Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Гордина Жанна Константиновна

Конспект урока в виде технологической карты "Виды и Жанры изобразительного искусства" 5 класс. по программе Кузина. урок закрепления пройденного материала, обобщающий. К В уроке используется песня Гладкова "Если видишь на картине" , как иллюстрацию к песне я использовала презентацию из работ учеников (методический фонд), можно просмотреть мультфильм целиком. как раздаточный материал используются открытки с репродукциями, вложенные в альбомы формата А5 с файл-конвертами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_zhanry_5_klass.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 520 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Учебный предмет: изобразительное искусство

Учебно-методический комплекс: 1. «Искусство. Изобразительное искусство.5-9 классы  Рабочая программа для общеобразовательных учреждений» Авторы:  С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Карамзина и др.  Изд. «Дрофа» 2013 г.

2.  «Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1», «Искусство. Изобразительное искусство. 5 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2»    Авторы: С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Карамзина и др.. Изд. М. Дрофа 2013г .

3.   «Искусство. Изобразительное искусство.5 класс. Рабочая тетрадь».  Авторы: С. П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М. В. Карамзина и др. Изд. М. Дрофа 2013г

Класс: 5

Тема урока: «Виды и жанры изобразительного искусства»

Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала

Планируемые результаты:

Предметные

Личностные

Метапредметные

- научиться узнавать и классифицировать  по названию виды: «Живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «ДПИ»

  и жанры изобразительного искусства: «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «анималистический жанр», «жанровая сцена».

- по произведению искусства или репродукции определять вид и жанр, в том числе своей творческой работы.

- знать живописные и графические материалы: «гуашевые краски или гуашь», «акварельные краски или акварель» , «масляные краски или масло», «акриловые краски или акрил», «темперные краски или темпера», «кисти», «палитра», « масляная, восковая и сухая пастели», «мягкие графические материалы: соус, сангина, сепия, уголь, мел», «простые и цветные карандаши», «фломастеры и маркеры», «шариковые и гелиевые ручки», «тушь, перо»

- осознавать единство и целостность окружающего мира

-осуществлять идивидуальный выбор объектов для своей работы.

Познавательные

-  умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

- развитие памяти и внимания.

-формировать умения анализировать информацию, выявлять причины и следствия простых явлений.

-умение сравнивать, классифицировать и обобщать факты, объекты и явления.

Коммуникативные

- умение слушать и понимать речь других людей

- умение работать в коллективе, высказывать свое мнение и слушать чужое.

Регулятивные

-  научить организации и планированию собственной практической и учебной деятельности на уроке с подготовкой своего рабочего места.

- формировать умение участвовать в коллективных играх, соблюдая правила игры.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые способы

деятельности

1 Этап постановки цели и задачи урока

Учитель и ассистент входят в класс в костюмированном виде и представляются классу как художник Харменс Ван Рейн Рембрант (ассистент) и его жена Саския (учитель) Они кратко рассказывают свою биографию и предлагают начать с песенки и презентации для определения темы урока. Под гитару звучит песня Григория Гладкова «Если видишь на картине?», одновременно демонстрируется презентация ,составленная из работ учеников школы разных лет. (Можно показать презентацию целиком в виде мультипликационного фильма или под фонограмму из него).Учителем задается вопрос: Какую же тему мы будем повторять сегодня на уроке и по какому принципу , кроме жанрового делятся произведения изобразительного искусства?

 Смотрят презентацию и слушают песню, подпевая или подсказывая нужные термины в припеве.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока и возможные классификации

Выделять существенную информацию

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта.

Взаимодейству

ют

с учителем и ассистентом во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания.

Развитие умения вести дискуссию.

Контролируют

правильность

ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного задания.

2 Этап «Классификация произведений изобразительного искусства по жанрам и видам»

А) Жанры изобразительного искусства.

Учитель чертит на доске два кластера «Жанры изобразительного искусства» и «Виды изобразительного искусства». Просит учащихся поставить ключевые вопросы к каждому виду классификации и назвать известные им жанры изобразительного искусства и кратко охарактеризовать каждый из жанров. В это время ассистент проходит по рядам, выкладывая на край парты открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства. Учитель добавляет в классификацию еще несколько жанров, характеризует их и отмечает, что более подробно учащиеся будут изучать их в будущем. Учитель просит детей обратить внимание на открытки с репродукциями, внимательно рассмотреть их и приготовиться к работе с открытками, объясняя, как будет проходить эта работа. (по просьбе учителя учащиеся будут находить определенный жанр или вид или выполненную определенным изобразительным материалом работу и демонстрировать учителю во фронтальном режиме, групповом , подгрупповом или индивидуальном, также охарактеризовать какую –либо репродукцию(дается краткая схема-алгоритм этой характеристики(записывается на доске)). Практическая работа с открытками.

