урок по теме:"Азот"
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Кравчина Елена Петровна

урок по теме "Азот" разработан по правилам ФГОС для 9 класса по учебнику О.С. Габриелян, к уроку имеется презентация с заданиями для закрепления темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 34: Азот – простое вещество.

     Проверка домашнего задания: упр. 2, стр. 141  ( 2 мин.)

     Обсуждение результатов практической работы,

План: 1) получение 2)свойства 3) применение

а) Сернистый газ SO2 

     S+O2 = SO2      2 S+3O2→ 2SO2↑+ 2Н2 O

Сернистый газ – бесцветный с характерным запахом, проявляет типичные свойства кислотных оксидов и хорошо растворяется в воде, образуя слабую сернистую кислоту, которая разлагается на исходные вещества: соединения серы 4-х вал. Используют для отбеливания шерсти, шелка, бумаги, а также в качестве консервирующих средств для сохранения свежих плодов и фруктов.

б) Оксид серы 6-ти вал.

SO2+O2 ↔ SO3      

Бесцветная, сильно дымящая на воздухе жидкость, проявляет типичные свойства кислотных оксидов, растворяясь в воде, образуя серную кислоту.

Н2 O+ SO3 = Н2 SO4

Серная кислота – один из важнейших продуктов химической промышленности, используется в различных отраслях народного хозяйства.

     Задачи: научить характеризовать элемент на основании его положения в ПСХЭ, изучить физические и химические свойства азота,  продолжать учиться составлять формулы соединений элемента, характеризовать химические реакции по их признакам, отвечать на поставленные вопросы по изученной теме.

Развитие компетенций:

  1. Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности
  2. Знаниевый компонент: физические и химические свойства простого вещества азота, роль азота в природе
  3. Деятельностный компонент: повторить и закрепить знания учащихся по строению атома и молекулы азота. Изучить физические и химические свойства простого вещества азота. Раскрыть роль азота в природе.

Оборудование:

Кристаллический бихромат аммония, магний, спирт, фарфоровая чашка, спички, ряд ЭО, ПСХЭ.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать: характеризовать элемент на основании его положения в ПСХЭ, физические и химические свойства, составлять формулы соединений азота, характеризовать химические реакции по их признакам, отвечать на поставленные вопросы по изученной теме.

Ход урока:

1.Создание успеха (1 мин.) 

Ученики заполняют диагностический лист «Ваше настроение»

Настроение

В начале урока

В конце урока

Восторженное, приятное

Неудовлетворенное,

грустное

Тревожное, напряженное

Упадок, уныние

Цели урока: научить характеризовать элемент на основании его положения в ПСХЭ, изучить физические и химические свойства азота,  продолжать учиться составлять формулы соединений элемента, характеризовать химические реакции по их признакам, отвечать на поставленные вопросы по изученной теме.

2. Актуализация опорных знаний (31мин.)

время

Деятельность учащихся

Методы, средства обучения

Развитие компетенции

8 мин.

Познакомиться с историей открытия – азота,

Узнать о нахождении и роли азота в природе. Стр.144-145 учебника 

Проверить и закрепить знания по умению характеризовать элементы на основе их положения в ПСХЭ,

Метод демократическая беседа.

 Взаимопроверка знаний по заданию (система ученик – ученик)

Знаниевый компанент: характеризовать элемент на основании его положения в ПСХЭ, физические и химические свойства.

Коммуникативная компетенция, устная, речевая.

Мотивационный компонент: потребность в познании, стремление к самовыражению и индивидуальности.

  1. Постановка учебных задач и их решение. Фронтальная работа с классом по заданиям. Задания указаны в презентации.

6 мин.

Составление формул соединений азота, как окислителя и восстановителя , в помощь ПСХЭ

  • Ответы: Li3N, Ca3N2, AlN, H3N
  • N2O, NO, N2O3, NO2, N2O5.

Программа достраивания

Письменная, речевая, коммуникативная компетенция

7 мин.

Изучение физических, химических свойств,

дать полную характеристику реакциям стр.143 учебника

ответы: 

Программа классификации

Анализ, доказательство, причинно-следственные связи.

2мин.

Метод демократическая беседа

Мотивационный компонент: потребность в познании, развитие интереса к веществам необходимым в быту,

Информационная , социальная , устная, речевая, компетенция

8мин.

Взаимопроверка знаний по заданию (система ученик – ученик)

  • O2    1, 2, 4, 5, 7, 8, 10.              « 5 »
  • N2     1, 2, 3, 5, 6, 9, 10.             « 5 »
  • 1-2 ошибки                                 « 4 »
  • 3-4 ошибки                                 « 3 »
  • 5 ошибок и более                      « 2 »

Программа определения

Знаниевый компанент: знать физические и химические свойства, изученного элемента, его применение и нахождение в природе,

Анализ, доказательство, причинно-следственные связи

4.Подведение итогов, домашнее задание.(6 мин.)

3 мин.

Демонстрационный опыт

3 мин.

  • Параграф №24  
  • Выполнить задания 2,3,4*

  на стр. 146

  • Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе»

План выполнения д/з:

  1. составить 5 уравнений реакций

а)литий, б)вода, в)кислород, г)кислород, д) вода

2.   дать характеристику реакции по плану в тетради.

3.*   Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе»

Метод маленьких проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НЕМЕТАЛЛЫ АЗОТ – простое вещество

Слайд 2

ЦЕЛИ : Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР. Показать значение азота как биогенного элемента.

