рабочая программа . изобразительное искусство. 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Кострыгина Жанна Сергеевна

Рабочая программа составлена для учащихся 8 класса на основе  программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» издательство «Просвещение» 2011 год  под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа по изо. 8 класс242.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

 Пояснительная записка

     Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру,  дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека.

     Нормативно-правовая база:

- Положение о рабочей программе по предмету по МБОУ "Баргузинская СОШ"

-  Закон «Об образовании»

-  Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству под ред. Неменского А.С.

Данная рабочая программа составлена на основе  программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» издательство «Просвещение» 2011 год  под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

     

Сведения об учебной программе:

Главным смысловым стержнем программы является — связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

     Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

     Формы и методы проведения уроков по ИЗО — изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, анималистика, портрет). Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.    

Обоснование актуальности программы:

Уроки изобразительного искусства ставят своей целью приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.

     Программа, кроме регулярного знакомства с произведениями искусства в ходе занятий, предусматривает также беседы об искусстве и их показ (репродукции, видеофильмы, слайды и т.д.), развивает у обучающихся эстетическое восприятие мира, художественный вкус, расширяет представления о культуре прошлого и настоящего.

Программа адресована для учащихся 6 класса.

 

Цели и задачи:

  • развитие у учащихся способности к восприятию и осмыслению «вечных» сюжетов, воплощенных в художественных произведениях;
  • развитие художественно — творческих способностей образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
  • воспитание и развитие художественного вкуса учащихся;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства;
  • освоение знаний о классическом и современном искусстве, ознакомление с выдающимися произведениями искусства;
  • овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
  • умение анализировать произведения искусства, высказывать собственные суждения о них;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой художественной культуры.

     

     Ведущие методы: репродуктивный, словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный, поисковый, исследовательский.

     Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная.

     Типы уроков: комбинированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок проверки знаний.

Характеристика  предмета

     В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

     Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

     Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

     Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

     Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

     Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

     Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

     Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

     Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

     Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

Тематика учебных заданий соответствует содержанию самого изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.

    В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:

Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображения людей и животных, предметов).

Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ассоциаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормовое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной росписи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.

     Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов, содействуют формированию образного мышления.

     Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позволяет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.

     Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей основе динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.

     Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полутона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.

     Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, сангиной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.

     Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач.

     Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.

     Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и завершенности.

     Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...

     Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы работы с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки...

     Работая с глиной (скульптурным пластилином), дети знакомятся с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

     Обучение в 5 классе посвящено содержанию и языку декоративных видом искусств, наиболее прочно связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека и строится как познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, как освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.

     Необходимо иметь в виду, что освоить, осознать отдельно образный язык и социальную роль декоративно-прикладного искусства невозможно. Содержание искусства можно воспринимав, адекватно, лишь осваивая специфику образного языка.

     Темы «Древние корни народного искусства» и «Декор — человек, общество, время» являются важнейшими для формирования мировосприятия школьников, осознания ими специфики образно-символического языка (пришедшего к нам от далеких предков), корней народного искусства, а также самого смысла существования декоративно-прикладного искусства в обществе, т. е. его главной коммуникативной функции. Школьников подводят к пониманию того, что из века в век декор (украшение) формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива, как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности -так было в любой век, у любого народа, начиная с каменного века до наших дней.

      В процессе восприятия произведений народного, классического, современного декоративно-прикладного искусства центральным, вопросом для формирования художественного мышления является вопрос «зачем?», включающий, в себя вопросы «что?» и «как?», помогающий установить в сознании ученика смысловую связь между декором вещи и господствующими идеями в обществе у разных народов, в разные времена.

      Вникая в образный язык достаточно разных произведений декоративно-прикладного искусства, учащиеся от урока к уроку осваивают выразительность форм, конструкций, цветовых и линейных ритмов декоративной композиции, пластические особенности и возможности того или иного материала, учатся мыслить на языке данного искусства.

