Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Тагирова Наталья Александровна

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы с компьютером один на один уменьшает комплексы застенчивых учеников, они не боятся ошибиться и быть высмеянными.

Цель: показать пути и способы использования информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.

Задачи: 1. Составить рабочую программу  с использованием мультимедийных технологий.

                 2. Разработать уроки в соответствии с рабочей программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №115

Красноармейского района

города Волгограда

Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.

 

Методическая разработка

                                                                          Тагирова Наталья Александровна

                                                                                          учитель химии

Волгоград 2007г.

содержание

I Введение-----------------------------------------------------------------------3

II Рабочая программа

    1.Пояснительная записка--------------------------------------------------10

    2.Календарно – тематическое планирование---------------------------14

III Приложения. Уроки с использованием информационных технологий на уроках химии в 8 классе.

  1. Приложение №1-------------------------------------------------------------44
  2. Приложение №2-------------------------------------------------------------48
  3. Приложение №3-------------------------------------------------------------53

Введение

 Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.

           Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.

 Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.

Какие бы доводы не приводились в пользу компьютерного обучения, для меня главными являются следующие:

  • облегчение труда учителя;
  • индивидуализация обучения;
  • увеличение скорости получения информации;
  • возможность моделирования и демонстрации процессов, не доступных наблюдению в условиях школы.

Можно возразить, что сегодня достаточно много современных технологий обучения, которые доказали свою эффективность и результативность, не использующие компьютерной техники: модульная технология, КСО, уровневая дифференциация и т.д.

Но если помнить о том, что дети успешнее и охотнее усваивают и познают, то что им интересно, т.е. у учащихся должна возникнуть потребность в информации или определенной деятельности, а компьютер сам по себе является мощным мотивационным толчком на современном этапе обучения, т. к. все сферы деятельности общества в разной мере используют компьютер.

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы с компьютером один на один уменьшает комплексы застенчивых учеников, они не боятся ошибиться и быть высмеянными.

Цель: показать пути и способы использования информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.

Задачи: 1. Составить рабочую программу  с использованием мультимедийных технологий.

                 2. Разработать уроки в соответствии с рабочей программы.

            Моя педагогическая деятельность началась в 2004 году, в это время широко использовались информационные технологии. Передо мной возник вопрос: “Как наиболее эффективно использовать электронные пособия, учитывая, что не каждый ребенок имеет дома компьютер, и не каждый умеет им пользоваться». Таким образом, я подошла к идее создания интерактивных уроков с применением мультимедийных технологий в обучении химии. Но на этом не ограничивается поле деятельность электронных пособий, их также можно использовать на внеклассных занятиях в качестве дополнительного иллюстративного материала. При этом могут использоваться не только графические изображения, анимации, видео и звуковые фрагменты из коллекции учебных материалов, но и интерактивные лабораторные работы для демонстрации явных и скрытых процессов не входящих в программу школьного курса. Возможен и показ интерактивного решения задач при фронтальной работе с классом. Также с помощью проектора могут быть организованы различные формы тестирования, например фронтальный опрос учащихся.

             Мной были переработаны несколько электронных пособий это:

“Курс по неорганической химии”. На мой взгляд,  мультимедийное пособие содержит  много информации, но изучать ее в курсе 8 класса очень сложно.

“1C: Репетитор”. В Мультимедийном пособие  много информации, которая подтверждена опытами, но некоторые моменты недоступны в понимании, нет алгоритма решения задач.

“Просвещение. Химия 8 класс”. Урок изложен интересно и доступно и может быть совместно  использован с любым печатным учебником.  

Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций. Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал.

Например, в электронном пособие «Открытая химия. 2.5» фирмы Физикон особый интерес представляют использование интерактивных моделей, позволяющие проводить различные эксперименты, создавать на уроке проблемные ситуации.

 При изучении химических производств используем «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10-11 классы», где представлена виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.

Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся.

Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент.

Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.

Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ.

Отличительной особенностью электронного издания «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов является возможность моделирование химических экспериментов, молекул органических и неорганических веществ.

Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля.

В связи с уменьшением количества часов на изучение химии в средней школе возникла нехватка времени на решение задач. Для устранения этой проблемы на мой взгляд можно воспользоваться пособием «Самоучитель. Химия для всех – ХХI: Решение задач»

           По сравнению с традиционными уроками, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, то уроки с применением мультимедийных пособий, имеют важное преимущество интерактивность. Интерактивность дает возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала.

              При проведении таких уроков, учитель может комментировать видеоинформацию, в ходе объяснения материала задавать вопросы ученикам. А весь пройденный материал в течение урока подтверждается видеоопытами, фотографиями или рисунками.

Роль ученика также носит активный характер; т.к. с первых минут урока ученик активизирует свое внимание, отвечает на проблемные вопросы, поставленные учителем. По ходу объяснения материала ученик может задавать интересующие его вопросы.

 Вы, спросите, а почему не воспользоваться уже готовыми электронными учебниками? Все они имеют не только существенные преимущества, но и недостатки.

Недостатки:

  • Количество времени отводится на тему больше 40 минут.
  • Рассматриваемый материал охватывает темы уроков, которые еще не изучали.
  • Изложение материала скучно и неинтересно, текстом, хотя и в компьютерном варианте.
  • Язык изложения материала достаточно сложен, не всем учащимся данного возраста доступен.

Но, тем не менее, есть существенные преимущества:

  • Материал подтвержден видеофрагментами.
  • Возможно, провести опыт недоступный в практике урока.
  • Соблюдается ТБ проведения опыта.
  • Наглядность.

 Проведения  уроков в сочетании с мультимедийными пособиями имеют существенные преимущества:

  • Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией активизирует внимание учащихся.
  • Не только повышает интерес к данной теме, но и обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение учащимся.
  • А учителю позволяет эффективнее использовать учебное время, – показывать опыты недоступные в школьных условиях и соблюдать ТБ.

Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации.

О правильности выбранного пути говорит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими уроков химии, их успехи на олимпиадах.

 Уроки с применением мультимедийных пособий позволяют вызвать интерес у современного школьника. При этом дают учителю новое видение урока, позволяет переработать материал более тщательно и глубоко.

Но все же мультимедийная техника не должна подменять живую химию, её задача – расширять возможности учителя!!!

Мной разработано несколько уроков в 8 классе по различным темам, с использованием фрагментов из электронных пособий. Вот некоторые из них (приложения №1,2,3)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №115 Красноармейского района г. Волгограда

Рассмотрено

на заседании МО протокол

№ ________ от

«_____» _____________  200__г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

«_____» ___________

200 __г.

