Творческий проект «Крылатые мифические существа»
проект по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Орлова Ольга Николаевна

Творческий проект для научно-практической конференции учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ  «Шалинская СОШ №90»-«Саргинская СОШ

Творческий проект

«Крылатые мифические существа»

Исполнитель: Кашина Анастасия

ученица 7 класса

Руководитель:   Орлова О.Н.

учитель ИЗО

п.Сарга

2021 г.

Содержание

Оглавление………………………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………………………..3

Основная часть

1. Мифические существа. История и мифы………………………………….…….5

2. Какие они были…………………………………………………………….……..8

3. Классификация мифических существ

3.1 Полулюди……………………………………………………………….……..10

3.2 Водные существа……………………………………………………………….11

3.3 Летающие существа……………………………………………………………11

3.4 Женские мифические существа…………………………………………….…12

3.5 «Домашние» существа…………………………………………………..…….13

3.6 Мифические существа природы………………………………………….…..13

4. Разнообразие крылатых мифических существ

4.1 Алконост……………………………………………………………………….16

4.2 Гамаюн…………………………………………………………………………17

4.3 Сирин…………………………………………………………………………...17

4.4 Гарпии………………………………………………………………………….18

4.5 Птица Феникс………………………………………………………………….19

4.6 Грифон…………………………………………………………………………21

4.7 Змей Горыныч…………………………………………………………………22

4.8 Виверн………………………………………………………………………….23

4.9 Аспид………………………………………………………………………..…24

4.10 Василиск………………………………………………………………………24

4.11 Пегас…………………………………………………………………………..25

Заключение………………………………………………………………………..26

Список литературы……………………………………………………………….27

           Введение

Окружающее пространство перенаселено. Любой из нас чувствует присутствие за спиной, боится этого присутствия и удивляется ему - так как не может его с точностью описать и зафиксировать.

Мифические существа подстерегают человека почти за каждым поворотом, вступая в странное, порой небезопасное взаимодействие с воображением. Населяя сумерки, они, то вторгаются в наши сны, то галдят и щебечут со страниц газет и книг, с экранов телевизоров и кинотеатров. Образы религиозной поэзии и народного творчества: сказки, предания, легенды и песни - не только тени нашего подсознания, но и соработники в повседневной реальности.

          Всякий человек, живущий и действующий в рамках той или иной национальной и культурной традиции, неизбежно пользуется этими образами - и в то же время осуществляет их отсев, отбор. С одной стороны, он предпочитает те сюжеты и фигуры, с которыми интимно связан в силу воспитания, образования, с другой - оперирует символами и метафорами, интересными ему в контексте интеллектуального, религиозного и морального выбора.

          Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в образах чудовищ. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва и хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих существ.

      Я выбрала проект на тему: « Крылатые мифические существа» потому что эта тема мне очень понравилась. Изучив самостоятельно мифы, я смогу легче ориентироваться в текстах художественной литературы.

Изучение мифических существ актуально, так как позволяет понять культуру и представления об окружающем мире различных народов.

Объектом исследования: крылатые мифические существа

Предмет исследования: древние мифы о крылатых существах.

Цель работы: создать видеоролик о крылатых мифических существах .

Задачи работы:

  1. Найти и изучить мифы о фантастических существах.
  2. Выбрать материал для проекта «Крылатые мифические существа».
  3. Узнать происхождение и мифические истории о существах.
  4. Знать внешность и узнавать по описанию крылатых  мифологических существ.
  5. Используя изученный материал по теме, создать видеоролик «Крылатые мифические существа»

         Основная часть

         1. Мифические существа. История и мифы.

         С нечистью на Руси было плохо. Богатырей в последнее время развелось столько, что поголовье Горынычей резко упало. Лишь однажды блеснул Ивану луч надежды: назвавшийся Сусаниным пожилой мужичок пообещал провести его к самому логову Лиха Одноглазого… Но наткнулся лишь на покосившуюся древнюю избу с выбитыми окнами и выломанной дверью. На стене было выцарапано: «Проверено. Лих нет. Богатырь Попович».

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»

     «Славянские монстры» - согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные - все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться мелкими пакостниками.

Обитатели славянских языческих легенд - это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.