     Ведущие принципы:

  • целостная система введения в художественную культуру;
  • принцип «от жизни через искусство к жизни»;
  • принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы;
  • принцип единства восприятия и созидания;
  • проживание как форма освоения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства;
  • развитие художественно-образного мышления.

Учет возрастных и психологических особенностей детей:

В подростковом возрасте дети начинают осознанно управлять собственными мыслительными операциями. Это влияет на все психические функции: память, восприятие, внимание.  Ребенка увлекает сам мышление, то, что он может оперировать различными понятиями, гипотезами.  Восприятие ребенка становится более осмысленным. Память проходит процесс интеллектуализации. Иными  словами, ребенок запоминает информацию целенаправленно, осознанно. Учитывая все возрастные особенности учащихся 11-14 лет были использованы различные формы и методы:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
  • введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
  • введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  • целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  • введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;
  • систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству.

Многообразие видов деятельности и форм работы  с учениками стимулирует их интерес к предмету.

Организация образовательного  процесса.

 Эффективная организация образовательного процесса в современной школе не возможна без использований современных педагогических технологий. Развивающее обучение: всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании знаний и умений. Объяснительно-иллюстрированное обучение – передача, усвоение знаний с применением наглядных  иллюстрированных материалов. Проблемное обучение- вид обучения, способ развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, стимулирует проявление у учащихся активности, инициативы, самостоятельности и творчества, развивает их мышление и учит трудному искусству решать разного рода научные и практические задачи.  Программированное обучение –вид получения знаний, динамическая система, управление которой состоит из двух основных операций –передачи команд со стороны учителя (компьютера или других технических средств и аудиовидеотехники) и ответа ученика (самооценка или действие). Информатизационное обучение –характеризуется использованием обобщений информации применительно к изучению биологического содержания (фактов, понятий, процессов и законов), внедрением методов компьютерного обучения (информационных технологий) в образовательный процесс. Мультимедийное обучение –персонализированный способ обучения, включающий процесс передачи знаний, формирования умений и навыков, целостных отношений при условии одновременного использования зрительного, слухового, осязательного ощущений и мышления. Выделено три группы методов обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция), наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ  предметов в натуральном виде или в изображении рисунка, схемы, муляжа, модели) и практические.

Сроки и этапы реализации программы:    

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год, 1 час в неделю При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты.

Межпредметные связи.

На протяжении всего курса реализуются  межпредметные связи с курсами биологии, природоведения, литературы, истории, географии, музыки, технологии, математики.

 Формы текущего и итогового контроля

Различают четыре вида контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и итоговый. Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе. В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового. Группового и коллективного  способа обучения.

Ожидаемые результаты:

По окончанию 8 класса обучающиеся должны

 знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна;

- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

-  особенности образного языка конструктивных видов искусства;

-  единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль; 

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

- тенденции современного конструктивного искусства.

       уметь:

- конструировать объёмно-пространственные композиции;

- моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и другими средствами изобразительного искусства;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы: белая бумага и тонированная, картон, цветные плёнки, краски (гуашь, акварель), графические материалы (уголь, тушь, карандаш, мелки), материалы для работы в объёме (картон, бумага, пластилин, пенопласт, деревянные и другие заготовки).

Критерии и нормы оценок обучающихся.

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

     Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

     Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

   Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия

Тематическое планирование.

п/п

Тема раздела.

Содержание.

Количество часов.

1

2

3

4

1

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Прямые линии и организация пространства.

1

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Многообразие форм полиграфического дизайна.

2

2

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

1

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Роль и значение материала в конструкции.

1

Цвет в архитектуре и дизайне..

1

3

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Живое пространство города. Город, микрорайон. Улица.

2

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление

2

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры.

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома..

1

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Ко-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания.