Утверждаю;

Директор МОУ СОШ № 115

«_____» _____________ 200__г.

Рабочая программа

учебного курса по

химии

для 8 класса

                                                                              Составитель программы

                                                                          Тагирова Наталья  Александровна

2006 – 2007 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рабочей программе предлагаемое распределение учебного материала в 8 классе произведено в соответствии с программой авторского курса химии для 8-11 классов О. С. Габриеляна и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Данная программа реализована в учебнике: Габриелян О. С. Химия. 8 класс. – М.: Дрофа, 2005.

На изучение химии в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю), из них  для проведения контрольных работ (3 часа), лабораторных работ (19 часов), практических- (5 часов).

Изучение химии в 8 классе направленно на достижение следующих целей:      

  • усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символики;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементов общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде

В результате изучения химии  ученик должен знать/понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, ф-лы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль молярная масса, молярный объем, химическая реакция, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, ок-ль и в-ль, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номер группы и периода.
  • характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ
  • определять состав вещества по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов П.С Д. И. Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем кислород, водород;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количества вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовление растворов заданной концентрации.

Литература и другие информационные источники:

1.Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл.- М.: Дрофа,2005

2. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.                         Габриеляна «Химия. 8»/ О.С. Габриелян,

        П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2003-2005.

3. Габриелян О.С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы.- М.: блик плюс, 2004.

4. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие.- М.: Дрофа,    

        2002-2003

5. Габриелян О.С., Яшукова А.В. рабочая тетрадь. 8 кл. к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 8 класс. – М.:

        Дрофа, 2005.

6. Габриелян О.С., Рунов Н. Н., Толкунов В.И. химический эксперимент в основной школе. 8 кл. – М.:

        Дрофа, 2005.

CD:

“Курс по неорганической химии”.

“1C: Репетитор”.

“Просвещение. Химия 8 класс”.

Большая электронная энциклопедия “Кирилл и Мефодий, химия 8 класс”.

«Химия (8-11 класс) виртуальная лаборатория».

«Открытая химия. 2.5»        

«Самоучитель. Химия для всех – ХХI: Решение задач»

  • Итоговая аттестация учащихся проводится по билетам, а также можно осуществлять контроль с использованием компьютерных тестов, решебников (ПК выдает % выполнения задания, ошибки).


Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля.

Измерители

Эксперимент

(Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный) /

Домашнее задание.

Дата проведения

план

факт

Введение (6 часов)

1

Предмет химии. Вещества.

1 час

К.у

Что изучает химия? Вещества, как объект изучения химии. Физические свойства веществ.

CD:Вирт. Лаб. Кол-ция/Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства.

CD:Кирилл и Мефодий/ Химия-неорг.химия-осн.понятия

Д.З. – предмет химии;

- физические свойства, вещества.

Д.У. – описывать физические свойства;

- различать вещества и тела

1. Что является предметом химии

2. упр.3 стр. 6

3. упр. 4-5 стр.7

Д. Коллекция физических

 тел  из стекла, пластмасс,

алюминия

§1 упр 1,2

2

Простые и сложные вещества

1 час

К.у

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства/

Хим. Элемент

Название хим. Элементов

Хим. формулы

Д.З. – определения сложных и простых веществ.

Какие вещества называются сложными, а какие простыми?

Выучить определение

простых и сложных

веществ.

3.

Превращение веществ

1 час

К.у

Химические реакции как объект изучения химии. Отличия физических явлений от химических. Значение физических и химических явлений

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/предмет химии. Вещества и их свойства.

Алхимия

Д.З. – сущность физических и химических  явлений;

- отличия химических явлений от физических явлений

Д.У. – объяснить отличия физических явлений от химических явлений;

- приводить примеры физических и химических явлений

Учебник: стр. 9, упр 1-3. Чем отличаются химические реакции от физических явлений.

Л. «Нагревание Н2О»;

«Взаимодействие

с СаСО3»;

«Вулкан»

«Помутнение известковой

воды»

§2 стр.9, упр. 1-3,4

4.

Знаки химичес-

ких элемен-

тов. Периодическая система

1 час

К.у

Химический элемент. Знаки химических элементов. Происхождение названий химических элементов. Структура. Период. Системы малые и большие периоды, группы: главная и побочная подгруппы.

 CD:Вирт. Лаб Кол-ция/ПЗ Д. И. Менделеева/ПЗ Д. И. М основа современной химии. Таблица/ПСХЭ.

CD:Открытая химия.2.5 период. Сис-ма

Д.З. – название и обозначение химических элементов;

- структуру периодической системы Менделеева.

Д.У. – называть химические элементы по символу;

-  записывать химические символы по названию;

-  составлять «домашние адреса» химических элементов.

Учебник стр.18 упр. 1,3,5

Рассказать о структуре Периодической Системы.

§ 4, выучить

Периодическую

таблицу упр. 1-4.

Составить

«домашний адрес»

для АL,

C, Na.

5.

Химические формулы.

1 час

К.у

Молекула.  Химическая формула. Индексы и  коэффициенты. Качественный и кол- ый состав веществ.

CD:Вирт. Лаб.Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства.

Хим. Ф-лы

Д. эксперемент:примеры физ. И хим. явлений.

Д.З. – алгоритм записи химической формулы;

- что обозначает индекс и  коэффициент в химических формулах.

 Д.У. -  читать химические формулы

- записывать химические формулы

- определять по химическим формулам качественный и кол-ый состав веществ.

- определять по формулам простые и сложные вещества.

Что обозначает запись 5Н2О

Назвать коэффициент и индекс, что они обозначают? Определите качественный и кол-ый состав вещества. стр. 20 упр.3-5

Прочитайте формулы: HCL, NO2, H2S, 7H2SO4, 2CL2, 7O2; определите простые и сложные вещества

§ 5 до стр. 19, стр. 20

упр. 3,4,5.

Атомы химических элементов (9 часов)

6.

Относи-

тельная атомная и молеку-

лярная массы

1 час

К.у

   CD:Вирт. Лаб  Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Элементов/

Атомная гипотеза

Открытие Рентгеновских лучей

Открытие радиоактивности

CD:Открытая химия. 1.1Понятие об атомах

 

Д.З. – что означает               О.А.М.   и О.М.М.

