Классный час "Символы России"
классный час по теме

Евдокимова Ирина Александровна

На классном часе мы коснулись символики вообще и подробнее остановились на гербе как символе государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Kl._chas_Simvoly_Rossii.docx269.57 КБ

Предварительный просмотр:

"Символы России"

Цели

  1. расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней;
  2. популяризация государственных символов РФ;
  3. осознание роли и значения государственных символов РФ;
  4. развитие познавательных способностей;
  5. формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся;
  6. воспитание уважения к символам государства.

Читается стихотворение И. Северянина “Слова солнца”:

Много видел я стран и не хуже её –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё,
И она для меня несравнима!

–– Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения?

(Северянин говорит о своей любви к России. О том, что много на земле других очень красивых, богатых стран, но Россия для него –– родина, поэтому и ни с чем не сравнима.)

–– Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

–– Что такое символы?

 (Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое  значение.) Символы вызывают у нас определённые представления. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом и неофициальные.

   –– На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы. Определите, какую страну могут символизировать эти архитектурные памятники? (Слайды)

–– Назовите предметы, архитектурные сооружения, памятники, которые могут служить неофициальным символом только одного города  на Земле – Москвы (столицы нашего государства).  (Московский Кремль, и Покровский собор,  и памятник Минину и Пожарскому) – отражают особенности только одного государства на земле – России.) (Слайды)

––  А Петропавловский собор, Медный всадник – это символы какого города? Какого государства?

––Несомненно, и Зимний Дворец (Эрмитаж), и Нева, Петропавловская крепость, Исакиевский собор–– это тоже символы Санкт-Петербурга, это тоже символы России. (Слайды)

     Символы России… Действительно, не найдется в стране такого чело века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе,  шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.

    –– Ребята, назовите символы Саратова.

Слайды.

    –– Символы страны имеют значение их гордости за достижения своего народа, за его талант.

–– Почему враги чаще всего разрушают символику побежденного народа – штандарты, произведения культуры, архитектурные памятники? (Чтобы уничтожить предметы их гордости, знаки силы, власти – морально ослабить народ)

–– Какие вы знаете символы,  признанные официальными?

(Герб, гимн, флаг)

          Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет.  Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.

––Сегодня чуть подробнее мы остановимся на гербе нашей страны.

Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Слайд:

Что такое герб?  (Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека.)

       Государственный герб свидетельствует о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца к определённому сословию. Герб может указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения своего владельца. Поэтому герб, как правило, официально утверждается высшей властью.

–– Когда появился первый государственный герб России?

Выступление учеников:

1.Первый государственный герб России появился в конце XV века.  В период правления Ивана Ш Васильевича появляется главная составная часть герба России – двуглавый орел. В 1472 году Иван III заключил брак с наследницей Византийского престола царевной Софьей. Родовым гербом Византийского государства был двуглавый орел, который символизировал Двуглавую Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. 

2. И именно он был изображен на стяге, который везли впереди свадебного поезда цесаревны. Иван III воспринял это как великую честь (возможность встать рядом со всеми иными европейскими государствами) и принял герб как символ государства. Таким образом, двуглавый орел прилетел на русскую землю из Византии.

–– Некоторые ученые считают, что двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г.

–– У орла две головы. Почему?

3.  Россия – одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином направлении.

––Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе.

  1.     Орел  в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти – Россия только начинает формироваться как централизованное государство.

  1. 1582 (Герб Царства Русского)

При Иване Грозном, первом русском царе, герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем — вместо него — традиционным московским символом — всадником-змееборцем.

––  Кто  такой этот всадник-змееборец? (Георгий Победоносец)

–– Чем же прославился Георгий Победоносец?

Выступление учеников: ( Разыгрывается сценка)

Жил он очень  давно, в III веке, в далёкой южной стране, в Римской империи, где правил царь Диоклетиан. Царь был язычник.  Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам. Георгий был мужественным воином, принёсшим своему царю славу и много побед. Он пришёл к царю и стал защищать христиан.

- Зачем ты убиваешь невинных? Разве это законно? Попробуй разобраться, где правда! Как это можно – кланяться истуканам?!

- Так ты христианин?- спросил царь.

- Я раб Христов.

- Зачем ты пришёл сюда?

- Свидетельствовать об Истине.

Тогда царь сказал:

 – Прощу тебя, но принеси жертву Богам.

- Я воздаю жертву,  хвалы только моему Богу. И тебя призываю к этому.

Разгневанный правитель приказал заточить Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжелый камень, казалось, что юноша не выдержит мучений и отречётся от веры Христа. Утром Георгий едва держался на  ногах.

- Ну как? Не передумал?

- Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры.

Георгия привязали к колесу, под которым острые ножи. Поворачивается колесо – ножи впиваются в мученика. Сначала Георгий громко славил Бога. Потом едва слышно молился. Затем затих.

