Проект «Разработка методического пособия «Правила записи химических формул по системе Брайля»»
проект по химии (8 класс)

Практика показывает, что большинство учащихся с нарушением зрения испытывают трудности при составлении химических формул неорганических и органических веществ. Курс химии призван обеспечить освоение всеми учащимися необходимый минимум знаний, включающий и составление химических формул.  Поэтому актуально создание пособия для формирования умений и навыков письма символов химических элементов, формул веществ рельефно-точечным шрифтом Брайля.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1 ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ»

Проект

«Разработка методического пособия

«Правила записи химических формул по системе Брайля»»

Автор работы: Иншакова Дарья

Руководитель: Кекнохаева Л.Д.

Проверил: Кекнохаева Л.Д., учитель химии

 

г. Москва

2022 г.

 

 Оглавление

                                                                                                                                                    стр.

Введение                                                                                                         3                  Материал                                                                                                                          4                    

Методы                                                                                                                             5

Результаты                                                                                                                        6                                                                                                              

Выводы                                                                                                                             9

Список литературы                                                                                                       10

Приложение                                                                                                                     11                                                                                                

Введение

Актуальность проекта.

Практика показывает, что большинство учащихся с нарушением зрения испытывают трудности при составлении химических формул неорганических и органических веществ. Курс химии призван обеспечить освоение всеми учащимися необходимый минимум знаний, включающий и составление химических формул.  Поэтому актуально создание пособия для формирования умений и навыков письма символов химических элементов, формул веществ рельефно-точечным шрифтом Брайля.  

Цель: разработать и применить на практике методическое пособие для формирования учебных компетенций по химии у обучающихся с глубокими нарушениями зрения.

Задачи:

1) Выяснить потребности обучающихся с глубокими нарушениями зрения в рельефно-графических пособиях для формирования учебных компетенций по химии;

2) Оценить доступность существующих пособий для школьников;

3) Разработать методическое пособие по химии как средство по формированию учебных компетенций;

4) Представить информацию в пособии шрифтом Брайля и плоскопечатным шрифтом.  

5) Применить пособие на уроках химии.  

Предмет исследования: трудности в изучении химии обучающимися с глубокими нарушениями зрения и их причины.

Объект исследования: пособие для формирования учебных компетенций по химии у обучающихся с глубокими нарушениями зрения: владение химической терминологией и символикой, составление формул веществ, уравнений реакций.

Материал

         Одной из важнейших задач изучения программы начального курса химии является формирование понятий о химическом элементе, формуле, химическом уравнении в свете атомно-молекулярного учения, выработка определенных умений и навыков в составлении и записи химических формул и уравнений. От того, как будут сформированы первоначальные навыки слепых обучающихся, зависит весь дальнейший процесс обучения, его эффективность и качество.

        При обучении незрячих обучающихся преподавание химии усложняется многими специфическими условиями, связанными с применением особой символики, с порядком и правилами записи химических формул и уравнений по системе Брайля.

Химический язык включает:

1. знаковую систему языка (например, изображение химических элементов, формул веществ, уравнений химических реакций);

2. номенклатуру или названия (углекислый газ, угарный газ),

3. терминологию (окислитель, катализатор, коэффициент).

         Облегчает процесс обучения применение специальных пособий. При формировании химических понятий незрячие обучающиеся должны опираться на рельефную наглядность по химии, которая рассматривается как комплекс информации, предназначенной для решения химических задач.  Обучающиеся с глубокими нарушениями зрения должны овладеть алгоритмом чтения рельефных изображений.  

Использование методического пособия для формирования учебных компетенций по химии у обучающихся с глубокими нарушениями зрения также поможет сэкономить учебное время на уроке. Например, алгоритм написания химических формул, записанный в пособии, позволит учащимся не допускать ошибок при их записи в тетради.  При совершенствовании навыка по расстановке коэффициентов в схемах химических реакций удобно и эффективно также использовать информацию с готовой схемой реакции.  