       Мировой фольклор населен огромным количеством удивительных фантастических животных. В разных культурах им приписывали невероятные свойства или умения. Несмотря на многообразие и непохожесть, все мифические существа имеют неоспоримую общность - нет научного подтверждения их бытия в реальной жизни.

       До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных славянских народов? Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) - раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125-1177) - два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» - компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.

 «Книгу Велеса» («Велесова книга», дощечки Изенбека) долгое время выдавали за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эры - 9 век нашей эры.

Ее текст якобы был вырезан (или выжжен) на небольших деревянных планках, некоторые «страницы» частично сгнили. По легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году обнаружил под Харьковом белый полковник Федор Изенбек, который вывез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Тот сделал несколько копий, а в августе 1941 при наступлении немцев таблички были утрачены. Выдвигались версии, что они были спрятаны фашистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, либо вывезены после войны в США).

Увы, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги - фальсификация, выполненная в середине 20 века. Язык этой фальшивки представляет собой смесь разных славянских наречий. Несмотря на разоблачение, отдельные литераторы до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.

Единственное имеющееся изображение одной из досок «Книги Велеса», начинающейся словами «Велесу книгу эту посвящаем».

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит - то есть около 9000 лет до нашей эры.

Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал - в разных местностях говорили о совершенно разных существах. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Не было и гигантомании: наши предки очень редко задумывались о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских етунов. Некоторые чудесные твари появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации - чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким образом, причудливую смесь верований.

          2. Какие они были

          Окружающая природа со своими катаклизмами, зачастую не всегда понятными явлениями, внушала ужас. Не в силах найти объяснение или как-то логично понять цепочку событий, человек своеобразно трактовал то или иное происшествие. На помощь призывались мифические существа, виновные, по мнению людей, в происходящем.

В старые времен силы природы стояли на высшем пьедестале. Вера в них была безоговорочной. Древние мифические существа служили богами. Им поклонялись, приносили жертвы в благодарность за богатый урожай, удачную охоту, благополучный исход любого дела. Злить и обижать мифические существа опасались.

Но есть и другая теория их появления. Вероятность сосуществования нескольких параллельных миров признают некоторые ученые, опираясь на теорию вероятности Эйнштейна. Есть предположение, что все эти удивительные особи на самом деле существуют, только не в нашей действительности.

"Бестиарий мифических существ" был в числе основных источников получения информации. Не так много было изданий, систематизирующих животный мир планеты. О его достоверности говорить сложно. Туда заносились и очень подробно описывались в том числе и совершенно мифические существа. Карандашом сделанные иллюстрации поражали воображение, настолько тщательно и подробно были прорисованы мельчайшие детали чудовищ.

Обычно эти особи соединяли в себе черты сразу нескольких, иногда по логике несовместимых представителей животного мира. Такими, в основном, были мифические существа Древней Греции. Но они могли соединять в себе и человеческие черты.

Многие навыки мифических существ заимствованы из окружающей среды. Свойство отращивать новые головы перекликается со способностью ящериц восстанавливать оторванный хвост. Умение изрыгать пламя можно сравнить с тем, как некоторые змеи могут плеваться ядом на расстояние до 3 метров.

Отдельной группой выделяются змеевидные и подобные драконам чудовища. Возможно, древние люди жили в одно время с последними вымирающими динозаврами. Останки громадных животных тоже могли дать пищу и волю для воображения, чтобы представить, как выглядят мифические существа. Картинки с их изображениями есть у разных народностей.

           3. Классификация мифических существ

           3.1 Полулюди

           В вымышленных образах присутствовали и человеческие черты. Они использовались в разных вариантах: животное с частями тела человека, или наоборот - человек с особенностями какого-либо животного. Отдельную группу во многих культурах представляют полулюди (мифические существа). Список возглавляет, пожалуй, самый известный персонаж - кентавр. Человеческий торс на туловище лошади - таким изображали его древние греки. Сильные особи отличались очень буйным нравом. Они жили в горах и лесных чащах.

По всей вероятности, его близкая родня - онокентавр, получеловек-полуосёл. Имел подленький характер и считался редким лицемером, часто сравнивался с Сатаной.

Знаменитый минотавр имеет прямое отношение к отряду «мифические существа». Картинки с его изображением встречаются на предметах быта времен Древней Греции. Жуткое создание с бычьей головой, согласно мифу, держало в страхе Афины, требуя ежегодную жертву в виде семерых юношей и девушек. Чудовище пожирало несчастных в своем лабиринте на острове Крит.

