Альдегиды и карбоновые кислоты
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (10 класс) по теме

Михайлец Светлана Святославна

Материал предназначен для закрепления и обобщения знаний по данному разделу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл альдегиды и карбоновые кислоты22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   VI.  Альдегиды и карбоновые кислоты

Альдегиды.  Кетоны

(3.3)

        Вариант 1.   Назовите   вещества,   формулы   которых:  

                                                               О

                                СН3 – СН2 – С

                        Н

                                                                 О

                                СН3 – СН2 – СН – СН – С  

                                             |       |           Н

                                                        СН3       С2Н5

        2. Напишите уравнения реакций: а) получения уксусного альдегида двумя способами; б) окисления метаналя гидроксидом меди(II). Укажите условия протекания реакций.

        3. Какую массу метанола  можно получить из формальдегида
массой 45 г, если массовая доля выхода составляет 95%?

        Ответ: 45,6 г

        Вариант 2

  1. Назовите вещества, формулы которых:

                                             СН3

        |                          О

                        СН3 — С — СН2 — С

                                                       |                          Н

                                             СН3

                                                                    О

                                СН3 – СН2 – СН – СН – С  

                                                                     Н

        2.        Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения:

СН4 → С2Н2 → СН3 → СОН → С2Н5ОН

        3.        При взаимодействии этанола массой 9,2 г с оксидом меди (II)
получили альдегид, масса которого составила 7,2 г. Рассчитайте
массовую долю выхода альдегида.

        Ответ: 81,8%

        

        Вариант 3

         1. Назовите вещества, формулы которых:

                       О                                                               О

        СН3 – С                                     СН3 – СН – СН – С  

                       Н                                  |         |               Н

                                                         СН3   СН3

По систематической номенклатуре.

        

        2. Какие соединения образуются в результате: а) каталитичекого дегидрирования (окисления) пропанола-1; б) восстановления
метаналя; в) окисления ацетальдегида оксидом серебра? Составьте
уравнения  реакций  и укажите названия образующихся  веществ.

        

        3. Какая масса ацетилена необходима для получения ацетальдегида массой 11 г по реакции Кучерова, если массовая доля выхода альдегида составляет 90%?

        Ответ: 7,22 г

        

        Вариант4

        

        1. Назовите вещества формулы, которых:

                 СН3

                  |             О                                                                 О

        СН3 – С – С                                СН3 – СН2 – СН2 – СН2—С

                  |           Н                                                                 Н

                  СН3

        

        2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

                        CH3Cl → CH3OH → H – COH → CH3OH

        

        3. Какую массу уксусного альдегида можно получить из 11,2 л ацетилена       (н. у.) по реакции Кучерова, если массовая доля выхода альдегида составляет 90%?

        Ответ: 19,8 г

        

Карбоновые кислоты

(3. 4 )

        Вариант 1

        1. Сколько изомерных карбоновых кислот соответствуют формуле С5Н10О2? Напишите их структурные формулы и назовите их по
систематической номенклатуре.

        2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения:

                                 O

        C2 H2  → CH3 – C          → CH3 COOH → CH3COONa → CH3COOH

                                H

        3. Как отражается на реакционной способности карбоновой кислоты введение атомов галогенов в углеводородный радикал? Приведите примеры.

        

        Вариант 2

        1. Напишите  структурные  формулы  следующих  кислот:                        2-метилпропановая кислота; 2,3,4-трихлорбутановая кислота;                        3, 4-диметилгептановая кислота.

        2. Напишите уравнения реакций взаимодействия уксусной  кислоты

 с: а) магнием; б) хлором; в) гидроксидом натрия; г) карбонатом калия. Назовите продукты реакций.

        3. Какая из кислот и почему будет иметь большую степень диссоциации: уксусная, монохлоруксусная или трихлоруксусная? Дайте обоснованный ответ.

        

        Вариант 3

        

        1. Из веществ, формулы которых даны ниже, выпишите отдельно:      а) гомологи; б) изомеры. Под формулами подпишите названия веществ:

        а) СН2 — СН2 — СН2 — СООН              б) СН3

               |                                                       |                O

             СН2                                       CH – C

              |                                                      |                H

              CH3                                               CH3

        в) СН3 — СН2 — СООН                        г) СН3 — СН2 — СН2 — СООН

        д) СН3 – СН – СН2 – СООН      е) СН3 – (СН2)3 – СООН

                       |

                      СН3

        2. Напишите   уравнения   реакций   получения   уксусной   кисло
ты исходя из этана. Назовите все необходимые для этих реакций
неорганические вещества.

