Урок химии в 8 классе "Закон Авогадро. Молярный объем газов"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Петрова (Потытнякова) Светлана Витальевна

На уроке использован метод проблемного обучения и мини-исследование, что дает возможность учащимся самостоятельно вывести один из основных законов химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока84 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме

 «Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Разработка учителя химии «специалиста высшей категории»

 Родниковского УВК  «школа-гимназия»

Симферопольского района Республики Крым

Петровой Светланы Витальевны

Формирование прочных и глубоких знаний неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся, которая побуждает их к активной познавательной деятельности.

Предмет химии серьезен, поэтому задача каждого учителя преподать предмет так, чтобы не упускать возможности делать его занимательным.

 На уроках я стремлюсь использовать занимательные опыты, проблемные задания, сложные понятия представлять к усвоению в форме сказок, ассоциативных историй, для  создания позитивного эмоционального настроя  хорошо воспринимаются учащимися стихотворные строки, инсценировки.

Все это способствует созданию атмосферы доверия, сотрудничества, приобщает учащихся к  самостоятельной творческой деятельности, позволяет раскрыть резервный потенциал детских душ, испытать радость познания.

Особенно актуален  в этом смысле - коллективно-групповой подход на уроках изучения нового материала, обобщения, отработки основных знаний, умений и навыков. На  подобных занятиях организация работы учащихся  должна учитывать принципы:

  • Коллективная деятельность приводит к обогащению знаниями, обмену опытом, спорные вопросы вызывают дискуссию, в  которой рождается истина.
  • Молодое поколение азартно, ему присущ дух соревнования, желание победить, в итогах заинтересованы все участники, равнодушных нет.
  • Правильно подобранные задания развивают познавательную активность и самостоятельность, сообразительность, логику и оригинальность мышления.

          Уроки коллективно-групповой деятельности имеют большое значение в усвоении и углублении знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес к предмету и  интеллектуальные  способности учащихся.

Предлагаем вашему вниманию разработку интегрированного  урока по теме

 «Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.

Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;

развивающая – формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить,  выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.

Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый,  с элементами исследования.

Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», использована авторская презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверьте готовность, все  в порядке?

   Готов ли учебник, дневник и тетрадка?

                                        Своим одноклассникам ты улыбнись,

         И к знаниям стойким, дружочек, стремись!

2.Объявление  темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

3.1. Беседа с учащимися:

  • В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.

При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?

  • Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?
  • В какой из изученных формул применяется эта величина?

Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»

        N        m

n        NA        n        M

 

                   «Долина пирамид» (целесообразнее использовать в оформлении доски)

Отработка вывода производных величин из базовых формул

        V

        m

        n        Vm

        ρ        V

        

3.2.Решение задач

3.2.1. Давайте освежим на практике применение  формулы показывающей взаимосвязь числа Авогадро, числа структурных единиц и количества вещества, заполнив пропуски в таблице (работа  в парах, задание по вариантам распространяется на всех учащихся одного ряда парт).

Таблица 1. Выводится на слайд.

Число частиц

Число Авогадро

Количество вещества

1.

6.02 * 1023 1/моль

2 моль

24.08 * 1023

2.

3 моль

6.02* 1023

3.

1.5 моль

60.2* 1023

(после выполнения задания осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей на следующем слайде, на котором появились правильные ответы)

3.2.2. В теме сегодняшнего урока  проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (В ходе «Мозгового щтурма» составляется на доске «Ассоциативный куст» к понятию «молярная масса»).

Теория не разделима с практикой, чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа –при формировании групп осуществляется небольшая динамическая пауза)

Задание для групп представлено в таблице 2 на слайде:

1 группа – рассчитывает молярную массу твердых веществ,

2 группа – жидких,

3 группа – газообразных

(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы на следующем слайде)

3.2.3. Подведем итоги актуализации знаний материала:

 C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?

4.Изучение нового материала.

4.1.Дорогие ребята, на уроке у вас появится возможность повторить то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов. Сегодня вы – исследователи в области химии, физики, а расчеты поможет провести нам «царица наук» - математика.

4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса  физики - плотность.

Плотность = масса / объем (переводим запись в символическую).

Выразим из  базовой формулы, чему равен объем – V = m/ρ

4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте  вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (подвести учащихся к выводу, что зависимость обратно пропорциональная)

Рисунок 1.(на слайде)

4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда  возможно заменить m  на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).

Вернемся к уже составленному «Ассоциативному кусту» к понятию «молярная масса», работаем по аналогии, составляем «Ассоциативный куст» к понятию «молярный объем»

4.1.4. Давайте вместе вычислим значение молярного объема для  соединений в различных агрегатных состояниях,  взятых при одинаковых условиях:

                                              Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.

                                     t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ

1 группа –  молярный объем газообразных веществ,

2 группа – твердых,

3 группа – жидких (из таблицы 2)

 (групповая работа - группы нового состава, небольшая динамическая пауза)

Таблица 2.

