Урок по теме "Серная кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Широких Марина Владимировна

Урок построен на базовых знаний учащихся   о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты. А так же изучении  характерных свойств концентрированной серной кислоты, обусловленные наличием в её составе серы высшей степени окисления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по теме "Серная кислота"2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Серная кислота и ее соли»

Цели: Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты.

Выявить характерные свойства концентрированной серной кислоты, обусловленные наличием в её составе серы высшей степени окисления. Закрепить знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях на примере свойств концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. актуализировать и обобщить знания учащихся о кислотах на примере серной кислоты  
  2. рассмотреть ее физические свойства и специфические химические свойства  в свете окислительно-восстановительных реакций.

Развивающие: 

  1. развить навыки составления уравнений химических реакций;
  2. логическое мышление и память учащихся;
  3. совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательные: 

  1. установление межпредметных связей;
  2. повышение интереса к предмету;
  3. воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
  4. способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: ТСО, презентация по теме "Серная кислота ", учебник О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс, микролаборатории для учащихся

План урока

  1. Мотивация и актуализация
  2. Изучение нового материала  с элементами лабораторной работы
  3. Рефлексия
  4. Домашнее задание

I. Мотивация и актуализация

Вступительное слово учителя.

У: Вчера после ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ в классе на столе осталось мокрое  полотенце, как обычно я его повесила сушиться на батарею и посмотрите, что случилось с ним сегодня утром, когда оно высохло. Что же могло случиться с полотенцем, от чего могли появиться эти дыры?

Р: Дырки на полотенце после высыхания могло оставить только одно вещество - серная кислота.

У: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим веществом хулиганом,  которое вам известно  под названием серная кислота. Но, для того чтобы начать говорить об этом веществе, нам необходимо поставить на урок цель.

Р: Цель урока: познакомиться с основными свойствами серной кислоты  и областями ее применения?

У: Для того чтобы достичь, поставленную цель нам нужно  как обычно составить план сегодняшнего урока, давайте вместе спланируем урок.

Ребята составляют план:

  1. Строение серной кислоты (Состав, формула, классификация)
  2. Физические свойства и техника безопасности при работе с кислотами
  3. Химические свойства серной кислоты
  4. Соли серной кислоты
  5. Применение серной кислоты

II. Изучение нового материала

1. Строение серной кислоты

У: Я растворю любой металл.

Меня алхимик получал

В реторте глиняной простой.

Слыву я главной кислотой...

Серная кислота, какая она? Что из себя представляет серная кислота, какова ее молекулярная формула?

Р: H2SO4 

У: Определим степень окисления  каждого элемента в молекуле серной кислоты

Р: +1, +6, -2

У: С молекулярной формулой разобрались, а какая она эта серная кислота?

Р: Сильная,

Двухосновная,

Кислородсодержащая,

Нелетучая,

Стабильная

У: С классификацией разобрались, но все же какая она? Переходим к физическим свойствам, но для того чтобы ответить на вопрос какая кислота послушай те стих

  1. Физические свойства

У: В королевстве одном жила кислота

И была в ней особенная красота.

И тучна, и вязка, масляниста бесцветна.

И по запаху вовсе совсем не приметна.

Но жадна, агрессивна, ворчлива, упряма.

И воды выпивала как бездонная яма.

Учащиеся выделяют физические свойства серной кислоты

Р: (Бесцветная маслообразная жидкость пл. 1,859 г/см3, конц. H2SО4 жадно поглощает влагу и является отличным осушителем. Смешивается с водой в любых соотношениях.

У: Вот  такая она серная кислота очень, очень своеобразная  и очень уж она привыкла к особенному обращению с ней. Давайте рассмотрим правила техники безопасности при работе с серной кислотой.

Р: Работаем очень аккуратно, при поливании раствора серной кислоты на руку, нужно немедленно смыть большим количеством воды и обработать раствором соды

У: С серной кислотой надо обращаться очень аккуратно, А как правильно  готовить раствор серной кислоты? Для того чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся анимацией.

Учащиеся смотрят анимацию и отвечают

Р: При приливании серной кислоты в воду происходит сильное разогревание жидкости,  столбик термометра поднимается,  образуется раствор серной кислоты. Но если приливать наоборот воду в серную кислоту, то вода, соприкасаясь с серной кислотой, вскипает и происходит выброс, это очень опасно.

У: Ну что с физическими свойствами мы познакомились правила техники безопасности вспомнили.

  1. Свойства серной кислоты

У: А теперь пора приступить к изучению химических свойств серной кислоты  и как говорил Д. И. Менделеев «Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории»

Сейчас в течение 5 минут вы самостоятельно в микрогруппах вспомните и проведете реакции характерные для серной кислоты, и затем каждая группа отчитается  по своему свойству перед всеми.

Работа в группах:

Инструкционная карта

Группа 1

Серная кислота - сильный электролит.

Ход работы

В три пробирки поместите по 1 мл  раствора серной кислоты

В первую пробирку добавьте раствор индикатора лакмуса,

Во вторую метилового оранжевого,

В третью индикатора фенолфталеина

Отчет

  1. Отметьте окраску индикаторов
  2. (Записываем её диссоциацию по двум ступеням)

Сделайте вывод:

1. Какой ион при диссоциации серной кислоты  способствует изменении окраски индикат.

2. Какие соли способна образовывать серная кислота?

Группа 2 

Взаимодействие серной кислоты с  металлами

Ход работы:

Приготовьте две пробирки.

В первую поместите немного меди, во вторую гранулу цинка  прилейте в обе пробирки по 1 мл серной кислоты.

