Конспект урока "Древние корни народного декоративно-прикладного искусства" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Сапунова Вероника Андреевна

Конспект урока "Древние корни народного декоративно-прикладного искусства" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_5-6_klass_1_urok.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс 1 урок «Древние корни Народного ДП искусства»

Теория 1

Со времен английского писателя РЕДЬЯРДА КИПЛИНГА, - того, что написал про мальчика Маугли и интересовался восточными проблемами, - принято считать, что Восток никогда не поймет Запада - такие разные у них законы, обычаи, история, культура. 
      Есть также мнение, что "отсталым" цивилизациям надо догонять передовые. И, наоборот, - что западная цивилизация ведет человечество к катастрофе. 
      Но есть еще одна ПРОБЛЕМА, общая для всех ЦИВИЛИЗАЦИЙ. Все ускоряющийся технический прогресс делает доступными отдаленные уголки планеты и облегчает общение людей. Он стирает границы между странами и расовые различия. Но в то же время мы все чаще узнаем о конфликтах между группами представителей разных национальностей и религиозных противоречиях в странах как Востока, так и Запада. А пропасть между богатыми и бедными все отчетливее видна на фоне достижений технического прогресса. 
      Вместе с тем, как давно уже замечено, безвозвратно исчезает нечто очень важное для существования человеческого сообщества. Это - уникальная многовековая, богатая и живая культура всех народов. Именно она одухотворяет жизнь людей и придает ей смысл. С ее помощью мы можем увидеть образ человека любого времени в прошлом, воспитать реального человека настоящего времени и даже предугадать будущее. 
      Возможно, верный способ сохранить разумную и духовную жизнь на земле - хорошо знать и глубоко чувствовать собственную культуру. Но при этом, не замыкаясь в собственном мирке, а изучая и стараясь понять культуру своих соседей. 
      И тогда каждый, не теряя своей самобытности, раздвинет границы мира вокруг себя. Может быть, тогда человечество обретет взаимопонимание?

Теория 2

  Именно в России, вопреки предсказанию английского поэта, Восток и Запад сошлись вместе и породили особую, неповторимую культуру. Она едина и разнообразна одновременно. В ней сохранились черты существовавших на этом пространстве и исчезнувших цивилизаций, и все ее народы имеют глубокие СОБСТВЕННЫЕ КОРНИ, которые свидетельствуют об ОБЩИХ представлениях о законах существования человека на земле.

   ОСОБЕННЫМ ОБРАЗОМ ЭТО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В УНИКАЛЬНОМ ЯВЛЕНИИ КУЛЬТУРЫ, которое выделяет Россию среди других стран, имеющих великое историческое прошлое и богатое культурное наследие.

Зачем человеку создавать красоту

 И сегодня всякий скажет, что декоративно-прикладное искусство (ДПИ) - это искусство украшать нашу жизнь с помощью ОРНАМЕНТА (узоров), затейливо расположенных на поверхности вещей, которыми мы пользуемся. Ан нет - как сказали бы наши предки - этим смысл ДПИ не ограничивается... 
      На самом деле декоративно-прикладное искусство - сложное и не до конца разгаданное явление культуры. 
      Рассматривая эти замечательные рукотворные вещи, люди все больше убеждались в том, что живущие в других краях земли народы ценят красоту не меньше и понимают ее, выражая по-своему, но понятно для остальных людей. 
      Наши далекие предки оставили нам в наследство умение читать узоры, которыми украшены ковры, кубки, перстни, ткани, оружие. Они сумели донести до нас свое древнее представление о том, как устроен мир, и какие силы им управляют.

6 класс 1 урок Художественный образ.Художественно-выр. Ср-ва живописи.

 Язык изобразительного искусства использует различные материальные предметы (холст, бумагу, стекло, штукатурку), на поверхности которых различными красками с помощью света, тона, объемно-пластических комбинаций создаются изображения (художественные образы), подобные образам природы и окружающим человека предметам.
      
Произведения искусства, выполненные красками на твердой поверхности, называются живописьюЖивописное изображение непосредственно связано с плоскостью.


      На плоскости живопись наглядно способна передавать 
объем ипространствоприроду, отразить сложный мир человеческих отношений, характеров, чувств, воплощать общечеловеческие идеи, исторические события, библейские и мифологические образыполет фантазии. Полнота охватываемых живописью явлений действительности проявляется в многообразии жанров.


      Главным выразительным средством живописи является 
цвет. Он является основным средством выражения жизни, так как окружающая действительность имеет свой цвет, свою окраску. Материал, рисуноксюжеткомпозициявыполняется в живописи цветом. Он способен вызывать различные чувства, ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. При помощи цвета строится форма изображений, образуется ритм, моделируется пространство, выражается настроение в произведении.
Художник, подбирая необходимый цвет на 
палитре, переносит краску на плоскость картины, создавая колорит – цветовой строй. Колорит – важнейшее средство эмоциональной выразительности художественного образа в живописи. По характеру цветовых сочетаний он может быть спокойным или напряженным, теплым или холодным, светлым или темным. Колорит зависит и от степени насыщенности и силы цвета. Он может быть ярким, приглушенным, блеклым, сдержанным и так далее.
      В 
живописи (древнеегипетские фрескииконопись) цвет может являться локальным, то есть присущим предмету. Например, трава – зеленая, небо – голубое, и так далее.


