рабочая программа для неделимых классов 8 класс (26/01/16)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Галкина Елена Васильевна

Рабочая програма по изо и черчению для нежелимых классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_i_cherchenie_8_kl_7_vid.docx46.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п. НИВЕНСКОЕ БАГРАТИОНОВСКОГО РАЙОНА

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                         « Утверждаю»

                                                                                            Директор школы

           

                                                                               Г. Г. Гроховская

                                                                    «     »_____________         2014 года

Рабочая программа

по изобразительному искусству и черчению 8 класс

(для коррекционных классов) на 2014-2015 учебный год ( 35 часов)

Составлено на основании программы общеобразовательных учреждений и рекомендовано Министерством Образования и науки РФ.

Учебник : «изобразительное искусство 5-8 класс»Автор: Шпикалова Т.Я. Ершова Л. В. Москва . «Дрофа» 2013г.

Составитель программы      

учитель изо 1 категории

Галкина Е.В

Согласовано                                                                                                                                        Рассмотрено на заседании  МО                                                                          

                                                                                                                                                          учителей политехнического цикла

Зам.директора по УВР                                                                                                                                 Руководитель МО

Т. А. Корнева                                                                                                                                                    Соколова Г.Ю.

«   » ___________ 2014 года                                                                                                                «    »____________ 2014 года

Рабочая программа по курсу ИЗО и  черчению  7-9 класса 

(для интегрированных классов ОВЗ 7 вида)

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе примерной программы для общеобразовательных школ,  « Изобразительное искусство и черчение)», 7-8 классы. // Черчение и графика: программы для средних общеобразовательных учреждений,  в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне.

При составлении программы учитывались нормативные документы:

  1. Закон РФ «Об образовании»;
  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 №1276);
  3. Федеральный базисный учебный план. Утвержден приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. №1312.
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  5. Базисный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программ общего образования

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических и графических работ – 35 уроков.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства и черчения на ступени среднего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

  • В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. специфика   работы с интегрированными классом и учащимися ОВЗ 7 вида
  • Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приемов:
  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Последовательное выполнение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.
  • Перемена видов деятельности
  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Упрощенные задания на дом
  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
  • Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • Использование упрощенных упражнений
  • Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере

Концепция  программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения  детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы

Основные положения. Курс изо и  черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся. Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.

Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.

Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.

Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

Цели и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности, развитие ключевых компетенций. Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения; - развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- развивать графическую культуру;

- научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.

В результате изучения курса учащиеся должны иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе, структуре, размерах форме, положении и ориентации в пространстве.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7-8 класса

Учащиеся должны знать:

- правила выполнения чертежей в соответствии с основными стандартами ЕСКД и приемы основных геометрических построений;

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- основные правила выполнения и обозначения сечений, а также их назначение.

Учащиеся должны уметь:

Изобразительная деятельность (рисование с натуры , по представлению, по памяти – живопись, рисунок)

Декоративно- прикладная деятельность  (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий , дизайн, аппликации, изобразительные техники)

Наблюдение за видимым миром  (беседа)

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Задачи учебного  курса:

∙        Формирование опыта смыслового и эмоционально- ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений  искусства;

∙        Обеспечение условий понимания эмоционального  смысла визуально-пространственной формы;

∙        Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;

∙         Развитие творческого опыта, определяющего способности к самостоятельным  действиям в ситуации неопределенности;

∙        Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

∙        Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды;

∙        Развитие способности ориентироваться  в мире современной художественной культуры;

∙        Овладение средствами художественного изображения;

∙        Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Поэтапное разъяснение заданий.

  • Последовательное выполнение заданий.

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Упрощенные задания на дом
  • Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания
  • Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
  • Использование упрощенных упражнений

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
  • Оценка переделанных работ.
  • Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

 иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

уметь анализировать произведения архитектуры;

знать основные этапы развития и истории архитектуры;

уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.

характеристика классов: Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. В классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые вот-вот станут отличниками, если исправят некоторые предметы. Есть ученики, которые имеют оценки ниже 4 баллов.

Отношение к учению: не все ученики добросовестно готовятся к урокам.. Но есть в классе и ученики, которые слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы.

Принимая во внимание что работа происходит с корректирующими классами,  положение о формировании различных понятий в действии, неизбежно, что и специфические для рисования и черчения  мыслительные операции могут быть освоены только в действии. При сохранении в структуре урока преемственных связей, замена одного вида деятельности другим, способствует более глубокому и прочному изучению свойств предметов.

Тематическое планирование уроков ИЗО и черчения в 8 классе.

п/п

Тема урока. раздел

часы

Тип урока , формы и виды работ

Формы и методы контроля

Сроки

Примечание

1

Вводное занятие

1

06/09

2

3

Исторический сюжет в твоей композиции

1

Сообщения учащихся из поисковых групп о произведениях исторического жанра. Выбор сюжета композиции. Работа над композицией в цвете

Беседа,

практическая

работа.

13/09

4

Анализ геометрической формы предметов.

1

Мысленное разделение детали на простые геометрические тела и построение чертежей Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов.

