"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"
статья по теме

Глазова Алина Александровна

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sotrudnichestvo_semi_i_shkoly.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд1

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ

Слайд2

Добрый день уважаемые коллеги.

Я являюсь классным руководителем 8 класса МОУ «Кашинская основная общеобразовательная школа» Волоколамского муниципального района. В нашей школе нет социального педагога, психолога, поэтому вся работа лежит на плечах классного руководителя.

На первом родительском собрании я столкнулась с проблемой:

  1. Низкая посещаемость родительских собраний
  2. Малая заинтересованность родителей успехами ребёнка, классного коллектива
  3. Нежелание родителей участвовать в делах школы

Слайд3

Для того чтобы выявить причины не желания семьи сотрудничать со школой в воспитании ребёнка мною было проведено анкетирование учащихся и родителей о факторах, влияющих на становление личности учащихся. Были получены следующие результаты:

Факторы, влияющие на становление

личности учащихся

Учащиеся

Родители

Семья

42,6%

22,8%

СМИ

11%

16%

Общество

20,4%

25,6%

Школа

26%

35,6%

Из таблицы видно, для детей главный фактор, влияющий на становление его личности, семья. В тоже время родители недооценивают свои  силы. Считают что они мало влияют на своего ребёнка. Не являются для него примером. Роль семьи ставится на 3 место после школы и СМИ.

Слайд4

Так же мною проведено анкетирование для родителей «Мой ребёнок»

1.Как Ваш ребенок относится к родителям, другим членам семьи? (с любовью, уважением, равнодушием, грубо и т.п.).  

2.Какие качества характера проявляет Ваш ребенок особенно ярко? Какова главная черта его характера?  

3.Что отличает Вашего ребенка в поведении, привычках, состоянии здоровья?  

4.Что больше всего действует на него? (ласка, просьба, требование, угроза, наказание и т.п.).  

5.Какова роль ребенка в семье? (обязанности, разовые и постоянные поручения и т.п.).  

6.Есть ли у Вашего ребенка постоянный круг друзей?  

7.Где, как, с кем проводит сын (дочь) свободное от уроков время?    

8.Какие учебные предметы нравятся ребенку, почему? Какие можно назвать любимыми предметами?  

9.Как ребенок относится к школе: охотно ли идет туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным мероприятиям?  

10.Рассказывает ли он Вам о своем классе? Что ему нравится? Что нет?  

11.Кто из взрослых является для него авторитетом?  

12.Какой Ваш ребенок в коллективе? (общительный - необщительный, жадный - щедрый, обидчивый - необидчивый, командует - подчиняется, драчливый - недрачливый, помогает другим - не помогает, уступает в конфликтной ситуации - не уступает и т.п.).  

13.Что бы Вы хотели изменить в Вашем ребенке?  

14.Нравятся ли Вам его увлечения? Каковы они?  

15.Удовлетворены ли Вы, как проводите с ребенком свое свободное время? Чем наполнено?  

16.Может быть, Вы хотите что-либо предложить, организовать или провести для учеников нашего класса?  

17.Ваши предложения, просьбы, пожелания классному руководителю.

К сожалению, результаты анкеты показали, что большинство родителей не знает и не интересуется, чем живёт ребёнок. Не могут назвать любимый учебный предмет ребёнка. Где, как, с кем проводит сын (дочь) свободное от уроков время. У многих общение с ребёнком ограничивается единственным вопросом: «Что ты сегодня получил(а)? Покажи дневник.».

К сожалению, есть такие родители, которые считают, что они обязаны детей одевать, кормить, а воспитание – это удел детских садов и школ. Такие родители ошибаются.  

Составляя план воспитательной работы одним из важных направлений в моей деятельности, как классного руководителя я выделила - работу с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Союз учителя, родителей и ребенка.

Слайд5

В  работе с родителями я выделила несколько направлений:

  1. повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения.
  2. формирование положительных взаимоотношений между родителями и ребёнком, организовывая совместные праздники, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Для того чтобы работа была плодотворной родители должны видеть перед собой классного руководителя, который владеет основами возрастной и социальной психологии, педагогики, любящий их детей такими, какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

С первых дней знакомства с родителями я стараюсь показать и доказать родителям что воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей, педагогов   и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными, имели четко сформированные гражданские позиции.

Слайд6

Система работы классного руководителя и родителей строится следующим образом:

- изучение семей обучающихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- организация массовых мероприятий совместно с родителями и учениками,

- организация совместной общественно значимой деятельности и досуга;

- привлечение родителей к управлению классным коллективом через родительский комитет.