Д.У. – определять и рассчитать Ar и Mr

cтр. 20 упр. 1-2

Вычислить Mr:

HSO4; MgCO3; CL2; Ca3 (PO4)2

§ 5 до конца. Вычислить

Mr: C12H22O11; HCLO4;

 NH3;  CaHCO3 

7.

Строение атома.

1 час

К.у

Доказательство сложности строения атомов – опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атома: протоны, нейтроны, электроны.

CD:Вирт. Лаб Открытие электрона

Модели стр. атома

Опыт Резерфорда

Планетарная модель стр. атома

Общее стр. атома. CD:Кирилл и Мефодий/Химия-неорг.химия-строение в-в:-строение атома, молекул

Д.З. – о сложном строение атома;

- состав атома: протоны, нейтроны, электроны.

- Основные  характеристики элементарных частиц.

Д.У. – определять состав атома, используя Периодическую Систему.

стр. 24. упр. 1,3. Перечислить основные характеристики элементарных  частиц.

Выучить стр.25

таблица №2, §6 упр.3

строение атомов N, Mg,

 AL, CL.

8.

Изотопы. Измене-

ния в составе ядер атомов.

1 час

К.у

Современное определение понятие «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного и того же элемента.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Эементов/

Электронные оболочки атомов

Стр. атомов: N2, K, FE

Д.З. – современное определение «химический элемент»

Что называется «изотопами»? Дать современную формулировку понятию «химический элемент»

§7, выучить опорные

 понятия.

9.

Электро-

ны. Строение электронных оболочек атомов.

1 час

К.у

Электронная оболочка атомов, энергетический уровень, строения электронных оболочек атомов элементов малых периодов.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/предмет химии.Вещества и их свойства/

Хим. Элемент

Д.З. -  определение  понятия «электронное облако»

Д.У. – определять число энергетических уровней по номеру периода

- определять максимальное число электронов на одном уровне N = 2n2 

- определять число ē – на внешнем энергетическом уровне.

стр. 33 упр 1,2,3

§8, выучить, составить

схемы строения атомов

 Ca, AL, C.

10.

Периоди-

ческая Система химичес-

ких элемен-

тов. Строение атомов и свойства элементов

1 час

К.у

Изменения свойств элементов в периодах и группах.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Эементов/

Э.О

Д.З.- физический смысл порядкового номера, номера группы, периода.

- характеристику неметаллических и металлических свойств элементов

- закономерности изменения свойств элементов в группе и периоде.

Д.У. – уметь называть закономерности изменения свойств.

стр. 38 упр.3. В чем физический смысл порядкового номера, группы, периода? Охарактеризуйте НеМе и Ме свойства элементов и их изменения  в группе и периоде.

§9, прочитать до

 стр. 36, выучить

 стр. 38 упр.1.

11.

Ионная химическая связь.

1 час

К.у

Ионы.  Понятия об ионной связи. Схема образования ионной связи

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Атомы хим. Эементов/

Ионная связь

CD:Открытая химия.3.1 Хим.связь, 3.2 типы хим. Связи.

Д.З. – понятие «ионы»; «ионная связь»;

Д.У. – изображать схемы «ионной связи».

Дать определение «ионы», «ионная связь».

стр. 38 упр.2.

§9 до конца стр.34-35

 упр. 2

12.

Образо-

вание молекул простых веществ.

1 час

К.у

Ковалентная химическая связь. Структурные формулы. Кратность химической связи. Электронные формулы. Металлическая связь.

CD:Вирт. Лаб Ковалентная полярная и неполярная

Типы ков. св.

Ме. Св

Д. эксп. Движение окрашенных ионов в

Эл. Поле.(ч.з кодоскоп)

Д.З. – понятия: ковалентной химической связи, структурные формулы, электронные формулы, кратность химической связи, Ме связь.

Д.У. – составлять схемы образования двух атомных молекул: CL2, S2, N2. O2.

- записывать структурные, электронные формулы простых веществ

- определять кратность связи;

- написать черты сходства и отличия ков–ой и Ме связью.

стр. 41 упр. 1,2,3,4. Дать определение понятий: «Ковалентная химическая связь» «Ме связь», «Кратность связи». Что отображают структурная, электронная формулы.

§10 упр.1-4 заполнить

таблицу «сравнительная

 характеристика ионной

и ковалентной

связью с Ме

13.

Ковале-

нтно – полярная связь.

1 час

К.у

Виды химической связи – ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Электроотрицательность.

Д.З. – понятия: «электроотрицательность», «ковалентная полярная и ковалентная неполярная связи», «частичный заряд», ряд электротрицательности элементов.

Д.У. – составлять схемы образования молекул HCL, NH3, H2O и др.

- определять тип химической связи в соединениях

- определять более или менее полярные связи.

стр. 44 упр. 2,3,4

Расшифруйте понятия:

- электроотрица-

тельность

- ряд электроотрица-

тельности химических элементов

- ковалентная полярная связь

§11 стр.44 упр. 2,3.

14.

Обобще-

ние и повторе-

ние мате-

риала. Подго-

товка к конт-

рольной работе.

1 час

Об

15.

Контро-

льная работа №1

1 час

К.р

Простые вещества (3 часа)

16.

Анализ контрольной работы.

Простые вещества: металлы и неметал-

лы.

1 час

К.у

Положение -  НеМе и Ме в периодической системе. Физические свойства НеМе и Ме важнейшие простые вещества Ме: Fe, AL, Ca, Na, Mg, K ; HeMe: O2, N2, H2, S, P, C.

Аллотропия

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/В-ва

Ме

неМе

Пластичность

Ме ьлеск

Электро- и тепломроводность Ме

Аллотропия О2, С, Sn

Д.З. – положения НеМе и Ме в периодической системе;

- общие физические свойства НеМе и Ме;

- понятия аллотропии.

Д.У. – объяснять свойства простых вещества на основании их строения

- приводить примеры простых веществ НеМе и Ме

Охарактеризуйте положения НеМе и Ме в периодической системе;

 Назовите общие свойства НеМе и Ме Чем они обусловлены?

Что называется аллотропией?.Приведите примеры аллотропных видоизменений химических элементов-кислорода. фосфора

Приведите примеры важнейших простых веществ НеМе и Ме

§13 - §14 до стр. 53

17.

Коли-

чество вещества. Молярная масса. Моляр-

ный объем газов.

