Семья...как много в этом слове
классный час (10 класс) по теме

Смыслова Елена Сергеевна

Классный час 1 сентября День семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredelannyy.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Узуновская СОШ»

Разработка классного часа

к Дню знаний:

«Семья …как много в этом слове».

Классный руководитель 10 класса:

Смыслова Елена Сергеевна

2012-2013 уч.год

Цель проведения мероприятия 

  1. Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
    2. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
    3. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
    4. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
    5. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

Оборудование:
1.  Презентация «Семья…как много в этом слове», подготовленная классным руководителем к началу учебного года
2. Мультимедийный проектор, экран, компьютер
3. Украшение кабинета.

  1. Основная часть.

 Классный руководитель.

Государство состоит из миллионов семей. Семья – это родные, близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Если взять отдельную семью, то её можно сравнить с государством: есть его глава – папа, реже мама, министр финансов – мама, заместители, помощники – дедушка, бабушка. И, конечно, есть народ – весёлый, озорной, непоседливый – дети.

Исполнение песни Родительский дом. (Ученик)

Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань - родительский дом.
Припев:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
II. И пускай наше детство не кончится
Хоть мы взрослыми стали людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Припев:
III. Поклонись до земли моей матери
И отцу до земли поклонись.
Мы с тобою в долгу неоплаченном
Свято помни об этом всю жизнь.

Ученик.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

 Ученик.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

    Здравствуйте, дорогие ребята, доброе утро, уважаемые гост

     Классный руководитель.

Сегодня у нас с вами необычный первый классный час в этом учебном году.. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

Ученик.

Семья – это святое слово,

и обижать его нельзя!

В нем наши корни, наша сила,

Наши заветные слова!

Классный руководитель.

А как Вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

Ученик.

. Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья».

   

      Классный руководитель.

 Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина».          Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя  появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

    Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Классный руководитель.

Каждая семья имеет нравственные принципы, законы, традиции. Мне хотелось бы, чтобы вы назвали те качества, которые составляют нравственную ценность человека и должны воспитываться в семье. К доске я приглашаю 4 человека. Перед вами разноцветные лепестки, на обороте которых написаны качества. Выберите и прикрепите нужные лепестки к серединке цветка.

Прочитайте, что написано на лепестках.

(доброта, верность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь, уважение, терпение)

   Почему вы не выбрали лепестки чёрного цвета?

 (на них написано: зависть, агрессия, грубость, эгоизм, ненависть).

Вот, ребята, у нас получился цветик-семицветик, совсем как в волшебной сказке. Я желаю вам, чтобы  эти качества сопутствовали вам на протяжении всей жизни.

Классный руководитель.

У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

 

Ученик.

Прекрасные слова – моя семья,

Её величество Семья.

Что значат? – каждому по-своему.

Сестры, мама, папа, я

Любимый дом – вот так, по-моему.

 Хочу, чтоб семьи жили мирно,

Спокойно, тихо, без войны,

И чтоб горел очаг семейный

Счастливым пламенем любви.

Классный руководитель.

  Праздник 15 мая Международный день семьи. В 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН учрежден Международный день семьи. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи.

   По мнению Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой.

   

Именно15 мая 2008 года в России отмечался Международный день семьи. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

    Благополучие семьи - это источник развития и прогрессирующего потенциала страны. С семьи начинается все. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны.

На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.

   

Главная задача праздника Международного Дня семьи — привлечение внимания правительственных и государственных органов, общественных движений и организаций, средств массовой информации к насущным проблемам семьи.

Семья – это несколько человек, живущих вместе под одной крышей. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.

    В семье мы учимся любить, черпаем силы, сюда несем свои удачи и надежды и свою усталость и веришь, что в семье тебя всегда поймут и поддержат.    

    Если в семье есть взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

   Праздник семьи — это праздник взаимопонимания и взаимопомощи, любви, дружбы между взрослыми и детьми, праздник единения родных сердец.

  На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою.

   Идея широкого празднования 8 июля Дня Семьи , любви и верности в России родилась в Год семьи, как общественная инициатива и нашла отклик у многих россиян.

    В Москве 8 июля прошёл поэтический марафон — два десятка столичных поэтов читали свою лирику, каждый желающий смог вписать слова любви в специальную книгу — «Летопись счастья».

День Петра и Февронии.

