Рабочая программа по химии 11 класс
рабочая программа по химии (11 класс)

Наталья Юрьевна Бердова.

Рабочая программа по химии 11 класс. Учебник О.С. Габриелян.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района

Республики Мордовия

 СОГЛАСОВАНО

 Руководитель МО

___________/_______________/

Протокол №___ от «    » _________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________/Лаврентьева О.Е./

Приказ№____от

«     » _________________20___г.

Рабочая программа

по  химии для обучающихся

 11 класса

на 2020-2021 учебный год

Количество часов-68

Срок реализации 1 учебный год

Рабочая программа учебного курса по химии для 11 класса разработана на основе  Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) 2011 г

Учебник: Химия. 11 класс. Базовый уровень: Учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян - М.:   Дрофа, 2014.

Составитель: учитель   химии высшей квалификационной категории Бердова Н.Ю.    

         

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

-федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования с учётом программы основного общего образования по химии 10-11 классы

 - Примерной программы основного общего образования по химии и авторской Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О.С. Габриеляна –М.: «Дрофа» (2011года). Настоящая программа учитывает рекомендации Примерной программы по химии для общеобразовательной школы.

          Рабочая программа по химии: конкретизирует положения Фундаментального ядра содержания обучения химии с учётом межпредметных связей учебных предметов естественно-научного цикла; определяет последовательность изучения единиц содержания обучения химии и формирования (развития) общих учебных и специфических предметных умений.

Основные цели учебного курса:

формирование у учащихся единой целостной химической картины мира, обеспечение преемственности между основной и старшей ступенями обучения

Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.

Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

Воспитание убеждённости в позитивной роли химии современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в лаборатории, быту, сельском хозяйстве и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведение исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

          Задачи обучения:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  •  использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
  •  поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
  •  оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Особенностью содержания курса «Химия» являются то, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду изучения естественнонаучных дисциплин. Данная необходимость  освоения объясняется тем, что школьники должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Учащимися уже накоплены знания по смежным дисциплинам цикла: биологии, физики, математики, географии, сформировались умения анализировать, вести наблюдения, сравнивать объекты наблюдения.

 Рабочая рассчитана на: 11 класс - 68 часов-34 недели; 2 час в неделю.

Формы, методы обучения, технологии

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно - ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ, проектная деятельность, здоровьесбережение.

    Используются следующие формы обучения: учебные занятия, наблюдения, опыты, эксперименты, работа с учебной и дополнительной литературой, анализ, мониторинг, исследовательская работа, презентация. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов.

Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения химии обучающийся должен знать/понимать 

роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химическую кинетику и химическую термодинамику;

классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь: 

называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам; определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии; характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

 объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

 осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых; объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

  Тематическое  планирование

 

Наименование темы

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

  1. Строение атома и периодический закон.

 5

 

№1

  1. Строение вещества.

22

№2 №3

№1

  1. Химические реакции.

16

№4

  1. Вещества и их свойства

14

№5Итоговый контроль

 №2, №3.

  1. Химия в жизни общества

2

Резервное время

1

Итого

5

3

Итого

68

Содержание курса

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (6 ч)

      Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

      Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

      Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

      Валентность и валентные возможности атомов.

Тема 2. Строение вещества (25 ч)

    Химическая связь. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

      Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

      Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

      Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

      Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

      Лабораторные опыты. Приготовление растворов заданной молярной концентрации.

      Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Тема 3. Химические реакции (17ч)

      Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

      Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.

      Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.

      Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

      Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Тема 4. Вещества и их свойства   (16 ч)

      Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

      Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.

      Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, железо).

      Оксиды и гидроксиды металлов.

      Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

      Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

      Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

      Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

      Демонстрации. Ознакомление с образцами неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

      Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

      Практическая работа. Решение качественных и расчетных задач.

Генетическая связь неорганических и органических веществ.  

      Генетическая связь неорганических и органических веществ.

      Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Химия в жизни общества (2часа)

Резерв (2 часа)

Календарно-тематическое планирование  

№ урока

Тема урока

Дата

Домашнее задание.

План

Факт

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (6 часов)

1

Основные сведения о строении атома

01.09

§1, стр. 3-7

2

Особенности электронного строения атомов малых и больших периодов.

03.09

§1, стр. 7 - 12

3

Периодический закон и строение атома

08.09

§2, стр. 13 - 19

4

Положение водорода в ПСХЭМ. Значение периодического закона

10.09

§2, стр. 19 - 23

5

Повторение и обобщение материала по теме

15.09

Повт. §§1 -2

6

Контрольная работа №1 по теме «Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева»

17.09

Тема 2. Строение вещества (25 часов)

7

Ионная химическая связь

22.09

§3, стр24 -26, 27 - 28

8

Ионные кристаллические решетки

24.09

§3, стр26 - 27

9

Ковалентная химическая связь. Ковалентная неполярная связь.