Методы

  • Поиск, анализ и систематизация материала по изучаемой теме из электронных и печатных источников с помощью программ экранного доступа, озвучивающих текст.
  • Печать материалов для проведения опроса рельефно-точечным шрифтом на брайлевском принтере.
  •  Разработана анкета для проведения опроса, осуществлена обработка анкет.
  •  Проведено социологическое исследование – опрос обучающихся 9-12 классов с глубокими нарушениями зрения для выявления потребностей в учебно-методических пособиях шрифтом Брайля по химии.
  • Проведено занятие с обучающимися 9А класса с целью освоения обучающимися химической символики, порядка и правил записи химических формул по системе Брайля.

Вопросы анкеты:

1.Владеете ли вы химической терминологией и символикой?

2.Умеете ли вы составлять формулы веществ и уравнения реакций?

3.Считаете ли вы необходимым создание учебно-методического пособия шрифтом Брайля для формирования навыков письма символов химических элементов и формул веществ?  

4.Ваши предложения по созданию учебно-методических материалов шрифтом Брайля для успешного изучения химии.

 

Результаты.

Результаты анкетирования. В опросе приняло участие 35 обучающихся 9-12 классов школы-интерната №1.        

На основе полученных ответов были сделаны следующие выводы:

  • 36% респондентов владеет химической терминологией и символикой, 22 % - не владеет, 42% - недостаточно хорошо усвоили алгоритм написания и составления химических формул и уравнений реакций на их основе.
  • Составление химических формул и уравнений реакций вызывают затруднения у 28% опрошенных. 14% считают, что обладают недостаточно хорошо сформированными навыками написания химической символики.  57%   от общего числа отвечавших могут правильно записать формулы атомов химических элементов и их соединений.
  • 75% считают необходимым создание учебно-методических пособия шрифтом Брайля для формирования учебных компетенций по химии.
  • От респондентов поступили предложения по созданию: учебно-методических материалов шрифтом Брайля, содержащих информацию о классах и свойствах органических соединений; справочника химических формул и уравнений реакций; пособия по составлению формул, уравнений реакций;  о химических законах и правилах; справочник химических элементов с символами и названиями.

Урок «Химические формулы»

Цель урока. Усвоение понятия «химическая формула». Отработка специфических обозначений и взаимосвязи между понятиями.

Ход урока.

1.Организационный момент: ознакомление обучающихся с целью и задачами урока.

2.Объяснение сущности понятий химическая формула, простые и сложные вещества.

Химическая формула - это условная запись состава вещества с помощью символов химических элементов и индексов. Индекс - число атомов химического элемента в формуле вещества, пишется справа снизу символа элемента. Коэффициент — цифр перед формулой вещества, показывает число частиц (атомов, молекул). Коэффициент «1» и индекс «1» в формуле вещества не пишутся.

Вещество в химии - любая совокупность атомов и молекул.  Простые вещества состоят из атомов одного химического элемента: H2, N2, O2, Na, Fe. Сложные вещества состоят из атомов двух и элементов: H2O, NaCl, KOH.

        3. Правила рельефной системы химических обозначений. Понятие об одно- и двухбуквенных символов.

        Условные обозначения, используемые при изучении химии.

Индивидуальный признак большой латинской буквы – 46 (т.е. 4-я и 6-я точки одного шеститочия).

Групповой признак больших латинских букв -  456 (т.е. 4-я, 5-я и 6-я точки одного шеститочия).

Признак малой буквы латинского алфавита - 6 (т.е. 6-я точка).

Признак малой буквы греческого алфавита - 56 (т.е. 5-я и 6-я точки одного шеститочия).        

Правила постановки знаков индивидуального и группового признаков больших латинских букв.

1. Все химические формулы записываются без пропусков клетки между символами элементов, входящими в формулу.

2. При записи формул, состоящих из однобуквенных символов элементов, содержащих только заглавные буквы, следует проставлять 4,5,6 точки перед всей формулой, а затем писать все химические элементы подряд.

