интегрированный урок поматематике и химии 9- 11 класс
план-конспект занятия по химии (11 класс) по теме

Дроздова Юлия Анатольевна

Интегрированный урок химии и математики на тему

 « Решение задач на  растворы и смеси »

Учитель математики первой  категории Алибаева Ракша Капасовна

Учитель химии первой категории Дроздова Юлия Анатольевна

Классы:9-11 класс

Предмет(ы):  Алгебра  Химия

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок химии и математики на тему

 « Решение задач на  растворы и смеси »

Учитель математики первой  категории Алибаева Ракша Капасовна

Учитель химии первой категории Дроздова Юлия Анатольевна

Классы:10-11 класс

Предмет(ы):  Алгебра  Химия

Цели урока:

Образовательные: 

1.Актуализировать понятие процента, массовой доли вещества и концентрации вещества.

2.Формировать навыки прикладного использования аппарата систем линейных уравнений.

 3.Выявить уровень овладения учащихся комплексом знаний и умений по решению задач на смеси химическими и математическими      способами.

  4. Рассмотреть алгоритм решения задач на  растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть         биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе

Развивающие:

  1. Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
  2. Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
  3. Умение оценивать собственные возможности.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.

            Задачи урока.

  1. Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация».
  2. Продолжить развивать умения решать задачи, используя алгебраический метод решения.
  3. Воспитывать гордость за свой регион, расширять кругозор учащихся, за счет привлечения материалов национально-регионального компонента
  4. Оборудование урока:
  1. Химические препараты и посуда.
  2. Мультимедиа проектор.
  3. Раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд №1 )

Учитель математики:    Здравствуйте!  Сегодня мы проводим необычный урок 

Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мы с вами увидим, как математические методы решения задач помогают при решении задач по химии.

Учитель математики: Две науки – математика и химия призваны сегодня на урок, чтобы объединить свои усилия в решении задач, встречающихся в КИМ различного уровня: от тематического зачета до ЕГЭ в химии и математике.

Учитель химии: В обыденной жизни, мы сможем применить свои знания по решению подобных задач, разбавляя уксусную эссенцию для домашних заготовок, готовя растворы для полива почв на садовом участке, рассчитывая массу драгоценных металлов в ювелирных украшениях.

Учитель математики: Организация здорового образа жизни заставляет нас чаще заглядывать на упаковки продуктов питания, чтобы увидеть процентное содержание различных веществ. Мы говорим об экологии района, когда видим объемную долю газообразных выбросов предприятий и транспорта. Выпускник школы должен уметь решать расчетные задачи данного типа и применять свои знания в дальнейшей жизни.

Учитель химии  А  чтобы сформулировать тему урока,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

У вас на партах стоят приборы, в которых два различных   традиционных утренних напитка «Кофе». Ребята, ваша задача снять пробу этих напитков и Вы, дорогие, гости, можете попробовать этот напиток

 Ребята, теперь ответьте на следующие вопросы:

  • Скажите что с химической точки зрения представляет приготовленный вами напиток (Растворы). 
  •  Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества).

А теперь познакомьте нас с рецептурой своего напитка  и давайте сравним их с точки зрения растворенного вещества. (2 напиток более насыщенный).

Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещ-ва).

                №1

  • Вода – 75 мл.
  • Кофе растворимый – 2 гр.
  • Сахар песок – 10гр.

     №2

  • Вода – 75 мл.
  • Кофе растворимый – 3 гр.
  • Сахар песок – 15гр.

Предложите ваш напиток для дегустации членам жюри и гостям.

Учитель математики:  А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема урока….  « Решение задач на растворы и сплавы» (учащиеся формулируют сами)

Какова цель нашего урока? (Обобщить знания учащихся по теме « Расчетные задачи с использованием понятия «доля», «процентная концентрация»)

Эпиграф: (Слайд № 2)

 «Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи»                               

                                                                                                                   Антуан де Сент- Экзюпери

Учитель математики: Задачам на растворы  в школьной программе по математике  уделяется очень мало времени, но эти задачи встречаются на экзаменах в 9 и 11 классах. На этом уроке мы посмотрим с вами на задачи с двух точек зрения – с химической и математической, и выясним: как математика помогает в решении химических задач и как химия решает некоторые математические задачи.