        

        3. В   трех   пронумерованных   пробирках   находятся:   этиловый
спирт, муравьиная кислота, уксусная кислота. Как можно распознать эти вещества опытным путем? Напишите уравнения реакций
и опишите предполагаемые наблюдения.

        

        

        Вариант 4

        

        1. Сколько изомерных карбоновых кислот соответствует формуле С4Н8О2? Напишите их структурные формулы и назовите их по
систематической номенклатуре.

        

        2. С какими из перечисленных веществ: цинк, бензол,                 гидроксид кальция, карбонат натрия, оксид магния — будет реагировать муравьиная кислота? Напишите уравнения возможных реакций и назовите их продукты.

        

        3. Какая из кислот будет более сильной: а) хлоруксусная или трихлоруксусная; б) трихлоруксусная или трифторуксусная? Почему?      Ответ иллюстрируйте структурными формулами всех кислот.

Расчетные задачи

        1. Массовые доли углерода, водорода и кислорода в альдегиде
равны соответственно 54,55, 9,09 и 36,36%. Выведите формулу альдегида и вычислите его молярную массу.

        2. Вычислите массу чистой уксусной кислоты, затраченную на
реакцию с раствором гидроксида натрия массой 120 г с массовой
долей щелочи 25%.

        Ответ: 45 г

        3.        Какую массу стеариновой кислоты С17Н35СООН можно получить из жидкого мыла, содержащего стеарат калия массой 96,6 г?
Выход кислоты составляет 75%.

        Ответ: 63,9 г

        4.        Какое    количество    вещества    формальдегида    содержится
в растворе объемом Зли плотностью  1,06 г/мл, массовая доля
СН
2О в котором равна 20%?

        Ответ: 21,2 моль

        5.        При взаимодействии этанола массой 13,8 г с оксидом           меди (II)  массой  28  г  получили  альдегид,   масса  которого  составила
9,24 г. Рассчитайте выход продукта реакции.

        Ответ: 70 %

        6.        Какая масса оксида меди (I) образуется при нагревании раствора этаналя массой 55 г, в котором массовая доля СН3СОН составляет 40%, с гидроксидом меди (II)?

        Ответ: 72 г

        7. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
получить уксусную кислоту, имея в своем распоряжении воду, воздух, уголь и известняк.

        8. Какой объем водорода (н. у.) выделится при взаимодействии
магния массой 8 г с избытком уксусной кислоты?

        Ответ: 7,47 л

        9.        Какая  масса   муравьиной  кислоты  окислилась  аммиачным
раствором оксида серебра, если в результате реакции получено се
ребро количеством вещества 0,1 моль? Какой объем оксида углерода (IV) при этом выделится?

        Ответ: 2,3 г;  1,12 л

        10.        Для нейтрализации 11,40 г столового уксуса понадобилось
18,24 мл водного раствора гидроксида натрия, содержащего в литре 0,5 моль этого основания. Вычислите массовую долю (%) уксусной кислоты в этом образце столового уксуса.

        Ответ: 4,8 %|


        11.        Какой объем формальдегида нужно растворить в воде, чтобы получить 1 л формалина (40%-ный раствор, р=1,11 г/мл, н. у.)?

        Ответ: 331,52 л

        12.        Какой объем уксусной эссенции (р = 1,070 г/мл) надо взять
для    приготовления    столового    уксуса    объемом    200    мл                           (р = 1,007г/мл)? Массовая доля уксусной кислоты в уксусной эссенции
равна 80%, в уксусе — 6%.

        Ответ: 14,1  мл

Генетическая связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами

        Вариант 1

        1. Напишите уравнения  реакций,  с  помощью которых можно
осуществить следующие  превращения:  метан → хлорметан → метанол →        → формальдегид → муравьиная кислота. Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную формулу вещества состава С3Н6О2,
если известно, что его водный раствор изменяет окраску метилового оранжевого в красный цвет, с хлором это вещество образует соединение С
3Н5ClO2, а при нагревании его натриевой соли с гидроксидом натрия образуется этан. Назовите вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений:   бромэтан → этанол → этановая кислота, если бромэтан был взят массой 218 г?

