Активизация познавательной активности учащихся при изучении химии в современной школе
статья по химии по теме

Марон Елена Леонидовна

Статья посвящена актуальным проблемам развития познавательной активности школьников при изучении химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной активности учащихся

при изучении химии в современной школе

Приохотить ребенка к
учению гораздо более
достойная задача, чем
приневолить.
К.Д. Ушинский

Не секрет, что одна из самых больших проблем, о которых говорят в педагогической среде – это нежелание детей учиться. Любой учитель встречается с этой проблемой в своей повседневной практике ежедневно. Для того, чтобы активизировать познавательную активность учащихся, учителю приходится использовать целый арсенал средств, имеющихся в его распоряжении. Успех в учебе в большой степени зависит именно от желания ребенка овладевать новыми знаниями.

Многолетний практический опыт показывает, что максимально познавательную активность определяют ситуации, в которых учащиеся сами принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; задают вопросы; оценивают устные ответы и письменные работы одноклассников; объясняют более слабым учащимся непонятный материал; создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.

Одна из главных тенденций развития современной школы – ориентация на гуманизацию образования, его личностно-ориентированный характер. Это направление развития кардинально меняет роль учителя в образовательном процессе, да и сам характер организации учебного процесса в целом. Процесс получения новых знаний становится процессом творческим, как для ученика, так и для учителя. Учитель перестает быть «источником знаний», а превращается в руководителя, способного направить и организовать образовательную деятельность совместно с учащимися. Возникает необходимость применения педагогических технологий, направленных, прежде всего, на активизацию познавательной активности учащихся,  развитие у учащихся метапредметных компетенций.

В современном мире поток информации, обрушивающийся на человека, становится огромным, и чрезвычайно важными представляются навыки и умения работы с информацией: ее осмысление, структурирование и представление.

К технологиям, ориентированным на активизацию познавательной активности учащихся можно отнести технологии развития критического мышления, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии, проектный метод и многие другие.

Применение современных технологий подкрепляется быстрым развитием техники, внедрением компьютерных технологий в повседневную практику учителя-предметника. Использование компьютерных технологий на уроках позволяет рационально использовать учебное время; перенести больший объем учебной нагрузки на урок, уменьшив объем домашнего задания; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету путем использования текстовой, графической, визуальной информации.

Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует множество причин, таких как  отсутствие необходимых реактивов; опасность проведения некоторых опытов в силу взрывоопасности или пожароопасности веществ;  большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д.

   В связи с этим на уроках химии целесообразно применять коллекции цифровых образовательных ресурсов, электронные образовательные ресурсы. Следует отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения опыта с любого этапа.

     Сложно представить современный урок химии без использования  разнообразных форм, методов и приемов информационно-коммуникативных технологий. Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет рационально использовать время, а, следовательно, выполнить на уроке больший объем работы. Использование программного обеспечения позволяет сделать процесс обучения более индивидуализированным как по срокам усвоения, так и по объему изучаемого материала. Учащиеся получают возможность проводить самоконтроль и самопроверку, что также способствует улучшению их самостоятельной познавательной деятельности.

Активизация познавательной активности учащихся может происходить не только на уроке, но и в его самостоятельной внеурочной работе, и здесь огромную роль играют технологии дистанционного обучения, тестирующие и обучающие программы, создание образовательных блогов.

Как писал английский поэт и прозаик Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки».

На современном этапе развития образования главной задачей учителя становится именно вовлечение учеников в активный познавательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Активизация познавательной активности на уроках химии

Привить интерес к своему предмету- желание каждого учителя. Однако школьная программа по химии способствует запоминанию. но не формированию мыслительной и творческой активности ученика.Таким образом, ...

«Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»

laquo;Активизация познавательной активности учащихся на уроках информатики с использованием современных цифровых ресурсов»...