Учитель математики: Для урока необходимо повторить некоторые определения .(слайд3), поэтому

Устная разминка: начнем с кроссворда(Слайд № 3)

Кроссворд:

1. Сотая часть числа называется …(процент)
2. Частное двух чисел называют …(отношение)

3. Верное равенство двух отношений называют …(пропорция)

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … (раствор). Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или …(концентрация)

Вырази в процентах числа(Слайд №4 )

А

0,11

0,02

5

0,2

Представь в виде десятичных дробей(Слайд №5 )

А

10%

74%

6%

23%

Найти указанное число процентов от каждого числа в столбце:

 (Слайд № 6)

Найди 1% от

Найди           2%  от

200

10

8

300

Вывод:Как  найти данное число процентов от числа?

-нужно проценты записать десятичной дробью, а затем число умножить на эту десятичную дробь.

Учитель химии Ребята какие примеры растворов из химии вы можете привести .

–– Давайте вспомним из химии понятие «массовая доля растворенного вещества»? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее

 (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).                                                                                                                                                              Учитель химии предлагает решить учащимся задачу: Озерова З и Арастангулова М

Задача   Команды получают образцы горных пород: пирита и бурого железняка.

 Некоторые металлы встречаются в природе в самородном состоянии. Это в основном благородные металлы, например золото. Его извлекают из пород путём механического отделения.  Однако подавляющее большинство металлов в природе находиться в виде соединений. Горную породу, или минерал, содержащий тот или иной металл в концентрации, которая делает экономически выгодным его промышленное получение, называют рудой данного металла.

Для получения металла из руды нужно удалить пустую породу и химическим путём восстановить металл. Эти процессы называют металлургическими. Рудами, содержащими железо, являются пирит (серный колчедан) и красный  железняк. Это  самые богатые железом руды Челябинской области.

Задача №1:

Определите экономическую выгоду от использования железосодержащих руд: пирита и бурого железняка, рассчитав и сравнив массовую долю железа в них.

Ответ в пирите 47%, в железняке 70%

Учитель химии В Челябинской области крупнейшими месторождениями железных руд являются: Магнитогорское, Бакальское, Полетаевское, Каменское и Кусинское.

Высокое качество руд горы Магнитной ставит их на одно из первых мест в мире, а по своим запасам это месторождение совершенно исключительное.

По качеству бакальские руды являются лучшими на Урале, главным образом благодаря ничтожному содержанию в них вредных примесей. Количество железа в товарных рудах колеблется от 50 до 60%, составляя в среднем 52—53%.

Содержание кремнезема равно 9—10%, серы—только сотые доли  процента, редко достигая 0,1%, а фосфора в пределах тысячных доле! процента, редко 0,01— 0,02% и в исключительных случаях 0,03-0,0 5%.

Сообщение о  «МЕчел» и ММК. (Слайд №7-15 )

Учитель математики(Слайд №16 )

Задача №2(решение на местах, Арстангулова –ложка, Власова Стол.ложка, Дроздова нож, Озерова –вилка)

 Определите массу никеля и хрома в столовых приборах, выпускаемых  на ОАО «Мечел»,

 если  массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 18%.

Вес приборов представлен в таблице:

Название прибора

вес

Масса никеля

Масса хрома

1.

Чайная ложка

25г

25*0,1=2,5

25*0,18=4,5

2.

Столовая ложка

55г

55*0,1=5,5

55*0,18=9,9

3.

Нож

60г

60*0,1=6

60*0,18=10,8

4.

Вилка

35г

35*0,1=3,5

35*0,18=6,3

Учитель химии:

Итак, чтобы найти массу вещества в смеси (сплаве), нужно массу смеси(сплава) умножить на долю содержания вещества.

Природа щедро одарила Урал полезными ископаемыми. Только в Челябинской области открыто около 400 месторождений различных металлов и неметаллов.