1 час

К.у

Количество вещества и его единицы «моль»;  Постоянная Авогадро. Расчет молярной массы по химической формуле, молярный объем газов.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

n

n и число Авогадро Na

n и Vm

n и M

Д.физ.св-ва Ме. Изготовление моделей 1 моль различных в-в

Д.З. – понятия : «моль», «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро» обозначения и единицы измерения.

n, M, N,V, Vm

Д.У. – производить вычисления молярной массы по химической формуле

- решать задачи.

Понятия: «моль», «количество вещества», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

Как обозначаются и в чем измеряются данные величины?

стр. 56 упр.2,3

§ 15, выучить формулы

стр. 56 упр.2,3.

§16 прочитать

18.

Решение задач.

1 час

К.у

Решение задач и упражнений с использованием характеристик:

  • количество вещества
  • молярная масса;
  • молярный объем
  • постоянная Авогадро.
  •  CD: Решение задач самоучитель

Д.У. – производить вычисления по формулам.

см. №/№ 17

Соединения химических элементов (10 часов)

19.

Валент-

ность.

1 час

К.у

Понятия о химической номенклатуре бинарных соединений.

Д.З. – понятия валентности;

Д.У. – определять валентность в бинарных соединений;

- составлять формулы по валентности;

- называть бинарные соединения.

Стр. 63 упр. 1,2

§ 17 стр.63 упр. 1,2

20.

Оксиды.

1 час

К.у

Составление формул оксидов, их названия; представители оксидов.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

Оксиды, Основания, кислоты, соли.

Д.З. – понятия оксиды

Д.У. – определять принадлежность вещества к классу оксидов давать названия оксидам

стр. 66 упр.1

§18 прочитать

упр.1,2 образцы оксидов.

21.

Основа-

ния.

1 час

К.у

Состав, названия и классификация оснований,  основные представители оснований (NaOH, KOH, Ca (OH)2). Индикаторы и качественные реакции.

CD:Кирилл и Мефодий/Химия-нерг.химия-химия элементов и их соединений-основные классы неорг.в-в

Д.З. – понятия; основания, гидроксогруппа, гидроксид-ион, щелочность, индикаторы качественные реакции.

- названия классификацию оснований

- основных представители щелочей

- основные индикаторы и изменения окрашивания в щелочной среде.

- основные свойства NaОН, KOH, Ca (OH)2  и их использование.

Д.У. – определять принадлежность веществ к классу оснований

- называть основания по их формуле

- составлять формулы оснований.

Образцы щелочей  и

 нерастворимых  

оснований. Изменение

 окраски индикаторов

в щелочной среде.

Стр 64. таблица 4.

§19, выучить, выписать

свойства и применение:

 КОН, NaOH, Ca (OH)2?

 Стр 69 упр 2-4

22.

Кислоты.

1 час

К.у

Состав, названия и классификации кислот, характеристика представителей кислот H2SO4, H2CO3, H2SO3

Давать характеристику кислот по плану

см №/№ 1

стр. 73 упр 1-4

§20, выучить формулы

и названия кислот

стр.73 упр.1,3,4.

23-24.

Соли.

2 часа

К.у

Состав и название солей, растворимость солей.

Д.З. – название солей, составлять классификацию по их растворимости  в воде

Д.У. – называть соли по их химической формуле

- составлять  формулы солей

- определять принадлежность к классу солей.

Стр. 77 упр 1,2

§21, выучить названия

 кислотных остатков

стр. 77, упр. 1-3

25.

Обобщение и повторение.

1 час

Об

CD:Вирт. Лаб Д. кач. Р-ции на к-ты, щелочи, СО2. Л.р №6

26.

Кристаллические решетки.

1 час

К.у

Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Связь типов кристаллических решеток с видом химической связи. Характерные свойства вещества с определенном типом кристаллической решетки.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

Стр-ие в-ва.

Кристаллические в-ва

Ионы, кр.решетки

Атомы

Ме

Молекулярные кр.решетки. CD:Кирилл и Мефодий/химия-неорг.химия-строение в-в-кр.решетки.

Д.З. – типы кристаллических решеток.

Д.У.- объяснять зависимость между свойствами веществ и типом кристаллических решеток

- приводить примеры веществ с разными типами кристаллических решеток.

Назовите типы кристаллических решеток. Какие свойства характерны для веществ с разными типами кристаллических решеток? Охарактеризуйте каждый тип кристаллической решетки.

§22

27-28.

Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Решение задач.

2 часа

К.у

Понятия о чистом веществе и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Понятие о доле компонента смеси. Расчет и решение задач массы или объема веществ в  смеси по его доле.

CD:Вирт. Лаб Перв.хим. понятия/В-ва

Состав смесей

Фильтрование

Выпаривание

Кристаллизация

Дистилляция

Отстаивание

Д.З. – отличие чистого вещества от смеси

  • примеры жидких, твердых и газообразных смесей

понятия;

массовая и объемная доля компонента веществ в смеси.

Формулы для вычисления  w и φ

Д.У. – производить расчеты, связанные с использованием понятий «массовая и объемная доля».

Стр. 84 упр 1

стр. 86 упр 1,2,3

§23-24 прочитать

 выучить формулы

стр. 86 упр 1-4.

Изменения, происходящие с веществами (12 часов)

29.

Физические явления в химии. Способы  разделения смесей.

1 час

К.у

Физические явления в химии. Способы очистки веществ: дистилляция, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, очистка питьевой воды.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Изменения, происходящие с в-ми/

Физ. И хим. Явления

Д.З. – сущность физических явлений

- способы очистки и разделение смесей

- способы очистки питьевой воды.

Д.У. – предлагать способы очистки  веществ разделение смеси.

Стр. 84 упр.4

стр.92 упр. 3,4,6

Л. Фильтрование,

дистилляция,

выпаривание,

хроматография,

отстаивание,

разделительная воронка.

§25 стр.92, упр. 3,4,6

30.

Практическая работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

1 час

П.Р

Виртуальная лаборатория.

Л.р №1. химическая посуда ТБ.лаб.раб-оборудование лаборатории. Л.р №1,2,3,4,5

Соблюдение правил Т.Б.. Правила работы с лабораторным оборудованием

Применение приемов обращение на практике составлении отчета о проделанной работе.

Работа №1

Оформление работ в

 тетради

31.

Практическая работа №2 «Очистка поваренной  соли».

1 час

П.Р

CD:Кирилл и Мефодий/Техника химического эксперемента.

Составление плана по очистке соли.

Проведение эксперимента с применением различных способов разделения смесей.

32.