Формула

вещества

Агрегатное

состояние

Молярная масса,

г/моль

Плотность,

г/л

Молярный объем,

л/моль

Na2CO3

Твердое

106 г/моль

2500 г/л

0.04 л/моль

Al

Твердое

27 г/моль

2700 г/л

0.01 л/моль

H2SO4

Жидкое

98 г/моль

1860 г/л

0.053 л/моль

H2O

Жидкое

18 г/моль

1000 г/л

0.018 л/моль

CO2

Газообразное

44 г/моль

1.98 г/л

22.2 л/моль

H2

Газообразное

2 г/моль

0.09 г/л

22.2 л/моль

O2

Газообразное

32 г/моль

1.43 г/л

22.4 л/моль

( данные последней графы таблицы не заполнены, открываются  на следующем слайде в ходе проверки выполнения задания)

     

    4.1.5. Можем ли мы сравнить значение объемов 1 моль вещества в  разных агрегатных состояниях.

Подводим учащихся к выводу, что значения этой величины для твердых и жидких веществ  - малые и разные. А для газообразных  соединений – величины большие и практически одинаковые.

     Вывод о значении молярного объема для газообразных веществ - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.

(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)

4.1.6. Единица измерения молярного объема нам поможет вывести формулу для расчета этой величины (обращаемся к «Долине пирамид» отрабатываем составление производных формул).

 4.2.Промежуточное закрепление.

Заполним недостающие данные в таблице 3 (работа в парах по рядам)

Таблица 3-выводится на слайды – как задание и с результатами для самопроверки

Объем, л

Объем молярный, л/моль

Количество вещества, моль

22.4 л/моль

1 моль

3 моль

44.8 л

2.24 л

4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно  сформулировать  закон Авогадро.

 Этапы рассуждения:

1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину -  количество вещества

2.Приравняем правые части полученных выражений

3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно  N

4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов

5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро

Графическое отображение рассуждения:

1.    n = N/NA           n = V/Vm

2.    N/NA = V/Vm

3.    N = V*NA/ Vm

4.   N1 = V1*NA/ Vm  -  для газа 1.

        N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.

5.   Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,  

                                                                                            отсюда, если N1 =  N2, то V1 = V2

Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.

Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).

Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.

5. Домашнее задание (разноуровневое).

Достаточный уровень – аналогичное таблице 3 задание.

Высокий уровень – на отработку взаимосвязи величин, например – решите задачи и заполните пустые графы таблицы.

Формула вещества

Количество вещества, моль

Масса, г

Число молекул

Объем, л

N2О

44.8 л

6.Подведение итогов урока. Оценивание учащихся. Рефлексия.

Отмечаем наиболее активных учащихся в обсуждении теоретического материала урока, выборочно собираем тетради для оценивания работы на уроке учащихся при решении расчетных.

Для этапа рефлексии можно использовать различные методики, в зависимости от количества оставшегося времени.

7. Позитивное завершение урока

В завершении урока мне хочется подарить вам солнышко, оно будет  согревать вашу душу, передавайте тепло своих душ через улыбку другим людям и мир станет светлей!

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число частиц Число Авогадро Количество вещества 2 моль 24.08 * 10 23 3 моль 6.02 * 10 23 1.5 моль 60.2 * 10 23 РЕШИМ ?

Слайд 2

Число частиц Число Авогадро Количество вещества 12.04 * 10 23 6.02 * 10 23 1/моль 2 моль 24.08 * 10 23 4 моль 18.06 * 10 23 3 моль 6.02 * 10 23 1 моль 9.03 * 10 23 1.5 моль 60.2 * 10 23 10 моль СВЕРИМ ОТВЕТЫ!

Слайд 3

Ассоциативный куст МОЛЯРНАЯ МАССА

Слайд 4

Агрегатное состояние веществ Твердое Жидкое Газообразное

Слайд 5

Ассоциативный куст МОЛЯРНАЯ ОБЪЕМ

Слайд 6

Р = 1 атм = 760 мм рт.ст. t = 0 Со Нормальные условия

Слайд 7

При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль . Молярный объем газообразных веществ

Слайд 8

Закрепим! Объем Молярный объем Количество вещества 22.4 л/моль 1 моль 3 моль 44.8 л 2.24 л

Слайд 9

ПРОВЕРИМ! Объем Молярный объем Количество вещества 22.4 л 22.4 л/моль 1 моль 67.2 л 3 моль 44.8 л 2 моль 2.24 л 0.1 моль

Слайд 10

если N 1 = N 2, то V 1 = V 2 если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t ), то они будут содержать одинаковое число молекул. Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль). Закон Авогадро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных в...

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Урок химии в 8 классе. Закон Авогадро. Молярный объем газов.Цель урока: сформировать представление о сути закона Авогад­ро, ввести  понятие             ...

Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро»....

Методическая разработка "Закон Авогадро. Молярный объем газов"

Методическая разработка "Закон Авогадро. Молярный объем газов" содержит задачи на отработку понятий "молярный объем" и "закон авогадро"...

Задачи по химии 8 класс. Тема "Количество вещества. Молярный объем газов".

Решение задач по теме "Количество вещества. Молярный объем газов". Химия, 8 класс....

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Презентация для урока химии в 8 классе "Закон Авогадро. Молярный объем газов"...

Урок в 8 классе по теме "Закон Авогадро. Молярный объем".

Для урока "Закон Авогдаро. Молярный объем" разработан полный комплект: технологическая карта, презентация, приложения. Урок разработан по требованиям ФГОС....