Домашнее задание

ИКТ (информационное обеспечение урока)

Дата

план

факт

 Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры (8 часов).

1

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1

Урок изучения новых знаний.

Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и ассиметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст.

Задания:

1) расположить на формате один большой прямоугольник и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;

2) уравновесить композицию с одним небольшим прямоугольником и двумя разновеликими.

Знать:

- определение композиции и её закономерности;

- типы композиций;

- центр внимания в композиции: доминанта.

Уметь:

организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.

Устный опрос. Практическая работа.

Композиции художника Василия Кандинского и «Чёрный квадрат Казимира Малевича».

подготовить сообщение на тему «искусство композиции»

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

2

Прямые линии и организация пространства.

1

Комбинированный.

Ритм и движение, разреженность и сгущённость. Прямые линии: соединение элементов композиции членение плоскости.

Задания:

Создать композицию из 2-3 прямоугольников и 3-4 прямых линий, которые своим расположением связывают элементы в единое композиционное целое

Знать

образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.

Уметь 

выполнять  коллаж на заданную тему.

Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Создать композицию, изображающую движение или сужение

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Комбинированный.

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.

Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста.

Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.

Уметь 

– применять локальный цвет при создании композиции;

- определять средства художественной выразительности.

Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока.

Работа на компьютере в программе Paint.

Создать  композицию цветового пространства (из цветных линий на черном или белом фоне, выбрав теплую или холодную гамму)

Мультимедийная презентация «Авангард в живописи».

4-5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Комбинированный.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура шрифта». Шрифтовые гарнитуры.

Создание эскиза эмблемы или торговой марки, состоящей из одной (максимум двух) букв и символического изображения.

Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.

Уметь использовать шрифты в композиции.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.

-

Сообщение на тему «Искусство шрифта»

Мультимедийная презентация «История шрифта».

6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

1

Комбинированный.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве.

Задания:

1) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;

2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката.

Знать:

- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;

- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.

Уметь применять правила дизайнерской грамоты.

Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.

-

Подобрать зрительный материал (журналы, открытки, книги).

Мультимедийная презентация «Язык плаката».

7-8

Многообразие форм полиграфического дизайна.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие форм полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения.

Макет разворота (обложки) книги или разворот журнала (по выбору учащихся).

Знать:

- историю полиграфии;

- изобразительный стиль книги или журнала.

Уметь выполнять коллажную композицию.

Анализ творческих работ.

Работа на компьютере в программе Paint.

Выполнить эскизный проект к одному из элементов (обложка или титульный лист) к учебнику русского языка 8 класса

Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий  (8 часов).

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Композиция плоскостная и пространственная. Понятие чертежа как плоскостного изображения.

Задания:

1) прочтение плоскостных изобразительных композиций как чертежа-схемы;

2) баланс объёма и поля на макете;

3) баланс объёмов.

Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.

Уметь прочитать плоскостные композиции.

Анализ творческих работ, выполненных на уроке.

-

Создать объемно-пространственную  композицию (школа)

Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».

10

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете..

1

Комбинированный.

Прямые, кривые, ломаные линии. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.

Задания:

1) прочтение линии как проекции объекта;

2) построение трёх уровней рельефа;

3) добавление архитектурного объекта.

Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Создать объемно-пространственный  макет школы, отчет (работу сфотографировать и распечатать)

Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».

11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля.

1

Комбинированный.

Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, изображающих дом. Деталь и целое. Модуль.

Создание из бумаги макета дома, построенного из модульных объёмов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.

Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).

Уметь моделировать из бумаги.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

Создать объемно-пространственную  композицию здания усложненной формы

-

12

Важнейшие архитектурные элементы здания.

1

Комбинированный.

Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания.

Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.

Знать главные архитектурные элементы здания.

Уметь

использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.

Творческое обсуждение работ.

-

Описание примерной последовательности работы над  «будущим» макетом (с зарисовками)

Мультимедийная презентация «Ордерная система. Арки».