История их разработки насчитывает века и даже тысячелетия. Повидимому, раньше всего на территории области (3500—4000 лет назад) начали добывать медные руды. Есть целый ряд мест на юге области и в соседних районах Башкортостана и Оренбуржья, где археологами и геологами доказан древний возраст медных рудников.

Самые крупные заводы цветной металлургии это карабашский и кыштымский медеплавильные комбинаты

Сообщение о цветной металлургии Чел. Обл.(Власова А (Слайд №17-23)

Учитель математики: (Слайд №24)

Задача №3:Для изготовления  ювелирной продукции используют  сплав золота с медью.

Определите процентное  содержание(массовую долю)золота  в сплаве, полученном из 1 кг золота  и 715г меди.

Решение(Мадина и Залина)

Алгебраический

химический

w = m (р.в.)/m (р-ра )

(1:1,715) *100%=58%

W=(1000/1715)*100%=58%

Учитель химии:. – На Южном Урале имеются крупные меднорудные районы. Наряду с медью (а также золотом и серебром), руды этих месторождений содержат также цинк. Цинк перерабатывается в Челябинском цинковом заводе

Слайд №25

 «Челябинский цинковый завод», крупнейший российский производитель высококачественного цинка и сплавов на его основе помимо металлов завод выпускает   сернокислотную  продукцию.

Учитель математики: (слайд№26)

Для решения задач на сплавы и растворы существует несколько математических способов, назовите их.

(табличный, блочный(блок-схемы).

Учитель математики: Задача из вариантов ЕГЭ

Решить задачу следующую табличным способом на обратной стороне доски – Озерова З.)

А химический способ решения этой задачи покажет Власова Аня. Остальные на местах самостоятельно решают (Дроздова математическим, Арстангулова химическим)

Задача №4(слайд№27) Определите концентрацию раствора серной  кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50%  растворов.

Алгебраический

химический

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание кислоты (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества(кислоты)

Первый раствор

40%

200г

0,4*0,2=0,08кг

Второй раствор

50%

300г.

0,5*0,3=0,15кг

Получившийся раствор

Х%

500г

0,08+0,15=0,23кг

w = m (р.в.)/m (р-ра )

m (р.в.)= m (р-ра )* w

m1 (р.в.)=200*40/100=80г

m2 (р.в.)=300*50/100=150г

m3 (р.в.)=150+80=230г

m1 (р.-ра.)=300+200=500г

w=230г/500г*100%=46%

Ответ 46%

(0,23/0,5)*100%=46% Ответ 46%

Задача №5: : (Слайд28) Для художественного литья приготовили два слитка серебра с оловом.В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.(Дроздова М-химическим способом, Власова А –математическим, блок-схемой)

Алгебраический

химический

Пусть хг – масса первого сплава. Тогда, (200-х)г – масса второго сплава. Дополним последнюю схему этими выражениями. Получим следующую схему:

w = m (р.в.)/m (р-ра )

m (р.в.)= m (р-ра )* w

Сумма масс меди в двух первых сплавах (то есть слева от знака равенства) равна массе меди в полученном третьем сплаве (справа от знака равенства                  

Решив это уравнение, получаем х=80. При этом значении х выражение

200-х=120. Это означает, что первого сплава надо взять140г, а второго-60г.

Ответ:120г. 80г.

m з(Ag )= (m1 (р-ра )* w)*х+(m2 (р-ра )* w)*(200-х)

0,9х + 0,75(200-х)=162(г)

х=80(г);  200-80=120(г)

Ответ: 120г, 80г.

Учитель математики: Слайд №29

Старинный способ решения задач на смеси, сплавы и растворы. Впервые о нем было упупомянуто в первом печатном учебнике математики Леонтия Магницкого.

Ввиду большой простоты предложенный способ применялся купцами и ремесленниками при решении различных практических задач. Но в задачниках и различных руководствах для мастеров и торговцев никаких обоснований и разъяснений не приводилось. Просто давался рецепт решения: либо, рисовалась схема, либо словесно описывалась последовательность действий — поступай так и получишь ответ. Конечно, существует теория метода, о котором мы с вами говорили на элективном курсе. А сейчас решим задачу этим методом.

Задача ( В13,вариант№3,Лысенко,2013г.). В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? 

