.

Каждый педагог сам определяет, по каким критериям он будет отслеживать воспитанность школьников, делая это в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания во вверенном ему классном коллективе. Для того чтобы диагностика носила системный характер, желательно, чтобы педагог определил, какие задачи воспитания будут приоритетными в данном классе в ближайшие 2-3 года, каким образом можно отслеживать их выполнение.

Степень воспитанности делится обычно на 5 уровней:

1 уровень - не знает норм и правил поведения.

2  уровень – знает, но не ведет себя в соответствии с ними.

3 уровень - нормы, правила поведения имеют личностный смысл, но поведение ситуативно, не постоянно.

4 уровень – знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности.

5 уровень – знание норм, правил, обязанностей стало внутренней потребностью личности. Постоянное нравственное поведение.

Предлагаем апробированный комплект методик, которыми пользуются при диагностике и в дальнейшем при планировании воспитательной работы в классе.

  • Индивидуальная беседа
  • Анкеты о нравственных идеалах и эстетических интересах. Например, нравственные нотки поведения.
  • Сочинение «Мой идеал».
  • Педагогические характеристики
  • Педагогическое наблюдение и фиксация его результатов. Проводится постоянно. Его результаты фиксируются в дневнике классного руководителя.

  • «Ситуация выбора»

Направленность личности учащегося достаточно ярко проявляется в ситуациях выбора. Для примера предлагаем следующую ситуацию: одноклассники с большой заинтересованностью готовятся к проведению тематического вечера. В то же самое время в первом классе заболел учитель, и у малышей может не состояться экскурсия. Детям предлагается отказаться от участия в вечере и отправиться с младшими на экскурсию. Как поведут себя дети, какая реакция возникнет у них на просьбу— их поведение в данном случае может характеризовать воспитанность учащихся. Поведение школьников в ситуации выбора свидетельствует о ведущих мотивах выбора. Например, в школе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий (табл. 1). В третьем столбике необходимо поставить знак «+» в строке с выбранным видом деятельности.

           

Таблица 1

ФИО                                                                                                 класс

№ п/п

Вид деятельности или занятия

Твой

выбор

Разработка программы вечера-встречи с выпускниками школы.

Подготовка сюрпризов для педагогов.

Подготовка сюрприза для своих одноклассников.

Изготовление украшений для вечернего платья.

Обучение элементарным навыкам самообороны и т.д.

Проявить свои таланты.

Сделать приятный сюрприз для друзей.

Оказать помощь младшим.

Прославиться в школе.

Поиграть, весело провести время.

Приобрести нужные и полезные знания.

Приобрести умения устанавливать контакт с людьми и т.д.

Перечень занятий, которые предлагаются на выбор школьникам, зависит от реальной ситуации в школе, от тех коллективных дел, которые проводятся в конкретном образовательном учреждении. Сопоставление результатов выбора занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы поведения и деятельности школьника.

  • Тест «Незаконченный тезис» (Методика «свободный выбор»)

 Цель теста: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Учащиеся в течение 1-2 минут дописывают незаконченные предложения. На основании их определяется позитивное или негативное отношение школьника к миру (табл. 2)

Таблица 2

ФИО                                                                                                 класс

Утверждение

Оценка (позитивная или негативная)

Хорошая жизнь — это ...

Быть человеком — значит ...

Самое главное в жизни ...

Нельзя прожить жизнь ...

Чтобы иметь друзей, надо ...

В хорошей школе ...

Когда есть свободное время, я ...

Музыка нужна, так как ...

Я не согласен с тем, что говорят, будто я ...

  • Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

 (подготовлена Л.В. Байбородовой)

 Цель: выявление мотивов поведения учащихся.

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 3).

Таблица 3

ФИО                                                                                                 класс

№п/п

Что тебя привлекает в деятельности?

Ответ: от 3 до 1 баллов

Интересное дело.

 Возможность общения с  разными людьми.

Возможность помочь товарищам.

Возможность передать свои знания.

Возможность творчества.

Возможность приобрести новые знания, умения.

Возможность руководить другими.

Возможность участвовать в делах своего коллектива.

Возможность заслужить уважение товарищей.

Возможность сделать доброе дело для других.

Возможность выделиться среди других.

Возможность выработать у себя определенные черты характера.

Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем

Вывод:

Обработка результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);

б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);

в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

  • Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе (социометрия)

Цель — выявление межличностных отношений в классе. Эксперимент может протекать в двух формах: путем выбора товарища по парте и «выбора в действии». В первом случае учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3-5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий одноклассников). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений вопросы могут быть различными: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?

- С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке.  Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в международной дискуссии с членами молодежных организаций других стран.

- С кем из одноклассников ты хотел бы готовиться к контрольной работе?

Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие— деловых. На основании результатов составляется матрица (табл. 4), в которую вносится список класса. В верхнюю строку матрицы заносятся номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке под номерами учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку ученик А. Леонов (имеет № 7) выбрал Р. Васильева (номер 3), С. Иглова {№ 5) и П. Климова (№ 6), то соответствующие выборы ставятся на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6. Если ученики выбрали друг друга, например, по данным приведенной матрицы Л. Антонова выбрала № 4 (М. Дятлова выбрала № 1 — Л. Антонову), то эти два выбора с координатами (1, 4) и (4, 1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны жирным шрифтом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек— кружочками. Затем на отдельном листе вычерчивается социограмма.

Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг— «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами. Номера формальных лидеров (старосты, члена Совета школы и т.п.) заштриховывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение «Диагностика воспитанности школьников»

Метод воспитания (от греческого «методос» — путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонен...

Диагностика воспитанности.

Рекомендации для родителей "Диагностика воспитанности"....

Диагностика воспитанности

Диагностика М.И.Шиловой....

Диагностика воспитанности учащихся в работе классного руководителя

Приложения по определению уровня воспитанности учащихся...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....