13-14

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.

2

Урок формирования новых умений.

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Функция вещи и целесообразность сочетаний объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Сочетание образного и рационального.

Задания:

1) аналитическое упражнение – исследование формы вещей;

2) проектное упражнение на функциональное использование форм;

 3) создание тематической образно-вещной инсталляции на выбранную тему.

Знать:

- определение  красоты  как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.

Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Китч. Основная стилевая идея китча – насмешка над историей и художественными традициями, вкусами, стилями.

Сделать зарисовку с натуры, в которой выявлены составляющие ее геометрические формы.

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

15

Роль и значение материала в конструкции.

1

Комбинированный.

Взаимосвязь формы и материала. Роль материала в определении формы. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться.

Выполнение  творческой работы: изобразить в цвете вещь необычной формы.

Знать 

- особенности влияния развития технологии на изменение формы вещи;

- взаимосвязь формы и материала.

Уметь

использовать разнообразные материалы.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

-

 сообщение на тему «Вещи -незаменимые спутники нашей жизни». подготовиться к контрольному тесту

Мультимедийная презентация «Дизайн в современном мире».

16

Цвет в архитектуре и дизайне.

1

Комбинированный.

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета. Цвет и окраска.

Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения.

Работа над контрольным тестом.

Знать

отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.

Уметь

работать по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на состояние человека.

-

Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (12 часов).

17

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.

1

Урок изучения новых знаний.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. Образ и стиль. Архитектура народного жилища, храма.

Графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания или уголка города определённого стиля и эпохи.

Знать 

- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;

- памятники архитектуры.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

-

Эскиз с натуры любого из исторических зданий своего края.

Мультимедийная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».

18

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Урок изучения новых знаний.

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города.

Современные поиски новой эстетически архитектурного решения в градостроительстве. Фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».

Знать 

- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;

- имена архитекторов 20 века.

Уметь

Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами.

Анализ образцов архитектуры разных стилей.

Создание Оскаром Нимейером оригинального архитектурного стиля.

Сообщение на ему «Современный стиль ХАЙ-ТЕК»

Мультимедийная презентация «О. Нимейер».

19-20

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

2

Комбинированный.

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Схема-планировка и реальность. Цветовая среда.

Задания:

1) аналитическое прочтение схем городов;

2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.

Знать 

- различные композиционные виды планировки города;

- роль цвета в формировании пространства.

Уметь создавать композиционный макет пространства.

Творческое обсуждение работ.

-

Создать эскиз своего микрорайона (от 2-4 улиц) в цвте.

-

21-22

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

Комбинированный.

Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализациигородской среды. Связь между архитектурой и человеком.

Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой и т.д..

Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.

Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Реклама в нашем городе.

Создать дизайн-проект на формате А-3 Оформление витрины магазина одежды. Исходя из 2-3 реальных вещей скомпоновать часть витрины магазина в цвете.

Мультимедийная презентация «Малые архитектурные формы».

23

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

1

Комбинированный.

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социальность интерьера. Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер. Мебель и архитектура: гармония и контраст.

Рисунок-проект одного из общественных мест с использованием дизайнерских деталей интерьера (можно фрагмент).

Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.

Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Реферат «Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера»

Мультимедийная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».

24-25

Природа и архитектура.организация архитектурно-ландшафтного пространства.

2

Урок изучения новых знаний.

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Технология макетирования.

Создание эскиза ландшафтно-городского фрагмента среды (детский парк, сквер с фонтаном и т. п.), использование имитирующих фактур.

Знать термин ландшафтная архитектура.

Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

Сделать объемно-пространственный эскиз ландшафта своего участка. Подготовка к контрольному тесту.

Мультимедийная презентация «Ландшафтная архитектура».

26-27

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

2

Урок обобщения и систематизации изученного.

Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Обобщающая беседа. выполнение контрольного теста.

