Программа воспитания "Мы - пятиклассники"
рабочая программа (5 класс) по теме

Колычева Вера Леонидовна

Цель программы - облегчить адаптацию пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено и сплотить классный коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_my_-_pyatiklassniki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

      Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Мурманска

Гимназия №8

Рассмотрена на заседании                                УТВЕРЖДАЮ_____________

методического объединения                             Директор МОУ Гимназии №8

протокол № ______                                            Васькова Е.И.

от «_____» ___________ 201_ г.                       Приказ № _____

                                                                              от «____» __________ 201_ г.

П Р О Г Р А М М А   В О С П И Т А Н И Я

«Мы - пятиклассники»

на 2011 - 2012 учебный год

5 класс

                                                                  Классный руководитель 5 В класса

                                                                  Колычева Вера Леонидовна

Мурманск

2011

Пояснительная записка

5 класс — это очень сложный период в жизни любого школьника: кабинетная система, разные учителя, причем каждый со своими требованиями, стилем преподавания, новый уровень самостоятельности. Кто-то легко  приспосабливается к изменившимся условиям, но для большинства ребят они становятся буквально камнем преткновения. Значительно повышается общий уровень тревожности, резко снижается успеваемость, падает мотивация. Адаптационный период при переходе из начальной школы в среднее звено, по мнению школьного психолога, может продлиться от полутора месяцев до полугода. И в этот период степень участия классного руководителя в жизни каждого воспитанника переоценить невозможно. Наша задача — сделать переход в основную школу максимально безболезненным.

Цели программы — облегчить адаптацию пятиклассников при переходе в основную школу и сплотить классный коллектив.

Задачи:

  1. создание благоприятных условий для адаптации в основной школе и развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
  2. вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
  3. диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
  4. формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  5. формирование здорового образа жизни школьника;
  6. воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории и культуры родного края, города; формирование активной гражданской позиции;
  7. создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, повышения активности родительского сообщества.

Реализация программы воспитания  основана на следующих принципах:

  1. Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей.
  2. Принцип природосообразности. Сложный возрастной период, переживаемый детьми, требует профессионально грамотного подбора форм и методов организации жизнедеятельности классного коллектива и личности в нем.
  3. Принцип успешности. Ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в работе, стимулирует стремление к творчеству и сотрудничеству. Эмоциональное переживание успеха способствует росту активности ребенка в дальнейшей деятельности.
  4. Принцип свободы выбора. Каждому ребенку важно проявить себя в коллективе. Нужно и можно для каждого найти занятие по душе, поручение с учетом возможностей ученика, его интересов, личностных качеств, помочь каждому ощутить свою значимость для коллектива. Предоставляя свободу выбора, необходимо готовить ребенка к умению видеть его последствия и нести за это ответственность.
  5. Принцип сотворчества. Творчество - универсальный механизм развития личности. Совместная творческая деятельность, в которой каждый ученик находит приложение своим способностям, способствует прохождению детей через ситуацию успеха, эмоционально закрепляя достигнутые результаты.

Условия успешной реализации программы:

  1. поддержка идеи программы коллективами обучающихся, их родителей и учителей;
  2. ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
  3. вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования;
  4. взаимодействие со школьными социально-педагогическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь, организаторы детского досуга), с учителями, работающими в классе;
  5. привлечение к реализации программы ресурсов городских учреждений науки и культуры, а также представителей научной и творческой интеллигенции города;
  6. организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей.

Формы работы: 

  1. классные часы, беседы, обсуждения, консультации, презентации;
  2. тренинги, занятия, конференции;
  3. конкурсы, викторины, игры;
  4. походы (туристические, культурологические);
  5. встречи с интересными людьми.

Прогнозируемые результаты

Успешная и полная реализации программы позволит воспитать личность:

  1. адаптированную к обучению в среднем звене основной школы;
  2. любящую свой край и свою Родину, уважающую свой народ, его культуру и духовные традиции;
  3. осознающую и принимающую традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающую свою сопричастность к судьбе Отечества;
  4. креативно и критически мыслящую, активно и целенаправленно познающую мир;
  5. принимающую активное участие в классном коллективе.

Содержание программы

Программа реализует следующие направления воспитательной работы:

  1. ученик - патриот и гражданин;
  2. ученик и его здоровье;
  3. общение и досуг обучающихся;
  4. самоуправление обучающихся;
  5. ученик в общественно-полезном труде;
  6. ученик и его нравственность;
  7. ученик и его интеллектуальные возможности.