В России впервые 8 июля 2008 года отмечался новый праздник — День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

    В отличие от католического Дня Влюбленных - Дня Святого Валентина, православный День Петра и Февронии - день супружеской любви  и семейного счастья. Отмечают его 8 июля (25 июня по старому стилю).

    По преданию Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившего в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

    Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

Много испытаний выпала на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

     В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.

    День Петра и Февронии - это русский праздник влюблюённых

Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.

   День Петра и Февронии пока празднуется не так романтично как день святого Валентина, без сердечек и прочей альковной атрибутики. Но уж если делать избраннику предложение, то лучше всего в этот день. Брак, наверняка, будет крепким.

Запомните, что 8 июля - День Петра и Февронии.

Ученик.

       Моя семья

Я теперь все цифры знаю,

Дома всех пересчитаю.

Рыжий кот живет у нас

Кот ленивый - это раз.

Я считаю без ошибки,

Два - в аквариуме рыбка.

Три – любимая бабуля,

Вяжет варежки на стуле.

Папа ходит по квартире

Будет он у нас – четыре.

Ну а мама – это пять

Как ее не посчитать?

Кто поет нам песни звонко?

Шесть, считаю я сестренку.

Дед с газетой – это семь,

В кресле он уснул совсем.

Мы с сестрой собаку просим

Если купят - будет восемь.

Ну а девять – это я,

Вот и вся моя семья.

        Чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?

Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям

Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств.

Семья - это наше первое и самое естественное общество.

Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь для самореализации, стать лучше, чем мы есть.

   Ребята, а наш класс можно назвать семьёй?..

В какой-то степени можно. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

II. Конкурсная часть.

  1. Закончить пословицу (на карточках записано начало пословицы )

       -В гостях хорошо….( а дома лучше).

       -Не красна изба углами….( а красна пирогами).

       -Хозяюшка в дому…(что оладушек в меду).

       -Каково на дому…(таково и самому).

       -Дом вести…(не бородой трясти).

       -Не нужен клад…(когда в семье лад).

100 лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло, причем большими темпами, чем в других странах. В то время в нашей стране жили такими большими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек…

  Представьте себе дом на селе в начале двадцатого века: дедушки, бабушки,  внуки и правнуки-все вместе и все друг другу помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий за детьми смотрит…. Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших…. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.

Проверим, знаете ли вы, какие родственные отношения есть в семье.  В конкурсе  будут участвовать две команды. (Идет представление  команд.)

          2. Конкурс. Объяснить, кем являются те кого я буду называть. ( вопросы задаются командам по очереди) Блиц-опрос:

                1. свекровь (мать мужа).

                2. свекор (отец мужа).

                3.Теща (мать жены).

                4.Тесть (отец жены).

                5.Зять (муж дочери)

                6.Сноха (жена сына).

                7.Золовка (сестра мужа, жена брата).

                8.Деверь (брат мужа).

                9.Шурин (брат жены).

               10.Свояченица (сестра жены).

                11.Свояки( женатые на родных сестрах, мужья сестер).

               12. Кто такие невестки? (жены братьев).

               13.К вам пришли невестка и сноха. Кто это? (это одно лицо, т. к. женщина может быть снохой только для свекра, остальной родне она невестка).

               14.Кем приходится сын женщины родителям ее деверя? (внуком).

               15. Кто такие бабушка и дедушка?  (родители мамы и папы).

               16.Как зовут сестру мамы или папы? (тетя).

 Обсудить с ребятами : -Есть ли среди учеников нашего класса дяди и тети?

                                       -Может ли быть, что дядя и племянник одновременно учатся в одном классе?

Задам сейчас задачу я

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад.

 И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший - я,

Какая же у нас семья?

(Ответ:6 человек- брат, и сестра, их родители, бабушка и дедушка)

Классный руководитель: Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками - кровью: бабушки, дедушки,  дяди и тети…

              Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим  крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев. то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

               Воистину, крепка семья – крепка Держава.

              Классный  руководитель : Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции. Издавна в русских семьях укоренились замечательные традиции, которые я предлагаю вспомнить

               -Вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

               -Приглашать гостей и собирать застолье;

              -Собирать и хранить семейные фотографии; хранить память о своих предках;

              -Хранить вещи, принадлежащие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;

              -Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т. д.

