Конспект урока систематизации знаний по теме "Вода" ,химия 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Искендерова Татьяна Олеговна

Урок систематизации и углубления знаний по теме "Вода ",Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_8_klass.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии,   8 класс

Тема урока :     «Вода»

Цель урока: Систематизировать и углубить на основе   межпредметных  связей знания учащихся по теме «Вода»

Развивать творческую  инициативу ,умения и навыки  самостоятельной работы с дополнительной литературой

Форма проведения урока : пресс-конференция «Встреча двух миров»

Космическая экспедиция землян, прилетевших на другую планету ,в условиях внеземной цивилизации ,знакомит инопланетян  с веществом №1 на Земле .Представители другой планеты заранее готовят вопросы по теме.

Состав экспедиции : физик, химик, биолог, врач, геолог, эколог, журналист

Оборудование : схемы, рисунки иллюстрирующие сообщения землян-специалистов;

Реактивы для опытов по химическим свойствам воды, Плакаты для оформления кабинета:

-«Вода – ты сама жизнь!» (Антуан де Сент Экзюпери)

-«Нельзя допустить,чтобы люди направляли на своё  собственное  уничтожениете силы природы ,которые они сумели открыть» (Фредерик Жолио-Кюри)

-«Кромсаем лед, меняем рек теченье ,твердим о том,что дел невпрворот….

Но мы еще придем просить прощенья у этих рек, ,барханов и болот» (Роберт Рождественский)

-«Два мира есть у человека :

Один,который нас творил,

Другой,который мы от века

Творим по мере наших сил.» (Николай Заболоцкий)

-«Природа не может перечить человеку,если человек не перечит ее законам» (Александр Герцен)

Ход урока

1.Сообщение темы и цели урока  - 2 мин

Учитель :

Сегодня наш урок посвящен ВОДЕ. Что диковинного в этом веществе? Много ли диковинного в том,что растворы солей проводят электрический ток,что плотность льда меньше плотности воды?Наука может это объяснить.Стоит ли удивляться?

Всё зависит от  того,как смотреть и какими глазами. Вот стоит дерево…Дерево как дерево.А задумаешься,каким образом углекислый газ и вода превратились в пышную крону и впрямь удивишься

Все открытия начинаются с удивления.Кто не наблюдал замерзание воды ? А счел это дивом М.В.Ломоносов.

Вода для жизни вещество №1. Как бы выглядела земля ,исчезни с неё вода ?

Мрачные глазницы морских впадин, покрытые  толстым слоем солей;

Пересохшие реки ,замолкнувшие родники ;разрушившиеся горные породы.

Ни кустика ,ни цветка ,ни живого существа и небо безоблачное, необычного цвета…

Так что же такое вода?

Я приглашаю вас к удивлению, давайте вместе подивимся необычным ,таким необычным свойствам такого обычного вещества.

Ведущий представляет состав экспедиции

То,что мы живем на Земле, что вокруг нас зеленые леса и цветущие поля, что летом мы катаемся на лодках и бегаем по лужам ,участвуем зимой в лыжных походах – всё это дело рук воды. История Земли- это история воды, вещества с которым мы вас познакомим

2.Пресс-конференция. Выступления членов экспедиции ( 25  мин )

Приблизительные тексты выступлений

Биолог

Один старый дед сказал своим внукам: «Сколько родников на Земле ,столько и звезд на небе. И если вам приходилось видеть как падает звезда ,знайте : в месте, где она упала забурлил источник. Чтобы не гасли звезды ,оберегайте живые родники (вечная земная истина).Так сказать можно только о чем то очень ценном и дорогом.

А вода  целительная, живая, дающая. жизнь-одна из наибольших ценностей. Жизнь зародилась в воде. Минули миллиарды лет  и жизнь распространилась по всей планете-в воде, на суше, в воздухе .Но органическая связь живого с водой сохранилась. Свидетельство этого-вынашивание младенцев в организме матери в водной среде.

