Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету.
статья по химии (11 класс) на тему

Махмудова Снежана Юрьевна

Главной задачей современной школы является создание нужных и полноценных условий для личного развития каждого учащегося, формирование активной жизненной позиции.  В связи с этим внедрение активных форм обучения и воспитания является основой формирования компетентностей учащихся. Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования в общеобразовательном учреждении обеспечивают полнокомпонентный образовательный процесс и личностное развитие учащихся. В соответствии со стандартом второго поколения в Базисном учебном плане появляется обязательный раздел для всех классов – «Внеучебная деятельность» . На него предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. Увеличивается вариативность образования, позволяющая строить образовательный процесс с  учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника. Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к исследованиям в химии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету.

Главной задачей современной школы является создание нужных и полноценных условий для личного развития каждого учащегося, формирование активной жизненной позиции.  В связи с этим внедрение активных форм обучения и воспитания является основой формирования компетентностей учащихся. Активная внеурочная деятельность и наличие блока дополнительного образования в общеобразовательном учреждении обеспечивают полнокомпонентный образовательный процесс и личностное развитие учащихся. В соответствии со стандартом второго поколения в Базисном учебном плане появляется обязательный раздел для всех классов – «Внеучебная деятельность» . На него предусмотрено выделить примерно 10 часов в неделю. Увеличивается вариативность образования, позволяющая строить образовательный процесс с  учетом интересов, потребностей и способностей каждого школьника. Внеклассная работа по химии - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к исследованиям в химии.

Задачи внеурочной работы:

  • помочь учащимся в определении устойчивых интересов к той либо другой области науки, виду деятельности, в выявлении склонностей, способностей и дарований в ходе углубленного исследования программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся;
  • формирования интереса к химии;
  • развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту;
  • развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся;
  • подготовка учащихся к практической деятельности;

Внеклассную работу по химии предлагается вести в следующих направлениях:

Практическое - проведение химического эксперимента, занимательные опыты, творческая работа по конструированию и моделированию, изготовлению необходимых таблиц, макетов, приборов и пособий для химического кабинета, исследовательская деятельность (методы химического анализа), синтез веществ и др.).

Теоретическое - включает изучение теоретических вопросов из истории химии, решение усложненных расчетных задач с межпредметным содержанием, работа с литературными источниками, подготовку и написание рефератов, сочинений и т.д.).

Достоинства внеурочной работы по химии:

  • углубление знаний учащихся по предмету;
  • формирование умения добывать знания;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение и углубление знаний, полученных на уроке;
  • мобилизация активности учащихся в поиске знаний;
  • удовлетворение интересов учащихся в познании химии;
  • установление связи химии с жизнью;
  • выявление склонности и дарований учащихся;
  • формирование умения работать с книгой, химическим оборудованием;
  • развитие социальных навыков;
  • формирование умения публично выступать перед аудиторией.

Внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под управлением учителя во внеурочное время, сверх учебного плана. Управление со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для данной цели профессионалов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов и др. Внеклассная работа по химии обязана быть органически связана со школьной программой, но в то же время выходить за её пределы и совместно с тем дополнять её, то есть, обязана существовать тесная взаимосвязь меж учебной и внеурочной работой. Во внеклассной работе по химии огромное внимание уделяется межпредметным связям, что в особенности принципиально в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли химии в жизни человека. Тем не менее содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность, практическая значимость, занимательность и др. Урочные занятия могут проводится вне класса – в университетских лабораториях, на  известных казанских предприятиях т. д. Экскурсии в музеи – дома великих химиков, школу великих химиков проводятся вне класса и во внеурочное время. Кружки и факультативы проводятся во внеурочное время, но решают учебные задачи.

Одним из важных условий, необходимых для успешной деятельности в области химии считается наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке. Химическая направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. При отборе учащихся применяется метод тестирования. При этом можно использовать методики, задания и упражнения для самопознания и самооценки учащихся, разработанные самостоятельно учителем, либо использовать опыт известных деятелей. В ходе реализации внеклассной работы достичь положительного результата можно всегда – главное выбрать правильное направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»

История математического образования в России, как средство повышения интереса учащихся средней школы к предмету «Математика»Большинство так называемых культурных людей, не связанных с математикой по р...

Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету

Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...

Игра как средство повышения интереса учащихся к литературе

Небольшая статья и презентация, которые были представлены на конференции "Московские методические чтения"...

Исследовательский методический проект "Повышение интереса учащихся к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе"

Исследовательский методический проект Повышение интереса учащихся  к предмету через использование игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе....

«Использование мультимедиа презентации на уроках английского языка для повышения интереса учащихся к предмету»

В настоящее время идет активный процесс информатизации образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, а также использование всех средств коммуник...

Методическая разработка Изучение омонимов в преподавании английского языка как средство развития интереса учащихся к предмету

Данная разработка содержит пример того, как можно при изучении культорологических реалий использовать такое интересное явление языка как омонимы....

ДОКЛАД ПО ФИЗИКЕ : «Внеклассная работа по физике как средство развития интересов учащихся и форма раскрытия творческого потенциала учителя»

laquo;Россия нуждается в инженерах, а не в юристах.Инженеры, специалисты - компьютерщики, биологи, физики, химики,- люди, которые должны сформировать инновационную среду"(Д. А. Медведев)Время не...