              -Что делает дом домом, не похожим на другие дома? (вещи)

              Человек живет, пользуется вещами, которые ему дороги. Некоторые вещи хранятся годами, даже десятилетиями, становясь семейными реликвиями.

              Есть ли такие реликвии в вашей семье? Эти вещи – не только предметы старины, это память о родных и близких (обсуждение).

3.Семейное фирменное блюдо.

              Классный руководитель: «В дом пришел – всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили?  Разумеется, про стол. В старые времена со столом был связан интересный обычай. Когда вся семья собиралась в праздник за трапезой, то прежде чем отец скажет торжественное благодарное слово, ребятишки лезли под столешницу и по солнцу опутывали ножки стола лыковой веревкой. Тогда в следующий раз снова вместе за столом соберутся, бедой не разлучатся.

            Есть еще добрая традиция – гостеприимство, угощение.

            Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте.

            Назовите традиционные угощения на Руси.

            ( Щи,  каша, репа, дичь. Из ягод – клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков – квас. И  др.)

             Идет время – меняются вкусы. Традиционными становятся другие блюда.

            Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.

            4. Проведение «Большой семейной викторины».

               БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ВИКТОРИНА 

1. Скажите по латыни «семья».                                                                                                                             (Фамилия.)

2.А теперь скажите «семья» по-итальянски.                                                                                                          (Мафия.)

3.Как известно, греческая богиня Афина была богиней мудрости, и ее птицей считалась сова. А вот богиня Гера, супруга Зевса, считалась покровительницей семьи вообще и материнства в частности. Догадайтесь, какая птица считалась «птицей Геры»?

(Аист.)

4.Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры?

(Выносить сор из избы.)

5. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

6.По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их мать. Назовите имя матери трёх сестёр.

(Софья, то есть Мудрость.)

7. Первый, старший ребёнок в семье – первенец. А как на Руси назывался третий ребёнок в семье? А последний?

(Третьяк, поскрёбыш.)

8. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?

(«Яблоко от яблони недалеко падает».)

9. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?

(О матрёшке.)

10. С какого возраста, согласно законодательству РФ, можно вступать в брак без разрешения родителей?

(С восемнадцати лет.)

11. Как называется фамилия женщины до её замужества?

(Девичья.)

12. Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.

(«Дюймовочка».)

13. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»?

(«Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)

14. Назовите самую семейную геометрическую фигуру.

(Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)

15.  Родительский инструктаж одним словом – это...

(Наказ.)

16.Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это?

(Моя сестра.)

17. Как называется жилище большой трудолюбивой пчелиной семьи?

(Улей, борть.)

18. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?

(Мать-и-мачеха.)

19. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?

(Алфавит.)

  

20. В каком месяце отмечается Международный день семей?

 (Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)

III.  Заключительное слово классного руководителя : Мы сегодня много говорили о семье  ее традициях. Как вы думаете, для чего они нужны? (обсуждение)

               Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения  в поколение. Главное – они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

               В заключении хочу подарить вам заповеди, следуя которым  вы поможете родным укреплять свои семьи.

                             

       Заповеди.

                            -Свято храни честь своей семьи;

                            -Люби свою семью и делай ее лучше;

                            - Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на

                              помощь членам своей семьи;

                             -Подари родителям радость;

                            -Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам

                            своей семьи;                            

                         -Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью

                           пройти их;

                         -Изучай, храни и продолжай традиции своей семьи.

Ученик.

Я хочу, чтоб все смеялись,

Чтоб мечты всегда сбывались,

Чтобы детям снились радостные сны,

Чтобы утро добрым было,

Чтобы мама не грустила,

Чтобы в мире больше не было войны.

            Помните, что могущество народа – в семье. Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

классный час "Семья! Как много в этом слове..."

Разработка мероприятия по теме "Семья и семейные ценности" представляет собой конспект, состоящий из стихов, конкурсов, пословиц, различных заданий....

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час "Семья, как много в этом слове..."

Классный час "Семья, как много в этом слове"...

Классный час на тему: «Семья, как много в этом слове»

воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основедуховности и единства народа;формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе,любят ...

«Семья, как много в этом слове»

Задачи: - формировать уважение к членам семьи;- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.Предполагаемый результат деятельности: сформировать пре...

Семья-как много в этом слове

Воспитывать чувство привязанности к членам семьи, гордость за их достижения...