Декоративное искусство - часть культурной жизни народа.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Стеблецкая Наталья Анатольевна

Декоративное искусство охватывает различные отрасли творческой деятельности, формирует материальную среду, окружающую человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное искусство – часть культурной жизни народа

Стеблецкая Наталья Анатольевна

Декоративное искусство  одна из главных областей пластических искусств (наряду с архитектурой, изобразительными искусствами). Вместе с тем это особый род художественного творчества, отличающийся по своим целям от станкового и монументального искусства. Оно включает широкий круг художественных предметов, изображений и символов, вносящих художественную организацию во все сферы жизни; разделяется на:

а) монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой (архитектурный декор, росписи, декоративные рельефы, статуи, витражи и мозаика на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны и т. д.),

б) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия),

в) оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций на выставках и в музеях, городских витрин и т.д.)

Искусство, имеющее отношение к бытовому, утилитарному предмету, стало называться прикладным, это указывает на то, что оно существует не само по себе, а связано с чем-либо, с каким-либо предметом. Вот так постепенно и сформировалось это определение  декоративно-прикладное искусство. Но не всегда эти два понятия (декоративный и прикладной) имели равное значение. Иногда одно из них становилось главенствующим, иногда другое, или каждое из них самоопределялось и становилось самостоятельным.

Декоративно-прикладное искусство  вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и вместе с тем непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. В единстве того и другого  его сущность и специфика.

С древности человек в создаваемых изделиях удовлетворял не только свои насущные утилитарные нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, стремился к украшению предмета. Самым древним видом украшения являлся орнамент  узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Появление орнаментированных предметов в первобытном искусстве связано с трудовой деятельностью и магическим обрядом.

Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. До промышленного переворота все изделия выполнялись вручную мастером и его подмастерьями: кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основоположниками декоративного искусства в момент его отделения от ремесла.

Общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, функция и украшение производимых предметов стали заботой разных специалистов. В период развития машинного производства, для того чтобы сохранить «эстетическую ценность изделий, приглашается художник, в задачу которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал как бы «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находит себе место метод прикладного искусства  отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и пр.»

Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только о жизни и быте людей, но и о художественном направлении времени. Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер.

Декоративно-прикладное искусство охватывает широкий круг предметов из различных областей человеческой жизни. Для их изготовления используются различные материалы: глина, дерево, кость, камень, стекло, природные или искусственные вещества (пластмассы, бумажная масса с гипсом и клеем  папье-маше, шерсть, лен, хлопок и т.д.)

В силу разнообразной техники обработки материалов при изготовлении вещей декоративно-прикладное искусство очень тесно связано с другими видами искусства: живописью (различной техники), скульптурой, графикой. Первоначальное разделение народного декоративно-прикладного искусства на виды произошло тогда, когда усовершенствовались орудия труда, а с ним и весь жизненный уклад.

Дальнейшее совершенствование материала выявляет и определяет различные техники изготовления одного и того же изделия. Следовательно, традиционное народное искусство различалось не только по материалу (видам), но и по технике выполнения: резьба и роспись, лепка и вышивка, чеканка и плетение. Вероятно, поэтому, в дальнейшем, наряду с делением производства (второй половины XIX в.) утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения:

1) по материалу, из которого сделано изделие (металл, керамика, текстиль, дерево, кость, стекло, лак и пр.),

2) по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и пр.),

3) по готовому изделию (ковры, кружево, посуда, игрушки и пр.).

С точки зрения изготовления предметы современного декоративно-прикладного искусства существуют в двух формах: ремесленной и промышленной. Они отражают реальное положение дел в этом сложном виде искусства. В развитии каждой из этих форм существуют свои характерные направления, между которыми сохраняются определенные общие черты.

Первое направление относится к промышленной форме декоративно-прикладного искусства. Оно связано с деятельностью профессионального художника, работающего на промышленном предприятии (ткацком, стекольном, ковровом, ювелирном и т.п.) и создающего прототип изделия для массового производства. Это индивидуальный творческий процесс создания образца, с которого затем будут сняты тысячи копий. Именно здесь более всего заметно влияние техники.

Второе относится к ремесленной форме и связано с деятельностью художественных промыслов, кустарных артелей, выпускающих изделия маленькими сериями, в которых даже на этапе тиражирования участвует ручной труд.

Внутри всего сложного общественного организма художественные промыслы живут своей особой жизнью. И по тому, как они существуют, мы судим об общественных условиях, способствующих или, напротив, тормозящих их развитие.

Жизнь художественных промыслов, с одной стороны, подчиняется экономическим законам, с другой  на нее оказывают влияние социально-психологические законы, формирующие новую художественную потребность, вкус, моду, оценку. Экономические и социально-психологические законы, в конечном счете, тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На практике принцип стандартизации в корне противоположен принципу уникальности, индивидуальности.

Стандартизация накладывает отпечаток на все стороны предметного мира, на внешний облик людей, определенным образом влияет на их взгляды. Сама промышленность и дизайн, который ее обслуживает, создают настроение неудовлетворенности, поисков, индивидуального творчества, т. е. такое, которое в корне противоположно самому характеру машинной индустрии.

Так создаются благоприятные условия для оживления деятельности художественных промыслов, но уже на новом уровне их развития.

В одних случаях художественные промыслы существуют на базе давно сложившихся ремесел. В них и художественные приемы, и формы предметов, и техника изготовления являются традиционными, существуют и по сей день в таком виде, каком они сформировались много десятков лет назад.

Другие работают на базе местного сырья, в городах и сельских местностях: резчики по кости, рогу, дереву, машинная вышивка, росписи платков, тканей, изделия из синтетических материалов и т.п. С точки зрения организации производственного процесса, деятельность современных художественных промыслов представляет собой мелкосерийное производство, в котором в большей или меньшей степени участвует ручной труд. Во многих из них существует пооперационное разделение труда, и каждый мастер выполняет только одну определенную операцию.