Химические реакции

1 час

К.у

Признаки протекания химических реакций. Эндотермические и экзотермические реакции.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Изменения, происходящие с в-ми/

Хим. Р-ции

CD:Открытая химия. 1.5 химические р-ции.

Д.З. – признаки и условия протекания химических реакций.

- понятия: - эндо и экзо термические реакции.

Стр. 94 упр. 1,2.3

§26 прочитать выучить

 признаки химических

реакций.

Л. «Признаки химических

реакций»

33.

Практическая работа №3 «Признаки химических реакций»

1 час

П.Р

CD:Вирт. Лаб Д. физ. и хим. Явления

см. №/№ 31

Работа №4

34.

Химичес-

кие уравнения.

1 час

К.у

Открытие и утверждение закона сохранения массы веществ. Химические уравнения как условная запись составление химических реакций.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Изменения, происходящие с в-ми/

З-н сохранение массы

Хим.уравнения

Д.З. – формулировку закона сохранения массы веществ

- роль Ломоносова и Дальтона в утверждении закона сохранения массы веществ.

Д.У – составлять уравнения химических реакций.

Стр.99 упр 1,2 а,б,г

§27 до стр 98

35-36.

Типы химических реакций.

2 часа

К.у

Классификация химических реакций по числу и составу реагентов и продуктов.

Р-ции: соединения, разложения, замещения, обмена CD:»Просвещение» Химия 8 класс. Таблица - типы химических реакций.

Д.З. – типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.

Д.У. – определять тип химических реакций.

Стр. 99 упр 2,3

§27 до конца.

Выучить типы

 химических реакций.

Провести химическую р-цию между уксусной кислотой и содой.

37-38.

Расчеты по химическим уравнениям.

2 часа

К.у

 Нахождение количества вещества,  массы и объема продукта реакции по n, m, v исходного вещества

. CD: Решение задач самоучитель

39.

Обобщение и подготовка к контрольной работе.

1 час

Об

40.

Контрольная работа №2

1 час

К.Р

Скорость химических реакций (3 часа)

41.

Анализ контрольной работы.

Скорость химических реакций.

1 час

К.у

Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости от различных факторов. Катализаторы.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Скорость хим. Р-ций.хим равновесие/

Скорость хим. Р-ций и конц. Реаг.в-в, темп., давление,и т.д

Д.З. – понятия: скорость химических реакций, катализаторы. Зависимость скорости от различных факторов.

Д.У. – называть факторы, влияющие на скорость реакции.

Стр. 120 упр.1

стр.124 упр. 1,7

стр. 127 упр. 5,6

Л. Взаимодействие

гранулярного Zn  и порошка

с НСL при разной t.

§29-31 прочитать

42.

Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесия.

1 час

К.у

Понятие об обратимости химических реакций. Условия и протекания необратимых реакций. Химическое равновесие.

CD:Вирт. Лаб Обратимые и необратимые р-ции

Хим.равнивесие

Конц в-в,темп.,давление и хим. Равновесие

Д.З. – понятия: обратимые и необратимые реакции химическое равновесия

Д.У.- определять обратимые и необратимые реакции.

Стр. 130 упр.2

 §32, §33 до стр. 31

Л. Необратимые

 реакции  с образованием

 газа, осадка.

43.

Способы смещения химического равновесия.

1 час

К.у

Принципы Ле-Шателье. Способы смещения химического равновесие.

CD:Вирт. Лаб Д. Зависимость скорости р-ции Zn в HCl от конц. и темп.

Кат. Р-ции

Обратимые р-ции и смещение хим.равновесия. Л.р №1

Д.З. – принципы Ле-Шателье

- факторы, влияющие на равновесие

Д.У. – определять факторы, смещающие равновесие в данной реакции

стр.133 упр 1-6

§33. Выучить принципы

Ле-Шателье стр.133

упр.1-6

Растворы. Растворение (23 часа)

44.

Растворы. Растворимость.

1 час

К.у

Растворы. Гидраты. Тепловые явления при растворении. Теория растворимости. Значение растворов. CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/Р-ие. Р-ры/

Р-ры и их знач

Физ и хим. Теория р-ов

Совр. Теория р-ов

Гидраты и кристаллогидраты

Д.З. – теорию растворов

- типы растворов

- значение растворов

Д.У. – приводить примеры мало и нерастворимых веществ

стр.140 упр. 1,2,4

§34 прочитать

45-46.

Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электрической диссоциации.

2 часа

К.у

Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ с разными типами связи. Основные положения теории электрической диссоциации. Теория растворов электролитов. Степень диссоциации.

CD:Вирт. Лаб Электролиты и неэлектролиты

Механизм электролитической диссоциации

Сильные и слабые электролиты

Д.З. – понятия: электролиты неэлектролиты, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, слабые и сильные электролиты, Теории растворов электролитов.

Д.У. – объяснять механизм диссоциации веществ с различными типами химической связи;

- объяснять причину распада  электролитов на ионы при растворении или расплавление

- приводить примеры электролитов и неэлектролитов

- изображать схемы диссоциации веществ с различным типом связи.

стр. 146 упр.1,2,7

Назвать основные положения теории  электролитической диссоциации.

Л. Испытание веществ

 и их растворение,

 электропроводность.

§35-36

стр.146 упр. 1,2,5,7.

47.

Основные классы электролитов.                                                                                        

1 час

К.у

Основные классы электролитов. Определение  кислот, оснований, солей с позиции теории электролитической диссоциации.

Д.З. – определение кислот, оснований, солей с позиции теории электролитической диссоциации.

Д.У. – записывать уравнения диссоциации  кислот, солей, оснований.

стр. 151 упр 4,5

§35. Выучить

Определения. Упр. 4,5

48-49.

Ионные уравнения

2 часа

К.у

Реакции обмена идущие до конца. Молекулярные полные и сокращенные уравнения реакций. Реакции нейтрализации.

CD:Вирт. Лаб. Кол-ция/Перв.хим. понятия/Классы неорг. Соед

Р-ции ионног обмена

Табл/ р-ти к-т, оснований и солей в воде  

Д.З. – условия реакции ионного обмена.

Д.У. -  составлять уравнения ионного обмена в молекулярном полном и сокращенном виде.

стр.154 упр 1-5

§37

стр.154

упр.1-5

50-51.

Кислоты.

2 часа

К.у

Физические и химические свойства кислот. Условия протекания реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Реакции нейтрализации.