      Для передачи цветовой картины мира, пространства, света, объема используется в живописи 
тон, присущий общему цветовому строю произведения. Тон (в колорите) может быть теплым или холодным, золотистым, серебристым. Выдающимися художниками-колористами считаются Тициан,РубенсЭль ГрекоКонстантин КоровинВалентин СеровМихаил Врубель.


      Важными средствами художественной выразительности в живописи также являются пятно и характер 
мазка, обработка красочной поверхности (фактура),валёры, показывающие тончайшие изменения тона в зависимости от освещения,рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.


      В живописи передача световоздушной среды возможна посредством валёров. Чтобы показать тоньше и богаче предметы, окутанные световоздушной средой, художники применяют валёр – как оттенок тона во взаимосвязи с другими оттенками, выражающими соотношение света и тени. Валёр усиливает ощущение материальности мира, глубины пространства. Этому способствуют и рефлексы, выражающие влияние света и цвета от соседних предметов или от неба.


      В живописи и графике 
светотень передает изменчивость среды и состояние атмосферы. Светотень выявляет объем предмета, его расположение в пространстве, служит важным средством эмоционального выражения. В XVII веке в искусстве таких выдающихся мастеров как Караваджо и Рембрандтасветотень организовывала композицию картины, её эмоциональный строй, усиливала световой контраст, падающие тени. Как правило, свет в картинах Караваджо не солнечный, а локальный, резко направленный. Выхватывая фигуру из темноты, художник придавал образам пластическую выразительность и напряженный драматизм. Светотень в картине также может создавать и иллюзию реальности предмета или освещения.


      Воплощению художественного образа в живописи способствует создание пространства, характеризующегося протяженностью, объемом, структурой. Чтобы изобразить пространство нужно лишь направить линии стен домов в одну точку схода и разместить в картине изображения людей, предметов, животных с учетом изменения их величины в зависимости от их расположения в пространстве: те, что ближе (у переднего края картины), - больше по размеру, а те, что дальше (в центре или вверху картины), – меньше. Когда художник пишет природу, где нет стен и точек схода, то глубина пространства строится чередованием планов – переднего, среднего и дальнего. Дальние планы, как правило, горы, далекие города, леса, озера, окутанные легкой дымкой. Достаточно взглянуть на картину нидерландского художника Питера Брейгеля «
Охотники на снегу».


      На плоскости художнику удается создать трехмерное изображение, благодаря различным видам 
перспективы: линейной (прямой), обратной, воздушной и так далее. Интерес к построению пространства и объемных форм наиболее ярко проявился в искусстве эпохи Возрождения. Это выражалось в создании художниками и архитекторами математически обоснованной теории и практики линейной перспективы, как пространства, построенном на пересечении параллельных прямых в главной точке схода (центре композиции). Увлеченность построением пространства и размещением в нем предметов и фигур людей отразилось и на творчестве Паоло Учелло. Он повторял всем своим близким, что «нет ничего сладостней перспективы». Его живописные эксперименты были нацелены на самые сложные решения проблемы перспективы.
      
Леонардо да Винчи выявил принципы воздушной перспективы. Он обосновал влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от зрителя.


      Композиционный строй произведения 
живописи включает и ритмическое движение. Чувство ритма свойственно человеку и присуще вещам. Ритм является основой композиции произведения и выражается, прежде всего, в чередовании её изобразительных элементов. Он определяет развертывающееся во времени событие. Ритм может быть задан пятнами цвета и света, направлением мазка, повторением фигур и орнаментов. Будучи связанным со всеми элементами изобразительного языка – формой, цветом, светом, он выступает как средство организации и завершенности произведения.
      В зависимости от манеры наложения мазков, их ритмического расположения, от поставленной перед живописцем задачей, поверхность красочного слоя – фактура – может быть глянцевой или матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Это придает 
произведению особый эмоциональный строй и выразительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию

Воспитать  любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на  произведениях  декоративно-прикладного творчества на уроках  изобразительного искусства. Это док...

Презентация"Возрождение народного декоративно-прикладного искусства.Орнамент."

Данная  презентация можно  использовать на уроке ИКН, которая  познакомит  детей с декоративно- прикладным искусством , с  орнаментами марийской вышивки  ....

«Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Данное занятие предназначено для того, чтобы дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного ис...

Методика ознакомления школьников с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (техника мозаики)

Успешному развитию творческих способностей школьников помогает использование произведений народного прикладного искусства. для воздействия и пробуждени...

Нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования

В статье раскрыты аспекты работы педагога дополнительного образования по нравственному воспитанию  личности  дошкольника при обучении народному декоративно-прикладному искусству....

Программа по предмету "Народное декоративно-прикладное искусство"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»    Проект программа по учебному предме...