Самоуправление в классе
материал (9 класс) по теме

Шмакова Екатерина Геннадьевна

Обобщается опыт работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoupravlenie.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете ГОУ СОШ №37

 «Самоуправление в классе: организация, содержание, контроль».

Из опыта работы классного руководителя

ГОУ СОШ № 37 Шмаковой Е.Г.

Москва

      Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения.

По мнению отечественных психологов, развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» — самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
  2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
  3. Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

     4.Воспитание достойных творческих лидеров

     Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.

При этом классный руководитель:

 не запрещает, а направляет;

не управляет, а соуправляет;

 не принуждает, а убеждает;

не командует, а организовывает;

 не ограничивает, а предоставлять свободу выбора.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».  

Классный руководитель должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой он должен искать выход сам.

Если классный руководитель гордится тем, что он придумал, он сделал, он организовал, то это не достаточно. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали.

      Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Постоянное поручение не ограничивает деятельность учащегося. Для контроля деятельности учащихся удобен экран достижений, где ставится оценка за участие в жизни класса в определённый период. Ниже приводится фрагмент экрана достижений 9г .

 

Ф. И. уч-ся

Основное поручение

Степень активности

(по триместрам)

1ч.

2ч.

3ч.

итог

Ризун Света

 Староста класса

Президент научного общества

 

 

 

 

Гаращук Саша

Заместитель старосты

 

 

 

 

Бигаева Алана

Яхутина Анна

Медицинская служба

 

 

 

 

Доброрадных Полина

Толкунова Ксюша

Иванов Дмитрий

Светашова Маша

Библиотечная служба

 

 

 

 

Крушинский Иван

Козлова Лиза 

Представители совета школы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Габриелян Артур

Чирин Андрей

Капитонов Сергей

Куркин Глеб

Хозяйственная служба

 

 

 

 

Чирина Настя

Косинова Ксения

Служба озеленения

 

 

 

 

Мазурова Лиза

Донцова Аня

Родомысельская Виолета

Редколлегия

 

 

 

 

Джамбулатова Лиза

Шуринова Вика

Ответственная за дежурство

 

 

 

 

Сергеева Саша

Козлова Лиза

Учебный организатор

 

 

 

 

Богатов Никита

Патриотическая работа

 

 

 

 

Анохина Рита

Арыхова Лейла

Организаторы культ-массовых мероприятий

 

 

 

 

 + + - Высокая

+    - Удовлетворительная

-     - Низкая

Анализ итогов работы позволяет избавляться от негативных проявлений и планировать дальнейшую работу.

В каждом коллективе существуют свои законы. Хотелось бы чтобы они были такими, которые позволили учащимся сформировать такой коллектив, о котором в дальнейшей жизни вспоминалось с радостью и гордостью. Ниже приведены законы такого коллектива.  

Законы коллектива

(разработанные Владимиром Трофимовичем Кабушем (г. Минск) 

  1. Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
  2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
  3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
  4. Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
  5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
  6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
  7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
  8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
  9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
  10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

     11.Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Самоуправление в классе

В помощь классному руководителю...

Самоуправление в классе.

Материал может помочь в создании самоуправления в классном коллективе....

Организация самоуправления в классе. Акция

материалы конкурса "Мудрая сова", план проведения акции против курения, задания классам...

План воспитательной работы в 9 классе на 2012-13г. (План мероприятий, Классные часы, Самоуправление в классе, План работы с родителями и др.)

Наш 9-й класс![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420969","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","style":"width: 480px; height: 320px; border-width: 2px; border-st...