Огромной силы особь с торсом человека, с мощными рогами и туловищем быка называли букентавр (человек-бык). Обладал способностью вызывать ненависть между представителями разных полов на почве ревности.

Гарпии считались духами ветра. Колоритные полуженщины-полуптицы, дикие, хищные, с отвратительным невыносимым запахом. Боги посылали их для наказания провинившихся людей. Заключалось оно в том, что эти стремительные твари отбирали у человека еду, обрекая его на голодную смерть. Приписывали им кражу детей и человеческих душ.

Полудева-полузмея ехидна, привлекательна внешне, но страшна по своей змеиной сути. Специализировалась на похищении путников. Была матерью целого ряда чудищ.

Сирены представали перед путешественниками в образе хищных красавиц, с головой и туловищем изящной женщины. Вместо рук у них были страшные птичьи лапы с огромными когтями. Прекрасный мелодичный голос, доставшийся им от матери, служил приманкой для людей. Плывя на завораживающее пение, корабли разбивались о камни, а моряки погибали, растерзанные сиренами.

Сфинкс был редким чудовищем - грудь и лицо женщины, тело льва с размашистыми крыльями. Его тяга к загадкам стала причиной гибели массы людей. Он убивал всех, кто не мог дать правильный ответ на его вопрос. По представлению греков, сфинкс был олицетворением мудрости.

          3.2 Водные существа

          Мифические существа Грециижили и в водах океанов, морей, рек, болот. Населяли их наяды. Источники, в которых они обитали, почти всегда были целебными. За неуважительное отношение к природе, например загрязнение источника, могли наказать человека безумием.

Сцилла и Харибда были когда-то привлекательными нимфами. Гнев богов сделал из них страшных чудовищ. Харибда умела создавать могучий водоворот, возникающий трижды в день. Он затягивал все проплывающие мимо корабли. Сцилла подстерегала мореходов возле пещеры в скале Сицилийского пролива. Беда была по обе стороны узкой полоски воды. И сегодня выражение «попасть между Харибдой и Сциллой» означает угрозу с двух сторон.

Ещё один колоритный представитель морских пучин - гиппокамус, или водяная лошадь. По описанию он действительно имел вид коня, но туловище его заканчивалось рыбьим хвостом. Он служил средством передвижения для морских божков - нереид и тритонов.

          3.3.Летающие существа

          Некоторые мифические существа умели летать. Только человеку с богатым воображением мог привидеться грифон. Его описывают как птицу с телом льва, передние ноги заменяют птичьи лапы с огромными когтями, а голова напоминает орлиную. От его крика гибло все живое. Люди считали, что грифоны охраняли сокровища скифов. Ещё их использовала богиня Немезида как тягловых животных для своей повозки, что символизировало неизбежность и быстроту наказания за совершенные грехи.

Феникс представлял собой некую смесь из разных видов птиц. В его облике можно было обнаружить черты журавля, павлина, орла. Древние греки считали его бессмертным. А способность феникса перерождаться символизировала стремление человека к самосовершенствованию.

Нет в мифологии более благородного существа, способного к самопожертвованию. Раз в пятьсот лет в храме Солнца феникс добровольно бросается в пламя. Его смерть возвращает в мир людей гармонию и счастье. Через три дня из пепла возрождается обновленная птица, готовая повторить свою судьбу ради благополучия человеческого рода.

Стимфалийские птицы, покрытые бронзовыми перьями, с медными когтями и клювами, внушали страх всем, кто их видел. Их бурное размножение не давало шансов на выживание окружающей местности. Подобно саранче, поедали все, что им попадалось, превращая цветущие долины в пустыни. Их перья были грозным оружием. Птицы поражали ими как стрелами.

Крылатый конь Пегас хоть и был рожден из головы умирающей горгоны, стал символом надежного друга, таланта и безграничного интеллекта. Он объединил в себе мощь независимого существа от земного притяжения, скакуна и жизненную силу. Грациозный, стремительный, свободный, прекрасный крылатый конь до сих пор служит для людей искусства.

          3.4 Женские мифические существа

          В славянской культуре женские мифические существа служили для погибели людей. Целая армия кикимор, русалок, ведьм при первой возможности старались извести человека со свету.