Сейчас  я вам предлагаю для самостоятельного решения задачу из Сборника «Подготовка к ЕГЭ по математике,Лысенко , которые встречаются в вариантах ЕГЭ в В13. Решите эту задачу старинным способом

Задача №6 Слайд №30

Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Подведение итогов урока

Учитель химии.

– Посмотрите на содержание всех решенных сегодня задач. Что их объединяет?  (Задачи на растворы.)

– Действительно, во всех задачах фигурируют водные растворы; расчеты связаны с массовой долей растворенного вещества; и если вы обратили внимание, задачи касаются разных сторон нашего быта.

Учитель математики.

– Посмотрите на эти задачи с точки зрения математики. Что их объединяет?  (Задачи на проценты.)

При решении всех этих задач  мы используем правило нахождения процента от числа.

Оценки за урок.

Критерии оценивания: всего было 6 задач: максимальное кол-во заработанных жетонов-6Значит:

5-6 жетонов-«5»

3-4 – «4»

1-2 – «3»

 

Домашнее задание. : (Слайд31)

Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы

из сборника

«МАТЕМАТИКА.  ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2014»

Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова: 

  1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято?
  2. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой 24 кг,  содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску  сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?

Рефлексия

Критерии

Показатели

Знаю и умею – 3 балла

Затрудняюсь – 2 балла

Знаю

– определение процента

– основное свойство пропорции;

определение массовой доли

Умею

– решать задачи на растворы и сплавы старинным способом;

- решать задачи алгебраическим способом

– решать задачи с помощью химических формул;

Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок?

Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения?

Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?

Наш урок подошел к концу.

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Инструкционная карта урока по теме:«Решение задач на смеси и сплавы»

1. Устная разминка: Кроссворд:

1. Сотая часть числа называется
2. Частное двух чисел называют

3. Верное равенство двух отношений называют

4. В химии определение этого понятия звучало бы так: гомогенная смесь, образованная не менее чем двумя компонентами … . Один из которых называется растворителем, а другой растворимым веществом.

5. Отношение массы растворимого вещества к массе раствора называют массовой долей вещества в растворе или


Вырази в процентах числа:

А

0,11

0,02

5

0,2

Представь в виде десятичных дробей:

А

10%

74%

6%

23%

Найти указанное число процентов от каждого числа в столбце:

Найди 1% от

Найди           2%  от

200

10

8

300

0,5

0,8

30

50


2. Основные понятия на уроке:

М – масса раствора

α – концентрация раствора

m – масса основного вещества растворе 

Долей (концентрацией, процентным содержанием) α основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества  m в смеси к общей массе смеси M:

 

Задача №1  Команды получают образцы горных пород: пирита и бурого железняка.

 Некоторые металлы встречаются в природе в самородном состоянии. Это в основном благородные металлы, например золото. Его извлекают из пород путём механического отделения.  Однако подавляющее большинство металлов в природе находиться в виде соединений. Горную породу, или минерал, содержащий тот или иной металл в концентрации, которая делает экономически выгодным его промышленное получение, называют рудой данного металла.

Для получения металла из руды нужно удалить пустую породу и химическим путём восстановить металл. Эти процессы называют металлургическими. Рудами, содержащими железо, являются пирит (серный колчедан) и красный  железняк. Это  самые богатые железом руды Челябинской области.

Задача:

Определите экономическую выгоду от использования железосодержащих руд: пирита и бурого железняка, рассчитав и сравнив массовую долю железа в них.

Сообщение о МЕЧЕЛ(Арстангулова М)

Задача №2(решение на местах, Арстангулова –ложка, Власова Стол.ложка, Дроздова нож, Озерова –вилка)

 Определите массу никеля и хрома

 в столовых приборах, выпускаемых  на ОАО «Мечел»,

 если  массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 18%.

Вес приборов представлен в таблице:

 

Название прибора 

вес 

Масса никеля(г)

Масса хрома(г)

1.

Чайная ложка 

25г 

2. 

Столовая ложка 

55г 

3. 

Нож 

60г 

4. 

