Формирование универсальных учебных действий на уроках химии через решение задач с медицинским содержанием
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Иващенко Людмила Николаевна

Задачи по химии с медицинским содержанием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иващенко Людмила Николаевна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования Староминский район  Краснодарского края

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии через решение задач с медицинским содержанием

«К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества».

                                                                                           (К. Э. Циолковский)

В современных условиях приоритетным направлением образования становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаѐт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Обучающиеся должны самостоятельно научиться ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся, поэтому одна из  важнейших задач учителя химии  – развитие у учащихся глубокого интереса к теоретическим и практическим знаниям по предмету, овладеть которыми, несомненно, должен каждый человек. В связи с этим,  важное значение приобретает проблема активизации познавательной  деятельности учащихся.

Активная познавательная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности – это не только решение вопроса о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от этого зависит, станут ли в дальнейшем накопленные знания «мертвым грузом» или же будут  активно использоваться  школьниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Развивающим и воспитывающим современное обучение может быть только при максимальной активизации познавательной деятельности учащихся.

Одним из способов, стимулирующих активность учеников,  является решение задач, условие которых связано с повседневной жизнью, решение которых может пригодиться на практике, в быту. На своих уроках я составляю и использую задачи с медицинским содержанием, данные задачи помогают формировать универсальные учебные действия. При этом результатом формирования УУД являются умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  •  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  •  ориентироваться в  разнообразии способов решения задач.

Условия задач

  1. Ацетилсалици́ловая кислота́ — лекарственное средство, оказывающее анальгезирующее (обезболивающее), жаропонижающее, противовоспалительное и антиагрегантное действие. Механизм действия и профиль безопасности ацетилсалициловой кислоты хорошо изучены, её эффективность клинически апробирована, в связи, с чем данный препарат входит в список важнейших лекарственных средств  Всемирной организации здравоохранения, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств Российской Федерации. Ацетилсалициловая кислота также широко известна под торговой маркой «Аспирин», запатентованной фирмой «Байер» [1]. Установите молекулярную формулу аспирина, если известно, что массовые доли углерода, водорода и кислорода в нем равны соответственно 60,00; 4,44 и 35,56%.  (Ответ: С9Н8О4)
  2. Зелёнка (бриллиа́нтовый зелёный) (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) — синтетический анилиновый краситель. Антисептическое средство; применяют в виде водных или спиртовых растворов для смазывания кожи при её заболеваниях и повреждениях. В качестве лекарственного средства используется 1 % или 2 % спиртовой раствор оксалата на 57 % этаноле, реже — изопропаноле и в виде водного раствора, от 0,1 % до 2 %,  [1]. Сколько молекул красителя бриллиантового зеленого С27Н36N2SO4 содержится в 1мл его 2%-го водного раствора? Плотность раствора примите равной плотности воды. (Ответ: 2,486×1019)
  3. При рентгеноскопическом исследовании организма человека применяют, так называемые, рентгеноконтрастные вещества. Так, перед просвечиванием желудка пациенту дают выпить суспензию труднорастворимого сульфата бария, не пропускающего рентгеновское излучение. Какие массы оксида бария и раствора 30% серной кислоты потребуются для получения 100 г сульфата бария? (Ответ: 65.67г, 140г)
  4. В состав шипучих таблеток UPSARIN UPSA входит ацетилсалициловая кислота, лимонная кислота безводная, натрия карбонат безводный, натрия гидрокарбонат, натрия цитрат безводный, аспартам, повидон, кросповидон, ароматизатор апельсиновый натуральный [2]. В холодной воде эти таблетки растворяются медленно с  выделение пузырьков газа, а в горячей наблюдается бурное «вскипание». Напишите не менее двух уравнений реакций, происходящих при растворении UPSARIN UPSA в воде.
  5. Первый кровезаменитель, который использовали хирурги еще в 1960-х гг., был 0,85%-й водный раствор хлорида натрия. Вычислите количество вещества хлорида натрия, необходимое для получения 500 г раствора, массовая доля соли в котором 0,85 %. (Ответ: 0,073моль)
  6. В качестве обезбаливающего средства используют анестезин. Анестезин («Бензокаин») — лекарственное средство, местный анестетик, белый кристаллический порошок без запаха, слабогорького вкуса,  вызывает на языке чувство онемения [1]. Составьте структурную и молекулярную формулы препарата, зная, что это 4-аминобензойной кислоты этиловый эфир. (Ответ: С9Н11NO2)
  7. Основное действующее вещество активированного угля – уголь растительного или животного происхождения, подвергнутый специальной обработке. Выпускается в форме таблеток по 0,25 и 0,5 г. Адсорбирующее средство. Уменьшает всасывание из ЖКТ токсических веществ, солей тяжелых металлов, лекарственных веществ, газов, способствуя их выведению из организма. Назначается при отравлениях для приема внутрь,  из расчета  0,05 г/кг  массы тела 3 раза в сутки [3]. Рассчитайте количество таблеток по 0,25г, которое необходимо назначить человеку массой 45кг. (Ответ: 9)
  8. Нитроглицерин (тринитрат глицерина) – взрывчатое вещество, им пропитывают древесную муку и опилки, получая динамит. Динамит изобрел шведский инженер-химик А. Нобель, который завещал часть своего состояния на выплату нобелевских премий. В малых дозах нитроглицерин расширяет сосуды сердца, поэтому 1%-ный спиртовой раствор его применяют в медицине. Вычислите, массовые доли элементов в составе нитроглицерина. (Ответ: С-15,9; О-63,4; N-18.5;  H-2.2%)
  9. В организме человека соляная кислота вырабатывается клетками слизистой оболочки желудка. Она содержится в желудочном соке и способствует перевариванию пищи, убивает болезнетворные бактерии. При пониженной кислотности желудочного сока больным назначают разбавленную соляную кислоту для приема внутрь в виде 3%-ного раствора. В аптеке её готовят из 37% соляной кислоты (ρ=1,19г/мл). Определите объем разбавленной кислоты, которую можно получить из 50мл 37% соляной кислоты (ρ=1,0132г/мл [4]). (Ответ: 724мл)
  10. Масса щитовидной железы взрослого человека колеблется в диапазоне 25–40 г. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим йод. Он входит в состав трийодтиронина, его обозначают, как Т3 (содержит 3 молекулы йода) и тироксина – Т4 (в его структуре 4 молекулы йода) [5]. Массовая доля йода в щитовидной железе 0,12%. Вычислите массу йода, который содержится в щитовидной железе массой 40г. (Ответ: 0,048г)

Источники информации:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki
  2. https://health.mail.ru/drug/upsarin_upsa/
  3. http://medlib.net/aktivirovannyj-ugol.html#title5
  4. http://www.novedu.ru/sprav/pl-hcl.htm
  5. http://proshhitovidku.ru/diagnostika/norma-shhitovidnoj-zhelezy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

В статье рассмотрены виды универсальных учебных действий, элементы средового подхода в формулировании целей и задач урока....

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта...

Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умени...

Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"

Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках химии"...

Формирование универсальных учебных действий на уроках химии в рамках требований ФГОС

Работа даёт понимание о современных вопросах педагогики, которые стоят перед школой и в том числе перед учителем химии. Описывает те универсальные учебные действия которые можно развивать на уроках хи...