Не менее страшные и злые женские мифические существа Древней Греции. Не все изначально были рождены в образе чудовищ. Многие стали таковыми по воле богов, приняв страшный образ в наказание за какие-либо проступки. Они отличаются «местом проживания» и образом жизни. Объединяет их стремление уничтожить человека, этим и живут злобные мифические существа. Список их длинный: химера, горгона, сирена, саламандра, пума, нимфа, гарпия, валькирия и другие «приятные» дамы.

          3.5 «Домашние» существа

          Домовой - дух человеческого жилища, оберегал дом от всяких бед и неприятностей, в том числе от воров и пожаров. Он обладал способностью невидимости, но кошки его замечали. Когда семья переезжала на другое место, домового обязательно звали с собой, проводя соответствующие обряды. Обычай пускать в дом первой кошку имеет простое объяснение - на ней въезжает домовой.

          3.6 Мифические существа природы

          Одно из самых известных мифических существ, живущих в лесу, в славянской мифологии - это леший. Ему, как хозяину, принадлежит все - от травинки с ягодами и грибами до деревьев и животных.

Как правило, леший к человеку настроен дружелюбно. Но такое отношение будет только к людям с чистой и светлой душой. Он и грибные, ягодные места укажет, и на короткую дорогу выведет. А если путник проявит уважение к лешему и гостинцем побалует, яйцом или кусочком сыра, то может рассчитывать на защиту от лютых зверей или сил темных.

По виду самого леса можно было определить, светлый леший хозяйничает, или он перекинулся на сторону Чернобога. В этом случае владения неухоженные, заросшие, дремучие и непроходимые. Таких нерадивых «хозяев» наказывает сам бог Велес. Он изгоняет их из леса и передает владения другому лешему.

Лихо, как ни странно, живет в болоте. По сути, оно представляет собой комплексную аллегорию неблагоприятного стечения обстоятельств, связанных с конкретными поступками человека. Из этого можно сделать вывод, что каждый сам провоцирует появление лиха. Первым оно никогда не нападает, его появление является адекватной реакцией на человеческие действия.

Как описывают, это сильное, злопамятное и свирепое существо в разной ипостаси - то в образе великана, то высокой сутулой женщины-нежити. Схожи они в одном - у лиха всего один глаз, но несмотря на это, никому не удавалось от него ускользнуть.

Встреча с лихом опасна. Его проклятия и способность насылать на человека неприятности могут в конце концов привести к летальному исходу.

Целую группу водных мифических существ, представляют русалки. Бывают:

- Водяницы. Живут только в воде, на землю никогда не выходят, служат водяному, абсолютно безвредные, могут только напугать своей щекоткой. Выглядят как обычные обнаженные девушки, могут ненадолго обращаться в рыб или лебедей.

- Лоскотухи. Особенный вид русалок. Их время - ночное, они могут выходить на берег рек и озер. Обнаженные красавицы заманивают беспечных путников и топят. Ради собственной забавы, могут до смерти защекотать человека. Через их прозрачные спины можно разглядеть внутренние органы.

- Мавки. Этот вид русалок самый распространенный и имеет конкретную причину своего появления. Легенда гласит, Кострома выяснила, что её муж Купала приходится ей братом. Понимая, что вместе им не быть, девушка кинулась с обрыва в реку и утонула. С тех пор бродит по берегу реки, ищет своего мужа. Каждого симпатичного парня затягивает в омут. Там, приглядевшись и поняв, что затянула в омут не того, отпускает. Правда, молодому человеку это уже не помогает, к тому времени он успевает утонуть. Это единственный вид русалок, который «специализируется» исключительно на молодых мужчинах.

- Лобаста. Самый страшный тип русалок. Они продают свою душу Чернобогу. Выглядят жутко, как чудовища с некоторыми частями женского тела. Сильные и злобные создания, могут нападать поодиночке и группами. Лучшее средство спасения - бежать от них.

Несмотря на такое разнообразие, все русалки имеют отношение к женскому полу. Принято считать, что в них обращаются девушки, гибель которых так или иначе связана с водой.

Всем водоемам, будь то река или озеро, нужен был свой смотритель. Таковым являлся водяной. Он отвечал за порядок на берегу и чистоту воды. Он руководил всеми русалками, а в случае необходимости мог собрать из них довольно мощную армию. Это требовалось для защиты водоема от заболачивания (так проявлялось наступление темных сил).