Слайд7

Основные формы работы с семьей:

- групповые (мастер-классы, творческие мастерские, семейные праздники, дискуссии, деловые игры, круглые столы, создание презентаций и многое другое);

- индивидуальные (беседы с родителями, консультации, посещение семьи).

В пятом классе посетила все семьи учащихся, познакомилась с условиями их проживания. Один раз в четверть посещаю семьи, которые были на контроле, лучше узнаю условия, в которых живет ребенок.

Слайд8

При работе с родителями определила для себя  несколько правил:

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от меня нечего скрывать.

3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорю в индивидуальной беседе).

4.  Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5. В общении с родителями должна быть доброжелательной, внима тельной, тактичной, требовательной.

  1. Посещая семью,  соблюдаю следующие условия:

•  не прихожу в семью без предупреждения;

•  не веду беседу стоя у входа;

7.  Помню правило: ребенок - главная цель общения.

Слайд9

Большую значимость обретает информационная функция родительских собраний.

Тематику родительских собраний определяют сами родители. Выявляю востребованные родителями темы методом опросов, анкетирования, личных бесед. На первом в новом учебном году родительском собрании предлагаю родителям перечень из 15-20 тем и прошу отметить те, которые на их взгляд наиболее значимы. Тема собрания  формулируется кратко, но емко, должна быть актуальной и понятной для родителей.

Например, в прошлом учебном году было проведено родительское собрание «Умеете ли вы наказывать и поощрять детей?» в форме «круглого стола» с элементами ситуационной игры. Цель такого родительского собрания была в осмыслении происходящих в школе и семье событий, продуктивное развитие взаимоотношений, обучение конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций, формирование способности осознанного выбора. Первое родительское собрание в текущем году на тему «Что значит быть здоровым человеком» было проведено вместе с детьми. Цель этого собрания дать представление о том, что такое здоровый образ жизни, заставить учащихся и родителей задуматься о необходимости быть здоровыми, приобщить всю семью к здоровому образу жизни, развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес. Собрание проходило в игровой форме с использованием пословиц, плакатов на данную тему, игровых заданий, викторин.

Но иногда возникают какие-то проблемы. Поэтому приходится корректировать тему, внося новую, злободневную. Вот такие темы собраний мы запланировали провести в текущем году.

  1.  «Окрыляющая сила успеха». Эта тема актуальна, так как если у ребенка есть успех, то есть и желание учиться. Успех в учении - первостепенное условие становления личности.
  2. «Семейный этикет» (о своде правил в семье, в основе которых лежит взаимное уважение и внимание друг к другу, посильное содействие каждого общему благополучию). Речь шла о систематическом, каждодневном воспитании детей дома, чтобы эти правила стали для детей привычными.
  3.   «Особенности подросткового возраста» (цель родительского собрания: познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, найти пути преодоления подросткового кризиса, определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

На классном родительском собрании помимо основной темы, обсуждаем задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяем стратегические линии сотрудничества родителей и школы.

        Знакомлю родителей с общими результатами учебной деятельности класса, с состоянием атмосферы в классе. Делюсь наблюдениями о поведении ребят на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д. Темой разговора могут быть взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие вопросы. Здесь стараюсь быть предельно деликатной, избегаю негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

Слайд10

Повышение уровня педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач учителя, поэтому предлагаю родителям информацию о новинках педагогической литературы. Приглашаю на родительские собрания учителей-предметников, с целью повышения качества образования путём ознакомления родителей с  требованиями учителя по данному предмету

Слайд11

         К планированию внеклассных мероприятий привлекаю не только и учащихся, но и родителей. Для определения большей будущей результативности планирования уже на первой встрече с родителями  предлагаю ответить на некоторые вопросы, которые помогут определить содержание будущей работы с детьми и участие в ней родителей учащихся.

Уважаемые папы и мамы!

Насколько интересной, насыщенной и полезной будет совместная деятельность учащихся класса, их жизнь в коллективе, во многом зависит от вас. Подумайте над тем, какие мероприятия необходимо провести в нашем классе в этом учебном году.

1.  Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить?

2.  Какие экскурсии необходимо организовать в классе?

3. Какие праздники совместно с родителями класса необходимо организовать в этом году?

4.  Какие нравственные темы необходимо обсудить с учащимися класса?

5.  Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?

6.  В каких мероприятиях класса может участвовать ваш ребенок?

7.  В каких мероприятиях класса вы сами могли бы принять участие?

