программа учебной дисциплины "ХИМИЯ" естественнонаучный профиль
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Елена Викторовна  Ворона

программа учебной дисциплины "ХИМИЯ" естественнонаучный профиль для НПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ - №75»

                                                                                                                         Утверждаю:

Директор ГОУ НПО ПЛ-75

Монин В.В._____________

                                                                                           «31»  августа 2012г.

(печать)

 ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ХИМИЯ»

2012


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

 

для профессий начального профессионального образования

 

Составители :  ВОРОНА Е.В, преподаватель химии и биологии , первой квалификационной   категории ,ГБОУ СО НПО ПЛ №75 р.п. Озинки

Рецензенты:



____________________________________________________________________    

(Ф.И.О., с указанием должности и места работы без сокращений)

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «ХИМИЯ » для профессий начального профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО по профессиям НПО (естественнонаучного профиля ) с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО третьего поколения.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по химии на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Химия  изучается как профильный  учебный предмет: при освоении профессий НПО естественнонаучного профиля  

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  2. овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  4. воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основу  программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

  1. материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
  2. причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  3. познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
  4. объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
  5. конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции
  6. законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  7. наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  8. развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Специфика изучения химии при овладении профессиями технического профиля отражена в каждой теме раздела и  в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического и естественнонаучного профилей в учреждениях НПО.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 ХИМИЯ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «ХИМИЯ» является частью общеобразовательной подготовки обучающихся в учреждениях НПО в соответствии с ФГОС по специальности - 260807.01 Повар , кондитер

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Химия » входит в общеобразовательный цикл  и относится к профильным общепрофессиональным дисциплинам.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:

  1. периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений;
  2. химические свойства элементов ряда групп периодической системы
                (в зависимости от направления подготовки);
  3. виды химической связи в различных типах соединений;
  4. химическое равновесие;
  5. свойства важнейших классов неорганических соединений;
  6. основные процессы, протекающие в электрохимических системах;
  7. процессы коррозии и методы борьбы с коррозией;
  8. особые свойства и закономерности поведения дисперсных систем;
  9. правила безопасной работы в химических лабораториях.

-  сущность гидролиза солей;

- основные классы органических соединений, их строение, свойства,  получение и  применение;

-  все виды изомерии.

уметь:

- решать задачи и выполнять упражнения, лабораторные работы и практические задания;

- связывать свойства веществ с их применением;

- раскрывать сущность глобальных проблем человечества и объяснять роль химии в их решении.

Данная программа составлена для студентов 1 и 2 курсов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся - 293  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 195 часов;

Самостоятельная работа – 98 часов ;

Химия

Естественнонаучный профиль НПО

(профильная)

Наименование разделов и тем

Количество

часов

195

1. Органическая химия

103

1.1. Предмет органической химии. Теория строения органических соединений

10

1.2. Предельные углеводороды

9

1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды

9

1.4. Ацетиленовые углеводороды

4

1.5. Ароматические углеводороды

8

1.6. Природные источники углеводородов

5

1.7. Гидроксильные соединения

8

1.8. Альдегиды и кетоны

5

1.9. Карбоновые кислоты и их производные

12

1.10. Углеводы

12

1.11. Амины, аминокислоты, белки

8

1.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения. Нуклеиновые кислоты

6

1.13. Биологически активные соединения

5

2. Общая и неорганическая химия

92

2.1. Химия – наука о веществах

7

2.2. Строение атома

4

2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

3

2.4. Строение вещества

5

2.5. Полимеры

7

2.6. Дисперсные системы

4

2.7. Химические реакции

9

2.8. Растворы

5

2.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы

7

2.10. Классификация веществ. Простые вещества

17

2.11. Основные классы неорганических и органических соединений

8

2.12. Химия элементов

10

2.13. Химия в жизни общества

6

Итого

195


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

293

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

195

в том числе:


Лекции

110

     лабораторные  работы

     практические занятия

79

     контрольные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

98

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников, конспектом лекций;


выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);


подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам

Итоговая аттестация в форме контрольной работы за первый год обучения, и экзамен   по  выбору    за второй год обучения

Перечень лабораторных и практических работ

Наименование лабораторных и практических работ

Количество часов

1

  Лабораторные работы № 1 : Правила безопасной работы в химических лабораториях.

1

2

Практическая работа №1: Валентные  возможности атомов химических элементов .

1

3

     Практическая работа №2:  Химические свойства элементов ряда групп периодической системы.

1

4

Практическая работа №3: Сравнительная характеристика видов связи.  Валентность. Степень окисления.

