Адаптированная образовательная программа обучающихся 5 «В» класса, разработанная для условий инклюзивного образования
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Адаптированная

образовательная программа

обучающихся 5 «В» класса,

разработанная для условий инклюзивного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp-5zh_klass_2022_0.docx354.48 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная

образовательная программа

обучающихся 5 «В» класса,

разработанная для условий инклюзивного образования

Гаврилова Оксана Валериевна

Нижневартовск – 2023

Содержание

1. Пояснительная записка АРП

2. Общая характеристика учебного предмета.

3. Описание места  учебного предмета, в учебном плане.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

5. Содержание коррекционной работы по предмету.

6. Содержание учебного предмета, курса.

7. Тематическое планирование

8. Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

9. Система контрольно-измерительных материалов АРП.

 

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.   Примерной программы по изобразительному искусству  по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под ред. Б.М.Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений  (М.: Просвещение, 2014 г.), с учетом психофизических особенностей учеников 5В класса,  которые  являются обучающимися с ОВЗ и по решению ТПМПК согласно заключения от 22.12.20.. года №273  учебного года ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе  для детей с задержкой психического развития (НОДА,РАС,ТНР)

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:

Конституция РФ; Федеральный закон N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»; Методические рекомендации по разработке рабочих программ по изобразительному искусству для специальных (коррекционных) классов

Актуальность программы

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения учащихся в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечивает понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

При составлении учебной программы учитывались социально-психологические характеристики и возрастные особенности каждого ученика и коллектива класса в ходе сопровождения социально-психологической службы школы.

Адаптация программы происходит за счет  подбора заданий, максимально возбуждающих активность ребенка. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий. Использование многократных указаний, упражнений. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

          В программу внесены изменения: из рекомендованных творческих заданий выделены и обозначены  темы  уроков;  все  уроки  изобразительного  искусства  по  программе  –  это практические работы, творческие работы выполненные по темам оцениваются по программе.

          Программа   включает  в  себя  все  блоки  по изобразительному  искусству  в  жизни  человека.    Программа  дает  возможности  для педагогического    творчества,  учета  особенностей  конкретного  региона  России  при сохранении структурной целостности данной программы.  

         Программа  адаптирована  для  обучения  детей    с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их психофизического  развития,  индивидуальных  возможностей  и  при  необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную  адаптацию указанных лиц.

        Программа  построена  с  учетом  специфики  усвоения  учебного  материала  детьми  с  ОВЗ.  Представленная  программа,  сохраняя  основное  содержание  образования,  принятое  для массовой  школы,  отличается  тем,  что  предусматривает  коррекционную  направленность обучения.

Основная цель школьного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно- развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности  ребенка с ОВЗ, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Основные задачи  предмета «Изобразительное искусство»

1.  Формирование опыта смыслового и  эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности произведений искусства;

2.  Освоение  художественной  культуры  как  формы  материального  выражения  в пространственных формах духовных ценностей;

3.  Развитие  творческого  опыта  как  формирование  способности  к  самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;  

4.  Воспитание  уважения  к  истории  культуры  своего  Отечества,  выраженной  в  ее архитектуре, изобразительном искусстве, понимании красоты человека;  

5.  Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

6.  Овладение  средствами  художественного  изображения  как  способом  развития  умения видеть реальный мир;  

7.  Овладение  основами  культуры  практической  работы  различными  материалами  и инструментами  для  эстетической  организации  и  оформления    школьной,  бытовой, производственной среды.

  Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.

Основными методическими принципами построения содержания учебного материала в классах для обучающихся с ЗПР является:

  • усиление роли практической направленности изучаемого материала,
  • опора на жизненный опыт ребенка,
  • соблюдение в определении объема изучаемого материала,  принципа необходимости и достаточности,
  • введение в содержание учебных программ коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности.

Коррекционная направленность урока

  1. Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
  2. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  3. Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  4. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  5. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  6. Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  7. Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  8. Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  9. Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов психолого-педагогической диагностики.
  10. Использование эффективных инновационных технологий.
  11. Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  12. Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  13. Контроль за динамикой успешности (неуспешности) ученика.

  Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета в школе.

Принципы, на которых базируется программа:

 Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании  детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой  знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических и жизненных задач.