Результаты такого анкетирования помогли по-новому взглянуть на процесс воспитания в детском коллективе, позволило глубже и серьезнее проанализировать свою деятельность. У родителей такие вопросы вызывают заинтересованность и ответственность. Почувствовав мою заинтересованность, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству.

Слайд12

Добрая  традиция нашего класса в начале учебного года на первом классном часе дети получают цветок с пустыми лепестками. Учащиеся записывают на чистых лепестках те мероприятия, в которых им хотелось бы участвовать в новом учебном году.

Совместное планирование воспитательной  работы делает этот процесс занимательным и творческим не только для меня, но и для детей и родителей. Дети понимают, что взрослым небезразлично, как они будут жить в классе. Совместное плани рование - хорошая возможность для организации педагогического наблю дения в детском коллективе. Учащиеся  участвующие в планировании, ответственно относятся к участию в мероприятиях, которые придуманы ими. По-иному относятся и родители к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей.

Воспитательную работу совместно с родителями веду в  следующих направлениях:

- повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;

- формирование активной жизненной позиции нового поколения граждан России через реализацию военно-патриотического и трудового воспитания;

- организация деятельности по формированию здорового образа жизни и  профилактике  употребления психоактивных веществ;

- организация туристической и спортивной работы.

Правильно организованная работа позволила решать одновременно несколько задач:

-  развивать коммуникативные умения и навыки,

- помогать установлению эмоциональных контактов между учащимися,

- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств личности.

Слайд 13

Совместно с родителями были проведены мероприятия

Театральное и Новогоднее представления» для 1-4 классов,

Слайд 14

Родителями была организованна встреча с воинами-интернационалистами  в «День защитника Отечества»,

Слайд 15

оказана помощь в организации посещения ветеранов Великой Отечественной Войны,

Слайд 16

организован митинг посвященный «70летию освобождения Волоколамска от немецких захватчиков.

Слайд 16

Активный интерес вызывают у родителей и детей Рождественские посиделки и Слайд 17

Масленичные  гулянья. На этих праздниках не только дети, но и родители включаются в игры с песнями.

        Праздник помогает ребенку лучше познать мир, способствует формированию и развитию национального самосознания. Дети через такие праздники вместе со взрослыми приходят к пониманию глубокой духовной сущности народной культуры.

Слайд 19

С помощью родителей проводим экскурсии, туристические походы развиваем интерес и любовь к своему родному краю. Один раз в четверть проводим День здоровья (совместно  проводим спортивные соревнования)

Слайд 20

С целью выявления активности учащихся и родителей в общешкольных и классных мероприятиях ведётся рейтинг участия «Наши достижения». Напротив своей фамилии каждый ребенок в течении года отмечает, в каком мероприятии он принимал участие сам или вместе с родителями. В конце учебного года подводятся итоги. Самые активные родители и дети награждаются грамотами. В текущем учебном году мы продолжаем вести эту работу. 

Слайд 21

В конце учебного года в классе организую проектную работу на тему «Вот как мы живем». Дети приносят фотографии проведенных нами мероприятий, поездок, походов, ватманы, фломастеры. Ребята  создают буклеты и стенгазеты с описанием мероприятия и своими впечатлениями и отзывами о них. Получается большая книга, рассказывающая о жизни класса. Эти проекты учащиеся защищают на нашем последнем в учебном году родительском собрании.

Результаты исследования активности учащихся в жизни школы и класса показали следующее:

Мероприятия

Занятость учащихся доп.образование

Активность родителей

Общешкольные

классные

конец 5-го класса

30%

60%

48%

40%

конец 8-го класса

100%

100%

86%

78%

Эти примеры показывают эффективность сотрудничества семьи и школы. Учитывая важность такого сотрудничества для успешной работы по воспитанию и развитию учащихся, формированию единого воспитательного пространства «семья-школа»,  считаю необходимым продолжать данную деятельность

Слайд 22

Педагогика должна стать наукой для

всех – и для учителей, и для родителей…

  Какими бы прекрасными ни были

наши учреждения, самыми главными «мастерами»,

формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец.

Поэтому нам, учителям, прежде всего необходимо

заботиться о повышении педагогической культуры родителей,

разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...

Работа по повышению педагогической культуры родителей

Работа по повышению педагогической культуры родителей...

ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ.

Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю опыт воспитания детей в семье. Под педагогической кул...

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

Работа по повышению педагогической культуры родителей.

Работа по повышению педагогической культуры родителей....

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...


 

Комментарии

Спасибо, очень полезный материал для классных руководителей.