Б) Виды изобразительного искусства

Учитель предлагает обратиться ко второму кластеру и назвать и охарактеризовать виды изобразительного искусства. В это время ассистент проходит по рядам, дополняя  или заменяя при необходимости открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства. Учитель добавляет в классификацию еще несколько видов, характеризует их и отмечает, что более подробно учащиеся будут изучать их в будущем. Под каждым видом изобразительного искусства кроме «Архитектуры», «ДПИ» и «Фотографии» учитель просит подписать художественные материалы, используемые для данного вида. Учитель просит детей обратить внимание на открытки с репродукциями, внимательно рассмотреть их и приготовиться к работе с открытками. Работа с открытками проходит аналогично  работе с открытками при жанрах изобразительного искусства.

Находят два ключевых вопроса: «Что изображено на произведении?» и «Чем работает художник?»

Заполняют первый кластер «Жанры изобразительного искусства» терминами. Воспринимают новую информацию. Классифицируют и систематизируют информацию в ходе практической работы с репродукциями.

Анализировать и классифицировать информацию, как в теоретическом осмыслении, так и в практической работе. Уметь определять жанр произведения и находить  произведения определенного жанра.

Высказывают свое мнение, дополняют и исправляют друг друга. Характеризуют произведения изобразительного искусства по заданной схеме-алгоритму.

Умение вести дискуссию, слушать собеседника, корректно дополнять т исправлять неправильные ответы.

Контролируют ответы учащихся, организуют свою деятельность и свое рабочее место.

Сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного задания.

3 Этап Создание миниатюры (формат А5) в жанре пейзажа, портрета или натюрморта на выбор учащегося в любой графической технике.

Учитель предлагает учащимся в завершении урока самому создать небольшое произведение изобразительного искусства в одном из трех предложенных жанров на выбор. Пока учитель на доске выполняет изображение предметов цилиндрической формы в натюрморте, изображение человеческого лица в портрете, ассистент  раздает бумагу, простые карандаши и ластики, графические материалы учащиеся возьмут сами в процессе работы. Несколько учащихся по заданным видам жанрам или художественным материалам собирают открытки – репродукции. Учитель просит нескольких учащихся сформулировать алгоритм (последовательность работы) работы над каждым из жанров в отдельности.

 

Учащиеся выбирают жанр для создания собственного произведения. Вспоминают и формулируют алгоритм( последователь

ность действий) выполнения работы. Рассматривают вспомогательные схемы, выполненные учителем и вспоминают этапы построения предметов в натюрморте и человеческого лица в портрете.

Учащиеся выполняют практическую работу.

Осознанный выбор и отношение к собственной творческой деятельности. Актуализация предыдущего творческого опыта с учетом схем и алгоритмов. Самостоятель

ный выбор техники исполнения работы, владение приемами работы в данной технике.

Взаимодейству

ют

с учителем и ассистентом во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Воспитание умений работать молча, в необходимых случаях общаться шепотом, не мешая другим выполнять практическую работу.

Организация своей практической деятельности, распределение времени.

Организация своего рабочего места.

 Правильно организовать свою практическую деятельность, распределить время. Организовать и убрать свое рабочее месть\о.

4 Этап Взаимодействуют

с учителем и ассистентом во время

опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

 Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-закрепление пройденного материала в форме игры "Угадай профессию" по проф.самоопределению в 9 классе

Данный урок разработан в игровой форме, и может использоваться в качестве закрепления пройденного материала по предмету проф.самоопределение в 9 классе в конце четверти...

Закрепление пройденного материала по теме "Серебряный век". Урок-игра.

Данный урок построен на основе презентации, выполненной в форме известной передачи "Своя игра". Урок представляет собой закрепление материала по теме "Серебряный век". С обучающимс...

Повторение и закрепление пройденного материала за 1 полугодие 5 класса

Повторение и закрепление пройденного материала за 1 полугодие 5 класса...