Гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Рисование - это навык, которым можно овладеть и которому можно научиться. Рисование , во-первых, дает доступ к правому полушарию головного мозга, ответственному за развитие творческого, интуитивного мышления, формирует умение переносить на бумагу объекты окружающего мира. Во- вторых,  научившись рисовать, можно применять креативный подход и в других областях жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гармоничное взаимодействие полушарий головного мозга

Векшина Марина Вячеславовна,

учитель изобразительного искусства ЧОУ «Немецкая гимназия «Петершуле» г. Санкт-Петербурга

Искусство рисования — это  слаженная работа трех составляющих: рук, глаз и мозга. Нужно упражнять каждую из них.

 О чем вы думаете, когда рисуете? Куда вы смотрите во время рисования, на рисунок или на модель?

Это очень важные вопросы, от ответа на которые во многом зависит качество  рисунка. Если  глаза в основном направлены на натуру, рисунок получается лучше, чем в том случае, когда взгляд направлен на сам рисунок. Почему это так?

Если вы сосредоточиваете внимание на рисунке, вы оцениваете свои усилия. У вас появляется искушение воспользоваться уже известными формулами и приемами, а не рисовать то, что вы видите на самом деле.  Когда вы сосредотачиваетесь в первую очередь на предмете рисования,  вы черпаете информацию о форме, пропорциях, которую можно выразить линиями на бумаге. Иногда практический диалог сводится к повторению всего одного слова, которое описывает впечатление, производимое предметом. Вы пытаетесь уловить это впечатление и передать его в рисунке. Слова, помогающие задержать это впечатление, называют "ключевыми". Тихонько произносите "угловатый", "острый", "длинный", "округлый", "нежный", "колючий", водя карандашом по бумаге, так вы не забудете полученное впечатление и вам будет легче его выразить.

Процесс рисования достаточно прост: мы смотрим на предмет, отмечаем его контур или форму, затем на мгновение удерживаем этот контур или форму в памяти и тут же рисуем, пока память свежа. Смотрим, запоминаем, рисуем.  О том, чтобы "думать", нет и речи. Фактически рисование можно рассматривать как действие, обычно не связанное с сознательным мышлением и знанием. Вот как выразил эту мысль художник и писатель Фредерик Фрэнк в своей книге "Мои глаза влюблены": "Рука должна быть всего лишь послушным сейсмографом, который регистрирует то, что ему непонятно. Чем меньшую роль играет сознание художника, тем правдивее и оригинальнее рисунок".

Процесс, который мы описали словами "смотрим, запоминаем, рисуем", можно определить как действие под названием "рисование вслепую". При этом ваша рука продолжает рисовать, в то время как глаза остаются прикованными к натуре. Часто у художников это происходит непроизвольно, если они очень увлечены работой. Но пока это не вошло в привычку, нужно этому учиться.

Рисование "вслепую" — прекрасный способ укрепить связь между зрением и рукой, что позволяет изображать контуры более четко.

Человек, который рисует, часто сталкивается с противоречием между тем, что он видит, и тем, что он знает.

В нашем сознании всегда хранятся мысленные образы окружающих нас предметов. Эти образы — воспоминания о предметах. Мы легко можем себе представить яблоко, собаку или лицо мамы. Иногда нам кажется, что этот мысленный образ — точная копия реальности. Но, если мы попытаемся его нарисовать, мы тут же понимаем, что для этого слишком мало информации, о форме, пропорциях, контуре или текстуре предмета. Мозг не может хранить в себе всю информацию, необходимую для того, чтобы сделать рисунок по-настоящему достоверным. Это работа зрения: нужно внимательно отследить округлые очертания, блестящую кожицу со случайно расположенными дефектами, игру светотени. Только зрение может дать эту информацию, а рука ее использует.

Что же мешает человеку видеть вещи достаточно ясно для того, чтобы быть в состоянии нарисовать их.