Построение проекций предметов и геометрических предметов

20/09

5

Графическая работа «чертежи предметов»

1

Повторение темы   «Построение аксонометрических проекций».

Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение чертежа)

27/09

6

7

8

Твой автопортрет в историческом костюме

3

Понятие стиля исторического костюма. Сообщение учащихся. Основные этапы становления жанра портрета. Виды портретов.

Беседа, практическая

работа

04/10

11/10

18/10

9

10

Мудрый старец

2

Учащиеся подбирают произведения, в которых запечатлен образ старца. Сообщения. Собственные произведения

Беседа,

практическая

работа.

25/10

14/11

11

Портрет в скульптуре

1

  Создание портрета героя литературного произведения.

Построение технического рисунка предмета (фронтально).

21/11

12

Графическая работа №2:

« технический рисунок»

1

Построение технического рисунка (индивидуальные задания).

Беседа, практическая работа.

28/11

13

Эскизы.

1

Уточнение понятий  «эскиз»,   «чертеж». Назначение эскиза. Изображение на эскизе. Правила выполнения. Последовательность выполнения эскиза

Выполнение эскизов деталей по наглядному изображению

05/11

14

Графическая работа «Эскиз детали»

1

Выполнение эскиза детали

Графическая работа по индивидуальным карточкам

12/12

15

16

Старинные книги в твоём натюрморте

(гуашь)

2

Изображение книги в натюрморте как символе времени и мудрости. Зарисовки с натуры стопки книг. Передача по памяти образа времени в натюрморте со старинными книгами через декор, предметы быта..

Беседа, практическая работа.

19/12

26/12

17

Архитектура города  

1

Зарисовки городских улиц, домов, транспорта. Компоновка в календарь. Оформление титульного листа календарных листов.

Беседа,

практическая

работа.

Репродукции

17/01

18

19

Плакат на тему охраны памятников культуры

2

Искусство плаката. Средства выразительности плаката.

Отработать навыки построений эскизов

23/01

30/01

20

Абстрактная композиция в живописи. Творчество

1

Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции

Беседа, практическая работа. Презентация

06/02

21

22

Художественное конструирование

2

Задачи художественного конструирования. Симметрия. Степень активности симметрии. Нарушение масштабности

Решение задач на создание целостного образа

13/02

20/02

23

Художественное проектирование предметов графическими средствами

1

Метод художественного конструирования, стадии приёмы худ. конструирования

Выполнение эскизов, набросков предметов

27/02

24

Графическая работа

« изменение формы предмета»

1

Обобщение ранее полученных знаний

Выполнение эскизов

3/03

25

Графическая работа: «образование формы мебели»

1

Обобщение ранее полученных знаний. Конструирование красивой формы мебели

Выполнение эскизов деталей

11/03

26

Нанесение размеров с учётом формы предметов

1

Рациональное нанесение размеров на чертежах

Выполнение эскизов деталей

17/03

27

Натюрморт в стиле

кубизма

1

Зарисовка натюрморта со стеклянной посудой, искажение формы, утрирование конструкции

Выполнение эскизов

31/03

28

Абстрактная композиция в живописи. Творчество

1

Использование цвета и ритма пятен в беспредметной композиции

Беседа, практическая работа. Презентация

07/04

29

Практическая работа

1

Повторение теоретических знаний и отработка практических навыков

Решение задач на построение деталей

14/04

30

31

«Экспрессия образа в

современной пластике»

2

Пропорции человека. Изображение человека в разном эмоциональном состоянии. Утрирование формы человеческого тела

Беседа,

практическая

работа.

21/04

32

Решение занимательных задач

1

Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний.

Закрепление ранее полученных знаний..

33

34

Контрольное тестирование

Закрепление ЗУНов полученных при изучении курса изо и черчения

35

Обобщение знаний

Решение нестандартных задач, задач на логическое мышление с применением полученных ранее знаний.

Закрепление ранее полученных знаний. Отработка навыков работы с чертежными инструментами.

                                                                 ВСЕГО:35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для неделимых классов 8 класс (26/01/16)

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.Основным предназначением образовательной области «Технология» ...

Рабочая программа по технологии (5 класс)для неделимых классов

Рабочая программа по технологии (5 класс)для неделимых классов...

Рабочая программа по технологии (6 класс)для неделимых классов

Рабочая программа по технологии (6 класс)для неделимых классов...

Рабочая программа по технологии (8 класс)для неделимых классов

Рабочая программа по технологии (8 класс)для неделимых классов...

Рабочая программа по технологии. 8 класс. (неделимый класс)

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (М.: «Просвещение», 2011 г.) в соответствии с содержанием указанных учебников. Учебники: Тех...

Рабочая программа по технологии. 5 класс (для неделимых классов). По учебнику Н. В. Синица - универсальная линия "Алгоритм успеха"

Учебно-методический комплекс:1.      Письмо комитета по образованию «Методические рекомендации по организации изучения учебного предмета «Технология» в общеобразовательных орг...

рабочая программа по технологии 5 класс (неделимые классы) по программе Сасовой И.А.

Рабочая программа по направлению «Технология. Технический труд» составлена для обучающихся5, 6, 7,8  классов на основе следующих документов:Нормативная база:Федеральный Государственны...