2

5

Контрольная работа  по теме : «Строение вещества »

2

6

  Лабораторная  работа № 2 : Расчеты концентрации растворов различных соединений. 

2

7

Практическая работа № 4 : Гидролиз солей. Определение рН растворов солей при гидролизе.

2

8

Практическая работа № 5: Решение экспериментальных задач по теме «Вещества и их свойства»

1

9

Лабораторная  работа № 3: Свойства кислот , оснований и солей в свете электролитической диссоциации

1

10

Контрольная работа по теме : «Вещества и их свойства»

2

11

  Практическая работа № 6:  Типы химических  реакций ( модульная программа )

2

12

    Практическая работа № 7 :Составление  ОВР  методом электронного  баланса

2

13

Лабораторная  работа № 4: Кинетика химических процессов. Влияние различных факторов на скорость химических реакций.

1

14

Лабораторная  работа № 5: Химическое равновесие и его смещение.

1

15

Лабораторная  работа № 6: Процессы коррозии и методы борьбы с коррозией.

1

16

Практическая работа № 8: Основы классификации и номенклатуры органических соединений.

1

17

Контрольная работа  по теме : «Углеводороды»

2

18

Практическая работа № 9 : Решение экспериментальных задач  по теме «Кислородсодержащие органические соединения

1

19

Контрольная работа  по теме «Кислородосодержащие вещества»

1

20

Практическая работа № 10:Пептиды и белки. Генетическая связь между основными классами органических соединений.

1

21

Практическая работа № 11: Решение экспериментальных задач по определению волокон

1

22

Практическая работа № 12:  Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ

1

23

Итоговая контрольная работа

2


Всего:

32

Перечень самостоятельных работ

Наименование тем

Виды самостоятельных работ

Количество часов

1

Современные представления о периодичности свойств вещества

Проектно-исследовательская деятельность



2

2

Химические свойства элементов ряда групп периодической системы.

Работа над материалом учебника, конспектом лекций

2

3

Влияние химической связи  на свойства соединений

Выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов

3

4

Решение задач по теме  : «Способы выражения количественного  состава  растворов »

Выполнение индивидуальных заданий

3

5

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Работа над материалом учебника, конспектом лекций

3

6

  Особенности  термодинамики  биохимических процессов

Работа над выполнением рефератов. Тематика:

Биохимические особенности обмена веществ в организме при занятиях спортивной гимнастикой


3

7

Электрохимические системы. Гальванические элементы.

Проектно-исследовательская деятельность

4

8

Современное состояние теории строения органических соединений

Проектно-исследовательская деятельность

3

9

Загрязнение окружающей среды соединениями углеводородов и их влияние на организм.

Работа над выполнением рефератов.

1Фотохимический смог .

2.Химический состав выхлопных газов

2

10

Действие спиртов и фенолов на организм человека

Проектно-исследовательская деятельность

3

11

Альдегиды и кетоны – важные метаболиты живых систем.

Проектно-исследовательская деятельность

2

12

Омыляемые и неомыляемые липиды.

Работа над материалом учебника, конспектом лекций

3

13

Производные моноз. Их значение и биологическая роль в организме.

Выполнение проектов

4

14

Медико-биологическое значение аминов и аминокислот

Проектно-исследовательская деятельность .

2

ВСЕГО :

39

3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной  дисциплины требует наличия учебного кабинета химии.

Оборудование учебного кабинета:

Мебель и стационарное оборудование: демонстрационный стол, книжный шкаф, шкаф для химических реактивов, шкаф для химической посуды, сейф, шкаф вытяжной, мойка универсальная, стол для весов, стол для приборов, стол преподавательский, стол лабораторный, стол для лаборанта, стол для компьютера, стул для лаборанта, стул для преподавателя, стул для студента, табуретка лаборанта, тумба с ящиками и дверцей, шкаф – стеллаж.        

        

Технические средства обучения: доска аудиторная, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, кодоскоп, компьютер, плакаты и демонстрационные материалы. периодическая система Д.И. Менделеева.

Лабораторные принадлежности и лабораторная посуда: аптечка для оказания первой медицинской помощи при ожогах, порезах, бумага индикаторная универсальная (100 полосок), бумага фильтровальная, вата гигроскопическая, ведро полиэтиленовое с крышкой, держатели для пробирок, штативы с реактивами и пробирками, сушильные шкафы, электронные весы.