Вилка 

35г 

Сообщение о цветной металлургии Чел. Обл.(Власова А

Задача №3:Для изготовления  ювелирной продукции используют  сплав золота с медью.Определите процентное  содержание(массовую долю)золота  в сплаве, полученном из 1 кг золота  и 715г меди.

Решение(Мадина и Залина)у доски

Алгебраический

химический

Учитель математики: Задача из вариантов ЕГЭ

Задача №4:  Для художественного литья приготовили два слитка серебра с оловом.В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.(Дроздова М-химическим способом, Власова А –математическим, блок-схемой)

3.  Табличный способ решения задач на смеси и сплавы

Таблица для решения задач имеет вид.

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание вещества (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание меди (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества

Первый сплав

Второй сплав

Получившийся сплав

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:__________

4. Решение задач с помощью модели-схемы

Для художественного литья приготовили два слитка серебра с оловом.В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.(Дроздова М-химическим способом, Власова А –математическим, блок-схемой)

Решение:

Алгебраический

химический

Рассмотрим решение этой  задачи с помощью следующей модели.  

  1. Над каждым прямоугольником («маленьким») указываем соответствующие компоненты сплава. Удобно сохранять порядок в обозначениях.
  2. Внутри прямоугольников вписываем процентное содержание (или часть) соответствующего компонента. Понятно, что если раствор состоит из двух компонентов, то достаточно указать процентное содержание одного из них. В этом случае процентное содержание второго компонента равно разности 100% и процентного содержания первого.
  3. Под прямоугольником записываем массу (или объем) соответствующего раствор (или компонента).

Решение:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_____________

Задача №4: Определите концентрацию раствора серной  кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50%  растворов.

Алгебраический

химический

Наименование веществ, растворов, смесей, сплавов

% содержание кислоты (доля содержания вещества)

Масса раствора (смеси, сплава)

Масса вещества(кислоты)

Первый раствор

Второй раствор

Получившийся раствор

5. Старинный способ решения задач на смеси и сплавы (диагональная схема, «метод рыбки») 

Теория метода.

М1 – масса первого раствора

α1 концентрация первого раствора

М2 – масса второго раствора

α2 концентрация второго раствора

М1+ М2 – масса конечного раствора

α3 - концентрация конечного раствора

α1 <α3 <α2

m1 = α1 М1  – масса основного вещества в первом растворе

m2 = α2 М2  – масса основного вещества во втором растворе

m3 = α3 (М12) – масса основного вещества в конечном растворе

с другой стороны m3 = m1+ m2, получаем

α3 (М12) = α1 М1  + α2 М2;

α3 М1  + α3 М2 = α1 М1  + α2 М2;

α3 М1  – α1 М1  = α2 М2 – α3 М2;

М1( α3 – α1) = М2( α2 – α3);

Задача№4( В13,вариант№3,Лысенко,2013г.). В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора? 

Решение:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:___6%___________

Задача №5(самостоятельно) Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответ:_______________

6. Дополнительные задачи.

Задача №5. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алибаева Р.К. Дроздова Ю.А. « Решение задач на растворы и смеси » Интегрированный урок химии и математики

Слайд 2

Только из союза двух работающих вместе и при помощи друг друга рождаются великие вещи Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Кроссворд 1. П Р Ц Е Н Т 2. О Т Н Ш Е Н И Е 3. П Р О П Р Ц И Я 4. Р А С Т В Р 5. К Н Ц Е Н Т Р А Ц И Я 3

Слайд 4

Вырази в процентах числа: А 0,11 0,02

Слайд 5

Представь в виде десятичных дробей: А 10% 74%

Слайд 6

Найди 1% от Найди 2% от 200 10 8 300 2 0,2 0,08 6

Слайд 7

Челябинский металлургический комбинат .

Слайд 8

Челябинский металлургический комбинат входит в состав " Стальной группы Мечел ". "Стальная группа Мечел " - одна из ведущих российских компаний в металлургической и горнодобывающей отраслях. Компания объединяет производителей стали, проката, метизной продукции, угля, железорудного концентрата и никеля. Предприятия, контролируемые ОАО "Стальная группы Мечел ", расположены в шести регионах России - Челябинской, Кемеровской, Оренбургской, Иркутской областях, Республиках Башкортостан и Карелия, а также в странах Восточной Европы - Румынии, Хорватии и Литве.