CD:Вирт. Лаб К-ты

Вз-ие к-т с основаниями, с оксидами Ме, с солями, с Ме

Табл/Кислотно-основные индикаторы.Названия важнейших  к-т и солей

Д.З. – группы кислот по основным признакам классификация.

- типичные свойства кислот

- условия протекания реакций, в которых вступают кислоты.

Д.У. – составлять уравнения реакций отражающих свойства кислот.

Давать характеристику кислот используя различную классификацию. Использовать ряд напряжений металлов.

стр. 158 упр 2,4,6

§38 стр.158

упр. 2,4

Л. Реакции характерные

для кислот (на примере НСL)

52-53.

Основания

2 часа

К.у

Диссоциация растворимых оснований. Классификация оснований. Физические и химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.

CD:Вирт. Лаб Типичные свойства оснований, взаимодействие оснований с к-ми ,с оксидами неМе, разложение оснований Табл/ см. выше

см №/№ 50-51

стр.161 упр.2,3

Л.Реакции характерные

 для щелочей и

нерастворимых

оснований

§39.

54-55.

Оксиды.

2 часа

К.у

Классификация оксидов.  Типичные реакции основных и кислотных оксидов.

CD:Вирт. Лаб Вз-ие оксидов с к-ми и основными оксидами, со щелочами, с водой, с к-ми

см. выше

стр.164 упр. 1,2,3

§40 стр.164 упр.1-3

Л. Реакция СаО и СО2

56-57.

Соли.

2 часа

К.у

Средние, кислые, основные соли. Химические свойства солей. Ряд напряжений металлов.

CD:Вирт. Лаб Вз-ие солей с к-ми, со щелочами, с Ме, с солями.

Табл/ см.выше

 см. выше

стр. 168 упр.1,2

Л. Химические

свойства солей

§41 стр. 168

упр. 1-2

58-59.

Генетическая связь между классами веществ

2 часа

К.у

Понятие о генетической связи и о генетических рядах.

CD:Вирт. Лаб Кол-ция/Перв.хим. понятия/генетич.св. м-у классами в-в

Генетич. Ряд Ме

Д.З. – понятия: генетический ряд Ме, НеМе, генетическая связь между классами веществ.

Д.У. – составлять генетический ряд Ме и НеМе подтверждать генетические ряды уравнением реакций.

стр. 171 упр. 2

Составьте генетический  ряд Na и С, P и Са

§42 стр. 171 упр 1-4

60.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

1 час

Об

Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений.

 

61.

Практическая работа №4. Ионные реакции. (Качественные реакции на ионы).

1 час

П.Р

Ионные реакции. Обнаружение: SO42-; CL-; CO32-; Na+; K+; Ba2+; Ag+; Cu2+; PO43-

CD:Вирт. Лаб Л.р 4.2

Научится определять с помощью качественных реакций ионы в растворах.

С помощью каких характерных кач-ых реакций можно доказать наличие в растворе ионов.

Оформление работы

в тетрадь

62.

Практическая работа №5

Решение экспериментальных задач

1 час

П.Р

Доказать с помощью качественных реакций на ионы. Состав Na2CO3; BaCL2; CuSO4; K3PO4.

см №/№ 61

63.

Подготовка к контрольной работе.

1 час

К.у

64.

Контрольная работа №3

1 час

КР

65-66.

Анализ контрольной работы.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления.

2 часа

К.у

Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса.

Д.З. – понятия: степень окисления, процессы окисления и восстановления окислительно-восстановительной реакции. Метод электронного баланса.  Восстановители и окислители.

Д.У. – определять степень окисления элементов. Применять метод электронного баланса для раставления коэффициентов в ОВР. Определять ОВР.

стр. 63 упр.2. Определять С.О. в соединениях стр. 176. упр. 1,3.

§43, §17 стр. 176

 упр. 1-3, 5-8

67-68

Резервное время (2 часа)


Приложение №1

Урок № 30

Тема урока: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».

Цель урока: Уч-ся должны знать: названия приборов, правила Т.Б., правила работы с лабораторным оборудованием.

                                 Уч-ся должны уметь: применять приемы обращения на практике.         Составлять отчет о проделанной работе.

Оборудование: лабораторный штатив, спиртовка, спички, спирт, химическая посуда (пробирка, стакан и стеклянная палочка, колба, хим.воронка, фарфоровая чашка), фильтр; компьютер, экран.

Тип урока: лабораторная работа.

Ход урока:

Деятельность уч-ля и уч-ся

Содержание урока

Вступительное слово учителя

Ученики читают карту-инструкцию по ТБ

Учитель

Работа в тетради

Учитель

Ученик А. собирает разобранный штатив.Уч-ик Б.укрепляет в лапку пробирку в верт. Положении, отверстием вверх. Уч-ик В. На одно кольцо штатива необходимо положить сетку, на нее поставить стакан. На 2-ое кольцо установить фарф.чашку без сетки.

Уч-ль

Компьютерная модель (СD: виртуальная лаборатория)

Учитель: потренируйтесь зажигать спиртовку

Уч-ки: 3 зоны

Зарисовать рис.30.стр107.

Уч-ль

Рис.31(в) стр108.

Рис.31 (б) стр108.

Уч-ки и Уч-ль

Учитель пишет на доске

«Химик требуется не такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов.» Слово о пользе химии 1751г».

Кабинет химии необычный кабинет. Значит и требования к вам будут особенные.

ПО ходу урока ,мы с вами будем заполнять таблицу

Лаб.оборудование

Назначение

рисунок

1.Штатив

2.Спиртовка

3.Пробирка

4.колба

5.стакан

6.Хим.воронка

7.Фарф.чашка  

Укрепление лаб.оборудования

Нагревание

Для различных химических операций(перемешивание)

Переливание из широкогорлой посуду в сосуд с узким горлом

Выпаривание

Рис 28.стр.106(учебник)

Рис.29.стр.107

Рис.31.стр108(а,б,в.)

Рис.33.стр109.

Рис.35.стр110

В процессе выполнения практических работ в химической лаборатории используются лаб.штатив и нагревательные приборы.

Рассмотрим устройство лаб.штатива.

Штатив служит для укрепления частей хим.установок.

Состоит из массивной чугунной подставки, в которую ввинчен стержень. На стержне при помощи муфт укрепляют лапку и кольца.

Многие хим. процессы могут быть ускорены нагреванием. Нагревательные приборы разделяются на электрические (печи, плитки) или горелки - спиртовые, бензиновые и газовые. В школьной хим. лаборатории применяют спиртовку.

Рассмотрим строение спиртовки.