В детстве многие мечтают стать художниками и для этого у них есть все основания. Дети любят рисовать, хорошо учатся, уверенны в себе. Поэтому трудно поддается объяснению то обстоятельство, что некоторые дети, с успехом усваивающие знания и навыки в разных направлениях школьных программ, с трудом осваивают навыки рисования. Окончив школу, они к рисованию не возвращаются, ошибочно считая, что таланта к этому у них нет. По этой причине многие уверены, что умение хорошо рисовать зависит от врожденных способностей.
С таким мнением позволила себе не согласиться профессор Бетти Эдвардс преподаватель рисования в Университете штата Калифорния в Лонг-Бич. Увлекаясь статьями психобиолога, Роджера Сперри, который в конце 60-х годов прошлого столетия проводил исследования функций правого полушария мозга, и за которые в 1981 году был удостоен вместе со своими коллегами Нобелевской премии. Бетти Эдвардс по новому стала понимать некоторые проблемы, которые возникали в процессе обучения рисованию.

Открытия ученых, связанные с деятельностью полушарий головного мозга, проливают свет на многие особенности творческой деятельности. Установлено, что каждое полушарие природа наделила своими функциями. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, анализ, установление последовательностей. Оно детализирует, обобщает, классифицирует информацию, устанавливает причинно-следственные связи и делает выводы. Режим мышления левого полушария ученые определили как логический, вербальный.
Правое полушарие контролирует интуицию и творчество, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно, мыслит образно. Оно воспринимает юмор, музыку, поэзию, изобразительное искусство, помогает ориентироваться в пространстве. Правому полушарию принадлежит способность опознавать человеческие лица, улавливать малейшие признаки их различия, чувствовать эмоциональное состояние человека. Режим мышления правого полушария – невербальный, креативный.  Без «творческой» доли мозга мы бы превратились в  унылый сверхкомпьютер.
К сожалению, наша система образования продолжает до сих пор пренебрегать невербальной формой интеллекта. Таким образом, современный человек и общество в целом не используют большие возможности невербального, креативного режима мышления, заложенного природой.
С рождения ребенок, как правило, в равной степени пользуется возможностями, заложенными в разных долях его мозга. Наверное, поэтому до 10-12 лет, все дети - художники. Затем, из-за однонаправленности большинства современных учебных заведений, у большей части детей начинает доминировать какое-то одно полушарие чаще всего – левое «логическое». Креативное мышление из-за отсутствия востребованности развивается медленно.
В своих исследованиях ученые установили, что мозг и тело взаимосвязаны между собой следующим образом: правое полушарие контролирует левую часть тела, а левое – правую. Учитывая обратную связь, предполагается что, тренируя левую часть тела, мы способствуем развитию своих творческих возможностей, а тренируя правую часть тела, можем улучшить свое логическое мышление. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими своими руками. Тренируя левую руку, можно развивать правое полушарие мозга. Для этого хорошо на уроке  выполнять  следующие упражнения:
 

  1. Визуализация. Закройте глаза и представьте лист бумаги, с написанным вашим именем на нем. Вообразите, как буквы меняют цвет, сначала они красные, затем стали синими, потом желтыми. Точно также мысленно поменяйте цвет листа. Потрогайте свое имя, ощутите его запах, попробуйте его на вкус, послушайте, как оно звучит.
  2.  Возьмите альбомный лист и два карандаша в каждую руку. Рисуйте зеркально-симметричные изображения сразу двумя руками. Вы должны ощутить расслабление глаз и ваших рук, потому что от слаженной работы двух полушарий улучшается функционирование мозга.

 

  1. «Нос-ухо». Правой рукой схватитесь за нос, а левой за свое правое ухо, синхронно отпускаем обе руки, делаем хлопок и меняем руки, чтобы левая держалась за нос, а ваша правая за левое ухо.
  2. «Колечко». Быстро поочередно соединяйте все пальцы одной руки в кольцо с большим пальцем. Выполняйте сначала каждой рукой раздельно, затем двумя руками вместе.
  3. Хорошее упражнение для развития полушарий головного мозга делать что-то сразу двумя руками либо производить привычные действия другой рукой: для правшей – левой рукой, для левшей – правой рукой.

