Программа предпрофильного курса "Химия и человек" 5 класс
рабочая программа по химии (5 класс) по теме

Афанасьева Маргарита Николаевна

 

Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_i_chelovek-5_klass.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Афанасьева М. Н.

Общеобразовательная программа предпрофильного курса

«Химия и человек» (5 класс)

Пояснительная записка

Данный курс предусматривает небольшое, доступное для обучающихся 5 класса, ознакомление с основными вопросами начального курса химии.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. Чем раньше ребята войдут  в огромный увлекательный мир химии, тем быстрее они смогут стать самостоятельными, инициативными, творческими работниками. В современных условиях объём знаний резко и быстро возрастает, поэтому необходимо прививать обучающимся умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации, побуждать интерес и привычку к постоянному расширению кругозора. Все это в большой мере относится и к химическому образованию детей.

В наш век бурного развития пограничных научных дисциплин особенно важно, что такая работа создает большие возможности для раскрытия межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и биологией, в развитии которых огромная роль принадлежит химии. Это способствует выработке подлинно научного мировоззрения.

Учебно – воспитательные задачи курса:

  1. Развитие устойчивого интереса к курсу химии;
  2. Ознакомление с первоначальными химическими сведениями (основными понятиями химии, химической символикой, важнейшими веществами, их свойствами, основами химического производства);
  3. Отработка простейших экспериментальных умений, необходимых для проведения практических работ (формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности);
  4. Формирование умений организовать свой учебный труд, соблюдать правила работы в классе, на рабочем месте.

            Методы и приемы работы:

  1. сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
  1. практические (лабораторные работы, эксперименты);
  2. коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).

Тематическое планирование

(1 час в неделю, всего 32 часа)

Тема 1. Введение (3 часа)

Природа. Живая и неживая природа. Явления природы. Как человек преобразует природу.

Тела и вещества.

Научные методы: наблюдение, опыт, теория. Лабораторное оборудование. Измерительные приборы.

Лабораторная работа № 1 «Определение размеров тела».

Тема 2. Тела и вещества (10 часов)

Форма, объем, цвет, запах.

Состояние вещества: твердые тела, жидкости, газы. Наблюдение различных состояний тел.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

Строение атома: электроны, протоны, нейтроны.

Химические элементы. Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева.

Вещества простые и сложные.

Кислород. Фотосинтез.

Водород.

Вода. Три состояния воды.

Растворы и взвеси. Растворитель. Растворенное вещество. Истинный раствор. Взвеси.

Лабораторные работы :

№ 2 – «Наблюдение различных физических тел»

№ 3 – «Наблюдение различных состояний вещества»

№ 4 – «Наблюдение делимости вещества»

№ 5 – «Наблюдение горения»

№ 6 – «Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием».

Тема 3. Химические явления (8 часов)

Химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций.

Реакции соединения и разложения.

Оксиды. Негашеная известь, кремнезем, углекислый газ.

Кислоты. Основания. Индикатор.

Соли. Поваренная соль. Питьевая сода. Перманганат калия. Гипс.

Белки. Жиры. Углеводы. Фотосинтез. Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.

Природный газ и нефть. Продукты переработки нефти.

Лабораторные работы:

№ 7 – «Наблюдение физических и химических явлений»

№ 8 – Действие кислот и оснований на индикаторы»

№ 9 –«Распознавание крахмала»

Тема 4. Земля – место обитания человека (10 часов)

Материалы для современной техники. Искусственные кристаллы. Кристаллы – полупроводники. Лазеры.

Полимеры. Полиэтилен. Полихлорвинил. Полистирол.

Химические волокна: искусственные (вискоза, ацетат), синтетические (капрон, лавсан, нейлон).

Каучук.  Натуральный каучук. Вулканизация каучука. Резина. Эбонит. С. В. Лебедев.

Загрязнение окружающей среды.

Наука и безопасность людей.

Контроль за состоянием атмосферы.

Экономия ресурсов. Экологически чистые способы производства.

Использование новых технологий.

Лабораторные работы:

№ 10 – «Изменение формы полиэтилена при нагревании»

№ 11 – «Распознавание природных и химических волокон»

Заключение.

п\п

Тема раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1

Введение

3

2

1

2

Тела и вещества

10

5

5

3

Химические явления

8

5

3

4

Земля – место обитания человека

10

8

2

5

Заключение

1

1

-

Итого

32

21

11

Поурочное планирование курса

Введение (3 часа)

  1. Природа.
  2. Тела и вещества
  3. Научные методы. Лабораторная работа № 1.

Тела и вещества (10 часов)

  1. Форма, объем, цвет и запах. Лабораторная работа № 2.
  2. Состояние вещества. Лабораторная работа № 3.
  3. Строение вещества. Лабораторная работа № 4.
  4. Строение атома.
  5. Химические элементы.
  6. Вещества простые и сложные.
  7. Кислород. Лабораторная работа № 5.
  8. Водород.
  9. Вода.
  10. Растворы и взвеси. Лабораторная работа № 6.

Химические явления (8 часов)

  1. Химические явления. Лабораторная работа № 7.
  2. Реакции соединения и разложения.
  3. Кислоты и основания. Лабораторная работа № 8.
  4. Соли.
  5. Белки.
  6. Жиры.
  7. Углеводы. Крахмал. Лабораторная работа № 9.
  8. Природный газ и нефть.

Земля – место обитания человека (10 часов)

  1. Материалы для современной техники.
  2. Искусственные кристаллы.
  3. Полимеры. Лабораторная работа № 10.
  4. Химические волокна. Лабораторная работа № 11.
  5. Каучук и резина.
  6. Загрязнение окружающей среды.
  7. Наука и безопасность людей.
  8. Контроль за состоянием атмосферы.
  9. Экономия ресурсов.
  10.  Использование новых технологий.

Заключение (1 час)

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С.  Физика. Химия.  5 – 6 классы, учебник для общеобразовательных учебных заведений, 2 – е изд., Москва, Дрофа, 2004  г.
  2. Ефимовский Е. С. След колесницы (истории в стихах), Ленинград, Детская литература, 1988 г.
  3. Энциклопедический словарь юного химика (сост. Крицман В. В., Станцо Д. В.), Москва, Педагогика, 1990 г.
  4. Энциклопедия для детей, том 17, Химия, Москва, Аванта+, 2003 г.
  5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Химия (авт. – сост. Л. А. Савина), Москва, АСТ – ЛТД, 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

программа предпрофильная подготовка для 9 класса "Я и моя будущая профессия"

Программа  предпрофильной подготовки   «Я и моя будущая профессия» целенаправлена для учащихся 9 класса.   Программа предназначена для проведения элективного курса...