Читательская грамотность
материал

Тум Анна Викторовна

 «Развитие у обучаемых читательской грамотности дидактическими средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestats._rabota_po_chg.docx29.92 КБ

Предварительный просмотр:

КГАОУДПО «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Аттестационная работа по программе

 «Развитие у обучаемых читательской грамотности дидактическими средствами Способа диалектического обучения при изучении различных дисциплин»

Выполнила:

Учитель химии

МБОУ Гимназия №91 им. М.В. Ломоносова г. Железногорска

Тум Анна Викторовна

Проверил:

__________________________________

«____»  ____________________ 2022 г.

Чистые вещества и смеси

Один из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов — мрамор. Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. Причудливый узор радует глаз. Мрамор послушен и податлив в руках мастера, он легко обрабатывается и прекрасно полируется до зеркального блеска. Мрамор — материал, из которого можно изготовить облицовочную плитку, статую или колонну дворца. Плитка, статуя, колонна — это физические тела, изделия. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка. 

Давайте проследим логическую цепочку взаимосвязи понятий: «физическое тело» — «материал» — «вещество» еще на нескольких примерах. Полезный предмет — линейка сделана из материала пластмассы. Скорее всего, основное вещество пластмассы — полипропилен. Оконная рама — физическое тело, древесина — материал, целлюлоза — основное вещество древесины. Лезвие ножа стальное, сталь — это сплав, основной компонент которого — вещество железо.

А теперь давайте подумаем: почему мрамор бывает разного цвета? Почему на его поверхности играет неповторимый узор? Потому что помимо карбоната кальция в его состав входят примеси, придающие окраску. Аналогично и линейки бывают разного цвета, который зависит от того, какой краситель добавляют в пластмассу. В состав материала резины для изготовления автомобильных покрышек входит 24 компонента, важнейшим из которых является химическое вещество каучук.

Вот и получается, что чистых веществ в природе, в технике, в быту очень немного. Гораздо чаще встречаются смеси — сочетание двух или более веществ. Воздух — это смесь различных газов; нефть — природная смесь органических веществ (углеводородов); любые минералы, горные породы — это тоже твердые смеси различных веществ.

Смеси различаются величиной входящих в их состав частиц веществ. Иногда эти частицы настолько велики, что их можно видеть невооруженным глазом. Если смешать речной песок с сахарным, вы без труда различите отдельные кристаллики друг от друга, особенно если будете пользоваться для этой цели увеличительным стеклом. К подобным смесям можно отнести, например, стиральный порошок, кулинарные смеси для выпечки блинов или тортов, строительные смеси.

Порой частички компонентов в смесях более мелкие, неразличимые глазом. Например, в состав муки входят крупицы крахмала и белка, которые невозможно различить невооруженным глазом. Молоко — это тоже водная смесь, в которой содержатся маленькие капельки жира, белок, лактоза и другие вещества. Увидеть капельки жира в молоке можно, если рассмотреть каплю молока под микроскопом.

Агрегатное состояние веществ в смеси может быть различным. Зубная паста, например, это смесь твердых и жидких составляющих.

Смеси, в которых частички составляющих их веществ видны невооруженным глазом или под микроскопом, называются неоднородными или гетерогенными.

Есть смеси, при образовании которых вещества настолько «проникают друг в друга», что разбиваются на мельчайшие частицы, не различимые даже под микроскопом. Как бы вы ни всматривались в воздух, различить составляющие его газы вам не удастся. Также бесполезно искать «неоднородность» в растворах уксусной кислоты или поваренной соли в воде.

Смесь, в которой даже с помощью увеличительных приборов нельзя увидеть частицы составляющих ее веществ, называется однородной или гомогенной.

Однородные смеси по агрегатному состоянию делятся на газообразные, жидкие и твердые.