Слайд 9

Строительство комбината. За десять дней до начала Великой Отечественной войны Советом Народных Комиссаров СССР было принято Постановление о строительстве Бакальского металлургического завода (ныне Челябинского металлургического комбината) на Першинской площадке Челябинска. С осени 1941 года на строительную площадку начали прибывать эшелоны с металлургическим оборудованием с Алчевского металлургического завода, подмосковной "Электростали", Запорожья, Липецка, Сталинградского "Красного Октября". Строительство завода началось в марте 1942 года. 1 мая 1942 года был уложен первый кубометр бетона в фундамент будущего электросталеплавильного цеха, а 19 апреля 1943 года первый металл хлынул в разливочный ковш, возвещая о рождении нового завода.

Слайд 10

Производство комбината. Сегодня Челябинский металлургический комбинат - предприятие с полным металлургическим циклом, занимающее шестое место в России по производству металлургической продукции и являющееся крупнейшим в стране производителем специальных сталей и сплавов. Ассортимент производимой им продукции разнообразен: прокат и поковки из углеродистой, конструкционной, инструментальной, подшипниковой, электротехнической и коррозионностойкой стали, прецизионных и жаропрочных сплавов. Комбинат располагает современным оборудованием по производству холоднокатаной листовой нержавеющей стали толщиной 0,5-3,0 мм. В составе Челябинского металлургического комбината имеются все переделы полного металлургического цикла - коксохимический, аглодоменный , сталеплавильный, спецэлекторметаллургии , прокатный, и мощный комплекс инженерных служб.

Слайд 11

ОАО « Мечел »- предприятие специализирующиеся на производстве специальных сталей и сплавов. Производит прокат и поковки из углеродистой, конструкционной, инструментальной, электротехнической и коррозионно-стойкой стали.

Слайд 12

ОАО « Мечел »

Слайд 13

ММК- современное металлургическое предприятие, входящие в число 20 крупнейших сталелитейных компаний мира. ОАО ММК производит самый широкий, на сегодняшний день, сортамент металлопродукции среди предприятий Российской Федерации и стран СНГ.

Слайд 14

ММК : Агрегат непрерывного горячего цинкования мощностью 500 тыс.тонн

Слайд 15

Определите массу никеля и хрома в столовых приборах, выпускаемых на ОАО « Мечел », если массовая доля никеля составляет 10 %, хрома 20%. Вес приборов представлен в таблице: № Название прибора вес Масса никеля(г) Масса хрома (г) 1. Чайная ложка 25г 2. Столовая ложка 55г 3. Нож 60г 4. Вилка 35г № Название прибора вес Масса никеля(г) Масса хрома (г) 1. Чайная ложка 25г 25*0,1=2,5 25*0,2=5 2. Столовая ложка 55г 55*0,1=5,5 55*0,2=11 3. Нож 60г 60*0,1=6 60*0,2=12 4. Вилка 35г 35*0,1=3,5 35*0,2=7

Слайд 16

Кыштымский – медеэлектролитный завод.

Слайд 17

Кыштымский медеэлектролитный завод (КМЭЗ) - старейшее металлургическое предприятие Урала. Основанный Никитой Демидовым в 1757 году, завод многие годы выпускал железо всемирно известной марки "Два соболя". В начале ХХ века завод был перепрофилирован и в 1908 году первым в России приступил к рафинированию меди.

Слайд 18

Производство и оснащение. За годы своего существования завод неоднократно модернизировался, осваивались новые виды продукции, росли объемы ее выпуска. На предприятии, впервые в России, получены: рафинированная медь, сплав Дорэ , селен, теллур, медная электролитическая фольга, внедрена безосновная технология электролитического рафинирования меди и многое другое. Проводит огневое и электролитическое рафинирование черновой меди, переработку медного лома и отходов, содержащих драгоценные металлы. Производит медь и драгоценные металлы (как побочный продукт рафинирования меди).