 

   Роль  программы в образовательном маршруте

Обучение изобразительному искусству учащихся с ОВЗ (ЗПР) имеет свою специфику. У воспитанников с ОВЗ (ЗПР), характеризующихся задержкой психического развития, отклонениями в поведении, трудностями социальной адаптации различного характера, при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта при ОВЗ (ЗПР) является нарушение отражательной функции мозга и регуляции поведения и деятельности, поэтому в программе по изобразительному искусству предусматривается концентрическое распределение материала. Постоянное повторение изученного материала сочетается с пропедевтикой новых знаний. Неоднократное возвращение к воспроизведению знаний, полученных на предыдущих уроках, включение изученных понятий в новые связи и отношения позволяют  школьнику с ОВЗ (ЗПР) овладеть ими сознательно и прочно.

Содержание тем учебного предмета.

1 четверть «Древние корни народного искусства» (9 ч.)

        Ознакомление с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом южных и северных областей России и народно-праздничными обрядами.

2 четверть «Связь времен в народном искусстве» ( 7 ч.)

        Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла.  При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

3 четверть Декор – человек, общество, время. (10 ч.)

        Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

4 четверть. Декоративное искусство в современном мире. (9 ч.)

         Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Требования к уровню подготовки учащегося

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Результаты изучения предмета

  В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству  направлено  на  достижение  учащимися  личностных, метапредметных  и предметных результатов.

   Личностные результаты  отражаются  в  индивидуальных  качественных свойствах учащихся, которые  они  должны  приобрести  в  процессе  освоения  учебного предмета «Изобразительное искусство»:  

•        формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве  со  сверстниками,  взрослыми  в  процессе  образовательной,  творческой деятельности

•        развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

•        овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;

•        формирование  способности  ориентироваться  в  мире  современной  художественной культуры.

Метапредметные результаты

•        формирование      активного  отношения  к  традициям  культуры  как  смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

•        обретение  самостоятельного    творческого  опыта,  формирующего  способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

•        умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

•        развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

•        умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов

Предметные результаты

•        восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций;

•        активное отношение к традициям культуры как   к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

•        художественное познание мира, понимание роли  и места искусства в жизни человека и общества;

•        умение  ориентироваться  и  самостоятельно  находить  необходимую  информацию по культуре  и искусству  в  справочных материалах,  электронных ресурсах;

•        понимание разницы между элитарным и массовым искусством;

•        применять  различные  художественные  материалы,  техники  и  средства  художественной выразительности в собственной художественной деятельности.

Ученик научится:

•        - понимать место и значение изобразительных искусств  в жизни человека и общества;

•        - знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

•        - понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;

•        - знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

•        - называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

•        - понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

•        - знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

•        - знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

•        пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки;

•        - видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

•         - видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

•        -  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

•        - активно воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

 Ученик получит возможность научиться:

•        - знать о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, следовательно, и способов его изображения;

•        - знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовой и исторический жанр, мифологическая и библейская темы в искусстве);

•        - понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа этой работы, роль эскизов и этюдов;

•        -  знать о композиции как о целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, роли формата, выразительном значении размера произведения, соотношении целого и детали, значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

•        - чувствовать поэтическую красоту повседневности, раскрываемую в творчестве художников; понимать роль искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; знать о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

•        - знать о роли изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста;

•        - знать о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; понимать роль художественной иллюстрации;

•        - называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий;

•        - иметь представление об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

•        - иметь представление о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке;

•        - получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

•        научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

•        - развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

•        - получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры; получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты:

 знать/понимать 

 •        истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

•        особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

•        семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

•        несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).

уметь  

•        различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

•        различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

•        выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

•        умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

•        передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

•        умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

•        создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

•        владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

•        владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

      В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.     Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.

       Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов

педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходим эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

Рассматриваемый курс изобразительного искусства предлагает решение новых

образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

      Особенностью расположения материала в программе является наличие подготовительных упражнений, которые подводят учащихся к формированию того или иного понятия.

     Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении в зависимости, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения учащимися графическими умениями и навыками знаниями, а с другой – от учета их потенциальных возможностей.

В процессе изучения изобразительного искусства совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

коммуникативные 

интеллектуальные 

информационные 

организационные 

Количество часов:

Всего 34; в неделю - час

Организация текущего и промежуточного контроля

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
  1. упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
  • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Cпособы, средства, формы проверки результатов.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля: стартовый, текущий, итоговый и промежуточный.

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Итоговый контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.