Смесь любых газов всегда гомогенна. Например, чистый воздух — это гомогенная смесь азота, кислорода, углекислого и благородных газов, водяных паров. А вот пыльный воздух — это уже гетерогенная смесь тех же газов, только содержащая еще и частицы пыли. Вам наверняка доводилось не раз видеть, как ранним утром через неплотно задернутые шторы в комнату пробиваются солнечные лучи. Пути их нередко бывают отмечены светящимися дорожками: это взвешенные в воздухе частички пыли рассеивают солнечный свет.

Смог над городом или над промышленным предприятием — это тоже гетерогенная смесь: воздух, в котором содержатся не только частицы пыли, но также частицы сажи, капельки различных жидкостей и др.

Природный газ, попутный нефтяной газ также представляют собой природные смеси газообразных веществ, основным компонентом которых является метан СН4. Тот же метан поступает в наши квартиры по паутине трубопроводов и горит на кухне веселым голубым пламенем. Но бытовой газ — это тоже смесь. В ее состав специально вводят резко пахнущие вещества, чтобы можно было по запаху почувствовать малейшую утечку газа. Для чего это необходимо? Дело в том, что воздух (необходимый для дыхания всего живого), природный газ (незаменимое топливо и сырье для химической промышленности) — это великое благо человечества, но их смесь превращается в грозную разрушительную силу из-за чрезвычайной взрывоопасности.

Из средств массовой информации вы, безусловно, знаете о трагедиях, связанных со взрывами метана в угольных шахтах, взрывами бытового газа в результате преступной халатности или пренебрежения элементарными нормами безопасности. Почувствовав запах газа в квартире или в подъезде своего дома, вы должны немедленно перекрыть (если это возможно) краны и вентили, проветрить помещение, по телефону 04 вызвать специализированную аварийную службу. При этом категорически запрещается пользоваться открытым огнем, включать или выключать электроприборы.

К жидким природным смесям относится нефть. В ее состав входят сотни различных компонентов, главным образом соединения углерода. Нефть называют «кровью Земли», «черным золотом», и вам хорошо известно, какую значительную роль в экономике нашего государства и многих других стран играет добыча, переработка и экспорт нефти и нефтепродуктов.

Безусловно, самой распространенной жидкой смесью, а точнее раствором, является вода морей и океанов. Вы уже знаете, что в одном литре морской воды в среднем содержится 35 г солей, основная часть которых приходится на хлорид натрия. В отличие от чистой воды, морская имеет горько-соленый вкус, замерзает не при О °С, а при -1,9 °С.

С жидкими смесями в повседневной жизни вы сталкиваетесь постоянно. Шампуни, напитки, микстуры, препараты бытовой химии — все это смеси веществ. Даже воду из-под крана нельзя считать чистым веществом: в ней содержатся растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси. Специальные бытовые фильтры помогут очистить водопроводную воду не только от твердых частиц, но и от некоторых растворенных примесей. Растворы реактивов на водопроводной воде готовить нельзя. Воду для этого очищают методом дистилляции, о чем вы узнаете немного позже.

Широко распространены и твердые смеси. Как мы уже говорили, горные породы представляют собой смесь нескольких веществ. Почва, глина, песок — это тоже смеси. К твердым смесям можно отнести стекло, керамику, сплавы.

Источник:

Химия. Вводный курс. 7 класс : учеб. пособие / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2013. -159, [1] с. С. 65-70

Таблица 1. Задания к тексту

Задание

Предполагаемый ответ

Критерии оценивания задания

Выделить субъект и предикат текста и сформулировать его название в виде суж- дения.

Варианты ответов:

Чистые вещества состоят из частиц только одного вещества. (субъект - чистые вещества, предикат - частицы только одного вещества).

Смеси – сочетание двух и более веществ. (субъект – смеси, предикат - сочетание двух и более веществ).

1 балл за каждое верное суждение.

По 1 б за выделение каждого субъекта и предиката текста.

макс. 6 баллов

2.

Найти в тексте виды смесей, отразить их классификацию в виде логической цепочки, указав не только виды, но и критерии деления для каждой группы видов, а также, где возможно, конкретные примеры видов смесей из текста

Смеси (по величине входящих в их состав частиц веществ): однородные смеси, неоднородные смеси;

Примеры:

Однородные смеси: молоко, мука, воздух.