Отчет

1. Запишите уравнение реакции между металлами  серной кислотой в молекулярном ионном полном и сокращенном видах

Сделайте вывод:

  1. Как называется эта реакция?
  2. Какие условия должны соблюдаться, чтобы реакция была возможна?
  3. Какие продукты образуются в результате этой реакции?

Группа 2 

Взаимодействие серной кислоты с  металлами

Ход работы:

Приготовьте две пробирки.

В первую поместите немного меди, во вторую гранулу цинка  прилейте в обе пробирки по 1 мл серной кислоты.

Отчет

1. Запишите уравнение реакции между металлами  серной кислотой в молекулярном ионном полном и сокращенном видах

Сделайте вывод:

  1. Как называется эта реакция?
  2. Какие условия должны соблюдаться, чтобы реакция была возможна?
  3. Какие продукты образуются в результате этой реакции?

Группа 4 

Взаимодействие серной кислоты с основаниями

Ход работы

В пробирку поместите 1 мл гидроксида натрия,  добавьте 1 каплю фенолфталеина и прилейте 1 мл раствора серной кислоты,

Отчет

Запишите уравнение реакции между гидроксидом натрия  и серной кислотой  в молекулярном ионном полном и сокращенном видах

Сделайте вывод:

  1. Какие продукты образуются в результате этой реакции?  
  2. Как называется эта реакция?

Группа 5

Взаимодействие с солями  слабых кислот

Ход работы

В пробирку поместите 1 мл карбоната натрия, и прилейте 1 мл раствора серной кислоты.

Отчет

Запишите уравнение реакции между карбонатом  натрия  и серной кислотой  в молекулярном ионном полном и сокращенном видах

Сделайте вывод:

  1. Какие продукты образуются в результате этой реакции?  
  2. Как называется эта реакция?

Группа 6.

Качественная реакция на ион SO4-2

Ход работы

Приготовьте две пробирки.

В первую  пробирку поместите 1 мл раствора серной кислоты, а во вторую раствор сульфата цинка.  В каждую пробирку прилейте по 1 мл раствора хлорида бария.

Отчет

Запишите уравнение реакции между   хлоридом бария   и серной кислотой,

в молекулярном ионном полном и сокращенном видах

Сделайте вывод:

  1. Что такое качественная реакция?
  2.  Какие продукты образуются в результате этой реакции?
  3. Закончите высказывание качественной реакцией на сульфат ионы является реакция с…….В результате реакции выпадает осадок …..цвета

Учащиеся делают отсчет по проведенной работе.

4. Специфические свойства серной кислоты

У: Итак,  общие свойства кислоты мы изучили, но серная кислота не была бы серной кислотой если бы не имела своих специфических свойств.

Прежде чем говорить о серной кислоте давайте еще раз на нее взглянем,  какую степень окисления проявляет в серной кислоте атом серы +6, способна ли сера изменять свою степень окисления в химических реакциях?

Р : Да  

У: До какой степени окисления может измениться степень окисления +6

 Р : До +4, 0,-2. Значит,  какие свойства для кислоты будут характерны ?

Р: Окислительные

У: Рассмотрим окислительные свойства серной кислоты по атому серы.

1. Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами 

У: Взаимодействует как с активными металлами, так и с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода (Cu, Hg, Ag). В ходе этих реакций образуется не водород, а H2S, S или SO2 в зависимости от концентрации кислоты и от положения металла в ряду напряжений. Рассмотрим видео ролик  этой реакции.

Ребята смотрят видео ролик

Запишите уравнения реакции между серной кислотой и медью

Ребенок посильней выходит к доске и составляет уравнение реакции.

У : Но здесь кислота не всесильна концентрированная кислота не реагирует со многими металлами при обычных условиях (Fe, Cr, Au, Pt, Al)- она их пассивирует, т.е образует на поверхности металла, толстую оксидную пленку.

У: Вопрос один из заводов по производству серной кислоты находиться в саратовской области в городе Балаково, из чего необходимо изготовить ж/д цистерну, чтобы доставить концентрированную кислоту в пензенскую область ?

Р: Из Fe, Cr, Al

  1. Серная кислота обугливает органические вещества, лучинки, бумагу, сахарозу и др органические вещества,  вследствие высокой гидроскопичности

У: А что такое гидроскопичность

Рассмотрим  видео ролик

Ребята рассматривают ролик.

У: Так почему же на моем полотенце остались эти ужасные дырки? Но ведь мы не работали вчера с концентрированной серной кислотой.

  1. Соли серной кислоты

У: Серная кислота такая удивительная ее называют хлебом химии, а как вы думаете почему?

Р: Имеет широкое применение, но самое главное образует огромное количество солей

У: Какие соли образует серная кислота

Р: Сульфаты и гидросульфаты

У: Самые известные нам соли

Медный купорос

Железный купорос

Глауберова соль

Гипс

У: Ну, вот и подошел к концу наш с вами урок знакомство с серной кислотой, но прежде чем попрощаться подведем итоги

Выставление оценок:

Оценки получают, те учащиеся, которые выходили к доске представители групп, активные участники урока.

III.  Рефлексия

У: Закончить предложение. (Только одно, любое).

На уроке самым интересным было…

На этом уроке я научился (научилась)…

Я считаю полезным…

Самым скучным было…

Я буду вспоминать о…

Теперь бы я хотел (а) узнать о…

IV. Домашнее задание

  1. В тетради изобразить в виде рисунка, схемы области применения серной кислоты.
  2. Составить цепочку превращений на 10 уравнений реакции по теме сера и ее соединения: (включающую химические свойства серы,  оксидов серы (IV, VI) ,  сероводорода и серной кислоты) и осуществить ее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме кислоты

разработка урока с картой химического путешествия...

урок по теме: " Кислоты"

урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот

Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...