Промежуточная аттестация 

Промежуточная аттестация в 5 классе засчитывается на основании текущего контроля успеваемости как среднеарифметическое четвертных отметок.

Критерии и нормы оценки

Отметка "5" ("отлично") ставится, если: отсутствие ошибок по текущему материалу; не более двух недочетов (три недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изображения, использование нерациональных приемов решения учебной задачи;

Отметка "4" ("хорошо") ставится, если: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность в выполнении рисунка, отражение своего отношения к предмету.

Отметка "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 ошибок или 9 недочетов по текущему учебному материалу; отдельные нарушения композиционного решения в материала; неполнота рисунка.

Отметка "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок  недочетов по текущему материалу; более 8 ошибок неполнота, нераскрытость рисунка, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Древние корни народного искусства - 8 часов

1

Декоративно прикладное искусство и человек.

1

2

Древние образы в народном искусстве

1

3

Убранство русской избы

1

4

Внутренний мир русской избы

1

5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

6

Русская народная вышивка

1

7

Народный праздничный костюм

1

8

Народные праздничные обряды

1

Связь времён в народном искусстве - 8 часов

9

Древние образы в современных народных игрушках.

1

10

Искусство Гжели.

1

11

Городецкая роспись

1

12

Хохлома.

1

13

Жостово. Роспись по металлу.

1

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву.

1

15

Тиснение и резьба по бересте.

1

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

Декор - человек, общество, время - 10 часов

17

Зачем людям украшения

1

18

Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.

1

19

Роль декоративного искусства в жизни Древнего Египта.

1

20

Одежда говорит о человеке.

1

21

Роль декоративного искусства в жизни общества в Западной Европе.

1

22

О чем рассказывают гербы и эмблемы

1

23

Старинные гербы русских городов.

1

24

Символы и эмблемы в современном обществе.

1

25

Герб Томска и Томской области.

1

26

Роль  декоративного искусства в жизни человека и общества.

1

Декоративное искусство в современном мире - 8 часов

27

Современное выставочное искусство.

1

28

Ты сам мастер.

1

29

Витраж в оформлении интерьера.

1

30

Лоскутная аппликация, или коллаж

1

31

Нарядные декоративные вазы

1

32

Декоративное панно.

1

33

Декоративная игрушка.

1

34

Художественная выставка.

1

Кодификатор предметных умений, проверяемых  

в итоговой контрольной работе

изобразительному искусству

Тип задания А

1.Кто из этих художников посвятил свои произведения батальному жанру?

 а) И.Шишкин    б) В.Верещагин     в) И.Айвазовский     г) А.Саврасов

2. Где установлен памятник «Защитникам земли русской»

а) в Москве  б) в Киеве    в) в Санкт-Петербурге  г) в Белгороде

3. Как называют художников, посвящающих свою живопись водной стихии?

а) портретист    б) баталист   в) пейзажист   г) маринист

4. Как называют один из видов графического искусства, главное назначение которого – реклама, информация, агитация, призыв?

а) натюрморт     б) пейзаж     в) плакат   г) портрет

5.К какому виду искусства ты причислил бы лубок?

а) живопись     б) графика      в) декоративно-прикладное искусство  

6.В какой технике выполняют узоры по ганчу?

а) роспись   б) резьба     в) чеканка      г) ковка

 

Тип задания В

1. Назови крупные художественные музеи России

__________________________________________________________________________

2. Что такое медальерное искусство?

__________________________________________________________________________

3. Каково древнее значение орнамента в резном декоре изб, в вышивке рубахи, сарафана?

__________________________________________________________________________

4. Назови известные тебе народные промыслы России? __________________________________________________________________________

Тип задания С

Создайте рисунок проект на формате А№ на тему « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Спецификация

итоговой промежуточной работы по изобразительному искусству

Цель: диагностика уровня знаний, умений и навыков обучающихся за курс  пятого года обучения.