Если  вдуматься, вся наша жизнь- утоление жажды в прямом и переносном смысле. Оглянитесь вокруг : веселые серебряные нити зависли над полем, дождалась дождя жаждущая земля, она охотно пьет живительную влагу. Те капли обернуться хлебом, сочными  плодами. Разве не радость-в полуденный зной  зачерпнуть  из колодца студеной вкусной воды?

Много лет назад недальновидные острословы пустили в обиход выражения где слово «вода» имело оттенок пренебрежения. Но кто познал цену спасительного глотка в нелегком солдатском походе ,в полуденную жару среди целинной шири ,то не станет говорить о воде пренебрежительно.

Вода –кровь всего живого. Вода- мы сами. Содержание воды в организме является критерием старения организма.(дети на 80% от массы тела состоят из воды,люди зрелого возраста –на 60%,пожилые –на 40%).Потеря влаги для организма опаснее голодания –резко ухудшается обмен веществ ,что угрожает жизненным процессам. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды он погибает через несколько дней.

Пережив аварию и предсмертную агонию от обезвоживания организма и радость спасения герой «Планеты людей» Антуана де Сент-Экзюпери ,воскликнул: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать ,тобой наслаждаешься ,не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты –сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты –само большое богатство на Земле.»

Физик

Мудрецы далеких эпох с глубоким почтением относились к этому волшебному веществу. В этом восторженном эпитете нет никакого преувеличения : вода целым рядом своих «талантов» резко отличается от всех известных в природе веществ .Их называют аномалиями, но не будь этих аномалий, вряд ли возможна  была бы жизнь.

Начнем с теплоемкости.  Вода сотворила климат. Если бы исчезла вода –планета бы остыла. Теплоёмкость воды в 5 раз выше, чем у песка и каменной соли; в 10 раз выше, чем у железа и почти в 35 раз выше, чем у ртути и платины. Если бы не это свойство, мелководные водоёмы очень быстро бы высохли. При самой большой жаре и самом жестком морозе температура в реках и озерах изменяется незначительно. Поэтому их обитателям не угрожает ни перегрев ,ни переохлаждение.

Вода образует атмосферу, которая является «шубой» для Земли,и космический холод не проникает на планету.

При замерзании вода расширяется и объем её увеличивается на 9%. Лед легче воды, поэтому остается на её поверхности и служит прекрасной одеждой, не допускающей промерзания глубин. Если бы вода при охлаждении, как другие вещества, сжималась , то

Водоемы промерзали бы зимой до дна и вся живность в них погибла бы.

Вода имеет температуру кипения (испарения) и плавления. Поэтому возможна жизнь организмов в жарком климате (организм ,испаряя воду охлаждает тело).Вода имеет аномально высокую температуру кипения ( пояснение причин )

Табл.1  «Аномалии точек кипения и замерзания воды по сравнению с другими соединениями водорода, характеризующимися аналогичной молекулярной структурой.»

Табл. 2 «Зависимость удельного объема льда и воды от температуры»

У воды самое высокое после ртути поверхностное натяжение, что обеспечивает движение влаги от корней растений к самым верхним веткам. И для движения крови по мельчайшим сосудам человека и животных это тоже имеет  огромное значение.

Почему вода имеет такие уникальные свойства ?

Химик

Физические свойства воды многогранны. Человеческой жизни не хватит, чтобы проследить разнообразные свойства одного из простых соединений в природе. Свойства воды не подчиняются общим закономерностям. В ее свойствах много отклонений ,аномалий

-Температура кипения -1000 Это можно объяснить тем, что молекулы воды способны сцепляться друг с другом ( за счет водородных связей).Образуются целые группы молекул. Это затрудняет испарение воды ,а следовательно , повышает температуры кипения и плавления

_Вода-единственное вещество ,которое при затвердевании расширяется. Поэтому плотность льда меньше плотности жидкой воды. Лед плавает на поверхности воды.

(1 дм3 воды при 40 С имеет массу 1000 г  ,а 1 дм3 льда -916 г)

Это объясняется тем ,что с понижением температуры увеличивается число водородных связей между ее молекулами, что приводит к такому расположению молекул воды относительно друг друга, при котором образуются пустоты между молекулами. Кристаллическая решетка льда имеет ажурное строение

-Жидкое и твердое состояние воды-тоже аномалия. Нормальным должно быть только газообразное.