        Вариант 2

        1. Напишите уравнения  реакций,  с помощью которых можно
осуществить следующие превращения:  ацетилен → этилен → этанол →             → ацетальдегид → уксусная кислота. Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную  формулу  вещества состава  С4Н8О,
если известно, что оно взаимодействует с гидроксидом меди (II)
и при окислении образует 2-метилпропановую кислоту. Назовите
вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений:   пропан → 2-хлорпропан → пропанол-2,   если   пропан  был
взят массой 22 г?

        Вариант 3

        1. Напишите уравнения  реакций,  с  помощью  которых можно
осуществить следующие превращения: метан → ацетилен →                                 → уксусный   альдегид → этиловый   спирт → этановая   кислота.                                      Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную формулу вещества состава  С5Н10О,
если известно, что оно присоединяет водород в присутствии катализатора,       а при нагревании со свежеприготовленным гидроксидом меди (II)          образует красный осадок. Назовите вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений: бензол → хлорбензол → фенол, если бензол был взят массой  156 г?

        Вариант 4

        1. Напишите уравнения  реакций,  с  помощью  которых  можно
осуществить следующие  превращения:  метан → формальдегид →
→ метанол → муравьиная кислота → угольная кислота. Укажите условия протекания реакций.

        2. Напишите структурную формулу вещества состава С2Н6О2,
если известно, что оно взаимодействует с натрием с выделением водорода,      а с гидроксидом меди (II) образует вещество ярко-синей окраски.  Назовите вещество.

        3. Какое количество вещества (в молях) и сколько (в граммах)
получится каждого продукта при проведении следующих превращений: хлорметан → метанол → метановая кислота, если хлорметан был взят массой 202 г?

Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты

(экспериментальные и расчетные задачи)

        Пользуясь нижеприведенной таблицей, составьте план решения      задачи 1 своего варианта. Опишите наблюдения и приведите необходимые уравнения реакций.

Реактивы

Проба

№1

№2

№3

?

?

Наблюдения

?

Ответ:

?

?

?

        Вариант 1

        1. В трех сосудах под номерами находятся: этиленгликоль, раствор фенола, раствор уксусной кислоты. Распознайте эти вещества
опытным путем. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. На 200 г муравьиной кислоты подействовали: а) 50 г оксида
натрия; б) 50 г гидроксида натрия. Вычислите, какая масса соли
образовалась в каждом случае.

        Ответ: 109,68 г; 85 г

        Вариант 2

        1. Выданы три пробирки с веществами. В одной — формалин,
в   другой — муравьиная   кислота,   в   третьей — раствор   фенола.
Определите химическим путем, в какой пробирке какое вещество
содержится. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. При действии избытка натрия на 200 г раствора пропилового
спирта в бензоле выделилось 5,6 л водорода (н. у.). Рассчитайте
массовую долю спирта в растворе.

        Ответ: 0,15

Вариант 3

        1. В трех пробирках под номерами находятся: раствор фенола,
этиленгликоль, раствор ацетата натрия. Распознайте эти вещества
опытным путем. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какая масса фенолята натрия образуется при взаимодействии фенола массой 9,4 г с 50 г 12%-ного раствора гидроксида натрия?

        Ответ: 11,6 г

        

Вариант 4

        1. Выданы три колбы с веществами. В одной — раствор глицерина,      в другой — раствор уксусной кислоты, в третьей — формалин. Определите опытным путем, в какой колбе какое вещество содержится. Составьте план решения и опишите наблюдения.

        2. Какую массу уксусного альдегида можно получить при окислении этанола объемом 80 см3 (р = 0,8 г/см3), если массовая доля
его выхода составляет 90%?

Ответ: 55,1  г

        

Итоговая по темам  V, VI

        Вариант 1

        1.        Назовите вещества, формулы которых:     а) СН3 — СН2 — СООН

                   О

        б)  СН3 – СН – СН – СН3      в) СН3 – СН – СН – СН2 – С

        |                |        |        |                  Н

                                ОН       СН3                                      СН3       С2Н5

        2.        Напишите уравнения реакций: а) горения метанола в кислороде;   б) окисления   муравьиного   альдегида   оксидом   серебра;                                      в)        взаимодействия уксусной кислоты с цинком. Назовите продукты
реакций.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения: этилен → ацетилен → бензол → хлорбензол → фенол.