Основная цель деятельности промыслов  сохранять и развивать дальше художественные традиции определенных районов и областей, создавать произведения, соответствующие высоким требованиям, предъявляемым к такого рода искусству, давать возможность проявлять неистощимый запас творчества там, где есть в этом потребность.

Третье направление также относится к ремесленной форме. Это творчество многомиллионной армии любителей, отдающих свой досуг художественному ремеслу.

Как своего рода продолжение второго направления в развитии декоративно-прикладного искусства ширится волна массового творчества в нашей стране. В последние годы огромный интерес к художественному творчеству проявился в такой сфере жизни, как быт. Заметно возросло стремление все большего числа людей самим участвовать в организации своего быта. По характеру своему это третье направление есть не что иное, как все то же художественное ручное ремесло. Однако оно рассматривается самостоятельно по нескольким причинам. Во-первых, потому, что им занимаются, как правило, люди, не имеющие прямого отношения к художественному труду и специального художественного образования, и, во-вторых, потому, что этот процесс распространяется на узкую сферу личного быта и существует как определенный вид художественной самодеятельности, как новая форма отдыха, форма чередования труда.

В наши дни стало обычным создание многих бытовых предметов собственными руками. Это и мелкая пластика, и столярные работы, начиная от полочки для книг, вешалок, светильников, ваз, торшеров и заканчивая сложными скульптурными композициями. Такая форма творческой деятельности приобщает людей к материальному и духовному творчеству, формирует вкус, высокие художественные потребности.

Декоративное искусство, составляя ограниченную часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером воздействует на настроение, состояние человека, влияет на его положительное отношение к окружающему миру.

Необходимо отметить, что декоративно-прикладное искусство это, прежде всего, народное искусство, которое помогает увидеть привычные вещи по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.

Народное искусство изначально связано с трудовой деятельностью человека, представляющую собой одновременно материальную и духовную культуру. В основе своей оно имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется эпическим переживанием мира, коллективностью творчества, связью с бытом. Это искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формообразующим началом, связывающим современность с прошлым.

Место народного искусства в системе культуры определяется функциями: памятной, обрядовой, родовой, коммуникативной. Воспроизводство народно-ценностного начала определяет непреходящую роль народного искусства в культуре, его современность.

Изделия народных мастеров и вся его деятельность не существует раздельно от школы. Школы народного мастерства  национальные, региональные, краевые  функционируют благодаря преемственности.

«Преемственность это не просто передача потомкам того, что в свое время взято от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника-мастера, результатом которого будет неповторимое произведение искусства».

Народные художественные промыслы  особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка.

По словам М.А. Некрасовой, традиционное народное искусство в нашей стране развивалось в четырех формах. «В первой форме народное искусство предстает не вычлененным из своей этнографической среды бытования. Оно связано с породившим его этническим и социальным бытовыми укладами. Это народное творчество сел Севера и Центра России, Приамурья, народов Камчатки, Средней Азии, .... тех мест, где народное искусство тесно слито с сельской жизнью, ее бытовыми духовными потребностями, определенным комплексом понятий и представлений. Народный мастерноситель традиций национальных, региональных школ, его художественная деятельность неотделима здесь от коллективного народного творчества. Однако нормы и особенности школ не лишают творчество мастера подвижности и изменчивости».

Во второй форме творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиций. Народные мастера, перенимая культурные традиции от предков, создают произведения особого исторического смысла. Они становятся «памятными» и своей связью с прошлым, с историей края и с конкретным местом.

Третья форма представляет собой стихийное развитие народного художественного промысла. Новый вид сам возникает, иногда совсем неожиданно и как будто бы случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины. К примеру, роспись по дереву Полхов-Майдана.

В третьей форме народное искусство функционирует весьма интенсивно: обновляет формы, развивает свои навыки и приемы, но, в сущности, не изменяет своей целостности, что и обеспечивает ему развитие и признание. Художественная идея, технический навык быстро перенимаются у соседа, дополняются и развиваются в творчестве коллектива. В такой напряженной, импульсивной работе многих что-то утверждается, а что-то отбрасывается, складывается и закрепляется система, оттачивается вкус отдельного мастера и всех вместе.

В четвертой форме деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ; народный мастер в своей творческой деятельности здесь значительно связан тиражированием образцов и принципами промышленного планирования, что заметно подавляет творческую волю народного мастера. Он перестает выступать как творец и носитель культурной традиции, часто превращаясь в безликого копииста безликих изделий. С очевидностью такая метаморфоза предстает там, где живые очаги народного искусства пытаются превратить в фабричное производство.

В четвертой форме развития народного искусства - в мастерских - из-за отсутствия научных методов организации и часто потребительского отношения к традиции все больше и больше теряется народный характер творчества, но не перестают, тем не менее, оставаться народными школы традиционного мастерства. Всегда сохраняется и в этой ситуации потенциальная возможность, при соответствующих условиях, их полноценного возрождения. Яркими примерами этого в истории являются Палех, Хохлома и другие.

Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память. Все четыре формы определяет общая структура творчества, но в каждой индивидуальное начало, личностное выступает в разных качествах и связях с коллективным».

В современных условиях постиндустриального и общества потребления роль эстетического фактора повышается. Влияние декоративно-прикладного искусства во всех формах художественной промышленности, деятельности отдельных мастерских, индивидуального творчества профессионалов и любителей возрастает. Таким образом, более значимыми становятся связи, которые объединяют культуру, искусство и художественное производство.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа

Искусство русского народа в музыке и изобразительном искусстве...

«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкал...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...