Слайд 19

На площадях старого медеплавильного цеха путем огневого рафинирования производят медные гранулы, являющиеся сырьем для производства радиаторной ленты. Технология основана на плавлении катодов и лома цветных металлов в отражательной печи и распылении струи меди водой и сжатым воздухом. Печь построена в 1994 году, реконструирована в 1998 году. Емкость печи 20 т. В настоящее время, медную электролитическую радиаторную ленту применяют на девяти крупнейших в СНГ заводах по производству радиаторов (ОАО " Лихославльский радиаторный завод", ОАО " Бугурусланский завод "Радиатор", ОАО "Горьковский автомобильный завод" и т.д .) Освоено производство проволоки медной, круглой электротехнической марки ММ (мягкого состояния). Запущена линия по переработке платино-палладиевых концентратов. Освоено и начато производство аффинированных платины и палладия в порошках .

Слайд 20

Кыштымский медеэлектролитный комбинат производит медь, серебро, селен, порошкообразную платину, медный купорос, сульфат никеля. Медный купорос Медь-катанка Разлив меди

Слайд 21

Разлив серебра на Кыштымском медеплавильном комбинате (масса слитка 28-32 кг)

Слайд 22

Слитки золота массой 11-13,3 кг – продукция Кыштымского Медеэлектролитного комбината

Слайд 23

Для изготовления ювелирной продукции используют сплав золота с медью. Определите процентное содержание (массовую долю) золота в сплаве, полученном из 1 кг золота и 715 г меди.

Слайд 24

Продукция: цинк, кадмий, индий, серная кислота, сульфат цинка . Челябинский электролитный цинковый комбинат

Слайд 25

Решение задачи с помощью таблицы Решение задачи с помощью модели-схемы Старинный метод или метод «рыбки»

Слайд 26

Задача №4: Определите концентрацию раствора серной кислоты, образующейся при сливании 200г 40% и 300г 50% растворов.

Слайд 27

Задача №5 : Для художественного литья приготовили два слитка серебра с медью. В первом слитке 360г серебра и 40г меди, во втором слитке 450г серебра и 150г меди. Сколько взяли от каждого, если масса нового слитка 200г, и в нем содержится 81% серебра.

Слайд 28

Задача№ 4 ( В13,вариант№3,Лысенко ). В ёмкость, содержащую 12кг 8%-ного раствора вещества, добавили 4 кг воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 29

Задача №5(В13, вариант№2, Ф.Ф.Лысенко) Смешали 2 кг 15% водного раствора некоторого вещества с 8 кг 10%-ного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Слайд 30

Домашнее задание Текстовые задачи на смеси, сплавы, растворы из сборника «МАТЕМАТИКА. ПОДГОТОВКА К ЕГЭ-2014» Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова : 1. Смешали 30%-ный раствор соляной кислоты с 10%-ным и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов 10%-го раствора было взято? 2. Имеется кусок сплава меди с оловом общей массой , содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо прибавить к этому куску сплава, чтобы полученный новый сплав содержал 40% меди?

Слайд 31

Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ОБЖ и химии "Вредные вещества на "службе" у человека. "Атмосферный кризис". 8-й класс

Пропедевтические понятия о веществах и их превращениях учащиеся получают в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биология и физика. В...

Интегрированный урок-семинар по химии и биологии в 9 классе "Его величество Железо"

Данное занятие предполагаем предварительную самостоятельную подготовку учащихся в группах.Учебный материал обобщает  и систематизирует знания учащихся по химии и биологии.Содержание занятия предп...

По следам черного золота (интегрированный урок географии и химии в 10 классе)

Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать, может быть, историки назовут нефтяным или пластмассовым на...

Презентация и сценарий интегрированного урока биологии и химии в 5 классе по ФГОС по теме: "Плесневые грибы.Дрожжи"

Представлены презентация,технологическая карта урока, маршрутный лист к уроку....

Интегрированный урок-познание по химии, биологии и географии "Вода- богатство планеты" для учащихся 8 класса.

Интегрированный урок-познание по химии, биологии и георгафии для учащихся 8 класса "Вода-богатство планеты"Цель: обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий по теме -  строение мо...