Лишь около 10 процентов людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга.
Синхронизация работы двух полушарий головного мозга способствует развитию интуиции. Учитывая тот факт, что и общеобразовательная система и жизненные ситуации в большей мере загружают наше «логическое» полушарие, поэтому для развития интуиции необходимо активизировать правое полушарие. Самый простой и естественный путь – использовать все виды творческой деятельности. Рисование, на мой взгляд, является самым доступным из них.

Когда обычный человек, у которого доминирует левое полушарие, пытается что-либо изобразить, его мозг оперирует простейшими символами. Глаз представляется кружком, дерево – вертикальной линией с пересекающими ее под углом горизонтальными линиями (ветками) и так далее.

Откуда же берутся символы? Каждый человек за годы детского рисования разрабатывает собственную систему символов. Данная система закрепляется в памяти, и символы с готовностью откликаются, как только вы обращаетесь к ним, - как это происходит, когда вы пробуете нарисовать по памяти портрет. Знающее свое дело левое полушарие говорит: «О да, глаза. Вот тебе символ для глаз, тот, которым ты всегда пользовался. Нос? Пожалуйста, вот как его надо рисовать. Рот? Волосы? Ресницы?» Символы есть для всего перечисленного. Есть символы и для стульев, столов, рук.

Психолог Роберт Орштейн утверждает, что для того, чтобы рисовать, художник должен отражать предметы подобно зеркалу, воспринимать их такими, каковы они есть. Таким образом, необходимо выключить доминирующее левое полушарие, чтобы мы могли видеть так, как видит художник.

Наиболее эффективный способ это сделать – поставить перед мозгом такую задачу, которую левое полушарие не сможет или не захочет решать.

Бетти Эдвардс предлагает:

- повесить перед собой какой-либо рисунок вверх ногами и попробовать нарисовать его. Левое полушарие не может справиться с этой задачей, так как ему непонятно, что рисовать, оно же  привыкло  работать с конкретными знаками, поэтому в работу вступает правое.

- попробовать нарисовать двусмысленную картинку, типа вазы-лѝца. Это тоже помогает научиться работать с образами, рисовать то, что видишь (линию, изгиб), а не «раскладывать» на составляющие (лоб, нос, губы).

- рисовать негатив – то есть то, что бы мы увидели, если бы сфотографировали картинку и смотрели на негатив. Или по-другому это называют «рисование пустого пространства»: то есть, рисуем не сам объект, а то пространство, что его окружает.  Это также учит работать с образами.

 

 

 

- рисовать, выходя за рамки бумаги. Это специальное упражнение: выходя за границы бумаги, человек выходит из своих рамок, которые ограничивали его, мешали творческому развитию.

- рисовать руками. В процессе такого творчества человек как бы становится ребенком, проявляет свою непосредственность и индивидуальность.

Развивая полушария головного мозга, у нас появляется возможность открыть в себе новые грани. У «левополушарного» человека, со временем могут  появиться новые идеи, а  «правополушарная» личность сможет реализовать все свои замыслы.

И правое, и левое полушарие в человеке одинаково важны. И даже самым великим художникам в жизни нужно и писать, и считать, и думать. Хорошо, когда развито правое полушарие, прекрасно – когда левое, и замечательно – когда оба. И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается), а для того,  чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть в себе весь потенциал, заложенный природой.

Литература:

Бетти Эдвардс « Откройте в себе художника», издательство: Попурри, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"

Исследовательская работа "Загадки полушарий головного мозга"...

Конспект урока "Большие полушария головного мозга", 8 класс

Представлен урок по технологии модульного обучения....

Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека

Лобная доля.1)Двигательный анализатор располагается в передней _центральной извилине и парацентральной дольке. В V и отчасти VI слое располагаются гигантские пирамидные клетки Беца, волокна кото...

Работа правого и левого полушарий головного мозга

В нашем головном мозге два полушария -правое и левое. Схема наглядно показывает за что отвечают разные полушария....

Развитие полушарий головного мозга. Игра на координацию движения и речь.

Приём можно использовать как на уроке для запоминания стихотворений, правил, песен, так и в качестве зарядки или физминутки на уроке или на внеурочной деятельности. Я использую этот приём в школе орат...