Ниже мы приводим название вещества и запись формулы по Брайлю.

Серная кислота – групповой признак больших латинских букв (4,5,6 точки), символ водорода (1,2,5 точки), цифровой нижний индекс 2 (2,3 точки), символ серы (2,3,4 точки), символ кислорода (1,3,45 точки), цифровой нижний индекс 4 (2,5,6 точки).

Название вещества

Запись по Брайлю

Серная кислота

C:\Users\Учитель\Downloads\2023-03-26_19-06-55.png

3. Для записи формул веществ, содержащих двухбуквенные символы элементов, следует проставлять 4-ю и 6-ю точки перед символом каждого химического элемента.

        4. Качественная и количественная характеристика химических формул, отработка этих понятий с помощью методического пособия-

Качественный состав показывает, атомы каких химических элементов содержатся в веществе. Количественный состав указывает, в каком количественном соотношении атомы химических элементов входят в состав вещества.

Индексы говорят о количестве атомов и пишутся сниженными цифрами как в плоскопечатном варианте, так и по Брайлю. Коэффициенты пишутся строго перед формулой и умножаются на каждый индекс у каждого элемента.

Формула в учебнике

Запись по Брайлю

3O2

C:\Users\Учитель\Downloads\2023-03-26_19-13-11.png

5.Закрепление материала.

 

Выводы

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

  • Опрос выявил, что 75% респондентов (обучающихся с глубокими нарушениями зрения) испытывают потребность в рельефно-графических пособиях для формирования учебных компетенций по химии;
  •  Разработано методическое пособие «Правила записи химических формул по системе Брайля». Информация в пособии, представленная рельефно-точечным шрифтом Брайля, способствует выработке определенных умений и навыков у обучающихся в составлении и записи химических формул и уравнений.
  • Проведён уроке в 9 «А» классе с целью тестирования пособия «Правила записи химических формул по системе Брайля». Методика проведения данных уроков эффективна для формирования умений и навыков письма символов химических элементов, формул веществ шрифтом Брайля.

Источники и список литературы:

  1. https://frc-blind.ru/images/doc/metodiki/Химия.pdf
  2. Тупоногов Б.К. Теоретические основы тифлопедагогики. Учебное пособие - М.: АПК и ПРО, 2001.
  3. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к современному уроку - М.: АПК и ПРО, 1999.

4.  Федяй Г.Ф.. Организация условий обучения химии в школе для слабовидящих детей. – М.: Всероссийское общество слепых (ВОС), 1990.

5.     Тупоногов Б.К. Использование рельефно-графических пособий по биологии и химии : Метод. пособие / Б. К. Тупоногов. - Москва : ВОС, 1985.

 

 

 

Приложение

C:\Users\Учитель\Downloads\PHOTO-2023-04-18-11-16-00 (2).jpg

C:\Users\Учитель\Downloads\PHOTO-2023-04-18-11-16-11.jpg

C:\Users\Учитель\Downloads\PHOTO-2023-04-18-11-16-37.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие - Правила безопасного поведения на воде и на льду

Методическое пособие - Правила безопасного поведения  на воде и на льду (Филиал Государственного учреждения «Противопожарная и аварийно-спасательная служба Ставропольского края» - «Аварийно-...

методическое пособие "Правила безопасной эксплуатации сельскохозяйственных машин"

методическое пособие разработано для проведения районного семинара механизаторов в связи с участившимися случаями травматизма....

Методическое пособие "Правила оформления школьной газеты"

Методическое пособие для работы объединения "Юный журналист". Данное пособие адаптировано для работы учителям и педагогам дополнительного образования для работы с юными журналистами. Рекомендуется пед...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

Методическое пособие "Правила техники безопасности при работе на компьютере"

Общая характеристика представленного материала: Целевые группы пользователей - учителя, ученики, родители Область применения –  внеурочная деятельность Формы использования -...