Структура работы:                                                                                                 

1. Часть А: 6 заданий с выбором правильного ответа из трех предложенных (ВО);

2. Часть В: 4 задания с кратким ответом (КО);

3. Часть С: творческое задание (ТР)

План работы

№ задания

Контролируемые умения

Тип задания

Максимальный балл

А1

Эмоционально-эстетическое восприятие произведений художественного изображения

ВО

1

А2

Эмоционально-эстетическое восприятие произведений художественного изображения

ВО

1

А3

Эстетические представления и умения художественного изображения

ВО

1

А4

Эстетические представления и умения художественного изображения

ВО

1

А5

Опыт художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства

ВО

1

А6

Опыт художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства

ВО

1

В1

Эмоционально-эстетическое восприятие произведений художественного изображения

КО

2

В2

Эстетические представления и умения художественного изображения

КО

2

В3

Представления о символике народного орнамента

КО

2

В4

Опыт художественно-творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства

КО

2

С

Опыт художественно-творческой деятельности

ТР

8

Рекомендации по оценке выполнения заданий работы

Для заданий типа А максимальный балл за выполнение равен 1.

Для заданий типа В максимальный балл за выполнение равен 2.

За неполный правильный ответ – 1 балл, за неправильный или отсутствие ответа – 0 баллов.

Для полного ответа в вопросе В1 достаточно назвать два крупных музея России

Для полного ответа в вопросе В4 достаточно назвать три народных промысла

Для заданий типа С  максимальный балл за выполнение равен 8.

За неудачную композицию рисунка снимается 1балл;

За непроработанный детально рисунок снимаются 2 балла.

Ответы к заданиям итоговой промежуточной  работы

Тип задания А

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

 б

а

г

в

в

б

Тип задания В

Номер задания

В1

В2

В3

В4

Ответ

Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина

Искусство изготовления монет и медалей

Оберега или символа четырех стихий согласно народному представлению о мире  

Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка, Гжель, Жостов,  Городецкая роспись

Критерии оценки знаний

«5» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 80-100 %;

«4» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 60-80%;

«3» - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 40-50 % ;

«2»  - получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме менее 40%

Шкала пересчёта первичного балла в школьную отметку

Школьная отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Суммарный балл

0-8

9-12

13-17

18-22

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного:  

обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью,самостоятельно выполняет продуктивные и творческие задания по теме, работа выполнена аккуратно, в соответствии с творческим  замыслом, допускается не более одного недочета, умеет рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий;

 «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: обучающийся владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, работа выполнена с незначительной помощью учителя или одноклассников, достаточно  аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки по композиции, колориту и т.д.

     «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются4-6 ошибок по композиции, колориту и т.д.

 «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными приёмами и техниками рисования карандашами, акварелью, гуашью, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно.

Отчет о проведении итоговой промежуточной  аттестации

по изобразительному искусству  в _____ классе

Уч-ся в классе

Уч-ся, выполнявших

работу

Выполнили задания

«5»

«4»

«3»

«2»

Чел.

%

Допустили ошибки при выполнении или не приступили к выполнению:

п/п

Фамилия, имя ученика

Часть А

Часть В

Часть С

балл

оценка

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№ 1

№2

№3

№4

человек

%

Учитель __________________________________________________

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

1)  Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс под редакции Л.А. Неменская. В 1 ч.  (Комплект). – М.: Просвещение, 2016. – 191 с.

•        Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2017

•        Н. А. Горяева. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016

•        Неменская, Л. А. Изобразительное Искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб-ник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2015

•        А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7- 8 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2016

Дополнительная литература:

2)  Журналы с репродукциями русских художников Левитан, Врубель

3)  Книги музей Рафаэль, Леонардо да Винчи.

Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.hermitagemuseum.org/

http://www.tretyakov.ru/

http://www.museum.ru/gmii/

http://www.rusmuseum.ru/

http://www.louvre.fr/

http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm

http://www.artrussia.ru/

http://worldleonard.h1.ru/

http://www.icon-art.narod.ru/

http://artclassic.edu.ru/

http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm

http://www.artlib.ru/

http://www.arthistory.ru/museum.htm

http://www.artprojekt.ru/Menu.html

www.mmsi.ru

http://www.angelfire.com/art2/abstract2

http://renesans.narod.ru/

http://impressionnisme.narod.ru

http://www.drawtraining.ru/

http://www.newart.ru/

http://www.znv.ru/

http://www.rndavia.ru/gallery/

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер
  2. Проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»...

Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года

В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....

Состояние вопроса нарушения осмысленного чтения у учащихся младших классов с недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

Статья посвящена вопросу нарушения осмысленного чтения младшими школьниками с недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Автор предлагает серию заданий, направленных на определение осмысл...

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) в условиях инклюзивного образования по учебному предмету «Обществознание» для 7 класса

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с ОВЗ  (с задержкой психического развития)в условиях инклюзивного образованияпо учебному предмету «Обществознание»для 7 класса...