29.09

§4, стр29 -30

10

Ковалентная полярная связь

01.10

§4, стр31 -32

11

Донорно-акцепторная ковалентная связь

06.10

§4, стр32 -33

12

Атомные и молекулярные кристаллические решетки

08.10

§4, стр32 -33

13

Металлическая связь

13.10

§5, стр. 38 - 43

14

Сплавы

15.10

§5, стр. 43 – 46

15

Водородная химическая  связь

20.10

§6

16

Полимеры. Основные понятия химии ВМС

22.10

§7, стр. 54

17

Полимеры – термопластичные и термореактивные

05.11

§7, стр. 55 - 59

18

Волокна

10.11

§7, стр. 60 – 63

19

Неорганические полимеры

12.11

§7, стр. 63 - 66

20

Повторение и обобщение материала по теме«Строение вещества»

17.11

§§3 -7 (повторить)

21

Контрольная работа №2 по теме «Строение вещества»

19.11

§§3 -7 (повторить)

22

Газообразное состояние вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов

24.11

§8, стр.67  - 68

23

Воздух, природный газ и другие газообразные вещества

26.11

§8.стр. 68 - 78

24

Практическая работа №1 Получение, собирание и распознавание  газов

01.12

Отчет о работе

25

Жидкое состояние. Вода. Жесткость воды. Понятие о жидких кристаллах

03.12

26

Твердое состояние вещества.

08.12

§10

27

Дисперсные системы

10.12

§11

28

Состав вещества, смеси

15.12

§12

29

Решение расчетных задач на применение понятия «доля»

17.12

Задание в тетради

30

Решение расчетных задач на применение понятия «доля»

22.12

Задание в тетради

31

Контрольная работа №3 по теме «Строение и состояние вещества»

24.12

§§8 – 12 (повторить)

Тема 3. Химические реакции (17 ч)

32

Классификации химических реакций

12.01

§14

33

Классификации химических реакций

14.01

§13

34

Скорость химической реакции

19.01

§15

35

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Условия смещения равновесия

21.01

§16

36

Основные научные принципы производства на примере производства серной кислоты.

26.01

Записи в тетради

37

Основные научные принципы производства на примере производства аммиака.  

28.01

Записи в тетради

38

Роль воды в химических реакциях

Растворы. Растворимость.

02.02

§17, стр 143 - 145

39

Растворы электролитов. Электролитическая диссоциация

04.02

§17, стр 145 - 147

40

Химические свойства воды. Водородный показатель.рН растворов.

09.02

§17, стр 147 - 149

41

Гидролиз неорганических соединений.

11.02

§18, стр 150 - 152

42

Гидролиз в органической химии

16.02

§18, стр 153 - 154

43

Окислительно-восстановительные реакции. (ОВР)

18.02

§19, стр 155 - 158

44

Урок-упражнение в составлении уравнений ОВР

25.02

Задания в тетради

45

Электролиз

02.03

§19, стр 158 - 163

46

Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия

04.03

Записи в тетради

47

Повторение и обобщение материала по теме «Химические реакции»

09.03

§§13 – 19 (повторить)

48

Контрольная работа №4 по теме «Химические реакции»

11.03

Тема 3: Вещества и их свойства ( 16 часов)

49, 50

Металлы

16.03

18.03

§20, стр. 164 – 169

51

Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии.

23.03

§20, стр. 170 - 173

52

Неметаллы Сравнительная характеристика галогенов.

25.03

§21

53

Кислоты. Классификация кислот. Общие химические свойства кислот

06.04

§22, стр. 180 – 182, 184 - 187

54

Свойства концентрированной азотной и сорной кислот.

08.04

§22, стр. 183

55

Основания неорганические и органические. Классификация и свойства оснований

13.04

§23

56

Амфотерные оксиды и гидроксиды. Амфотерные органические соединения.

15.04

Записи в тетради

57

Соли

20.04

§24

58

Комплексные соли

Записи в тет

59

Генетическая связь между классами неорганических соединений

22.04

§25, стр. 200 - 202

60

Генетическая связь между классами органических соединений

27.04

Записи в тет.

61

Практическая работа №2  Химические свойства кислот

29.04

Отчет о работе

62

 Практическая работа №3   Распознавание веществ

04.05

Отчет о работе

63

Повторение и обобщение материала по теме

06.05

§§20 – 25 (повторить)

64

Контрольная работа №5 по теме

11.05

§§20 – 25 (повторить)

Тема 4. Химия и жизнь (2часа)

65

Химия в повседневной жизни

13.05

66

Химия и охрана окружающей среды.

18.05

67

Резервное время

20.05

68

Резервное время

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....