Мастер класс. О роли окислительно-восстановительных реакции в жизни современного человека
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Глушкова Лилия Эриковна

Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.

Тема: О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека . Размышления химика»

 

 Химия – это область чудес, в ней скрыто    

                                                   счастье человечества, величайшие завоевания                    

                                                   разума будут сделаны именно в этой области. 

                                                                                              (М. Горький)

 Цели:

Показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий   занятиях элективного  курса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx295.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс учителя химии МБОУ «Новоторъяльская СОШ» Глушковой Лилии Эриковны.

Тема: О роли окислительно –восстановительных реакции в жизни современного человека.»

                          « Химия – это область чудес, в ней скрыто

                        счастье человечества, величайшие завоевания

разума будут сделаны именно в этой области.»  (М. Горький)

 Цели:

Показать пример применения исследовательских и информационно – коммуникационных технологий   занятиях элективного  курса.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование умения применять знания о свойствах веществ для практических целей;
  • Сформировать представление об этапах и методах  исследовательской работы;
  • Формировать понятие о  значении ОВР для организма человека;

Развивающие:

  • Развитие  умения применять знания, полученные на различных предметах, для решения конкретных задач;
  • Развитие  потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;
  • Развитие умения работать в коллективе, находить совместно правильное решение и отстаивать своё мнение;

Воспитательные:

  • Воспитание коммуникативной культуры, культуры выступления перед коллективом.

Оборудование: этиловый спирт, бензин, соки разных сортов, мёд, пробирки, спиртовки, спички, подставки, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), оксида серебра, перманганат калия (сухой и раствор), концентрированная серная кислота.

Конспект мастер – класса

1. Краткое пояснение этапов исследовательской работы и необходимости дозированного применения информационно – коммуникационных технологий.

     2. Мотивация.

Беседа с учащимися:

 - Считаете ли вы себя современными людьми? Почему?

 - Какого человека можно считать современным?

 - И зачем современному выпускнику знания об ОВР?

 3. Актуализация.

 Оказывается, что окислительно-восстановительные реакции, как и семь чудес света, лежат в основе «семи чудес живой и неживой природы».

Прочитав текст предложите «семь  чудес живой и неживой природы»

Текст :

«Окислительно-восстановительные процессы -  наиболее распространенные  химические  реакций, которые имеют огромное значение в жизни человека и природе. Окисление-восстановление—один из важнейших процессов природы. Окислительно-восстановительные реакции сопровождают многие процессы, осуществляемые в промышленности и в различных сферах быта: горение газа в газовой плите, приготовление пищи, стирка, чистка предметов домашнего обихода, изготовление обуви, парфюмерных, текстильных изделий…
Чтобы зажечь спичку или отбелить одежду, для дезинфекции или стерилизации, пользуются окислительно-восстановительными свойствами. Например, для отбеливания и дезинфекции пользуются окислительными свойствами таких наиболее известных средств, как пероксид водорода, перманганат калия, хлор и хлорная, или белильная, известь.  Пероксид водорода служит для отбеливания шелка, перьев, меха. С его помощью также реставрируют старинные картины. Ввиду безвредности для организма пероксид водорода применяют в пищевой отрасли промышленности для отбеливания шоколада, рубцов и оболочек в производстве сосисок.

А хлор так, как он является сильным окислителем,  используют для стерилизации чистой воды и обеззараживания сточных вод. Также хлор разрушает многие краски, поэтому  его применяют при белении бумаги и тканей»,

4. Гипотеза.

Учащиеся предлагают «  семь  чудес живой и неживой природы»:

Горение, электролиз, фотосинтез,  дыхание, медицина, коррозия, гальванопластика….

5. Исследование.

Аудитория разбивается на  группы. Каждая группа получает задание и немного времени для его решения ( 5 – 7  минут). А затем представитель каждой группы выступает с результатами работы, обобщением и выводами.

Задание для группы№1:

Проверьте наличие глюкозы  в выданных вам образцах соков или мёда с помощью качественной реакции с использованием Cu(OH)2   при нагревании. По появлению оранжевой окраски раствора сделайте вывод о наличии в соках  или меде глюкозы.

Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты. Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области биологии и жизненный опыт, где встречаемся с данной реакцией. И можно ли судить о качестве продуктов питания по данному эксперименту.  ( подвести в выводе к дыханию)

Картинки по запросу медное зеркало реакция

Задание для группы№2:

Проверьте возможность получения зеркал из соков и мёда с помощью качественной реакции с использованием Ag2 O при нагревании.

 По появлению осадка сделайте вывод о возможности использования этого метода в гальванопластике. Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты.

Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области МХК  и жизненный опыт, в какой области искусства возможно применение данного метода. И можно ли использовать данный эксперимент в домашних условиях и с какой целью. (всё о гальванопластике и электролизе)

( фото с занятий)

     Задание для группы№3:

Проверьте выброс углекислого газа в атмосферу, используя метод жёсткого окисления сухим КМпО4 и концентрированной Н2 SO4 . По цвету пламени спирта и топлива сделайте вывод об целесообразности использования в качестве топлива.Напишите уравнение реакции в окислительно –восстановительной форме. Расставьте коэффициенты.

Подготовьте ответ на вопрос, используя свои знания в области экологии и жизненный опыт, об зкологичности использования топлива. И можно ли судить о качестве топлива по цвету пламени. Докажите свой ответ с использованием знаний математики, произведя расчет доли углерода в топливах.  (  выводе к горению)

Ao5qTrZxlRI( фото с занятий)

     6. Обобщение

Каждая группа выступает с результатами своей работы, громко, чётко, эмоционально,   другие внимательно слушают и записывают.

 7. Рефлексия.

Теперь можно предложить учащимся сделать выбор, между мёдом и соками. Выбрать топливо будущего. Развивать свой творческий потенциал, используя гальванопластику.

8.     Применение полученных  знаний. Постановка новых вопросов.

     Заключительное слово учителя о возможных областях применения полученных знаний и новых проблемах в выборе продуктов питания в целях формирования понятия  о здоровом образе жизни. Спектр возможных опытов о применении ОВР в жизни современного человека. Выбор тем для новых исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в 11 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции".

Конспект занятия на курсах по подготовке к ЕГЗ по теме "Окислительно-восстановительные реакции". Можно воспользоваться данной разработкой и для проведения урока в 11 классе....

Урок в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

·Урок, на котором закрепляются  понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”....

Проверочная работа для 8 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Работа составлена в тестовой форме по материалам ГИА...

Мастер-класс на тему: «Роль письма в жизни современного человека, с использованием технологии знающего незнания»

Основой системы Сократа является принцип «знающего незнания», т.е. признание недостаточности знаний о любом, даже самом простом понятии и разворачивание на этой основе процесса познания-припоминания. ...

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Контрольная работа предназначена для оценки степени усвоения обучающимися девятых классов темы "Окислительно-восстановительные реакции". Рассчитана на самостоятельную работу учащихся и содер...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...