Разработка урока ИЗО в 7 классе "ГТГ, Женский портрет XVIII века в России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Осипенко Оксана Викторовна

Урок разработан в образовательной технолгии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в технологии РКМЧП27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства, 7 класс

Тема урока: «Государственная Третьяковская галерея.

Женский портрет XVIII века в России»

Осипенко О.В., учитель ИЗО и МХК

ГБОУ Гимназия №1358 г.Москвы

Цель урока: развитие у учащихся способности со вниманием относиться к проявлению душевного состояния человека, понимать его внутренний мир через внешние эмоциональные признаки на примере произведений русских художников-портретистов Ф.Рокотова и В.Боровиковского.  

Задачи урока

  1. Расширить знания учащихся о коллекции Государственной Третьяковской галереи.
  2. Познакомить учащихся с художественными выразительными средствами передачи различных образов женщин эпохи Просвещения, созданных русскими художниками Ф.Рокотовым и В.Боровиковским.
  3. Рассмотреть роль эпитетов при описании художественного произведения.
  4. Учить самостоятельно анализировать источники информации, обобщать полученные данные и выделять основную мысль текста.
  5. Формировать навык аргументировано обосновывать сделанные выводы.
  6. Развивать умение сотрудничать через организацию групповой работы.

Ожидаемые результаты урока

В результате проведения урока обучающиеся смогут:

  • высказать своё мнение об особенностях раскрытия Ф. Рокотовым и В. Боровиковским образов женщин эпохи Просвещения (личностный результат);
  • самостоятельно анализировать информацию письменного источника; продуктивно выполнять работу в группах; аргументировать свою точку зрения; применять полученные знания в новой ситуации (метапредметные результаты);
  • производить анализ художественных произведений, исходя из особенностей авторского стиля, манеры письма; использовать различные эпитеты  для выражения своего отношения к художественному произведению на основе анализа выразительных средств; выделять особенности портретов, выполненных Ф.Рокотовым и В.Боровиковским; давать характеристики женских образов, созданных различными авторами (предметные результаты).

Используемые технологические приёмы: «Ключевые слова», «Корзина идей», «Чтение с пометками», «Мозговой штурм».

Ход урока.  

  1. Стадия вызова
  1. Работа с видеорядом:

Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов по слайду с подборкой произведений различных жанров, входящих в коллекцию ГТГ, ранее рассматриваемых на уроках (Приложение 1):

  1. какому музею принадлежит эта коллекция произведений? (ГТГ);
  2. назовите авторов и названия данных произведений;
  3. какие жанры здесь представлены? (пейзаж, портрет, сюжетно-тематическая композиция, иконопись).
  1.  Актуализация опорных знаний

Учитель напоминает учащимся, что на предыдущем уроке онипознакомились с русским пейзажем и просит вспомнить, к какому важному выводу они пришли в результате обсуждения (художники  изображают  русскую природу по-разному, представляя  различные образы России).

        Вопросы учителя:

  1. назовите имена известных вам художников-пейзажистов, представленных в ГТГ? (И.Левитан, И.Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов…);
  2. приведите пример двух художников-пейзажистов, создавших противоположные образы русской природы (И.Шишкин – эпический образ, И.Левитан – лирический образ);
  3. «артмарафон»: по изображению определите автора пейзажа (обучающиеся отвечают хором) (Приложение 2).

1.3 Введение в новую тему (приём  «Ключевые слова»)

Учитель:

- Мы продолжаем экскурсию по Третьяковке. Нам предстоит познакомиться с портретным жанром, представленным в галерее.В течение урока мы не раз встретим следующие понятия (перечень понятий отображается на экране интерактивной доски): эпоха, Просвещение, художественный образ, душевная усталость, естественность, сентиментальность, эпитет.Давайте вспомним, что они обозначают.

Обучающиесяв свободном порядке высказывают свои предположения и дают ответы-рассуждения на наводящие вопросы учителя:

  1. какие события могут являться эпохальными? (исторические события, научные открытия, социальные изменения и т.п.);
  2. почему Просвещение написано с заглавной буквы? (это имя собственное, название чего-либо, эпохи, например);
  3. какие из  перечисленных понятий вы обозначили бы как эпитет? (душевная усталость, художественный образ).

        Учитель:

- Сегодня, благодаря произведениям русских портретистов, мы побываем в России XVIII века. Давайте сформулируем тему нашей экскурсии! Предлагаю вам несколько характеристик данной эпохи. Предположите, какие события могли способствовать именно такому её определению:

- «XVIII век в России – эпоха Просвещения!»;

- «XVIII век в России называют веком портрета»;

- «XVIII век – это целая галерея нюансов женской души с её порывами и глубиной жизни!».