Слайд 3

ПЛАН УРОКА История открытия Нахождение в природе Строение и свойства атома и молекулы Физические и химические свойства Получение и применение

Слайд 4

ДЕВИЗ УРОКА : «Нет жизни без азота, ибо он является непременной составной частью белков.» Д.Н.Прянишников

Слайд 5

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 1772г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот Д.Резерфорд описал получение и свойства 1787г. Лавуазье предложил название азот – «безжизненный» ( а – нет, зоэ – жизнь ) 1790г. Ж.Шапталь ввел другое название нитрогениум, «рождающий селитру» Многочисленные названия: нечистый газ, удушливый газ, септон, испорченный воздух, огорюченный воздух, селитрород, гнилотвор, смертельный газ, нитроген и др.

Слайд 6

НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ: 1)в свободном состоянии в атмосфере (78%), 2)в связанном состоянии (смотри таблицу) Природная форма Оболочка Земли Соли аммония и азотной кислоты Литосфера, гидросфера Азот Атмосфера Азот и аммиак вулканов Литосфера Соединения в некоторых видах топлива (нефть, уголь) Литосфера Нуклеиновые кислоты, белковые вещества Биосфера

Слайд 7

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА АТОМА 2 период, 5 группа , главная подгруппа Содержит на внешнем энергетическом уровне 5 электронов +7 ) ) 2 5 Окислитель N 0 + 3e -  N -3 * Составьте формулы соединений N с Li, Са, Al . Восстановитель N 0 –1,2,3,4,5e -  N +1 ,N +2 ,N +3 ,N +4 ,N +5 * Составьте формулы оксидов 3 1 2 4

Слайд 8

Проверь себя ! Li 3 N, Ca 3 N 2 , AlN . N 2 O, NO, N 2 O 3 , NO 2 , N 2 O 5 .

Слайд 9

СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ N N N  N СВЯЗЬ : -КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ -ТРОЙНАЯ -ПРОЧНАЯ МОЛЕКУЛА : -ОЧЕНЬ УСТОЙЧИВАЯ -НИЗКАЯ РЕАКЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ 1 3 4 2

Слайд 10

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА. Газ без цвета, запаха и вкуса Плохо растворим в воде Немного легче воздуха В обычных условиях пассивен T º пл.= -210 º С Tº кип.= -196 º С

Слайд 11

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Задание: дать полную характеристику реакциям . Окислительные N 2 0 2N -3 При нагревании с другими металлами (Ca, Al, Fe) При комнатной tº только с Li * При высокой tº , р, kat (Fe, оксиды Al, K) с H 2 Восстановительные N 2 0 2N +2 * При tº электрической дуги (3000 - 4000 º С) с О 2

Слайд 12

ПРОВЕРЬ СЕБЯ ! N 2 +3H 2 2NH 3 +Q Обратимая Соединения Экзотермическая Гомогенная Каталитическая N 2 +O 2 2NO –Q Обратимая Соединения Эндотермическая Гомогенная Некаталитическая

Слайд 13

ПРИМЕНЕНИЕ И ПОЛУЧЕНИЕ Применение Получение аммиака Создание инертной атмосферы Создание низких температур Насыщение поверхности стали для повышения прочности Получение В промышленности – из жидкого воздуха В лаборатории – разложением неустойчивых соединений азота

Слайд 14

Вопросы для самоконтроля выпиши в две строчки ответы ,соотнося их к O 2 или N 2 Газ без цвета , вкуса и запаха Молекула двухатомна Содержание в воздухе 78 % В лаборатории получают разложением KMnO 4 и H 2 O 2 В промышленности – из жидкого воздуха Химически малоактивен Взаимодействует почти со всеми простыми веществами С ним связаны процессы дыхания и фотосинтеза Является составной частью белков Участвует в круговороте веществ в природе

Слайд 15

ПРОВЕРЬ СЕБЯ O 2 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10. « 5 » N 2 1, 2, 3, 5, 6, 9, 10. « 5 » 1-2 ошибки « 4 » 3-4 ошибки « 3 » 5 ошибок и более « 2 »

Слайд 16

«Извержение вулкана» (разложение бихромата аммония) ( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 =Cr 2 O 3 +N 2 ↑+4H 2 O для большего эффекта добавляется Mg

Слайд 17

Домашнее задание Параграф №24 Выполнить задания 2,3,4 * на стр. 146 Составить рассказ на тему: «Путешествие азота в природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Азот"

В презентации отражены строения атома азота, нахождение его в природе, свойства азота и его соединений. Для закрепления материала в презентацию включена проверочная работа...

Методическая разработка урока по теме "Азот"

Этот материал поможет в оригинальной форме провести урок химии в 9 классе по не очень насыщенной интересным химическим материалом теме....

краткий конспект урока по теме "Азот"

Краткий конспеки для подготовки по теме Азот...

Урок по теме "Азот, строение, свойства"

Тип урока изложение нового материала. Урок сопровождается показом слайдов....

Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».

Обобщающий урок по теме «Азот и фосфор».Игра «Счастливый случай».Цель: Повторить сведения о строении и свойствах получении и применении азота,   фосфора и их соединений, привести знания в си...

Презентация к уроку по теме "Азот"

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Азот и его свойства"...

Разработка урока по теме Азот 9 класс

Разработка урока по инновационной технологии АСО...