-Наличие водородных связей между молекулами затрудняет испарение воды. Поэтому она имеет высокую температуру испарения.

Метеорологи подсчитали ,что Солнце испаряет на Земле за 1 минуту миллиард тонн воды. Энергия Солнца поднятая с водяным паром вверх, неминуемо должна выделиться обратно .Каждую минуту  водяной пар отдает атмосфере Земли огромное количество энергии – 2,2*1018 Дж ( это 40 млн электростанций по 1 млн квт каждая) Эта энергия переходит в тепловую, нагревая воздух. Это та энергия , которая переносит сотни млрд тонн воды по воздуху в облаках и орошает поверхность Земли .За счет нее дуют ветры, возникают бури, рождаются штормы и ураганы.

-В кристаллах льда ,как и в жидкой воде, каждая молекула воды связана водородными связями с четырьмя соседними .Поэтому при плавлении льда приходится затрачивать большую энергию.( удельная теплота плавления льда- 335кДж на 1 г).Когда наступает зима, образуется лёд, вода отдает энергию, поглощенную при плавлении обратно, подогревая Землю и воздух. 1 литр воды превращаясь в лед ,подогревает на 10 С 250 литров воздуха. Это смягчает переход к суровой зиме, сильным морозам. Благодаря этому свойству воды на нашей планете существуют осень и весна.

-Вода растворяет в себе другие вещества, но при этом остается самой собою.

 Без этого отличного растворителя ,носителя жизни, не был бы возможен обмен веществ в организме, который представляет собой сложный цикл химических реакций.

Уч-ся по таблице объясняет сущность процесса растворения

Выводы: Молекула воды так устроена, что способна разрушать химические связи в растворяемом веществе

Молекула воды очень прочная, разложить ее на водород и кислород можно с помощью электрического тока.

Химические свойства воды

Демонстрирует:

1.Взаимодействие активных металлов с водой

2.Взаимодействие  основных оксидов с водой

3.Взаимодействие кислотных оксидов с водой

Геолог

Нет на земле породы, которая могла бы противостоять разрушающему действию воды.

Даже граниты хоть и медленно ,но поддаются ее действию. Растворенные в воде примеси уносятся в моря и океаны. Вот почему эти гигантские водоемы  соленые. ,а сотни млн лет назад вода в них была пресной. В воде растворены газы атмосферного воздуха : азот, кислород, углекислый газ. В ней растворены сотни различных соединений. Растворенные  в воде  соли придают ей приятный вкус .Вода некоторых источников имеет целебные свойства .Это минеральная вода.

Врач

Без воды не может жить ни один организм. Клетки получают воду из крови. Если в крови недостаточно воды ,то она сразу выходит из состава подкожного жира. Водой можно оздоровить и омолодить организм

Растения выделяют биологически активные вещества, имеющие целительные  свойства. Поэтому  на праздник Юрия в мае и на Ивана Купала ,когда бушует растительность, росы наполняются жизненной силой Земли и Луны ,люди обтирают больные места росой, а девушки умывают лицо, чтобы быть красивыми .В народе есть приказка : »Прекрасное личико ,словно росой умытое»

Запомните, если по росе ходить босиком, то грибковые заболевания на коже ног не появятся.

В стародавних индийских книгах рассказывается: «Целительный поток воды укрепляет от всех болезней» Поэтому душ-это водолечебная процедура

Эколог

Нас, жителей Земли, можно сравнить с пассажирами корабля ,которые имеют определенный запас воды. Но пассажиры корабля могут надеяться, что в случае ее нехватки ,какое-то судно поможет им .А мы, люди во Вселенной  одни, с нашими небольшими запасами пресной воды, необходимой для жизни. Пресной воды -2,25 % водных ресурсов планеты (48 млн км 3 ).Это внушительная цифра. Но половина их-практически недоступные ледяные массивы  Антарктиды ,Арктики, Гренландии, высоких гор на разных континентах. 23,4 млн км3 –подземные воды, основательно скрытые от нас.