Ученик-патриот и гражданин

Цели — формирование представлений о правах и обязанностях гражданина вообще и ребенка в частности, о нормативных документах, их закрепляющих, об истории и культуре страны и края, формирование активной жизненной позиции.

Реализация данного направления может быть осуществлена посредством:

  1. системы классных часов «Мои права и обязанности»;
  2. цикла экскурсий (пешая прогулка по историческому центру города, экскурсия на боевой корабль, экскурсия в Областной краеведческий музей);
  3. цикла мероприятий, посвященных 95-летнему юбилею города Мурманска (музыкально-литературная композиция «Поэтический венок Мурманску», серия классных часов «Не просто имя — биография страны...», игра «Мурманский калейдоскоп»);
  4. просмотра видеофильмов региональной тематики («Смех и горе у Бела моря», «Предки», «По следам кольского Минотавра», «Битва за Север», «Война на скалах»);
  5. цикла мероприятий, посвященных Дню Победы («Венок победы»).

Ученик и его здоровье

Цели — изучение состояния здоровья обучающихся, формирование представлений о здоровом образе жизни, приобщение к регулярным занятиям спортом.

Реализации этого направления способствуют:

  1. взаимодействие с медицинским работником гимназии для организации своевременного медосмотра обучающихся, находящихся на диспансерном учете;
  2. профилактика травматизма;
  3. система классных часов по программе «Разговор о правильном питании»;
  4. 100-процентный охват обучающихся регулярным горячим питанием;
  5. вовлечение обучающихся в спортивные секции на базе гимназии.

Общение и досуг обучающихся

Цели — формирование позитивных дружеских отношений, представлений об оптимальных формах общения, профилактика конфликтов, приобщение к культурным формам досуга.

Реализация этого направления может быть осуществлена через:

  1. систему классных часов «Дружба и товарищество»;
  2. цикл тренингов общения;
  3. вовлечение обучающихся в активные формы досуга, организованные на базе гимназии и других учреждений города.

Самоуправление обучающихся

Цели — изучение социальной активности обучающихся, развитие самостоятельности, воспитание ответственного отношения к исполнению своих обязанностей, формирование умения планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.

Самоуправление — это маленькая модель демократии. Реализация данного направления возможна через распределение системы поручений (староста, заместитель старосты, редколлегия, служба оповещения, учебный, спортивный и досуговый сектора и др.). Староста и его заместитель избираются прямым открытым голосованием. Распределение остальных поручений носит заявительный характер. Актив класса разрабатывает должностные обязанности для каждого поручения.

Здесь важно не только заявить себя на определенную должность, но и принять на себя ответственность за выбранный участок работы в классном коллективе.

Органы самоуправления планируют, подготавливают, осуществляют и анализируют классные мероприятия. Они имеют право привлекать дополнительные силы и средства для реализации задуманных проектов.

Ученик в общественно-полезном труде

Цели — воспитание уважительного отношения к людям труда и результатам их деятельности, вовлечение обучающихся в трудовую деятельность.

Реализация направления осуществляется через следующие формы работы:

  1. дежурство по классу;
  2. регулярные мероприятия по уборке и оформлению классного кабинета;
  3. участие в городских акциях «За чистый город», субботниках.

Ученик и его нравственность

Цели — формирование духовно-нравственной культуры, приобщение к основным нравственным ценностям.

Реализации направления способствует:

  1. проект «Киноклуб» (просмотр отечественного художественного кино: «Чучело», «Белый Бим, черное ухо», «Сто дней после детства» и др.);
  2. факультатив «Литература Кольской земли»;
  3. посещение концертов, выставок, встречи с интересными людьми.

Ученик и его интеллектуальные возможности

Цели — изучение интеллектуального потенциала обучающихся, развитие познавательной активности.

Реализация этого направления проводится через участие ребят в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и играх различного уровня:

  1. школьный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников;
  2. всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «Кенгуру», «British Bulldog», «Золотое руно», «ЧиП», «КиТ» и др.;
  3. мероприятия, проводимые в рамках гимназических Дней науки;
  4. гимназическая научно-практическая конференция «Шаг в науку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптации пятиклассников

Программа направлена на   выявление уровня адаптации учащихся 5-х классов, правильности диагностики и дальнейшей коррекционной работы....

Программа адаптационных встреч пятиклассников «Я - пятиклассник»

Программа  адаптационных встреч пятиклассников, с целью оказания психологической поддержки  в период их адаптации к условиям обучение в средней школе....

ПРОГРАММА «ПОМОЩЬ ПЯТИКЛАССНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ »

Переход в пятый класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьн...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...