Водяной почитался, как мудрый хранитель знаний. К нему часто обращались за советом. Сила водяного велика - он мог и дарить жизнь (вода - основной её источник), и забирать её, насылая страшные стихийные бедствия: потопы и наводнения. Но без причины водяной свой гнев не проявлял и к людям всегда относился доброжелательно.

          4. Разнообразие крылатых мифических существ

          4.1 Алконост

Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). В русский язык слово «Алконост» вошло в результате искажения старинного высказывания «алкион есть птица».

Славянский Алконост - райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море - и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником - она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.

https://i2.wp.com/mfst.igromania.ru/wp-content/uploads/2015/11/Rayskaya-ptica-Alkonost.-Konec-18-nachalo-19-veka.-Neizvestnyy-khudozhnik.-CHernila-tempera-585x474.jpg

        4.2 Гамаюн

       Гамаюн - в восточнославянской мифологии сказочная райская (ирийская) птица; вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете.

Изображалась с женской головой и грудью. В мифологии древних иранцев есть аналог — птица радости Хумайя.

Гамааюн – в мифологии древнеславянских народов одно из воплощений бога мудрости Велеса. Ее также называют вещей птицей или птицей-говоруном. Подобные эпитеты Гамаюн получила за то, что является достаточно словоохотливым созданием, встреча с которым в большинстве случаев оборачивается для человека некими положительными событиями.

https://static.wikia.nocookie.net/mythological-creation/images/c/ce/%D0%93%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%8E%D0%BD.jpg/revision/latest/scale-to-width-down/350?cb=20160424095030&path-prefix=ru

          4.3 Сирин

          Еще одно существо с головой женщины и телом совы (сыча), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин - не посланник свыше, а прямая угроза для жизни. Считается, что эти птицы обитают в «индийских землях рядом с раем», либо на реке Евфрат, и поют для святых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.

Нетрудно догадаться, что Сирин - мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин - не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

https://i2.wp.com/mirf.ru/wp-content/uploads/2015/11/azbukovnik-gpb-o-xvi-11.jpg

          4.4 Гарпии

          Ужасные гарпии В мифах древних греков часто упоминаются необычные фантастические существа, похожие на женщин и на птиц. Птичье туловище с птичьими ногами и острыми когтями в верхней части было похоже на тело женщины с иссохшей сморщенной бледной кожей. Ужасные гарпии Существа, как описывалось, были покрыты слоем зловонной грязи, волосы взлохмачены и перепутаны, большие уши торчат в разные стороны, крючковатый нос усыпан множеством бородавок, а длинные крылья при полете издают громкий металлический звук. Заметить их было сложно, потому что передвигались они очень быстро. Сначала слышался ужасный крик и ощущался отвратительный запах, и только потом уже видели тень страшного мифического существа, а потом и его самого.

Ужасные гарпии

          4.5  Птица Феникс

          Мифологические птицы-гиганты в мифологии мира встречаются повсеместно. Где-то они дружелюбны, где-то настроены враждебно к человеку, но все несут какое-то символическое значение. Пожалуй, Феникс – самое известное мифическое летающее существо. В странах Средиземноморья, Дальнего Востока и Европы у Феникса есть другие имена, и существует он в различных формах, но все они являются символом воскрешения. В образе огромной птицы можно увидеть черты орла, фазана, павлина. Впервые необычная птица Феникс упоминается в трудах поэта Гесиода в VIII в. до н. э. Позднее Плиний описывал ее как очень грациозное существо со сверкающими перьями и хохолком на затылке. В других описаниях окраска птицы везде разная, но всегда присутствуют алые, красные и золотистые цвета. Вероятно, птица описывалась в разные периоды своей жизни, поэтому и есть расхождения. Как считается, Феникс жил уединенно, вдали от человека, не причинял никому вреда и для существования ему нужен только воздух. Собираясь умирать, он летел туда, где жили люди – на Аравийский полуостров. Птица феникс Интересно! Единого мнения о том, сколько жил Феникс, нет, но наиболее вероятна цифра – 1000 лет. На полуострове он занимался поисками мирры, настойки опия, девясила и кассия, а после все эти ароматы уносил на крыльях в Финикию, где на самой высокой пальме устраивал гнездо из найденных благовоний. К рассвету гнездо было готово, и новый день птица встречала райским пением, глядя на яркое солнце. Горячие лучи поджигали специи, и сладкоголосая птица погибала в огне. Спустя девять дней Феникс возрождался из пепла и, дождавшись, когда крылья станут крепче, улетал в город Гелиополь (Египет), унося с собой пепел родителя. Преодолевать долгий путь ему помогало множество птиц, следующих за ним. Оставив пепел на алтаре в храме Солнца, он улетал в восточные земли, где находился его уединенный дом. Мифическая птица, как утверждают легенды, не умирает навсегда – она возрождается из пепла.