Так ли много в распоряжении человечества пресной воды?

На выплавку 1 т стали расходуется 25-30 тыс. тонн воды

- 1 т никеля – 700-800 тонн

- 1 т алюминия – до 1500 тонн

- на переработку 1 тонн нефти -16-18 тонн

- получения 1 т азотной кислоты – 80-170 тонн

1т хлопчатобумажной ткани -300-1100тонн

1 га кукурузы за вегетационный период потребляет 3 тыс. тонн влаги ;капусты -8 тыс. тонн

Риса – от 12 до 20 тыс.тонн

Только для производства суточной нормы пищевых продуктов для одного человека необходимо 6 тонн влаги

Когда-то можно было безбоязненно брать воду прямо из рек. Теперь же пить речную воду без специальной обработки нельзя ,а кое-где нельзя и купаться. От болезней,вызванных нехваткой чистой питьевой воды, на земном шаре страдает свыше 800 млн человек.

В мировой океан со сточными водами городов ,нефтеперерабатывающих заводов и в результате аварий танкеров поступает от 3 до 10 млн тонн нефти ежегодно.За такой же период стоки «поставляют» в моря до 5  тыс тонн ртути. Тонна нефти, растекаясь по поверхности водоема , образует пленку площадью 12 км2 и это препятствует проникновению в толщу воды кислорода ,необходимого для жизни рыб, самоочищения водоемов.

Существуют 4 типа загрязнения воды:

-химическое

-физическое

- тепловое

- биологическое

Ведущий : Мы познакомили вас с уникальным веществом –ВОДОЙ. На первый взгляд она имеет  простое строение и ,кажется, легко определить ее физические и химические свойства. Но это не совсем так. Результатом изучения воды группой ученых стал 5-ти томник,где на 1000 страницах- рассказ о воде.Но при этом большая часть процессов, которые идут при участии воды не были описаны

3. После  выступления членов экспедиции «жители другой планеты» задают  вопросы выступавшим ( 10 мин )

Например:

-В зоне таяния льда бурно растут микроорганизмы Яйца и куколки большинства насекомых, которые живут в  умеренном   климате, требуют сильного охлаждения и без этого не развиваются .

Птенцы и зверята ,которым дают талую воду быстро растут и редко болеют. Словом талая вода полезна .Почему?

- В сказках говорится о живой и мертвой воде. Что такое «мертвая вода»?

- Одинаковы ли продукты взаимодействия металлов с водой ?

- Что образуется при взаимодействии кислотных оксидов с водой ?

- В каком виде вода находится в живой  клетке ?

4.Подведение итогов  урока  - 2 мин

5. Тест «Вода» -5 мин

1. Молекула воды имеет :

А) линейное строение

Б) уголковое

В) тетраэдрическое

2.Вода плохо растворяет большинство органических соединений

А)потому что они состоят из атомов углерода и водорода

Б) потому что они легче воды

В) потому что  в органических веществах неполярные химические связи

3.Молекулы воды устанавливают между собой связи  :

А) ионные

Б) водородные

 4.С водой реагирует :

А) калий

Б)железо

В) медь

5. Назвать оксид, реагирующий с водой

А) SO3

Б) SiO2

В)FeO

Домашнее задание : повторить параграфы №32,33 ( учебник Г.Е Рудзитис и Ф.Г Фельдман)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Конспект урока "Закрепление знаний о местоимении" 4 класс

Конспект  урока "Закрепление знаний о местоимении" 4 класс...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.  Задачи:- Создать услов...

Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" "Космическое путешествие"

Конспект урока систематизации и обобщения знаний по теме "Наречие" в 7 классе в игровой форме...

Конспект урока "Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»"

Конспект обобщающего урока по химии в 8 классе   с применением АМО...

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....

Урок для учащихся 9 класса по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты» Тип урока: систематизация знаний

Урок для учащихся 9 класса  по УМК Кузовлева В. П. Тема урока «Знаменитые композиторы и музыканты»Тип урока: систематизация знанийЦель урока: совершенствование речевых навыков учащихс...