Обучающиеся высказывают предположения, с помощью уточняющей информации учителя приходят к выводу, что тема урока связана с женским портретом XVIII века в России.

Учитель:

- Итак, сегодня мы познакомимся с женским портретом XVIII века в России на примере творчества двух русских художников-портретистов, работы которых представлены в ГТГ – это Фёдор Рокотов и Владимир Боровиковский.

Вопросы учителя:

  1. Предположите, почему я выбрала именно этих двух художников? (каждый из них в образах русских женщин XVIII века показал нечто, что является важным именно для данного автора,  они создали различные образы русских женщин XVIII века и т.п.).
  2. А чем, на ваш взгляд, могут отличаться эти образы?  

Обучающиеся высказывают свои предположения без комментариев учителя.

Учитель:

- Вам предстоит выступить в роли экспертов. Задача: по изображению, исходя из особенностей авторского стиля, манеры письма, определить руку художника.        

II. Стадия осмысления

2.1 Приём «Корзина идей».

Учитель:

- Возьмите, пожалуйста, рабочие листы (чистый лист писчей бумаги формата А4).  Подпишите его обычным способом, от руки  начертите таблицу из двух столбцов с «шапкой» на половину листа.

Учитель предлагает учащимся поработать с группой портретов №1 (Приложение 3). Учащиеся пока не знают авторов этих произведений и работают с изображением.

Задание 1: сравните произведения между собой, выделив и записав в первый столбец признаки, объединяющие их. При этом необходимо учитывать, что отсутствие чего-либо также может быть общим признаком. Время работы - 2 минуты.

Обучающиеся выполняют задание индивидуально, затем по желанию озвучивают выделенные признаки (отсутствие фона, ракурс  три четверти, освещённое лицо, спокойная улыбка, отсутствие рук, украшений, богатая одежда, грусть в глазах и т.д.).

-помечают «+» аналогичные признаки или дописываю новые.

Учитель предлагает учащимся поработать с группой портретов №2 (Приложение 4).

Задание 2: сравните произведения между собой, выделив и записав во второй столбец признаки, объединяющие их.

Обучающиесявыполняют задание индивидуально (2 минуты), затем по желанию озвучивают выделенные признаки (природный фон, похожие платья, кудрявые волосы, открытая улыбка, более простая одежда, свободная поза, чуть облокотившись на подставку, присутствие различных предметов в руках, ощущение лёгкости, беззаботности и т.д.), помечают значком «+» аналогичные признаки или дописывают новые.

2.2 Приём «Чтение с пометками».

Каждый учащийся получает по два текста (Приложение 5). Учитель даёт задание прочитать текст, помечая любым знаком («+», «˅») эпитеты, характеризующие женские образы, созданные художниками. (Время работы – 5 минут).

Обучающиеся выполняют задание индивидуально, озвучивают по желанию выделенные эпитеты, помечают пропущенные эпитеты.

2.3 Приём «Мозговой штурм».

Учитель:

- Предположите, какой группе портретов соответствует текст №1, текст№2?

Сейчас вам, как экспертам, необходимо будет доказать свои предположения.

Учащиеся получают задания (работа в группах в роли экспертов, 5-7 минут):

  1. определить, кто является автором каждой группы портретов;
  2. используя текст, записать не менее трёх доказательств того, что данные портреты принадлежат тому или иному автору (доказательства должны быть общими для всей экспертной группы);
  3. выбрать выступающего от группы;

После выполнения заданий обучающиесяозвучивают свои выводы и доказательства, дополняют ответы друг друга, помечают «+» аналогичные доказательства или дописывают новые.

III. Стадия рефлексии

  1. Учитель просит учащихся назвать художников и подписать «шапку»таблицы (в первом столбце учащиеся указывают Ф.Рокотова, а во втором – В.Боровиковского).

Учитель:

- Сегодня на уроке мы говорили о том, что XVIII век обратил своё внимание на человека («XVIII век в России называют веком портрета»), особенно на женщин, т.к. эпоха Просвещения открыла для женщины новые возможности, а именно: участвовать в образовании наравне с мужчинами. Стал меняться социальный статус женщины, а, следовательно, и её образ. Это не могли не отразить в своём творчестве художники. При этом каждый пытался изобразить наиболее значимые, по его мнению, черты в образе русских женщин XVIII века.

Учитель даёт ученикам задание, используя тексты и свои записи, завершить фразу: «Женские портреты Фёдора Рокотова и Владимира Боровиковского по-разному раскрывают образы женщин эпохи Просвещения:

у В.Боровиковского – это…,

у Ф.Рокотова – это….

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание (2-3 мин.); по желанию озвучивают свои записи и дописывают понравившиеся мысли одноклассников.