- Где же Бог твой, Георгий?! – произнёс Диоклетиан. –Почему он не спас тебя?

Царь приказал снять Георгия с колеса, а сам отправился в храм Аполлона.

Слуги начали отвязывать тело. Вдруг сильный удар грома раздался среди ясного неба. Площадь озарилась ярким светом, раздался голос:

- Не бойся, Георгий, я с тобой.

И Георгий встал на ноги и пошел за царём. Появление Георгия в храме ошеломило людей.

- Велик Бог христианский, – воскликнули царские сановники.

- Немедленно казнить! – приказал царь.

Диоклетиан выбрал жестокое мучение – зарыть в известковую яму. Смерть медленная, мучительная, верная. Только через несколько дней Диоклетиан велел выкопать, выбросить его кости. Но и на этот раз раб Христов оказался живым и невредимым.

- Как тебе удалось выжить? – спросил раздражённый царь.

- Господь сохранил меня.

Много чудес сотворил Господь через Георгия. Мёртвого воскресил на глазах у всех, исцелял больных, помогал советом путешественникам.

Царь устал от Георгия. Что толку мучить того, кого Бог избавляет от мук? И назначил день казни.

- Может, одумаешься? – спросил царь напоследок.

- Пойдём в храм Аполлона, – произнёс Георгий.

Неужели он откажется от Христа?

- Поклонись богам, Георгий, – сказал царь в храме.

- Этих истуканов ты называешь богами? Именем Господа Иисуса Христа повелеваю им разрушиться.  

Грохот, пыль. Осколки камней полетели в стороны.

Георгия казнили. После своей великомученической кончины Георгий стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам побеждать. Поэтому его и назвали Георгием Победоносцем.

4. Самый известный подвиг – победа над змием.

В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей – дракон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Георгий, повелел он ей обвязать дракону голову поясом и привести его в город. Царевна исполнила приказание и привела чудовище. Святой Георгий вступил в бой с драконом и поразил его копьём.

6 мая – день святого великомученика Георгия.

  1. Во времена царя Алексея Михайловича орёл получает символы власти: скипетр и державу. 

  1. В 17301740-ых годах при императрице Анне Иоанновне  герб получает надолго закрепившуюся форму.
  1. 1830год. Император Николай I принимает два официальных типа гербов: на одном, упрощённом, у орла только основные элементы. На втором официальном варианте герба на крыльях орла появляются титульные гербы: на правом Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский.

                                                                                             

  1. При императоре Александре II-ом, под руководством герольдмейстера барона Кёне была проведена геральдическая реформа. Орёл на рисунке получил новые черты, позаимствованные у западной Европы —добавились новые щиты с гербами территорий в составе Российской Империи.

  1. После февральской революции и прихода к власти Временного правительства герб теряет абсолютно все атрибуты; остаётся один орёл, перерисованный с печати Ивана III.

   

  1. После свержения монархии в 1917 году стали повсеместно уничтожать двуглавые символы. Но государство не может долго обходиться без герба.

  1. 1918 (Герб Российской СФСР)

Герб впервые был описан в конституции РСФСР 1918 года: «Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Герб СССР с 1924г.

Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь

Учитель: Возрождение Российского государства повлекло неизбежное возвращение исконных российских символов, так безоглядно преданных забвению в советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

 Современный государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Этот герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с XV века до 1917 года. В законе о Российском гербе РФ он описывается так:

Читает ученик.

“Государственный герб РФ представляет собой 4-угольный с закругленными нижними углами заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и над ними одной большой императорской коронами, соединенными лентами. В правой лапе – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне поражает серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьем дракона”.

Это официальная эмблема РФ. Мы должны видеть в ней знак суверенности, памятник прошлого, неразрывно связанный с историей нашей страны, а не символ царизма.

–– Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?

Верно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел.

Итог урока:

Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства и родного города  мы посвятили  классный час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разаработка классного часа "России важен каждый"

Данная разработка классного часа - один из вариантов проведения мероприятия с использованием активных методик. Методики, которые применялись при разработке классного часа, универсальны. Их можно испол...

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Классный час "Россию прославит молодёжь"

Материал о достижениях современных старшеклассников в учёбе, спорте  на международном уровне. Примеры героизма современных подростков. С презентацией....

Сценарий классного часа "России верные сыны"

Классный час, посвященный 200летию Бородинского сражения....

Классный час "Россия - Родина моя"

Задачи классного часа  - воспитание любви к своей семье, своей стране, своей Родине;  уважительного отношения друг к другу; воспитание ответственности и причастности к своей стране....

Классный час "России верные сыны!"

Цель: патриотическое воспитание подрастающего поколения.Задачи:познакомить детей с участниками войны, тружениками тыла, детьми войны;формировать представление о подвигах народа в годы Великой Отечеств...

Классный час "Россия начиналась не с меча"

Данное мероприятие относится к гражданско-патриотическому воспитанию. Классный час можно проводить в среднем и старшем звене....