Спиртовка состоит из сосуда (резервуара), в который налит спирт, фитиля, укрепленного в металлической трубке с диском и колпачка.

Основные правила обращения со спиртовкой:

1.Сначала необходимо снять колпачок

2.Зажечь спичку и поднести к спиртовки

3.Погасить спиртовку, только накрывая пламя колпачком или крышкой.

Источником теплоты является пламя, чтобы рационально использовать топливо (спирт) нужно знать строение пламени.

Рассмотрите  пламя. Сколько зон можно выделить?

Пламя имеет 3 зоны:

1Темная зона - находится в нижней части пламени - негорячая.

2За ней самая яркая часть – менее горячая.

3Вверхней трети пламени спиртовки – самая горячая.

Какой частью пламени следует пользоваться при нагревании?

Верхней трети пламени спиртовки.

Итак функция спиртовки – нагревание.

Большинство опытов проводят в стеклянной посуде: пробирках, хим.стаканах, колбах. Во время опыта в них приходится перемешивать содержимое.

Пробирка необходима для проведения большинства простейших опытов. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).

Колба служит для проведения разнообразных хим.операций при нагревании.

В колбе перемешивают круговыми движениями.

Стакан с носиком служит для хранения жидких твердых веществ. В стакане перемешивают стеклянной палочкой с резиновым наконечником (зачем?)

Для переливания из широкогорлой посуды в сосуд с узким горлом применяют воронку.

Воронки используют и для фильтрования. В этом случае в воронку вкладывают бумажный фильтр. Изготовление фильтра.

Для выпаривания используются фарфоровые чашки. Выпаривание применяют, когда нужно выделить растворенное вещество из раствора.

Вывод: С каким лабораторным оборудованием вы познакомились на этом уроке? Чему вы научились на этом уроке?

Произносят клятву химика

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать.

Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

 Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории

Карта-инструкция

1.Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. Не берите для         опыта больше вещества, чем это необходимо.

2.Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай.

3.Не пробуйте вещества на вкус.

4.Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой. Наливайте жидкость и насыпайте твердые вещества в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирке дно и не имеет ли она трещин.

5.При выяснении запаха веществ не подносите сосуд близко к лицу, ибо вдыхание паров и газов может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.(см.рис.)

6.Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый

конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей.

Произведите опыты только над столом.

7.В случае ожога, пореза или попадание едкой и горячей жидкости

на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.

8.Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать

9.Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются

для выполнения опыта. Работайте спокойно, без суетливости,

 не мешая соседям.

10.Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями.

11.Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

Приложение №2

Урок № 35

Тема урока: "Типы химических реакций". 

Цель урока: Учащиеся должны знать: типы химических реакций:                                  соединения, разложения, замещения, обмена.

                       Учащиеся должны уметь: определять тип химических реакций.

Задачи: 

Образовательные - развить навыки самостоятельной работы, умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, указывать типы реакций, делать выводы и обобщения.

Развивающие - развить речевые навыки, способности к анализу; развитие познавательных способностей, мышления, внимания, умения использовать изученный материал для познания нового.

Воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств – коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Оборудование: Электронное пособие по химии 8класс «Просвещение». Таблица «типы химических реакций»; набор соответствующих реактивов, пробирки, спиртовка и т.п.

Тип урока: обобщения.

Ход урока:

  1. Мотивационный этап

 Эпиграф.

Без химических реакций невозможна жизнь и все многообразие веществ.

Учитель.

Как вы думаете – почему мы дышим? Чем мы дышим? Для чего нам нужен кислород?

Что происходит с кислородом в нашем организме? Наш организм представляет собой огромный химический завод. Для протекания химических реакций в каждой клеточке нашего организма необходим кислород. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия (экзотермические реакции), необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни.

Поэтому подходит ли эпиграф к нашему уроку? Да, действительно, без химических реакций невозможна жизнь.

Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций необходимо знать типы химических реакций.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Что такое химическая реакция? Явление, в ходе которого из одних веществ (реагентов) получаются другие (продукты реакции). В чем заключается сущность химической реакции? Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.

Давайте вместе посмотрим на проведение химической реакции меди с серой в лабораторных условиях (демонстрация опыта).

Итак, каковы условия данной реакции? Нагревание. Каковы признаки реакции? Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Сколько образовалось?

А теперь посмотрим комментарий этой реакции на микроуровне (демонстрация электронного пособия по этой реакции- анимация атомов). Разрушились ли атомы в ходе химической реакции? Нет, в чем и заключается сущность химической реакции.

К доске вызвать желающего – записать уравнение реакции.

По каким признакам можно классифицировать химические реакции? По выделению или поглощению теплоты, по изменению числа исходных и конечных веществ (соединение, разложение, замещение и обмен) и т.д

Итак, любую химическую реакцию можно записать на бумаге, на доске. Каким образом? С помощью уравнений химический реакций (условная запись химических реакций с помощью химических формул и математических знаков). Но не зная формулу вещества, невозможно правильно составить уравнение химической реакции. Поэтому давайте проведем небольшой химический диктант.

Химический диктант ( 2 варианта). 

Кислота, которая вырабатывается во время принятия пищи. Способствует пищеварению (ферменты). HCl

Основное вещество мела, известняка, мрамора. СаСО3 

Едкий натр. Мылкое на ощупь, входит в состав мыла. Разъедает кожу, ткани.NaOH

Оксид водорода, самый распространенный оксид. Н2О

Молекулярный кислород, поддерживающий дыхание и горение. О2 

Калийная селитра. Минеральное удобрение, избыток которого в овощах и фруктах вредит здоровью. КNO3 

Пищевая соль. NaCl

Отработанный газ, который мы выдыхаем (все живое). СО2 

Входит в состав кремнезема, горного хрусталя, стекла. SiO2 

Активное вещество йодомарина. Иодид калия. КI  

3. Самостоятельная работа по группам.

Класс разбиваю на 4 группы: 1 группа – лабораторный опыт по реакции соединения, 2 группа – лабораторный опыт по реакции замещения, 3 группа – лабораторный опыт по реакции разложения, 4 группа – лабораторный опыт по реакции обмена.

Результаты работы оформляют в виде таблицы:

Исходные вещества

Условия реакции

Признаки реакции

Уравнение химической реакции

Тип реакции. Вывод

 

 

 

 

 

По одному человеку от группы отчитываются. Записывают на доске уравнения реакций с комментарием.