3.2 Информационное обеспечение обучения

3.2.1 Основные источники:

1.О.С.Габриэлян , Г.Г. Лысова Химия 11 класс -4-е изд.,стереотип

- М.: Дрофа , 2009

2. О.С.Габриэлян , Химия 11 класс Базовый уровень -2-е изд.,стереотип

- М.: Дрофа , 2007

3.Л.Ф Цветков Органическая химия 10-11 класс ,М .: Владос ,2008

3.2.2 Дополнительные источники:

1.Коровин Н.В. Общая химия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.,  2000. .

2. Глинка Н.Л. Общая химия. – 3-е изд., испр. – М.: Интеграл-Пресс, 2003.

3. Пособие  по  химии .Г.П. Хомченко

   Издательство  « Новая  Волна »   , 2001

3.2.3 Интернет ресурсы:

1. Электронная библиотека:

-   Открытая химия: полный интерактивный курс химии для уч-ся школ, лицеев, гимназий, колледжей, студ.технич.вузов: версия 2.5-М.: Физикон, 2003.

-  Электронные уроки и тесты  «Химия в школе » Углерод и его соединения . Углеводороды.ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2005

- Электронные уроки и тесты  «Химия в школе » Производные углеводородов . ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2005

- Электронные уроки и тесты  «Химия в школе » Сложные химические соединения в повседневной жизни .ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2005

-  Интерактивный диск «Химия для гуманитариев» элективный курс , серия «Профильное обучение». Издательство «Учитель»,2007

-  Интерактивный тренажер «Химия » 8-11 классы, издательство «Учитель»,2009

2. www.xumuk.ru, www.chem.msu.ru, www.himhelp.ru.

Учебно-программная документация  

  1. Примерная программа дисциплины «Химия»
  2. Программа дисциплины «Химия»
  3. Календарно-тематический план

Учебно-методическая документация

  1. Учебно-методические комплексы по темам.
  2. Сборник тестовых заданий
  3. Учебно-методические пособия модульного типа

Учебно-наглядные пособия

1.        Плоскостные средства обучения: таблицы, плакаты, схемы и др.

  1. Объемные воспроизведения натуральных объектов: макеты, модели
  2. Компьютерные программы (обучающие и контролирующие)
  3. Видеофильмы, слайд - фильмы, электронные образовательные ресурсы
    (электронные дидактические материалы, электронные учебные модули,
    электронные учебные пособия)

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. составлять электронные и графические формулы строения электронных оболочек атомов;
  2. прогнозировать химические свойства элементов, исходя из их положения в периодической системе и  электронного строения;
  3. составлять химические формулы соединений в соответствии со степенью окисления химических элементов;
  4. составлять уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде;
  5. решать задачи на растворы;
  6. уравнивать окислительно–восстановительные реакции ионно-электронным методом;
  7. составлять уравнения гидролиза солей, определять кислотность среды;
  8. составлять  названия соединений по систематической номенклатуре;
  9. составлять схемы реакции, характеризующие свойства органических соединений;  
  10. объяснять взаимное влияние атомов.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. периодический закон Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, принципы построения периодической системы элементов;
  2. квантово-механические представления о строении атомов;
  3. общую характеристику s-, p-, d-элементов, их биологическую роль и применение в медицине;
  4. важнейшие виды химической связи и механизм их образования;
  5. основные положения теории растворов и электролитической диссоциации;
  6. протолитическую теорию кислот и оснований;
  7. коллигативные свойства растворов;
  8. способы выражения концентрации растворов;
  9. алгоритмы решения задач на растворы;
  10. буферные растворы и их свойства;
  11. теорию коллоидных растворов;
  12. сущность гидролиза солей;
  13. основные классы органических соединений, их строение, свойства, получение и  применение;
  14. все виды изомерии.

Формы контроля знаний:

1.Индивидуальный

2.Групповой

3.Комбинированный

4.Самоконтроль


Методы контроля:

1.Письменный

2.Практический

3.Наблюдение и оценка практических действий

4.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).

5.Тестовый контроль с применением информационных технологий.














Формы контроля знаний:

1.Индивидуальный

2.Комбинированный

3.Самоконтроль

4.Фронтальный


Методы контроля:

1.Устный

2.Письменный (химический диктант)

3.Поурочный бал (оценивается деятельность студентов на всех этапах занятия и выводится итоговая оценка).

4.Тестовый контроль с применением информационных технологий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 «Физика» Программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» Профиль обучения – естественно - научный

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.10 Физика Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.03 «Автомеханик» Профиль обучения – технический

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 Химия программы подготовки специалистов среднего звена 19.02.10 Технология продукции общественного питания профиль обучения - естественно-научный

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующей образовательную программу ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 Естествознание программы подготовки специалистов среднего звена 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства профиль обучения - социально-экономический

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии и биологии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.07 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автом...