«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Крылова Татьяна Робертовна

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 6 классе.  Тема: 

"Сатирические образы человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курсы повышения квалификации учителей изобразительного искусства по программе

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКАМ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ООО»

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Технологическая карта урока по теме: «Сатирические образы человека».

Выполнил:  Крылова Татьяна Робертовна

                                                                                                                                                                                        МКОУ Копенкинская СОШ

Россошанский район

пос. Копенкина 2021 год.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Дата:_____________

Тема урока: «Сатирические образы человека».

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель урока: cоздание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся. 

Задачи: дать представление о жанре изобразительного искусства – карикатуре и её разновиднстях;  знать понятие «шарж»; иметь представление об особенностях жанра; уметь анализировать произведения искусства в жанре шаржа; владеть навыками работы графическим материалом; понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ.

Ожидаемые (Прогнозируемые) результаты:

Личностные:  проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически смысливают воё поведение; формируют мотивацию к учебно-познавательной  деятельности; стремление к совершенствованию своих умений.

Метапредметные:

Регулятивные: определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; создавать письменный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану; умение корректировать свои действия и результат.

Познавательные: извлекать  необходимую  информацию из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные: развить навыки коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности; воспитывать культуру речи, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку; воспитывать умение правильно отстаивать своё мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом; работать по плану.  

Предметные: научатся определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы.

Методы обучения:

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа.

Ресурсы:

- основные УМК Л.А.Неменская

- дополнительные http://www.artsait.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.cartoonblues.com/

http://www.liveinternet.ru/

В.Гауф “Маленький Мук”

Средства обучения (Оборудование):

1. Раздаточный материал (карточки с словестным описанием образа человека);

2. Презентация: «Сатирические образы человека»;

3. Мультимедиа-комплекс;

4. Бумага, карандаш, цветные карандаши, фломастеры, ластик.

Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин «Портрет Кукрыниксов», Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Организационные формы:

Индивидуальная, фронтальная, парная.

Педагогические технологии:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель

этапа

Технология, метод, прием

Содержание педагогического взаимодействия

Результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Предметные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

I. Организационный момент (этап мотивации)

5 мин

Подготовка учащихся к работе на уроке. Выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Создание атмосферы доверия при помощи игровых технологий

Работа в группах

Учитель предлагает вытянуть  цветные фигурки учащимся из мешочка на входе в класс

-Учитель приветствует учеников, проверяет организацию рабочих мест, сформированность учащихся по группам (3  группы по 4 человека за столиком)

-координатор группы определяется по вытянутой фигурке с буквой «К»

- Использует разнообразные приемы мотивации, настраивает на позитивный лад.

Вопросы:  

1.Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем в этой четверти? (Портрет)

2. Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

3.Что вкладывает в изображение человека художник? (Внешнее сходство, чувства и эмоции).

Ребята сами вытягивают фигурки (треугольники, круги, квадратики)  и расаживаются в 3 группы по 4 человека, в зависимости от выбранной фигуры.

Определяется координатор группы.

Рассуждения учащихся

Моделирование изучаемого материала

Решение творческих задач в форме игры

Умение организовать рабочее место, планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Способность регулировать свои действия

II. Актуализация опорных знаний и умений.

3 мин

Активизация мыслительных операций (анализ, классификация и т.д.) и  познавательных процессов (внимание, память).

Мозговой штурм.

Работа в группах

Формирование готовности восприятия материала.

Ребятам раздаются карточки с заданиями

1. Определите виды портрета.

2. Соотнесите характеристику портрета к его виду.

-Портреты представляют реалистическое изображение лица человека, его обрз, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы.

-Учитель предлагает учащимся познакомиться с удивительной историей, произошедшей с ней (рассказ о поездке в г. Воронеж и встрече с интересными уличными художниками).

Выводит на экран для сравнения своё настоящее фото и шарж.

Фиксирование интеллектуальных затруднений.

Отвечают на вопросы. Работают по карточкам в качестве закрепления прошлой темы.  

.

Внимательно слушают, воспринимают информацию, ведут  беседу, овечают на вопросы учителя, работают по карточкам.

Соблюдают нормы коллективного общения

Осуществлятют самоконтроль, овладевают  умением прогнозировать

Познают  мир через визуальный художественный образ,

представяют место  роль изо в жизни человека и общества.

III. Определение темы и целей урока.

(5 мин)

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

Метод диалогичности,

иллюстративныйметод,

сравнения и оценивания

Работа в группах

Определение проблемы художественного преувеличения

Вопросы:

1.Что же в фотографии старается передать фотограф?

2.А если обратим внимание на этот рисунок (показывает шарж)? Он необычаянно смешной и в нем есть сходство с фотографией. Но все же они разные.

А сейчас опытайтесь сформулировать тему нашего урока.

 

Сегодня будем знакомиться с разновидностью портретного жанра, сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием.

Выход на понятие – шарж.

Перед вами рисунок, жанр которого имеет название – дружеский шарж.

На экран выводится изображение карикатуры в исполнении художников Кукрыниксы.

Учитель даёт понятие слова «карикатура».

В карикатуре есть чт-то колкое, преувеличение отрицательных характерных черт человека, объекта.

Учащиеся отвечают на вопросы, делая пояснения своих доводов.

Формулируют выводы наблюдений.

Ответы: В фотографии мы видим точное сходство с объектом.

