Технологическая карта урока "Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Вода как растворитель"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Максимова Наталья Владимировна

 В данной методической разработке приводится план  урока, построенного с помощью технологии развития критического мышления. Используемая технология позволяет не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok3_1.docx185.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость.

Вода как растворитель.

Тип урока: 

Изучение нового материала. (2 ч.)

Структура урока:

  1. Организационный момент (3 мин.);
  2. Сообщение темы и цели урока (2 мин.);
  3. Формирование мотивации (3 мин.)
  4. Актуализация опорных знаний (10 мин.);
  5. Изучение нового материала (45 мин.);
  6. Первичное закрепление знаний (20 мин.);
  7. Подведение итогов работы на уроке (3 мин.);
  8. Сообщение и комментирование домашнего задания (3 мин.).

Цель: 

Познакомить учащихся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами, сформировать представление о растворимости.

Задачи:

Образовательные: 

  • Показать зависимость растворимости твердых веществ от температуры;
  • Дать классификацию растворов по признаку растворимости;
  • сформировать знания учащихся о кристаллогидратах;
  • показать значение растворов в природе и хозяйстве человека.

Воспитывающие: 

  • Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания;   
  • Формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Развивающие: 

  • развивать исследовательские умения;
  • умения работать в должном темпе;
  • совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений;
  • умения отличать химические явления от физических.

Ход урока.

Этапы урока

М

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечание

1

Б

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих.

2

Б

Ребята, вспомните, что изучает химия?

В каком виде могут встречаться вещества в природе?

В жизни мы чаще встречаемся с чистыми веществами или смесями?

Какие бывают смеси? 

Приведите примеры однородных смесей.

Понятие «растворы» мы  связываем  прежде  всего с водой, с водными  растворами. Однако  есть  и  спиртовые  растворы (например, раствор  йода  в спирте – йодная  настойка; одеколон; лекарственные  настойки  и т.д.). Это жидкие  растворы. Есть  растворы  твёрдые (сплавы) и газообразные (тот же  воздух).

Мы  в  этой  теме  будем  знакомиться  с  водными  растворами.

Тема  нашего  урока: «Растворение как физико-химический процесс. Растворимость». Запишите ее в свои тетради.

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.

смеси, сплавы, минералы, растворы

однородные, неоднородные

растворы

Тема урока: Растворение как физико-химический процесс. Растворимость

Тема урока – на доске.

Слайд 1

3

Б

Растворы  играют  важную  роль  в  природе, науке  и  технике. Сложные  физико-химические  процессы, протекающие  в  организмах  человека  и  животных, также протекают  в  растворах. Изучение  свойств  растворов  занимает  важное  место  в современной  науке.

4

Б

Какова роль воды в природе?

В первичном океане 1% солей, в нем появились первые организмы, вышли на сушу, но сохранили в своих организмах водный раствор;

В крови человека – 90 %

Пищеварение –  гидролиз белков, жиров, углеводов;

Почвообразование

Снабжение растений питательными веществами.

Какова роль воды в технике?

А как вы думаете, что такое растворимость? И что такое растворы?

А растворимость – это физический или химический процесс? Почему?

Получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги

Высказывают предположения.

Слайд 2

5

Б

Часто считают, что из двух компонентов раствора растворитель – это то вещество, которого для приготовления данного раствора взято больше по массе или объему. – Так ли это?

 Приводим пример: Если нужно приготовить раствор из 500 мл ацетона и 10 мл спирта, что растворитель, а что растворенное вещество?

 Другой пример: 98 мл спирта и 2 мл воды, что растворитель, а что растворенное вещество?

Ученики выдвигают версии

 Спирт – растворенное вещество, а ацетон – растворитель

ВОДА – ВСЕГДА РАСТВОРИТЕЛЬ.

Об

Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос, рассмотрим теории растворов. Запишите в тетради

В  химии  процесс  растворения   рассматривается  с  позиций  3 теорий:

1) физической;

2) химической;

3) физико - химической.

Представители физической теории растворов развивали такие ученые как Я.Х.Вант-Гофф, С.Аррениус, В.Оствальд. Они считали, что процесс растворения является результатом диффузии, т.е. проникновения растворенного вещества в промежутки между молекулами воды.

Сторонники химической теории, Д.И.Менделеев доказывали, что растворение – это результат химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды.

                              Растворение.  Растворы.

                                                                                       

 

Физическая  теория:(Вант-Гофф, Оствальд,  Аррениус)

Химическая  теория: (Менделеев, Каблуков, Кистяковский).

Растворение - это  процесс  диффузии, а  растворы – это  однородные  смеси.

Растворение – это  процесс химического взаимодействия  

растворяемого вещества  с  водой – процесс гидратации, а растворы – это соединения – гидраты.

Современная  теория

(физико-химическая теория).

Растворение – это  физико – химический  процесс, а  растворы – это однородная (гомогенная) система, состоящая  из  частиц   растворённого  вещества, растворителя  и  продуктов  их  взаимодействия – гидратов.

                                                 

Непостоянный состав в растворах

постоянный  состав  в кристаллогидратах:

1) медный  купорос – CuSO4 · 5H2O;

2) глауберова  соль – Na2SO4 · 10H2O;

3) сода  кристаллическая – Na2CO3 · 10H2O

Запись в тетради со слайда

Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Слайд 3

Об

В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты – непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе.