Уметь находить пути решения в проектировании архитектурных  сооружений

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.

-

-

-

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (7 часов).

28

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома..

1

Урок изучения новых знаний.

Принципы организации членения пространства на различные функциональные зоны. Образно-личностное проектирование в дизайне.

Создть  план-проект дома своей мечты..

Знать 

Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны. Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.

Творческое обсуждение работ.

Возможное выполнение задания на компьютере в программе 3D Architector Deluxe и др..

Подобрать иллюстративный материал по теме «Интерьер».

Мультимедийная презентация «Проекты частного домовладения».

29

Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Комбинированный.

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера.

Эскизный рисунок с использованием коллажа-проекта пространственного воплощения плана своей комнаты. Зонирование помещения.

Знать принципы организации пространства квартиры.

Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.

Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.

Психофизическое влияние цвета на эмоциональное состояние человека.

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

Мультимедийная презентация «дизайн интерьера».

30

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Виды организации садов: английский, французский, восточный, русская усадьба. Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Задание:

1) создание плана земельного участка;

Знать

- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).

Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.

Творческое обсуждение работ.

-

Подобрать материал. сообщение на тему «фитодизайн»

Мультимедийная презентация «Виды организации садов».

31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство дизайна одежды. Соответствие материала и формы одежды. Технология создания одежды. Целесообразность и мода. Фасон, линия, силуэт.

Создание своего собственного проекта вечернего платья/ костюма – рисунок

Знать

- законы композиции в одежде;

- два композиционных принципа конструкции костюма.

Уметь работать над эскизом костюма.

Творческое обсуждение работ.

-

подобрать зрительный материал.

Мультимедийная презентация «Мода на протяжении веков».

32

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

Комбинированный.

О психологии индивидуального и массового. Мода – бизнес и манипулирование массовым сознанием. Стереотип и кич.

Проектный рисунок одного из комплектов костюма (для дома, улицы, работы и пр.), подбор цветовой гаммы.

Знать: - демократичность в моде;

- принцип функциональности.

Уметь трансформировать одежду.

Творческое обсуждение работ.

-

подготовить  фото лица для девочек. мальчикам гелиевые ручки с черными чернилами

Мультимедийная презентация «Современные дизайнеры одежды».

33

Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.

1

Урок изучения новых знаний.

Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке.

  1. Рисование причёски и макияжа на фотографии.

2) изображение эскиза татуировок

Знать:

 - каждая эпоха рождает свой стиль и моду;

- грим и причёска являются продолжением костюма;

- профессии стилиста и визажиста.

Творческое обсуждение работ.

Боди-арт татуаж как мода. Работа на компьютере в программе Adobe Photoshop/

Подготовка к контрольному тесту

Мультимедийная презентация «Искусство грима и причёски».

34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

1

Урок обобщения и систематизации изученного.

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности. Человек – мера вещного мира. Создавая «оболочку» - имидж, создаёшь и «душу».

Обобщающая беседа. Работа над контрольным тестом.

Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Эстетическая оценка результата работы.

-

-

Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Контроль  уровня обучения:

  1. Тестирование
  2. Устный опрос
  3. Анализ выполнения практической работы

Условия для реализации программы:

  1.  компьютер,
  2. мультимедийный проектор,
  3.  видео-презентации,
  4. учебно-методические таблицы.

Учебно-методический комплекс

Класс.

Программа.

Кол-во часов.

Пособия для учащихся.

Методические пособия для учителя.

7

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы».

М 2010 г.

(разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ).

34

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7-8 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

- Изобразительное искусство. 5-8 классы : рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..

Литература

  1. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
  2. Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
  3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
  1. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
  2. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
  3. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
  4. Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
  5. Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
  6. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
  1. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и     контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
  1. Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
  1. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  1. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
  2. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  5. Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
  1. - Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
  2. - Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа"Изобразительное искусство"6 класс- школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»7 класс-школа2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»8 класс-школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...