Неоднородные смеси: зубная паста, стиральный порошок.

Однородные смеси (по агрегатному состоянию): газообразные смеси, жидкие смеси, твердые смеси;

Примеры:

Газообразные смеси: природный газ, воздух.

Жидкие смеси: нефть, вода морей и океанов

Твердые смеси: почва, керамика, сплав.

2 балла за верное оформление логической цепочки (виды сгруппированы в соответствии с указанными критериями)

По 1 б. за каждый верно указанный пример видов смесей (5 б.);

макс. 7 баллов

3.

Сравнить определения типам смесей, назвать важный общий признак и один отличительный. Ответ сформулировать в виде суждений, пользуясь опорными конструкциями карточки № 3

  • Сравнивая однородные смеси и неоднородные смеси, можно сказать, что смеси образованы веществами.
  • Если в однородных смесях нельзя увидеть частицы составляющих ее веществ, то в неоднородных смесях частички составляющих их веществ видны невооруженным глазом или под микроскопом.

По 2 б. за каждое верно сформулированное суждение, содержащее отличительные признаки типов смесей (4 б.);

если суждение сформулировано некорректно, но признак отличия верный – по 1 баллу;

макс. 6 баллов

4.

Сформулировав дедуктивное умозаключение, ответить на вопрос-суждение: «Как доказать, что воду из-под крана нельзя считать чистым веществом?»

Ответ-умозаключение:

Вода из-под крана содержит растворенные соли, мельчайшие нерастворимые примеси.

Следовательно, воду из-под крана нельзя считать чистым веществом.

3 балла за верно сформулированное умозаключение;

если посылки в умозаключении сформулированы другим высказыванием (не так, как в образце), но сущность выражена правильно, умозаключение считается верным;

макс. 3 балла

5.

Определить главную мысль 1 абзаца текста и сформулировать её в виде  суждения.

Ответ- суждение:

Мрамор — послушный и податливый материал, что помогает мастерам при работе.

2 балла за верно сформулированное суждение.

макс. 2 балла

Всего

24 балла

Примечание. В таблице 2 используются следующие сокращения: ВО – задание с выбором ответа из предложенных вариантов, КО – задание с кратким ответом, РО – задание с развёрнутым ответом.

Таблица 2. Особенности заданий диагностической работы по ЧГ

№ задания

Тип задания

Группа  читательских умений

Проверяемые логические умения

1

РО

– критический анализ и оценка информации

- анализ изучаемых объектов;

– определение текстового субъекта и его предиката(ов).

2

РО

– поиск информации и понимание текста (прочитанного);

– глубокое и детальное понимание содержания и формы текста;

– использование информации из текста для различных целей

– деление понятия на виды;

– выявление критерия, позволяющего разделить понятие на виды;

– демонстрация конкретных примеров каждого вида понятия;

– распознавание общих, особенных, единичных понятий

3

РО

– поиск информации и понимание текста (прочитанного)

– глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

– сравнение изучаемых понятий, выявление их общих и отличительных признаков;

– формулирование суждений.

4

РО

– поиск информации и понимание текста (прочитанного)

– глубокое и детальное понимание содержания и формы текста

– распознавание существенных и несущественных признаков понятий;

– поиск необходимого количества аргументов для доказательства;

– формулирование доказательства в виде дедуктивного умозаключения.

5

КО

– использование информации из текста для различных целей;

- использование информации из текста для различных целей;

- распознавание главных элементов целого;

- формулирование суждений.

Таблица 3 Критерии оценивания результатов выполнения диагностической работы

Уровень развития

читательской грамотности (качественные

показатели)

Количественные

показатели (границы) уровней ЧГ

Оценка

предметных умений

высокий уровень

продвинутый уровень

достаточный уровень

низкий уровень

20 балл и более

15–19 баллов

12–16 балла

11 баллов и менее

«5»

«4»

«3»

«2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Презентация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"

Презениация по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности"...