Косвенным доказательством гидратации является существование твердых кристаллогидратов.

Кристаллогидраты – соли и другие твердые вещества, в состав которых входит вода.   В этом случае вода называется кристаллизационной.

При смешивании некоторых веществ с водой образуются не растворы, а мутные смеси, называемые взвесями. Примеры?

Признаки растворов:однородная, устойчивая, не расслаиваются. Взвеси – наоборот.

Запись со слайда.

Глина, керосин, туман, мел в воде, смесь подсолнечного масла и воды.

Слайд 4

ДО: Растворение песка в воде (взвесь), перманганата калия (р-р)

Б

какими могут быть растворы по агрегатному состоянию? 

Растворы:

1. Жидкие:

растворы двух жидкостей

растворы жидкости и газа

растворы жидкости и твердого вещества.

2. Твердые:

растворы твердых веществ

растворы газа в твердом веществе.

3.Газообразные

Запись на доске

ДО

признаки  химического  взаимодействия  при  растворении  веществ.

                              1. Тепловые  явления

                                                                                       

 экзотермические                                           эндотермические                                                 (растворение                                                  (растворение NH4NO3,

H2SO4, NaOH)                                                                  NaCl)

Запись в тетради

Сл.5

Д.О. Разбавление серной кислоты (экзо-);

Растворение нитрата аммония (эндо-)

Об

2. Изменение  цвета    (Демонстрация опыта).

                                                                                       

 белые  кристаллы            выпаривание       синие  кристаллы

CuSO4 (безводного)                                               CuSO4 · 5H2O.

растворение (+ воды)

Запись в тетради

Сл.6-7

ДО

Факторы, от которых зависит растворимость твердых веществ

1) от температуры

Почему мы кладем сахар в горячий чай?

В пробирку с раствором ацетата свинца прильем раствор йодида калия. Что наблюдаете?

Нагреем пробирку с осадком йодида свинца. Что наблюдаете? 

Поместим пробирку в холодную воду. Что наблюдаете? 

Какой вывод можно сделать?

Следовательно, какой вывод мы можем сделать о растворимости твердых веществ?

Растворимость газов, напротив, с повышением температуры уменьшается. Поэтому воду можно почти полностью освободить от растворенных в ней газов кипячением.

Чтобы быстрее растворился.

Выпал осадок ярко желтого цвета

Осадок растворился

Осадок вновь выпал

Растворимость с повышением температуры увеличивается

При повышении температуры растворимость увеличивается.

ДО «Вз-ие ацетата свинца с р-ром йодида калия»

Б

От чего зависит растворение твердых веществ?

Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем эксперимент:

В 3 стаканчика нальем воды и добавим в 1 – нитрат натрия, во 2 – сульфат кальция, в 3 – песок. Перемешаем.

Что наблюдаете?

Посмотрите в таблицу растворимости и приведите примеры растворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ.

2)от природы веществ (на 100 г Н2О при 200С):

- хорошо растворимые (более 1 г);

- малорастворимые (менее 1 г);

-практически нерастворимые (меньше 0,01 г);

NaNO3 растворился, CaSO4 частично, песок не растворился

Примеры приводят

Запись в тетради

ДО

Об

А теперь давайте выясним, на какие группы делятся растворы по растворимости?

                            Типы растворов по растворимости

 

    ненасыщенные

насыщенные

пересыщенные

(вещество при данной температуре еще растворяется)

(вещество  больше не растворяется)

(в растворе больше вещества, чем в насыщенном растворе)

Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, называют насыщенным, а раствор, в котором вещество еще может растворяться, - ненасыщенным.

6

ГД

Теперь проведем графический диктант.

Первый вариант отвечает да, если речь идет о растворах; второй отвечает Да, если речь идет о взвеси.

Графический диктант.

Приложение 1.

СР

Теперь приглашаю одного человека к доске для решения задач на определение массовой доли вещества.

№1.Вычислите массу воды, необходимую для приготовления 280 г  раствора хлорида натрия, в котором массовая доля NaCl составляет 5 % или 0,05.

7

Б

Подведение итогов работы на уроке

Приложения

Приложение 1.

1.Туман

2.серная кислота;

3.Песок в воде;

4.Уксусная кислота;

5.Минеральная вода;

6.Бензин и вода.

7.Глина и вода;

8.Подсолнечное масло и вода;

9.Гидроксид натрия;

10.Йод в спирте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка технологической карты урока по биологии "Самые беспозвоночные: в воде и на суше"

Тема:          «Самые беспозвоночные: в воде и на суше»  (Тип членистоногие. Общая характеристика)Цель:     познакомиться с членис...

Основные положения растворения как физико-химического процесса. Растворимость. Типы растворов

Урок является плановым и первым в изучении темы "Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов" по учебнику О.С.Габриелян. План-конспект урока с презентацией...

Технологическая карта урока "Минеральное питание растений и значение воды"

Технологическая карта урока "Минеральное питание растений и значение воды" построена всоответствии стребованиями ФГОС ООО. Может быть использованаприпроведении урока в 6 классе УМК Поно...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Как заставить воду течь вверх?"

Технологичекая карта заняти внеурочной деятельности, направленного на развитие естественно-научной грамотности....

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"

Технологическая карта урока Биология в 6 классе "Испарение воды листьями. Листопад"...