Какая масса бромэтана образуется при взаимодействии этилового спирта массой 92 г с избытком бромводорода? Массовая доля выхода продукта реакции составляет 85%.

        Ответ: 185,3 г

        Вариант 2

        1.        Назовите вещества, формулы которых: а) СНС12 — СООН

                  О

          б) СН2  − ОН                    в) OH3 − СН2 − СН − СН − С

        |        |        |              Н

             СН2 − ОН                                                       СН3     СН3          

        2.Напишите   уравнения   реакций:   а)  взаимодействия   фенола
с натрием; б) восстановления уксусного альдегида; в) взаимодействия муравьиной кислоты с карбонатом натрия. Назовите продукты реакций.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения:  метан → хлорметан → метанол →                 →  формальдегид  →  метанол.

        4. При взаимодействии уксусной кислоты массой 120 г с хлором
получили 170 г хлоруксусной кислоты. Определите массовую долю
выхода продукта реакции (в  %).

        Ответ: 89,95%

        

        

Вариант 3

        1. Назовите вещества, формулы которых:   а) СН3-СН2-СН2-СООН

                                OH

        |

                       CH3        Br        Br

                        |                 O

        б)   CH3 – C – C                                в)

                        |                  H

                       CH3

        |

                                                                                             Br

        2. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия метанола
с хлороводородом; б) окисления уксусного альдегида гидроксидом
меди   (II);   в)  взаимодействия   уксусной   кислоты   с   гидроксидом
бария.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить   следующие    превращения:    этан → хлорэтан → этанол →      → уксусная кислота → ацетат калия.

        4. При восстановлении водородом уксусного альдегида массой
90 г получили 82 г этилового спирта. Определите массовую долю
выхода спирта (в %).

        Ответ: 87,1%

        Вариант 4

        1.        Назовите вещества, формулы которых: а) СС13 — СООН

                                                                                                 CH3

                                                 O                         |    

        б)  CH3 – CH – CH – C               в) CH3 – C – CH3

                          |         |            H        |

                       CH3    CH3                                  OH

        2. Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия глицерина
с натрием; б) восстановления муравьиного альдегида;                             в) взаимодействия  муравьиной кислоты с гидроксидом  кальция.  Назовите продукты реакций.

        3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно
осуществить следующие превращения: метан → ацетилен → уксусный альдегид → уксусная кислота → хлоруксусная кислота.

        4. Какая  масса  фенолята   натрия   может  быть  получена  при
взаимодействии фенола массой 4,7 г с раствором гидроксида натрия, содержащего 2,4 г NaOH?

        Ответ: 5,8 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцикованный контроль качества знаний при изучении тем: "Альдегиды", "Карбоновые кислоты"

Дидактический материал, разработанный мной, для проведения текущего контроля качества знаний обучающихся 10 класса, при прохождении тем: "Альдегиды", "Карбоновые кислоты"...

Подготовка к ЕГЭ. Дидактический материал "Обобщение по альдегидам и карбоновым кислотам""

В ходе повторения и обобщения материала ученики делают отметки в таблице, прописывают все уравнения реакций. Работа выполняется самостоятельно в удобное для ученика время ( в школе и дома). Проверка и...

Игра-расследование по теме "Обобщение знаний о спиртах, альдегидах и карбоновых кислотах" (Органическая химия, 10 класс)

Игровые цели:1. Учащиеся должны расшифровать схему превращения веществ, используя свои знания о спиртах, альдегидах и кислотах;  а также - умения решать задачи на вывод формул органических вещест...

Кислородсодержащие углеводороды. Альдегиды и карбоновые кислоты.

В презентации рассмотрены основные теоретические вопросы по темам Альдегиды, Карбоновые кислоты. Для закрепления материала ученикам предлагаются задания, ссылки на видеофрагменты химических опытов, пр...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Обобщающий тест по теме "Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты"

Тест дает возможность проверить уровень сформированности УУД обучающихся....