Птица феникс

У христиан Феникс символизирует вечную жизнь, возрождение, является символом победы над смертью. В мифологии славян Феникс присутствует в образе Жар-птицы.

Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями («как жар горят»). Традиционное испытание для сказочных героев - добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно - знание.

Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварог - бог-кузнец). Огненный сокол, который может также выглядеть, как вихрь пламени, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки) - первой династии русских правителей. Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем начал походить на трезубец - так появился современный герб Украины.

http://3.bp.blogspot.com/-Kt5ji1iOArY/VdRj1EZa9WI/AAAAAAAAEpI/iWY36S-7iiM/s1600/%25D0%25B2%25D0%25BF%25D1%258B%25D0%25B2%25D0%25BF%25D1%258B666.jpg

          4.6 Грифон

          Фантастический грифон Необычное мифическое летающее существо из фантастической жизни, похожее на льва и орла, встречается в мифах и легендах разных народностей. Птица с орлиной головой, крыльями на львином теле и когтями на 4-х лапах – грифон – олицетворяет господство над воздушными и земными стихиями. Мифический грифон О внешности мифической птицы известно, что спереди она красная, сзади черная, на спине есть белоснежные крылья, способные складываться в любой момент. Жилищем ей служило гнездо из золота, устроенное на недоступной вершине высокой горы. Сила и когтистые лапы давали возможность захватывать крупную добычу и поднимать ее высоко в воздух. Например, поднять лошадь с всадником или упряжку из двух волов не составляло для грифона никакого труда. Взгляд полуптицы-полульва, направленный в глаза человека, наказывал или вознаграждал за содеянное, а издаваемые ею зловещие звуки истребляли живность на несколько миль вокруг.
Мифический грифон

          4.7 Змей Горыныч

          Змей Горыныч (или просто Горыныч) – злой персонаж славянских сказок и былин. Его характерная черта – три огнедышащие головы. Каждая голова способна извергать пламя независимо от других. Тело, покрытое блестящей чешуей, заканчивается хвостом-стрелой, а на лапах у него острые когти. Кровь Горыныч способна обжигать, а если прольётся на землю, то на этом месте долго ничего не вырастет. Чешуя настолько прочная, что не возьмёт ни меч, ни копье. Согласно преданиям Змея Горыныча побеждали богатыри, которые обладали смертельным оружием.

Он охраняет ворота, разделяющие мир мертвых и мир живых. Находится это место на Калиновом мосту, что над рекой Смородиной, или огненной рекой

Горыныч над деревней

          4.8 Виверн

          Виверн – мифическое драконоподобное существо с одной парой ног и крыльев. Оно не способно изрыгать пламя, зато его клыки пропитаны смертельным ядом.  В других мифах яд содержался на конце жала, которым ящер протыкал свою жертву. Некоторые легенды гласят, что именно яд вивернов вызвал первую эпидемию чумы.
https://i0.wp.com/uznayvse.ru/images/content/2017/5/uzn_14947557574.jpg

Известно, что первые легенды о вивернах появились еще в Каменном веке: это существо олицетворяло свирепость. Впоследствии его образ использовали предводители войск, чтобы навести страх на противника.

          4.9 Аспид

          Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis - ядовитая змея.

https://yarkov.org/wp-content/uploads/2015/01/4eslA.jpg

          4.10 Василиск

          «Василиск… это царь змей. Люди, завидев его, бегут, спасая свою жизнь, ибо он способен убить одним лишь своим запахом. Даже взглянув на человека, он убивает…»

Василиск - это чудище, обладающее глазами жабы, головой петуха, крыльями летучей мыши, да ещё и телом змеи в придачу. Рождается это создание из яйца, снесённого чёрным петухом. Василиск опасен в любых отношениях - не только его яд и слюна, но даже и простой взгляд этого существа несёт быструю смерть всякому, на кого он обращён. От дыхания василиска всё живое обращается в камень, и поэтому где бы монстр ни появился - всё превращается в пустыню.