3.2.Учитель:

- Какая главная задача урока стояла перед нами? (по изображению определять автора портрета).Проверим, насколько мы с ней справились.Учитель проводит «артмарафон»:  в режиме нон-стоп хором учащиеся называют автора портрета (Приложение 4).

3.3 Учитель проводит рефлексию по вопросам:

- Какая информация лично для вас стала наиболее интересной, удивительной, неожиданной?

- Что на уроке лично для вас было самым сложным?

- Как вы думаете, почему?

3.4 Самостоятельная проверочная работа.

На слайде два МУЖСКИХ портрета: В. Боровиковского «Портрет генерал-майора Ф.А. Боровского» и Ф. Рокотова «Портрет М.И. Воронцова».

Задание: определить авторов, привести аргументы в поддержку своего мнения, записать в рабочих листах.

Оценка зависит от правильности определения авторства, количества и обоснованности аргументов.

Приложение 1

Видеоряд с подборкой произведений различных жанров, входящих в коллекцию ГТГ, ранее рассматриваемых на уроках

  1. А.Г. Венецианов «Основание Санкт-Петербурга»
  2. Андрей Рублёв «Ветхозаветная Троица»
  3. И.Н. Крамской «Портрет доктора Сергея Петровича Боткина»
  4. Ф.С. Рокотов «Неизвестный в треуголке»
  5. В.Г. Перов «Тройка»
  6. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
  7. В.В. Пукирев «Неравный брак»

Приложение 2

Примерная подборка произведений И.И. Шишкина и И.И. Левитана

И.И.Шишкин:

«Дубы», «Лесные дали», «На севере диком», «Рожь», «Опушка леса»…

И.И. Левитан:

«Последний снег», «Осиновая роща», «У омута», «Март», «Золотая осень»…

Приложение 3

Группа портретов №1 (Ф. Рокотов)

«Портрет А.П. Струйской», «Неизвестная в розовом платье», «Портрет Е.Н.Орловой»…

Группа портретов №2 (В. Боровиковский)

«Портрет М.И. Лопухиной»,  «Портрет Е.А. Нарышкиной»,  «Портрет Е.Н.Арсеньевой»…

Приложение 4

Подборка произведений для «артмарафона»:

В. Боровиковский: «Портрет Е.И. Неклюдовой», «Портрет А. и В. Гагариных», «Портрет Е.А. Нарышкиной в детстве» …

Ф.Рокотов: «Портрет графини Е.В. Санти»,  «Портрет А.Г. Бобринского в детстве», «Портрет Екатерины II»…

Приложение 5

Федор Степанович Рокотов

          Выдающийся мастер камерного портрета, т.е. погрудного изображения модели, где все внимание художника сосредоточено на лице портретируемого. Главное для Рокотова – показать внутренние переживания человека. Женские образы художника преисполнены чувства внутреннего достоинства и духовной красоты, они величественны и гуманны. Загадочная полуулыбка рокотовских персонажей стала легендой. Характерная черта «рокотовского женского типа» - гордо посаженная голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная полуулыбка. Рокотов как бы показывает, что есть иная красота, кроме внешней, он создает представление о женской красоте прежде всего как красоте духовной. Легкая грусть и даже некоторая душевная усталость не исключают большой внутренней сдержанности, высокого достоинства и глубины чувства.

Владимир Лукич Боровиковский

Боровиковский выработал нечто вроде композиционного канона женских портретов: поясной (редко поколенный) срез фигуры, опирающейся на дерево, тумбу и др., в руке цветок или плод. Фон всегда природный. Фигура размещена как бы на стыке светлого (небо) и темного (купы деревьев). Иногда не только постановка фигуры, но даже платье и украшения повторяются из портрета в портрет, как в изображениях. Белое платье, жемчужный браслет, яблоко в руке - все повторяется,  а образы совершенно различны

      Живое, земное совершенство отличает сентиментальных и мечтательных героинь Боровиковского.  Он  разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую мечтательную атмосферу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Русский портрет XVIII века"

Тест разработан на основе учебника МХК Даниловой Г.И....

Презентация "Особенности женского портрета 18 века"

Презентация "Особенности женского портрета 18 века"...

Урок: "Народные движения в первой половине XVIII века".

Урок ФГОС. О народных  движениях в первой половине XVIII века....

Технологическая карта урока "Английские колонии в Северной Америке XVIII века"

Технологическая карта урока "Английские колонии в Северной Америке в XVIII веке" и слайд-презентация к уроку....

Проект по культуре, тема: Архитектура XVIII века в России.

Мини-проект представляет собой шаблон, который обучающиеся заполняют самостоятельно....

Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке"

Технологическая карта урока "Османская империя и Персия в XVIII веке" по учебгнику "Всеобщая история. История Нового времени". 8 класс - Юдовская А.Я.,...