Дополнительное задание: решение расчетной задачи или генетической цепочки. Если делать генетическую цепочку, то определить тип каждой реакции в цепочке.

4. Проверка результатов. Обсуждение. Коррекция.

В результате проверки самостоятельной работы учащиеся оценивают друг друга. За активное участие тоже выставляется дополнительная оценка учителя.

5. Домашнее задание.

Провести химическую реакцию с уксусной кислотой (СН3СООН) и содой (Na2СО3). Результат также оформить в виде таблицы. См. выше.

6. Выводы и итоги урока.

Итак, добились ли мы цели урока? Что мы узнали?

По изменению числа реагентов и продуктов реакции бывают реакции разложения, соединения, замещения и обмена. А по выделяемой и поглощаемой теплоте - экзо-, эндотермические. Таким образом, среди множества классификаций безумного количества химических реакций мы сегодня обобщили классификацию по изменению числа реагентов и продуктов реакции.

Приложение №3

Урок №50

Тема: Кислоты.

Цель: Учащиеся должны знать: группы кислот по основным признакам классификации; типичные свойства кислот; условия протекания реакций, в которых вступают кислоты;

          Учащиеся должны уметь: составлять уравнения реакций, отражающих свойства кислот; давать характеристику кислот, используя различные классификации; использовать ряд напряжений металлов

Задачи:

Образовательная: Знать состав кислот, определения, составлять уравнения химических реакций;

Развивающая: Развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения. Формировать умение работать в коллективе, где развиваются доброжелательность и требовательность к себе и своему товарищу.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование и реактивы: Соляная кислота, цинк, медь, оксид меди, гидроксид натрия, растворы индикаторов (лакмус, метилоранжевый, фенолфталеин).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Сегодня переходим к изучению нового класса неорганических веществ, который называется кислоты.

Цель нашего сегодняшнего урока – изучить классификацию, состав и химические свойства кислот.

II. Изучение новой темы.

Учитель: В предыдущих параграфах мы с вами неоднократно сталкивались с тем или иным использованием кислот. Упоминались серная, соляная кислоты. С некоторыми кислотами мы встречаемся в повседневной жизни, может кто-то знает эти кислоты?

Ученик: Лимонная, яблочная, уксусная, молочная.

Учитель: Сейчас, послушав сообщения ваших одноклассников, узнаем, где содержатся кислоты и какую роль они выполняют. А в тетради сделаем небольшую схему. Напишите слово “Кислота” и от него несколько стрелок


И по ходу сообщения запишите, где содержатся кислоты (сообщения 1 и 2).

Теперь давайте проверим, что же у нас получилось (дети перечисляют, на доске отмечаем).

Молодцы! А сейчас откройте учебник на странице 157, таблица “Классификация кислот”. В таблице приведены те неорганические кислоты, с которыми мы должны познакомиться.

Что общего в формуле всех кислот?

Ученик: Во всех кислотах содержатся атом водорода, и стоит он на первом месте.

Учитель: Правильно. Давайте вспомним, с помощью каких веществ мы получали водород и напишем уравнение реакции на доске.

Ученик:

Учитель: А что происходило с атомом водорода в молекуле кислоты?

Ученик: Цинк вытеснял атом водорода из молекулы.

Учитель: На основании этого свойства давайте попробуем дать определение кислотам.

Ученик: Кислоты – это сложные вещества, имеющие в своем составе водород, способный замещаться на металл.

Учитель: Запишите определение в тетрадь. Действительно, если от молекулы кислоты убрать водород, то остается атом или группа атомов, которая называется кислотным остатком.

А теперь вернемся к нашей таблице. Мы определили, что общее между всеми кислотами – это наличие водорода.

А чем же они отличаются?

Ученик: Количеством атомов водорода и содержанием кислорода.

Учитель: Правильно! Есть кислоты, которые содержат кислород – их называют кислородосодержащие и без кислорода – бескислородные.

Какие это? (формулы)


 

 

А по количеству атомов водорода кислоты делятся на следующие группы:

У меня на доске написаны формулы кислот с валентностями кислотных остатков

Как вы думаете, каким образом я определила её? (числом атомов водорода).

Правильно, по числу атомов водорода определяется валентность кислотного остатка.

Какие это?

Мы рассмотрели классификацию кислот.

Как вы думаете, почему кислоты получили такое название?

Ученик: Потому, что они кислые.

Учитель: Правильно. Само название “кислота” показывает, что все кислоты имеют кислый вкус. Было время, когда единственным средством определения веществ были органы чувств. Постепенно химики научились распознавать кислоты, а как - об этом нам расскажет … (3 сообщение).

А сейчас мы, как настоящие химики, с помощью индикатора распознаем кислоту и изучим их химические свойства.

У нас на столах имеются лотки с необходимыми реактивами, не забывайте о правилах техники безопасности.

1. Действие индикатора.

В пробирку с соляной кислотой добавьте несколько капель лакмуса. Что происходит? (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)

2. Взаимодействие с металлами.

В одну пробирку с соляной кислотой добавьте цинк, (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)

Что происходит?

Напишите уравнение химической реакции

3. Взаимодействие с основными оксидами.

В пробирку с соляной кислотой добавьте оксид меди. Перемешайте стеклянной палочкой, (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)

Что происходит?

Напишите уравнение химической реакции

4.Взаимодействие с гидроксидами металлов.

В пробирку с гидроксидом натрия (малиновый) добавьте соляной кислоты.

Что происходит? (демонстрация электронного пособия виртуальная лаборатория)

Молодцы! Подведем итог.

 

III. Закрепление.

 Вы должны были написать уравнения химических реакций.

Теперь проверьте правильность написания их и оцените себя (доска) по следующим параметрам:

мне было легко (нет ошибок);

я затруднялся (1 ошибка);

мне было трудно (2 и более).

IV. Итог урока.

Отсюда вам следующее домашнее задание:

кому было легко - &38, упражнение 4,3;

затруднялся - & 38, упражнение 1,2;

трудно – конспект урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования информационных технологий на уроках химии в школе

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использо...

Использование информационных технологий на уроках химии

Применение компьютера на различных этапах урока химии...

Информационные технологии на уроках химии и биологии

Отчет по самообразованиюучителя биологии и химии Кузнецовой О.А.за 2012-2013г....

Использование информационных технологий на уроках химии.

Использование информационных технологий на уроках химии....

Статья на тему: "Внеклассная работа, как средство повышения интереса к химии".

Статья содержит занимательную игру по химии «Что? Где? Когда?»...