Кто такой василиск – мифическое чудовище или реальное животное?

          4.11 Пегас

          Пегас – еще одно мифическое существо , которое схоже с лошадью. Во многих энциклопедиях пишут, что этот крылатый конь является сыном медузы Гаргоны и Посейдона – Бога морей, жившего в Древней Греции. Основной функцией Пегаса было нахождение на Олимпе, где он передавал своему отцу молнии и громы. Когда Пегас спустился на землю, он своим копытом выбил Гиппокрену. Гиппокреной называется источник муз, который выполнял функцию вдохновения всех творческих личностей на полезные действия.

https://i0.wp.com/uznayvse.ru/images/content/2017/5/uzn_14947563800.jpg

          Заключение

          В мифологии существуют тысячи существ. Неизвестно, есть ли эти животные или жили когда либо  или нет - о них нам известно лишь из легенд. Однако хочется верить, что в этом мире еще остается место для сказки. Разные мифические существа - интересные, добрые, злые, большие или маленькие.

Чтобы взаимодействовать с ними, нужно досконально изучить их предпочтения и привычки, однако главное в общении с легендарными существами - это уважение - тогда они могут не только пойти на контакт, но и помочь. Не стоит иметь дело с потенциально опасными животными, лучше выбирать в этом плане безопасных существ. В культуре каждого народа присутствуют мифические существа, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами. Некоторые из них известны во всем мире. Другие же наоборот, знакомы только конкретной этнической группе.

Таким образом, в процессе своей работы над проектом я изучила мифических существ, их происхождение и мифические истории, которые мне помогли в практической части создании видеоролика на тему: «Крылатые мифические существа», который может быть использован на уроках ИЗО, истории и литературы.

   Список литературы

      1. Мифология. Энциклопедия, - М.: Белфакс, 2002

      2. Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», - М.: Русское слово, 1997

     3. В.Калашников «Боги древних славян», - М.: Белый город, 2003

   Интернет-ресурсы

  1. http://godsbay.ru
  2. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=107139#1 
  3. http://www.ilovepetersburg.ru/sights/categorywww.citywalls
  4. http://www.spb-guide.ru/
  5. http://www.opeterburge.ru/sight.html
  6. http://www.virtualspb.com/
  7. http://drugoypiter.ru/gorod
  8. http://www.wikipiter.ru/
  9. http://www.history-mir.ru/kamennye-mify-peterburga.html 

Приложение 1. Диск с видеороликом «Крылатые мифические существа»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий проект «КРЫЛАТЫЕ МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА» Исполнитель: Кашина Анастасия ученица 7 класса Руководитель: Орлова О.Н. учитель ИЗО

Слайд 2

Объектом исследования: крылатые мифические существа Предмет исследования: древние мифы о крылатых существах. Цель работы: создать видеоролик о крылатых мифических существах . Задачи работы: - Найти и изучить мифы о фантастических существах. - Выбрать материал для проекта «Крылатые мифические существа». - Узнать происхождение и мифические истории о существах. - Знать внешность и узнавать по описанию крылатых мифологических существ. - Используя изученный материал по теме, создать видеоролик «Крылатые мифические существа»

Слайд 3

Мифические существа. История и мифы.

Слайд 4

Разнообразие крылатых мифических существ

Слайд 6

Видеоролик «Крылатые мифические существа»

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Галерея картин мифических существ и сказочных чудовищ

http://godsbay.ru/paint/АмазонкиБаньшиВалькирииВервольфыВолхвыГарпииГномыГоблиныГоргоныГрацииДемоныДраконыДриадыКентаврыМенадыМойрыНибелунгиНимфыСатирыСидхеТроллиФеиФоморыЦвергиЭльфыМифологический жан...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга....

Маршрутная игра "По следам мифических существ разных народов""

ебята нашей школы очень любят игры в подобном формате, потому что можно хорошенько размяться, "путешествуя" по станциям, да и просто хорошо провести время. В этот раз они знакомились с мифич...