А в  рисунке понятно то, что художник как бы подшучивает над характерными чертами изображаемого человека.

Ученики выходят на новые понятия –  «шарж» «карикатура», «преувеличение».

Проводят коллективное исследование, формируют понятия

Сравнивают и анализируют

Фото, шарж, карикатуру, находят отличия, озвучивают их.

Обсуждают, работают в группе, делают выводы, учитывать чужое и собственное мнение,

излагают и аргументируют свою точку зрения по изучаемой теме

Определяются в постановке целей и задач на основе соотнесения того, что уже известрно и усвоенного учащимися

Описывают произведения изо искусства  и явления культуры, используя для этого специальную терминологию Воспринимают  и анализируют смысл (концепцию) художественного образа.

IV. Изучение нового материала

(5 мин)

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция.

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная работа

Рассказ учителя об истории сатирического рисунка,

-Эпоха Возрождения Л.да Винчи «Скарамуччья» (отобразил характер и эмоции человека, рисуя с натуры)

- Советское время, эпоха СССР выход сатирического журнала «Крокодил», где работали Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов). Этот журнал  разоблачал взяточников, пьяниц, хулиганщиков, некомпетентных руководителей и пр.

Ребята знакомятся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в искусстве.

.Определяют понятия, художественные термины; знакомятся с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами.

. Слушают и понимают речь других, умеют грамотно

 (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи, во время ответов

Извлекают нужную информацию, решают поставленные задачи на данном этапе урока. 

Приобретают теоретические знания об истории сатирического рисунка.

V. Первичная проверка понимания Мультимедийная лекция

(3 мин)

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция.

 Проверка усвоения нового материала. Сравнительный анализ.

Здоровьесберегающие технологии (Физминутка)

Фронтальная работа

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

 их коррекция, сопровождается показом презентации «Сатирические образы человека».

Устные ответы учащихся, их анализ

Просмотр презентации по ходу ответов.

.Смотрят, оценивают, слушают, аргументируют.

Учащиеся  дополняют работу с презентацией  своими выводами, суждениям

Четко определяют цель своего ответа на данном этапе урока

Применяют полученные знания

VI. Творческое добывание и применение знаний Самостоятельная работа учащихся

(25 мин)

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Словестно-иллюстративный

Игровая технология

Работа в группах

Учитель предлагает открыть секрет смешного рисунка.

Для этого раздает карточки с словестным портретом нескольких сатирических образов

Пример:

Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленые уши придавали смешной вид лицу.  Малыш был маленьким и неказистым. Носил ботинки на 3 размера больше его обычного.

Пока ребята знакомятся со словестным сатирически образом, учитель рисует на доске в качестве примера.

Задание: Выполнить шарж или карикатуру со словестного портрета, описание которого дано в карточке.

Ученики изучают  карточки с заданием  и приступают к практической части

Создают сатирический образ с ярко выраженной эмоционаьной окраской (веселый, задумчивый, злой, грустный и пр.)

Создают способы решения творческих задач.

Осваивают приемы художественного преувеличения, отбирают детали,

«обостряют образы»

Применяют полученные знания.

Работаю в группах, делиться опытом.

Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Преобретаютепрактические  навыки и умения

VII.Подведение итогов. 

Рефлексия

(2 мин)

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Индивидуальная работа

Обсуждение результатов совместной  работы. Осмысление деятельности. Эмоциональное отношение к уроку.

Учитель говорит о том, что урок подходит к концу.  Просит учащихся с помощью мимики лица оценить свою работу на уроке.

Учитель и учащиеся вывешивают работы на доске для анализа, вместе с ребятами принимает участие в обсуждении и оценивании работ.

А теперь завершим наш урок следующим заданием. Дополните предложение:

Я узнал новое…

Мне понравилась…

Я затруднялся…

- Домашнее задание: выполнить дружеский шарж на члена семьи.

- Всем спасибо. Урок закончен.

Демонстрация работ учащихся, их анализ и оценка.

Проявляют положительное отношение к юмору (сатрическому рисунку)

Формируют и аргументируют свое мнение; планируют учебное сотрудничество.

Проводят самооценку на основе критерия успешности 

Определяют степень своего продвижения к цели.

Литература: «Рисуем карикатуры», автор: Питер Грей, изд.Эксмо. 2012 г.;

Карикатура. Непридуманные истории» автор: Антон Кратков, издат. АСТ. 2015 г.;

«Карикатуры и дружеские шаржи», автор: Четберн Стив, издат. Неола – пресс. 2009 г.

Приложение:  

Зрительный ряд: О. Домье «Законодательное чрево», «Адвокаты», «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин «Портрет Кукрыниксов», Кукрыниксы - политическая карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; детские работы.

Презентация  «Сатирические образы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Исследовательская технология - как инновационный подход к организации образовательного процесса

Статья о применении исследовательских технологий в преподавании математики....

Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе

В условиях перехода  к новым   образовательным стандартам  инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки  не только  для распространения...

Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского  и проектного метода, как инновационного подхо...

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...

Статья. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФГОС

В статье рассмотрены факторы, механизм и модели реализации тнформационных технологий в изучении иностранного языка. Обоснована эффективность дистанционной формы обучения....

Методика преподавания английского языка и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС.

Традиционные модели обучения взаимодействуют с инновационными моделями, которые способствуют раскрытию всех граней ученика и занимают активное положение в образовательном процессе....